ГБУСО "КРЦ "Орленок" - Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» в IV квартале 2017 года
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания

"Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"


 

Меню

Главная
О центре
Структура Центра
Персонал
Административно-управленческий персонал
Отделение социально-медицинской реабилитации
Отделение приема и выпуска
Отделение психолого-педагогической помощи
Отделение социальной реабилитации
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Стационарное отделение "Мать и дитя"
Персонал кухни и столовой
Хозяйственно-обслуживающий персонал
История
Паспорт ГБУСО КРЦ "ОРЛЁНОК"
Документы
Устав
Положение о ГБУСО "КРЦ "Орлёнок"
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении приема и выпуска
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении «Мать и дитя»
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социально-медицинской реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социальной реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении психолого-педагогической помощи
ПОЛОЖЕНИЕ о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме
Лицензии
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц
Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе
Коллективый договор
Правила внутреннего распорядка для сотрудников
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Материально - техническое оснащение Центра
Планы
2021
2022
Кодекс этики и служебного поведения работников учреждений социального обслуживания
Награды Центра
Контакты
Попечительский совет
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
Проверки
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
Учетная политика
Финансово-хозяйственная деятельность ГБУСО КРЦ Орленок
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Реабилитация
(ИЗМЕНЕНИЯ) Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Статистика по количеству получателей социальных услуг
Статистика по объему предоставляемых социальных услуг
Правила приема получателей социальных услуг
Правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг
Права и обязанности получателей социальных услуг
Учреждения и организации, оказывающие социальные услуги психолого-медико-педагогической реабилитации
Платные услуги
Положение о порядке и условиях предоставления платных социальных услуг
Прейскурант цен на платные услуги
Договор о предоставлении социальных услуг
Перечень организаций социального обслуживания населения Ставропольского края, осуществляющих учёт несовершеннолетних получателей социальных услуг и направление их в ГБУ СО "КРЦ"Орлёнок"
Отчеты о деятельности ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Приказ об организации работы по направлению несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Порядок предоставления социальных услуг в Ставропольском крае
Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 20.01.2017 № 13-п
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 04.02.2020 № 55-п
Порядок предоставления социальных услуг в ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
Отделение социально-медицинской реабилитации
Локальные акты Центра
График работы отделений
Графики заездов
2024 год
2023 год
2022 год
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Численность получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2024 год
Независимая оценка качества условий оказания услуг
2023
2021
2019
2018
Профилактика короновируса Сovid-19
Дополнительное образование детей
2023 - 2024 учебный год
2022 - 2023 учебный год
2021-2022 учебный год
2020-2021 учебный год
2019-2020 учебный год
2018-2019 учебный год
2017-2018 учебный год
Локальные акты
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Методическая деятельность
Достижения наших детей
НАВИГАТОР
Статьи
Правовое просвещение детей и родителей
Государственное задание
2024 г.
2023 г.
2022 г.
2021 г.
2020 г.
2019 г.
2018 г
Законодательство Российской Федерации и Ставропольского края
Законодательство Российской Федерации
Законодательство Ставропольского края
Информационная безопасность и защита персональных данных
Информационная безопасность
Защита персональных данных
Реализация 442-ФЗ
Информационно - разъяснительные материалы
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Нормативно-правовые акты Ставропольского края
Локальные документы
Приказ о создании рабочей группы по организации и проведению слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
СОСТАВ рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Формы документов
Реализация программы "Право быть равным"
Противодействие коррупции
Заявить о факте коррупции
Методические материалы
Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
Законондательство Российской Федерации
Законондательство Ставропольского края
Документы организации по вопросам противодействия коррупции
Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Это интересно
Методики
Спорт-развл. программы
Программы
Направление Интеллект
Направление Досуг
Направление Нравственность
Направление Экология
Программы психологов
Тактильная чувств-ть и мелкая моторика
Проективные игры на песке
Групповые игры
Индивидуальные игры
Медиа
Фото заездов
Фото заездов 2016 года
Фото заездов 2017 года
Фото заездов 2018 года
Фото заездов 2019 года
Фото заездов 2020 года
Фото заездов 2021
Видео
Закладка Часовни
Открытие часовни
Встреча с епископом Феофилактом
В гостях у психологов
Визит М.А. Топилина
Конференция
"Большие" победы маленьких детей
Гимн Орленка
Календарь памятных дат
Информация для родителей
Как к нам попасть
Мы помним... К 76-летию Победы в Великой Отечественной войне
Фотоальбом
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны в 2018 году
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в 2017 году
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2016 год
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2015 год
Свеча памяти
Мастер-класс "Цветы Победы" в рамках акции "Добровольцы детям"
Бесплатная юридическая помощь
Детский Телефон доверия
17 мая – Международный день детского телефона доверия
Если тебе сложно - просто позвони! Детский телефон доверия
Детский телефон доверия
Доступная среда
Обратная связь и книга жалоб и предложений
Обращения граждан
Порядок подачи обращений
Порядок подачи обращений в электронном виде
"Горячая линия"
Благодарственные письма и отзывы
Часто задаваемые вопросы
Книга жалоб и предложений
Адреса и телефоны контролирующих организаций
Анкета оценки качества предоставления социальных услуг ГБУСО КРЦ "Орленок"
Волонтёрское движение
#Stopугроза#
Хартия "Цифровая этика детства"
Антитеррор

Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» в IV квартале 2017 года

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Итоги

работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания

«Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» в IV квартале 2017 года

Коечная мощность учреждения - 90 коек.

