Психология детей с нарушением слуха.

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

Здоровые дети познают мир с помощью общения со сверстниками, родителями и другими окружающими людьми, дети же с нарушением слуха ограничены в этом, поэтому зачастую становятся замкнутыми и даже агрессивными.

Такие дети обладают рядом особенностей: это и замедленное формирование речи, и невозможность применить теоретические знания на практике, и отсутствие абстрактного мышления.

Ощущение ивосприятие.

Восприятие и ощущение - элементарный психический процесс – представляет собой целостный образ предметов и явлений.

Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятия.

У значительной части слабослышащих детей имеются те или иные остатки слуховых ощущений. Иногда они значительны и могут быть использованы в процессе обучения. Во время длительных занятий и упражнений остаточная слуховая функция у глухих детей активизируется. При этом улучшение слуховой функции идет не вследствие восстановления анатомо-физиологических механизмов слуха, а путем активизации и выработки у ребенка навыков использования уже имеющихся остатков слуха.

В связи с потерей слуховых ощущений у таких детей особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев развиты лучше. Такие дети часто подмечают детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок.

Слышащие дети чаще, чем дети со снижением слуха, путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Эти дети более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки слабослышащих детей содержат больше деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти.

Ребенок со снижением слуха может воспринимать речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия. Ребенок зрительно воспринимает и запоминает этот образ.

Кроме зрительных ощущений, важную роль в процессе познания играют также осязательные и двигательные ощущения.

Двигательные ощущения играют важную роль в овладении слабослышащими детьми устной речи. Слышащий ребенок при ошибке или неправильном произношении звука для исправления пользуется слуховым контролем, а слабослышащий – опирается на кинестетические ощущения, получаемые от движений артикуляционного аппарата. Двигательные ощущения для слабослышащих – средство самоконтроля, база, на которой формируется речь, особенно такие ее формы, как устная, мимическая (при классической системе обучения глухих).

Внимание.

Внимание - это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.Для неслышащих характерны неустойчивое состояние внимания, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы.

Память.

Память - это познавательный психический процесс, заключенный в запечатлении, сохранении и воспроизведении ранее воспринятой информации. Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта детьми со сниженным слухом значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий.

Образный материал они непосредственно запоминают более успешнее, чем слышащие, так как у них зрительный опыт богаче (зрительное запоминание).

Мышление.

Мышление - это сложный познавательный психический процесс, заключающийся в обобщенном опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс поиска и открытия нового.

Мышление человека неразрывно связано с речью и не может существовать вне её. Слабослышащие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно - образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами. В формировании словесно - логического мышления ребенок со снижением слуха резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности.

С целью успешной интеграции детей, основное заболевание которых сопровождается нарушением слуха, педагоги-психологи отделения психолого-педагогической помощи Краевого реабилитационного центра «Орленок» разработали и ввели в работу программы реабилитации, составляющими которых являются организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, способы взаимодействия, стиль общения), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка.

Работа с детьми ведется с использованием методов арт-терапии, песочной терапии, цветотерапии, игротерапии, сказкотерапии.

Дети становятся более самостоятельными, позитивно настроенными, творческими, активными, общительными и могут адаптироваться в коллективе. Совместное творчество, общение, взаимодействие друг с другом дает возможность детям стать полноценной частью общества. Ребенок, с нарушением слуха, так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем. Помочь ему обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу помогает совместная работа психологов и родителей. Регулярные занятия, внимание и забота близких способны творить чудеса. Только при этих условиях социализация пройдет успешно.