Особенности организации познавательной деятельности детей младшего и среднего возраста

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

         Многих педагогов волнует вопрос, как правильно и интересно организовать познавательную деятельность детей. Актуальна эта тема и для библиотекарей. Библиотека - это центр культуры, центр духовного и нравственного становления личности.

         Поскольку содержанием познавательной деятельности являются научные знания, значит в ней закладываются основы мировоззрения ребенка, его отношения к реальному миру. Именно в библиотеке через правильную организацию чтения книг, журналов, газет, знакомства с жизнью и творчеством писателей, сообщений о фактах окружающей среды, сведений о событиях в мире познавательная деятельность открывает детям окно в мир знаний.

         Поэтому задача библиотекаря - увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием, которое бы развивало мыслительные способности детей, расширяло кругозор, пополняло словарный запас языка.

         Первоначальным этапом работы с детьми, проходящими реабилитацию в  Краевом реабилитационном Центре «Орленок», является  анкетирование, на основании которых проводится диагностика по разным показателям: любят ли они читать, какими произведениями интересуются, отмечают проблемные вопросы.

         Анкетирование дает возможность библиотекарю подобрать интересный и содержательный материал, спланировать библиотечные часы, темы бесед, подобрать интеллектуально- развивающие игры.

         Самой эффективной формой организации познавательной деятельности является групповая работа, она позволяет успешно включиться в деятельность, выполнять то или иное задание своей группы каждому ребенку. В библиотеке учреждения проходит много интересных тематических мероприятий, в которых принимает участие каждый ребенок.

         Успешно проводятся библиотечные часы, посвященные творчеству детских писателей.

         Все дети из разновозрастных групп вовлекаются в деятельность. Им предлагаются  различные задания: прочитать подобранный по возрасту рассказ, приготовить инсценировку из понравившегося эпизода произведения, с интересом работают над биографическим материалом писателей, оформляют выставки книг, разрабатывают викторины.

         В заключение реабилитационного периода с детьми проводится  тематическое мероприятие, направленное на систематизацию и закрепление полученных знаний и умений, активизацию познавательной деятельности.

         В процессе мероприятия ребята открывают для себя окно в мир книг и знаний: читают стихи, декламируют отрывки из любимых произведений, показывают сценки, сообщают интересные факты из жизни и творчества писателей.

          Тематика итоговых библиотечных часов  широка и разнообразна. В зависимости от календарных юбилейных дат писателей и поэтов, государственных праздников, исторических событий библиотекарем побирается  необходимый материал для успешной социально-педагогической реабилитации детей. 

         Так, одним из ярких итоговых мероприятий являлся тематический час «Он сочинял свои рассказы как бесконечную игру», посвященный дню рождения А.П. Гайдара.

         Задания, которые  предлагались детям, позволили им собрать интересный материал о писателе. Ребята прочитали рекомендованные библиотекарем рассказы и повести, работали со словарями, справочной литературой, нашли значение слова «гайдар», подготовили к просмотру художественный фильм «Тимур и его команда».

         Дети младшего школьного возраста  показали сценку из рассказа писателя «Чук и Гек», вообразив себя героями этого рассказа. Некоторые ребята захотели стать похожими на главного героя произведения - Тимура, совершать благородные поступки.

         Все участники  отметили безграничный вклад  писателя  А.П. Гайдара в мировую литературу.

         Такая организация познавательной деятельности детей интересна им самим, они чувствуют свою причастность к делу.

         В библиотеке есть сложившаяся традиция - от каждой группы детей по два человека входят в Совет дела.

         Совместно с библиотекарем эти ребята предлагают, как интереснее провести мероприятие, осуществляют контроль за подготовкой к нему, помогают ребятам младшего возраста. Например, по инициативе членов Совета дела был проведен библиотечный час «Афганистан   болит в душе моей».        Ребята нашли и записали для прослушивания песни в исполнении группы «Голубые береты»,  подобрали стихи советских поэтов о мужестве и чести защитников Отечества.

         Под руководством библиотекаря оформили стенд «Зажгите свечи», на котором разместили фотографии и сообщения о воинах-интернационалистах Ставропольского края, не вернувшихся домой с войны. Ребята минутой молчания  почтили память  погибших.

         Очень важным условием в организации познавательной деятельности подростков является обращение к занимательным формам работы: игре, различным путешествиям, виртуальным экскурсиям.

         Игра наряду с учением создает радостный психологический настрой, способствует появлению желания у ребенка заниматься свободной познавательной деятельностью. Дети любят игры состязательного, соревновательного характера.

         В библиотеке учреждения часто проводится игра «Поле чудес», которая стимулирует интерес к определенной отрасли знаний, теме, предмету, развивает смекалку, догадливость, творческие способности. Темы к  игре подбираются разные: «Свет рождественской звезды», «Я выбираю ЗОЖ», «Наша школьная пора», «Эти забавные животные», по содержанию прочитанных книг и другие.

         Ребята с удовольствием  крутят барабан, по буквам разгадывают зашифрованное на табло слово, имитируют звонок другу, находящемуся в зале.     Такая организация познавательной деятельности детей поучительна и интересна.

         Встречи с писателями, поэтами, представителями районной меж поселенческой библиотеки станицы Ессентукской также являются одной из форм организации познавательной деятельности ребят. Они задолго готовятся к ним, записывают вопросы, которые будут задавать, читают и заучивают стихи. Так прошли встречи с поэтом России С.Н. Рыбалко и поэтом Ставрополья А. Головко.

         Особое внимание уделяется такой форме организации познавательной деятельности как  виртуальная экскурсия, которая оставляет огромное впечатление у детей. Члены Совета дела подбирают темы экскурсии,  готовят слайдовые видеоролики, выступают в роли экскурсоводов. Темы к  виртуальным путешествиям ребят  разные: «Храм Христа Спасителя», «Байкал - это чудо озеро», «Наш Эльбрус» и другие.

         Проводя любую занимательную деятельность детей, нельзя забывать о поощрении, они это любят.

         Одним словом, форм организации познавательной деятельности много, педагогу только нужно разбудить в детях положительное отношение к познанию, и это поможет правильно организовать социально-педагогическую  реабилитацию.