В IV квартале 2017 года, в соответствии с графиком заездов в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок», утверждённому министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, проведено 4 заезда, всего принято на реабилитацию 333 получателя социальных услуг, из них:

детей -224:

по стационарному отделению реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями: детей всего - 102 человек, в т. ч. дети- инвалиды - 6 чел., дети с ограниченными возможностями здоровья - 96 чел.;

по стационарному отделению «Мать и дитя» всего - 231 человек, из них: детей всего - 122, из них, детей-инвалидов - 95 человек, детей с ограниченными возможностями (по возрастным показателям) - 27 человек;

сопровождающих лиц - 109 человек.

В 2017 году всего принято на реабилитацию 1402 получателя социальных услуг, из них:

детей 963 человека:

по стационарному отделению реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями: детей всего - 489 ребенка, в т. ч. дети- инвалиды - 53 чел., дети с ограниченными возможностями здоровья - 436 чел.;

по стационарному отделению «Мать и дитя» всего - 913 человек, из них: детей всего - 474, из них, детей-инвалидов - 353 человека, детей с ограниченными возможностями (по возрастным показателям) - 121 ребенка;

сопровождающих лиц - 439 человек.

Выполнение плана койко-дней составило - 6822 койко-дня (90,2%):

стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 2096 койко-дня (83,2%);

стационарное отделение реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 4726 койко-дней (93,8%).

По итогам работы в 2017 году:

выполнение плана койко-дней составило - 30146 койко-дня (101,5%):

стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 10583 койко-дня (106,8%);

стационарное отделение реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 19563 койко-дней (101,2%).

Всего оказано 71786 услуг, из них:

бесплатно - 69336 услуг;

на платной основе (питание, проживание) - 2450 услуг.

Всего в 2017 году оказано 299121 услуг, из них:

бесплатно - 289273 услуг;

на платной основе (питание, проживание) - 9848 услуги.

Оказываемые социальные услуги соответствуют требованиям Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. Средняя оценка по 5-бальной шкале составила 5 баллов.

Мониторинг качества услуг

Удовлетворённость клиентов качеством оказываемых услуг, согласно анкетирования:

Из опрошенных получателей социальных услуг и их законных представителей - 197 человек (93%) полностью удовлетворены качеством оказываемых услуг, 14 человек (7%) - частично. Отрицательных результатов нет.

Изучение результатов реабилитации посредством опроса родителей детей, нуждающихся в сопровождении, заключения специалистов социального медико-психолого-педагогического консилиума Центра показало, что у детей, в результате комплекса реабилитационных и интеграционных мероприятий, непосредственно в процессе курса реабилитации наступили положительные изменения в физическом и психологическом состоянии здоровья

Реабилитационный процесс

Деятельность отделения медико-социальной реабилитации заключалась в реализации мер, направленных как на устранение или смягчение физиологической патологии, так и на формирование личностных качеств детей всех категорий.

Отделение осуществляло организацию поэтапного выполнения индивидуальных программ предоставления социальных услуг в части реализации комплекса медицинских, социально-медицинских мероприятий детям и подросткам, взаимодействия специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи.

Психологическая, педагогическая, творческая, бытовая реабилитация проводились во взаимодействии с медицинской.

В процессе реабилитации был использован комплекс медицинских технологий, направленный на достижение такого состояния ребенка, когда он способен к выполнению функций - самостоятельно или поддержки взрослых передвигаться, трудиться, обучаться, развивать коммуникативные способности.

Основной контингент детей, поступающих в Центр, это дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом (ДЦП) со средними и выраженными нарушениями со стороны НС, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом, дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.

В отчетный период Центр принял на реабилитацию следующие категории детей:

 

Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ

до 6 лет

от 7 до 10 лет

от 11 до 14 лет

от 15 до 17 лет

 

Стационарное отделение «Мать и дитя»

3 года

от 3 до 6 лет

от 7 до 10 лет

от 11 до 14 лет

от 15 до 17 лет

всего: 102

всего: 122

5

(5%)

32

(31%)

54

(53%)

11

(11%)

-

66

(54%)

38

(31%)

12

(10%)

6

(5%)

в т.ч. Дети-инвалиды 6 чел. (6%)

в т.ч. Дети-инвалиды 95 чел. (78%)

-

1

(1%)

2

(2%)

3

(3%)

-

41

(34%)

38

(31%)

10

(8%)

6

(5%)


В структуре заболеваемости детей поступивших на реабилитацию за отчетный период, болезни нервной системы занимают ведущее место - 121 ребёнок (54%);

далее идут:

болезни органов дыхания - 38 детей (17%);

болезни костно-мышечной системы - 33 реб. (15%);

психические расстройства и расстройства поведения – 16 детей (7%);

врожденные аномалии (пороки развития) - 9 детей (4%);

болезни системы кровообращения - 3 чел. (1,3%);

болезни глаза и его придаточного аппарата - 2 ребёнка (0,9%);

болезни мочеполовой системы - 1 чел. (0,4%);

болезни органов пищеварения - 1 чел. (0,4%)

Результаты проведенных мероприятий медицинской реабилитации:

Количество детей

 

IV квартал

чел.

