Сенсорное воспитание, в социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

Синдром Дауна - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Впервые данная патология была описана в 1866 году Джоном Лэнгдоном Дауном под названием «монголизм». Накопленный опыт работы опыт работы с данной категорией, показывает что, детям с синдромом Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличение. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для дальнейшего развития.

Цель коррекционной работы отделения психолого-педагогической помощи Краевого реабилитационного центра «Орленок» - социальная адаптация детей с синдромом Дауна, приспособление к жизни и социализация в обществе. Специалисты отделения используют все познавательные способности детей, и учитывают специфику развития психических процессов, стараются развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли найти свое место в жизни, адаптироваться к условиям современного общества.

Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с такой патологией. Основным дидактическим принципом в развитии таких детей является задействование разных каналов восприятия и органов чувств. Для улучшения результата подключается осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний идет мелкими шагами, разбивая одно задание на несколько частей. Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий учитываются особенности психологического развития. Одним из приоритетных направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна является сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - начальная ступень коррекционного развития обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия окружающего мира у ребёнка с аномалиями развития. В основе сенсорного воспитания лежит развитие чувственного ощущения.

На занятиях по сенсорному воспитанию педагогами-психологами используется кинетический песок, который способствует улучшению чувственных ощущений, оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка, он начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность. Психологические коррекционные занятия с использованием данного материала осуществляются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Проводятся занятия по методам арт-терапии, песочной терапии, водной терапии, сказкотерапии, игротерапии, с использованием методик: «Радуга», «Песочные фантазии», «Водные приключения». Использование традиционных и нетрадиционных техник активизирует творческие способности, повышают самооценку ребенка. Дети включаются в общие игры, начинают проявлять интерес к занятиям и друг к другу, несмотря на страх и боязнь неудачи, все равно идут вперед. Посредством живого общения преодолеваются психологические барьеры, формируется устойчивое восприятие.