Развитие интереса к чтению у детей с ограниченными возможностями.

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Проблема приобщения детей к чтению сегодня стоит остро и постоянно обсуждается в публикациях периодической печати, на страницах научных и методических журналов.

Особую актуальность данная проблема приобретает в отношении детей с ДЦП. Этот диагноз предполагает нарушение опорно-двигательного аппарата, психики, зрения, слуха, задержки речи. Такие дети нуждаются в специальном подходе к обучению, им требуется щадящий режим, психологическая и коррекционно-педагогическая помощь.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

нарушение способности к концентрации внимания;

снижение объёма механической памяти;

трудность переключения с одной деятельности на другую;

общая психическая истощаемость;

снижение умственной работоспособности.

В Краевом реабилитационном центре «Орленок» таким детям уделяют особое внимание. При проведении учебных консультаций учитывается особенности диагноза, психофизическое развитие, а также типичные трудности в овладении учебным материалом.

Одной из непростых задач является обучение технике чтения и привитие интереса к чтению. Ребёнок, имеющий ограниченные возможности, должен хорошо познать окружающую действительность. Ведь социальная адаптация предполагает наличие способности активного приспособления личности к меняющимся социальным условиям. В этом может помочь и книга, поэтому в реабилитационном процессе отводится время обучению чтению, привитию навыка самостоятельного чтения, положительного отношения к процессу чтения.

Работа по формированию навыков чтения осуществляется на консультативных занятиях по русскому языку, литературе и развитию речи в сотрудничестве с родителями обучаемых детей. Тщательное изучение интересов каждого ребёнка дает возможность педагогу-консультанту выделить основной путь, по которому необходимо вести работу с ним. Дети с ДЦП ориентированы в основном на прозаический жанр, их привлекают русские народные и литературные сказки, небольшие рассказы и стихи о детях, животных с несложным идейным содержанием.

Одной из главных проблем в обучении чтения является работа с текстом, т. к. они испытывают трудности в определении темы и главной мысли произведения, затрудняются содержательно отвечать на вопросы, делить текст на смысловые части, составлять план пересказа, формулировать монологические высказывания, оценивать поступки героев, понимать и анализировать поэтические произведения. У детей при прочтении текста, как правило, отсутствует целостное восприятие произведения, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами, затрудняются определить мотивы поведения персонажа. При ответах на вопросы не могут самостоятельно обратиться к тексту произведения, не обобщают прочитанное. Поэтому на занятиях работа по восприятию содержания текста проводится в три этапа:

работа с текстом до чтения;

работа с текстом во время чтения;

работа с текстом после чтения.

В каждом этапе осуществляется определённая последовательность работ: подготовительная работа с детьми к восприятию текста, словарная работа, первоначальное выразительное чтение текста педагогом-консультантом, самостоятельное чтение ребёнком, анализ прочитанного при повторном чтении, работа над составлением плана, пересказ по составленному плану, работа над характеристикой героя, оценивание поступков героя, работа над выразительными средствами художественного произведения.

Положительное влияние на эмоционально-волевую сферу детей с ДЦП и познавательный интерес имеет работа над сказкой. Сказки помогают детям задуматься о нравственных качествах героев, отличать хорошие поступки от плохих.

Большинство из детей с ограниченными возможностями здоровья затрудняются в словесном описании своих переживаний. Для них более естественно выражать их в доступной игровой деятельности, опираясь на образное мышление. Таким образом, у детей формируется способность к самостоятельным наблюдениям, обобщениям и адекватным выводам, что, безусловно, способствует формированию необходимых качеств для успешной адаптации в социуме. Благоприятная эмоциональная атмосфера на занятиях позволяет максимально раскрыть потенциал каждого ребёнка, что обеспечивает устойчивый познавательный интерес к чтению.