%

поступивших на реабилитацию

224

100%

выбывших с улучшением

224

100%

без перемен

-

-

с ухудшением

-

-

 
В программе медико-социальной реабилитации использовались традиционные методики:

- лечебная физкультура – активная, пассивная, с использованием тренажеров;

  • массаж лечебный применялся при заболеваниях нервной системы, опорно-двигательного аппарата, ЛОР, органов дыхания, костно-мышечной системы.

Специалистами использовались приемы, способствующие расслаблению гипертонуса мышц, седативному действию на гиперкинезы отдельных групп мышц; улучшающие стимулирующие, тонизирующие фун­кции паретичных мышц для снижения вегета­тивных и трофических расстройств и улучше­ния общего состояния ребенка и работоспособности его мышц;

- аппаратная физиотерапия – применялся электрофорез с эуфиллином, папаверином и т.д., магнитотерапия, амплипульстерапия, дарсонвализация, светолечение, электростимуляция и др. Широко применяется модульная система BTL-4000,5000 – в этих аппаратах сочетается до 4 терапий: электротерапия + ультразвуковая терапия + лазерная терапия + магнитотерапия;

- грязелечение с применением аппликаторов тамбуканской грязи, ценным терапевтическим действием которой является нормализация микроциркуляции, как в очаге воспаления, так и во всех тканях организма. Улучшая трофику тканей, грязь способствует размягчению рубцов, рассасыванию спаек, стимуляции процессов регенерации, уменьшению тугоподвижности и увеличению объема движений суставов при фиброзных изменениях в результате артрозов, артритов и т.д.;

- бальнеотерапия – хвойные, йодобромные, шалфейные ванны;

- SPA-терапия;

- фитотерапия, витаминотерапия.

Специальные методики:

- лечебная физкультура, адаптивная физическая культура с использованием реабилитационного костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант».

Комбинезон использовался в качестве тренажера тела, рук и ног для детей разного возраста и комплекции.

Специалисты Центра и родители (по результатам заключительного консилиума) отмечали положительное влияние РК «Фаэтон», РУ «Атлант» на развитие двигательных возможностей детей. Более чем у 98% маленьких пациентов центра, реабилитационная методика позволила улучшить координацию движений, активизировать навыки передвижения, отработать твердую поступь ходьбы и перекатку с пятки на полную стопу. Дети впервые стали совершать шагательные движения, а также закрепили навыки самостоятельного стояния, ходьбы.

- вертикализатор (стендер) - это вспомогательное устройство, позволяющее детям с ограниченными возможностями и пациентам в период реабилитации после травмы принимать вертикальное положение с целью профилактики негативных последствий длительного пребывания сидя или лежа (профилактика легочной и почечной недостаточности, пролежней, остеопороза, депрессии.)

- PNF-метод проприцептивного нервно-мышечного проторения. Основой метода стало положение о работе «проприоцептивной нервной системы». Во всех мышцах, суставах, связках существуют проприорецепторы, реагирующие на растяжение и сжатие. С помощью определенных манипуляций инструктор воздействует на данные рецепторы, тем самым, стимулируя и облегчая, выполнение какого-либо движения всего тела или конечности. Благодаря стимуляции происходит формирование и закрепление движения на более высоких уровнях ЦНС, появляются правильные статические и динамические стереотипы, увеличивается двигательная активность.

спелеотерапия – уникальный метод оздоровления и профилактики заболеваний, основанный на использовании искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных соляных шахт. Оказывает выраженное оздоравливающее действие - снятие эмоционального стресса и улучшение функциональных, адаптационных и защитных возможностей организма. Основным действующим фактором является практически асептический без аллергенный воздух, насыщенный сухим высокодисперсным аэрозолем хлорида натрия, имеющий постоянный температурно-влажностный режим.

В отделении социально-медицинской реабилитации Центра аппараты Artromot применялись в реабилитации детей с детским церебральным параличом, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, последствиями травм в возрасте от 4 до 15 лет. Отбор детей проводился на основании представленных медицинских заключений учреждений здравоохранения и осмотра врача отделения. Показаниями для применения являлись посттравматические нарушения подвижности суставов, патологии связочного аппарата, контрактуры, дисплазии, некоторые формы детского церебрального паралича.

В 2017 году по структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата:

ДЦП - 151 ребёнок, последствие травм - 24 ребёнка, последствие перенесённой нейро-инфекции - 16 детей, дисплазии и врождённые аномалии - 58 детей, плоскостопие - 85 человек.

