Логопедическое сопровождение слабослышащих детей с кохлеарной имплантацией

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Стойкое поражение слуха приводит к нарушению развития речи и всей познавательной деятельности. Дети с кохлеарной имплантацией представляют собой особую группу, которая одномоментно начинает слышать, но по уровню слухового и речевого развития она соответствует глухим детям (безречевым). Сопровождение детей с кохлеарным имплантом является очень сложной педагогической задачей, от решения которой, зависит дальнейший прогноз речевого и социального развития ребенка.

Речь — это, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. Без понимания речи невозможна успешная интеграция такого ребенка в общество слышащих людей.

В настоящее время наблюдается высокая востребованность эффективных технологий слухоречевой реабилитации именно после кохлеарной имплантации (далее КИ).

В Краевом реабилитационном центре «Орленок» в отделении психолого-педагогической помощи учителем-дефектологом ведется коррекционная работа по программе «Альтернативные аугментативные способы коммуникации», главной целью которого является сопровождение и интеграция детей с КИ в среду слышащих сверстников.

На начальном этапе работы с такими детьми изучается уровень слухового восприятия, наличие условно-двигательной реакции на звук, восприятие неречевых звуков, особенности дифференциации отдельных характеристик звучаний, различение неречевых и речевых звуков по количеству, длительности, громкости, высоте, локализация источника звука в пространстве, восприятие на слух речевого материала.

В работе дефектолога основными задачами являются: оказание логопедической помощи ребенку с КИ в овладении полноценной речью; осуществление тесного взаимодействия специалистов и родителей, родителя и ребенка в повышении результативности коррекционной работы.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми с КИ включают в себя: развитие общеречевых навыков, активизацию и постановку звуков, фонетико-фонематического слуховосприятия, лексико-грамматических категорий связной речи.

В результате коррекционно-развивающей деятельности дети  воспринимают, соотносят и дефферинцируют на слух звуки, определяют громкость, силу, темп, направленность звуков, что способствует появлению новых коротких слов, фраз и развернутых предложений. 

Важной составляющей работы учителя-дефектолога является взаимодействие с родителями и специалистами учреждения - педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, а также, систематическое проведение индивидуальных и групповых занятий с участием родителей. Дефектолог знакомит родителей со специальной литературой, дает рекомендации на закрепление пройденного материала. Тем самым мотивирует их на дальнейшую самостоятельную работу.

 

 

Учитель-дефектолог Секундова Л.А.