Сформирован следующий охват целевых групп детей по функциональному воздействию на суставы: Artromot-К1 для разработки коленного и тазобедренного суставов - 102 ребёнка, Artromot-SP3 для разработки голеностопного сустава - 232 ребёнка, Artromot-F для разработки суставов руки и пальцев - 48 детей, Artromot-H для разработки лучезапястного сустава - 105 детей, Artromot-E2 - для разработки локтевого сустава - 43 ребёнка.

По результатам применения аппаратов Artromot в реабилитации детей наблюдается увеличение амплитуды движений, улучшение походки, улучшение функции суставов верхних и нижних конечностей; уменьшение болевого синдрома, улучшение метаболизма.

У детей с нарушениями функций верхних конечностей положительная динамика заключалась в уменьшении или полном исчезновении контрактур поражённых суставов, что проявлялось в увеличении амплитуды движений, исчезновении болевого синдрома. Вследствие чего улучшились двигательные функции рук, мелкая моторика, дети самостоятельно осуществляли захват предметов рукою. У детей с нарушениями функций нижних конечностей отмечалось улучшение походки, вследствие восстановления подвижности суставов, исчезновение либо уменьшение болевого синдрома, дети приобрели навыки активного передвижения, самостоятельного бега.

Опорно-двигательный кабинет биологической обратной связи БОС - предназначен для улучшения функционального состояния мышечной системы и опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, нарушения осанки, нарушения функций тазобедренного сустава, нарушения функций кисти и т.д.

В 2017 году по структуре заболеваний: ДЦП - 55 детей, нарушение осанки - 135 детей, плоско-вальгусные стопы - 21 ребёнок, последствия травм - 48 детей, ПРОПЦНС - 44 ребёнка

Анализ показателей выявил следующую положительную динамику: у детей сформирован навык правильной осанки, улучшилась походка; улучшились функции суставов верхних конечностей; расширилась амплитуда движений, уменьшился болевой синдром.

В 2017 году учреждение, благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (председатель Правления фонда М.Гордеева), в рамках реализации мероприятий программы «Право быть равным» на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края, приобрело современный, многофункциональный универсальный тренажер Имитрон.

По структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП - 40 детей, последствия инсультов - 3 ребёнка, дисплазии и врождённые аномалии - 2 ребёнка.

Принцип действия шагохода: ребенок, активно двигая верхними конечностями, приводит в синхронное движение все элементы конструкции тренажера, перемещая опоры адинамических нижних конечностей, и тем самым, находясь в вертикальной позиции, комплексно приводит в движение организм - имитирует ходьбу. Одновременно активно работают верхние конечности с плечевым поясом, приводящие в движение всю систему, также тренируются мышцы живота и спины, повороты туловища и таза.

По результатам применения имитатора ходьбы Имитрон в реабилитации детей наблюдается стабилизация правильного положения тела; увеличение амплитуды движений суставов верхних и нижних конечностей; совершенствование навыков ходьбы, выработка шаговых движений; повышение эмоционального фона.

В отделение социально-медицинской реабилитации Краевого реабилитационного Центра «Орлёнок», благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (председатель Правления фонда М.Гордеева), в рамках реализации мероприятий программы «Право быть равным» на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края, приобретено новое оборудование – адаптационный трёхколёсный велосипед «РИФТОН».

По структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП - 35 детей, последствия инсультов - 1 ребёнка, дисплазии и врождённые аномалии - 2 ребёнка, последствия ПРОПЦНС с когнитивными нарушениями - 3 ребёнка, плоскостопие, нарушение осанки - 11 детей.

Адаптационный трёхколесный велосипед «Рифтон» использовался как в динамическом движении, так и в статичном состоянии, как стационарный тренажёр для ног. Во время езды бедра, колени, и лодыжки активизируют мышцы и регуляцию моторики по образцу, схожему с ходьбой, мышцы совершают циклические движения, сгибаются, напрягаются и растягиваются.

Езда на велосипеде содействовала движению нижними конечностями по реципрокному образцу и последовательно, что способствовало укреплению соответствующей группы мышц, суставов, дало возможность положительно повлиять на регуляцию моторики. Езда осуществлялась по прямой линии, по кругу, с поворотами.

По результатам применения велосипеда (велотренажёра) «Рифтон» в реабилитации детей наблюдается развитие координации движений, опорной функции стопы и хватательной силы рук, тренируются мышцы ног, улучшается реакция выпрямления и мышцы подготовляются к ходьбе, в т.ч. По лестнице, улучшение эмоционального состояния.

При поступлении клиентов на реабилитацию осуществлялся осмотр узкими специалистами: врачом-педиатром и врачом-неврологом. По результатам осмотра разрабатывалась индивидуальная программа предоставления социальных услуг с последующей ее коррекцией (по необходимости) и динамическим наблюдением за состоянием здоровья.

В течение реабилитационного процесса за здоровьем пациентов велось динамическое наблюдение врачом-педиатром, медицинской сестры диетической.

Медицинским персоналом отделения проводилась работа с детьми по формированию навыков здорового образа жизни, велись беседы о соблюдении режимных моментов, правил личной гигиены, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.

 

Реабилитационная работа в отделении «Мать и дитя» была направлена на реализацию реабилитационного потенциала детей, расширение навыков социализации и среды взаимодействия, повышение эмоциональной и познавательной активности, развитие мелкой моторики рук

В 2017 году, при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применялись особые коррекционно-развивающие педагогические технологии (индивидуальные и групповые занятия, беседы, консультации, конкурсы, игры, прогулки, экскурсии и др.), позволяющие достичь положительной динамики в их воспитании и развитии, успешной социализации в обществе:

рисование пальчиками и ладошками: «Расцвели тюльпаны», «Первый снег», «Рукавичка Деда Мороза», «Рябинка для синички», «Кто в море живёт?», «Морское путешествие», «Заборчик», «Вишенки», «Цветик-семи цветик», «Радуга-дуга», «Салют», «Подводный мир», «Ананас», «Сказочная птица», «Ясное солнышко», «Ежик на травке», «Летнее солнышко», «Цветочная лужайка», «Развесистое дерево», Волшебное дерево», «Осьминожки», «Дождик кап-кап», «Морские обитатели», «Мухомор», «Стрекоза», «Морские просторы», «Ветка рябины», «Солнышко», «Павлин», «Капелька кап-кап», «Арбуз», «Витаминка», «Осенний дождик», «Волшебные пальчики», «Царство грибов», «Ягодки на кустиках», «Дождик, дождик, кап, кап, кап.», «Петушки ссорятся», «Деревья осенью», «Волны в море разгулялись», «Деревья осенью уснули», «Разноцветные фигуры», «Калинка», «Чудо -ёлочка», «Зимний лес», «Ой, снег, снежок», «Гномик из ладошки», «Подсолнух», «Колокольчик», «Ветка мимозы», «Украсим пасхальное яйцо»

рисование ребром картона: «Снежинки», «Снежинки летят»; рисование кисточками: «Портрет солдата», «Папа, мама, я – дружная семья», «Радуга», «Колючий шар», «Котенок Гав», «Это все лето», «Слон и Моська», «Черепашка Пашка», «Весёлые животные ,«Белый медвежонок» ;

рисование манной крупой:

«Узор на тарелке»; «Кошечка», «Совёнок», «Российский флаг»;

рисование мятой бумагой: «Настроение», «Морской мир», «Весёлые ёжики»;

монотипия: «На пруду», «Пчёлка», «Полянка с ромашками», «Подарок для друзей», «Дождик идёт...», «Белый пароход», «Ветер разгулялся», «Белочка», «Цыпленок», «Лебеди», «Осенний ковер»; рисование с использованием печати, трафаретов, поролоновых губок иштампов: «Построим город», «Космический полёт», «Кисонька-Мурысонька», «По дорогам города», «Летние мотивы», «Чучело-мяучило», «Мы едем в далёкие края», «Военная техника», «Весенние цветы», «Поможем весне», «Украсим жирафа», «Георгиевская ленточка», «Пионы», «Самолёты летят сквозь облака», «Вертолёт отправляется в полёт », «Дельфин», «Кораблик», «Радужный зонтик», «Наша прекрасная планета», «Путешествие в сказку «Колобок», «Тучки налетели», «Тачки», «Сказочный городок», «Зима за окошком», «Я рисую новый год», «Новогодний фейерверк», «Подарок для елочки», «Рождественская звезда»;               рисование в технике пуантилизм: «Морские просторы»; ниткография: «Ковер-самолет» , «Фруктовый сад»;

печать листьями: «Листочки по небу летят», «Листочки падают», «Животные из листьев», «Рисуем листьями»;

рисование крупой: «Лесная лужайка», «Красавец опёнок», «Лисичка», «Тигрёнок», «Весенний пейзаж», «Васильки», «Корзина с фруктами», «Полевые цветы», «Вот так яблоко», «Зебра», «Узор на тарелке», «Российский флаг», «Веселые фрукты», «Волшебные крупинки» , «Яблочный спас», «Здравствуй, осень золотая!», «Лягушка на качелях», «Первые снежинки», «Морозные узоры», «В декабре, в декабре-все деревья в серебре», «Осенняя картина для мамы»;

рисование ватными палочками: «Жар-птица», «Ромашка», «Солнышко», «Веер»;

рисование с использованием зубных щеток: «Во саду-садочке расцвели цветочки», «Лето Красное», «Расцвела герань на окошке», «Осень за окошком», «Снег идёт»;

рисование способом «эстамп»: «Майский вечер», «Летний вечер», «Салют в городе», «В морских глубинах», «Плачет осень за окошком», «Синее море -белый пароход», «Птицы летят»;

рисование на асфальте «Осенний листопад», «Экология глазами детей», «Мы за мир!», «Я рисую...»;

рисование в технике «Граттаж»: «Майский вечер», «Летний вечер», «Салют в городе», «Белый пароход», «Ветер разгулялся».

В аппликации:

обрывная аппликация: «Морковка», «Вечный огонь», «Добрый медвежонок», «Красные маки», «Подсолнух», «Ароматные груши», «Цветные ладошки», «Путешествие в лес», «Тучка», «Гроздь винограда», «Грибы в лесу», «Яркая осень», «Снегопад», «Рябинка для Снегиря», «Разноцветный коврик», «Кисть рябинки, горсть калинки», «Красные маки», «Гроздь винограда», «Снеговик-почтовик»;

объемная аппликация:«Голубь мира», «Ромашка», «Кувшинка», «Открытка другу», «Бабочка», «Ананас», «Совушка», «Ёлочка из ладошек»;

объемная аппликация с использованием семян, природного материала: «Ежонок», «Божья коровка», «Долька арбуза», «Аквариум», «Осенний ковер», « Сказочный домик», «Летние фантазии», «На лужайке», «Осенний лес» , «Елочка из шишки», «Полянка с грибами»;

аппликация с использованием ваты, ватных дисков, шерстяных ниток и ткани:«Одуванчики», «Божья коровка», «Превращение гусенички», «Гвоздика-символ Победы», «Пирамидка», «Петушок- золотой гребешок», «Фруктовый сад», «Платочек для куклы», «Приключение гусеницы», «Шмель», «Зайка серенький», «Украсим кукле платье», «Рукавичка для Деда Мороза», «Валенки», «Снежное дерево», «Снеговичок», «Новогодний фейерверк», «Платочек для куклы», «Веселый клоун», «Снежное дерево», «Золотой петушок, «Колечки для овечки», «Валентинка для мамочки»;

аппликацияиз цветной бумаги: «Красивый цветочек», «Зайка серенький», «Гвоздика», «Смешарики», «Чудо-дерево», «Цапля», «Дружные котята», «Разноцветная осень», «Золотая рыбка», «Бабочка», «Гномик», «Цветочек», «Кукла на пальчик», «Фонарик на ёлку», «Новый год у ворот», «Радость Деда Мороза», «Фонарики-игрушки», «Балеринки»;

аппликация с использованием крупы: «Гороховые фантазии», «Ваня казачок», «Львенок», «Опята», «Снеговичок», «Тигрёнок», «Долька арбуза»;

аппликационная мозаика: «Кошечка из геометрических фигур», «Полотенце для матрёшки», «Птица дивная»;

аппликация с использованием бумажных салфеток: «Украсим вазу», «Веточка сирени», «Подсолнух», «Белая сирень», «Аленький цветочек», «Лилия», «Дельфины», «Жар птица», «Пушистая астра», «Гвоздика - символ Победы»,«Вечный огонь»

в лепке:

пластилинография: «Улитка, покажи рожки», «Черепашка», «Покормим цыплёнка», «Бабочка», «Клубничка», «Берёзка», «Рубашка для Петрушки», «Подарок для Степашки», «Ландыши», «Береза», «Военный корабль», «Чайный сервиз», «Лягушонок», «Улитка», «Яблочко», «Золотая рыбка», «В мире животных», «Обезьянка», «Мостик через речку», «Украсим шляпу», «Лисичка», «Красавица мышка», «Овощная ярмарка», «Медвежонок», «Виноград», «Золотая кукуруза», «Улитка», «Земляничка», «Спелая ягодка», «Жирафик», «Слоненок Бимбо», «Зеленая планета», «Чудесный мир - природа»», «Цветочная поляна», «Ёлочный шар», «Розовый слон», «Пингвины на льду», «Забавный снеговик», «Подарки для Деда Мороза», «Урожай для зайчика», «Угостим ежонка», «Сюрпризы от Деда Мороза»;

поделки из картона и цветной бумаги: «Главный символ России», «Голубь мира» «Пчелка Майя», «Светлячок», «Фонарики», «Новогодняя хлопушка», «Веселая букашка», «Жар птица», «Осень золотая», «Мамочка моя», «Пчелка Майя», «Пушистый шарик», «Снегурочка», «Ёлочка»;

технология литьё из гипса:

«Дерево желаний», «Волшебное блюдце», «Фруктовое ассорти», «Фруктовый коктейль», «Любимые фрукты», «Мишка Гамми», «Подарю сердечко», «Фрукты в вазе», «Щедрая осень», «Африка», «Бегемотик», «Ваза с яблоками», «Дары осени», «Фруктовый коктейль», «Зверушки на опушке», «Осенний букет», «Украсим елочку», «Щедрая осень», «Ваза с яблоками», «Волшебное блюдце», «Фруктовое ассорти», «Ёлочка», «Домики», «Шарики»;

Дидактические игры: «Оденем куклу по погоде», «С какой стороны?», «Посмотри и назови», «Чей детёныш?», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Найди по описанию», «Большой-маленький», «Посчитай, сколько?», «Загадай слово», «Лево-право», «Светофор», «Загадай желание», «Угощение для птиц», «Времена года», «Большой-маленький», «Холодный-горячий», « Что растет в огороде?», «Собери по цвету», «Найди пару», «Соедини по точкам», «Собери бусы», «Шнуровка», «Лабиринт», «Найди ошибку», «Живое-неживое», «Слова-признаки», «На что это похоже?», «Веселая математика», «Транспорт», «Кто где живет?», «Дополни рисунок», «Я иду искать», «Найди по звуку». На занятиях использовались домино, лото, пазлы, мозаика;

Пальчиковые игры: «Прятки», «Пробуждение», «Личико», «Воробушки», «Птичка крылышками машет», «Шла ворона через поле», «Как живёшь?», «Паучок», «Мою ручки», «Домик», «Вот помощники мои», «Лепестки», «Пальчики», «Мы активно отдыхаем», «Мы цветы в саду сажаем», «Нам пора передохнуть», «Ну-ка, птички, полетели», «Разомнёмся мы сейчас», «Плечиками мы покрутим», «Мы пекли-пекли-пекли...», «Гномик», «Пальчики», «Комарики», «Вот помощники мои», «Лодочка», «Улей», «Ёжик», «Лебеди», «Две птички», «Кто на месяце живет», «Лепестки», «Раз, два!», «Жук», «Лягушки-подружки», «Кошки», «Этот пальчик», «Сорока-сорока», «Вжик-вжик», «Пять веселых домовых», «Заинька, попляши».

Интегрированные занятия:

«Дом, в котором я живу» (рисование, аппликация, дидактические игры, загадки);

«Собираем урожай» (рисование, аппликация , дидактические игры).

Также для развития мелкой моторики специалистами были проведены упражнения по методике Монтессори: с крупами, с развивающими пазлами и играми (шнуровками, лабиринтами, мозаиками, пирамидками), которые способствовали развитию хорошей подвижности пальцев, гибкости.

Активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия проводились физкультминутки: «К Саше зайчик подбежал», «Вот мы ручки развели», «Кузнечики», «Звериная зарядка», «Мышки», «Солнечные зайчики», «Зайка», «Ручки», «Домик», «Бабочка», «Наши пальчики устали», «Ёжик», «Черепаха», «Грибок», «Осенний лес», «Бабочка», «А часы идут, идут», «Белки», «Ванька-встанька», «Ну-ка, зайка, поскачи», «Мы цветы в саду сажаем», «Загудел паровоз», «Ветер», «Я мороза не боюсь», «Ну а снег летит, летит», «Белый снег», «Апельсин» и др. Это давало возможность отдохнуть детям, сменив вид деятельности, и, вместе с тем, способствовали развитию речи и мелкой моторики.

Многие занятия сопровождались импровизированными эффектами на детских музыкальных инструментах: пианино, трещотках, треугольниках, барабанах, тамбуринах, маракасах.

Некоторые занятия проводились с использованием регулируемого стола по росту детей, что создавало дополнительные комфортные условия и способствовало формированию правильной осанки.

Все занятия с детьми проходили в игровой форме и были направлены на развитие мелкой моторики рук, мышления, воображения, памяти, изобразительных навыков, на ознакомление с цветом, формой, величиной, на совершенствование звукового анализа речи, развитие мышечного чувства, на снятие физического и эмоционального напряжения, развитие творческих способностей и художественного вкуса.

Занятия с детьми проводились в присутствии родителей, что позволило включать последних не только в процесс работы, но и в процесс обучения эффективным способам работы с ребенком в домашних условиях, тем самым обеспечивать непрерывность реабилитационных мероприятий.

Позитивные результаты дала работа с родителями в родительском клубе «Семейная гостиная».

В «Семейной гостиной» происходило свободное общение между специалистами и родителями, родителей друг с другом, что содействовало установлению дружеских контактов между родителями, повышению родительской компетентности в вопросах воспитания детей, повышению уровня знаний взрослых о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.

Родители активно участвовали в реабилитационном процессе, посещали кружки, библиотеку, проявили себя в художественной самодеятельности, посещали организованные для них мероприятия, беседы и консультации.

Для благоприятного протекания процесса социализации детей- инвалидов в Семейной гостиной по программе «Технология добра» проходили различные игры, конкурсы, тематические и творческие вечера:

родительские собрания: «Давайте познакомимся», игры на знакомство и адаптацию «Мальчишки и девчонки».

коллективно-творческие дела: «Путешествие по Вселенной», «Новогодний калейдоскоп», «В поисках сокровищ», «День народного единства», «Осенние забавы», « Ты и я - мы с тобой друзья!», «В стране сказок»; «Зимние затеи», «Правовой лабиринт», «Карабас-Барабас»;

акции: «Под флагом России», «Мы вместе под флагом России», «Сохраним нашу Землю голубой»;

выставки поделок: «Космическое путешествие», «Осени последнее дыханье», «Мастерская Деда Мороза»;

мастер-классы: «Креативная ёлочка» (аппликация с элементами конструирования), «Чудеса на бумаге», «Осеннее настроение»( рисование в нетрадиционной технике «Эбру»);

игры-развлечения: «Угадай-ка», «Формула удачи»;

викторины: «Знатоки мультфильмов», «Как встречают Новый год люди всех земных широт», «Самый умный», «Всё о Родине», «Об армии любимой знает стар и млад», «Знатоки мультфильмов»;

представления кукольного театра: «Новогодние приключения Снеговика», «Зимние забавы», «Теремок», «Волшебное дерево», «Приключения в осеннем лесу», «Заяц и лиса», «Маша и медведь», «Курочка-Ряба», «Ворона и лисица», «Волшебное дерево»;

вечера-посиделки: «Новый год и новогодние традиции», «Азбука экологии», «Хорошо, когда мама рядом», «Мои любимые сказки», «Новогодние посиделки», «Встреча со сказкой», «Осенний марафон», «Цветы в стихах поэтов», «Вежливое путешествие в страну Осень», «Зеленая страна», «Сегодня папин праздник - сегодня папин день»;

выпуск листовок: «Земля - слезинка на щеке Вселенной», «Поздравляю», «Хорошо, когда мама рядом», «Музыкальный ринг», «Конкурс талантов», «День рождения - лучший день»;

театрализованные представления: «Приключения маленькой капельки воды», «Загадки Лесовичка», «Новогодние проделки Бабы-Яги», «В гостях у Василисы Премудрой», «До свидания, осень», «Катя и божья коровка», «Ворона и Лиса»;

беседы: «Береги природу!», «Правила безопасности», «Кто такие герои?», «Что вы знаете о Дне народного единства»;

театр-экспромт: «Репка», «Кролик и зайчиха», «Путешествие Каплика», «Аленький цветочек»;

конкурсы рисунков на асфальте: «Ложатся листочки под ножки ребят», «Лето - лучшая пора», «Летнее настроение», «Лето - есёлая пора», «Юные моряки», «Ах, лето, лето!», «Смешарики», «Я люблю тебя, Россия!»;

игры-развлечения, игры по станциям: «Знатоки природы», «В стране Хорошего Настроения»,«Путешествие в лесное царство», «Космическое путешествие», «Путешествие в страну «Экология», «В мире детства»;

КВН: «Экологический марафон».

выставки рисунков: «Моя дружная семья», «Сохраним природу», «Осенний листопад», «Салют нашим защитникам!», «Весна идёт - весне дорогу!», «Портрет мамы руками детей» «Космос»,« Мы танкисты».

Для проведения занятий по социально-бытовой адаптации по программе «Арт-базар» использовались смоделированные игровые зоны: магазин, ветеринарная клиника, парикмахерская, кухня, столовая, мастерская, школа, театр, больница, гараж, семья; уголок изодеятельности; уголок физкультминутки «Движение и ритм».

Предметно-развивающая среда обеспечивала возможность развиваться детям в различных сюжетно-ролевых играх, позволяла каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Социальные педагоги помогали детям моделировать ситуации, обыгрывать их:

- «Семья», «Кухня»: оденем кукол на прогулку, проводим большую уборку, у нас в семье младенец, сварим кашу малышу, уложу сыночка спать, покормим малыша, встречаем гостей, готовим пиццу, накрываем стол гостям, приготовим ужин, накроем на стол к чаепитию, мама собирает дочку в сад, уложим Ванечку спать, уборка помещения, стирка белья, готовим обед, накрываем стол, встречаем гостей, всей семьей за покупками в магазин, я с мамой на прогулке, к нам пришли гости, украшаем дом к празднику, готовим праздничный ужин;

- «Магазин»: в магазин за покупками, мы кассиры, прием товара, оформим витрины новым товаром, выкладка овощей и фруктов, купим овощи для борща, украсим витрину, взвесим товар, прием товара, продавец расхваливает товар покупателям, очередь в магазин за продуктами, я поехал в «Гастроном», покупаем подарки к празднику;

- «Гараж», «Мастерская»: поездка на автобусе в магазин, ловкий шофер, мы сегодня едем в цирк, диспетчер выписывает путевки водителям, вызов машины в больницу, механики осматривают машину, поездка за елкой, починим машинку, станция технического обслуживания автомобилей, шофер ремонтирует машину, помогу папе ремонтировать колеса, чиним грузовик, меняем колесо автомобилю.

- «Больница»: на приеме у врача, кукла простудилась, я поранил палец, назначим больному лечение, сделаем укол, вылечим ушко Насте, спешим на вызов, врач ведет прием пациентов, процедурный кабинет, прием у хирурга, вызов врача на дом;

- «Школа»: урок рисования, я учитель математики, убираем класс после занятий, любимый предмет, урок математики, я учитель рисования, на школьном стадионе.

- «Ветеринарная клиника»: вылечим лапку щенку, мой питомец заболел, на прием к ветеринару, Мурка заболела, вызов на дом ветеринара, лечим пса Шарика, на прививку к ветврачу.

- Музыкально- театральная зона: назови и поиграй, учим шумовые инструменты, играем на тамбуринах, подготовка к спектаклю, учимся управлять пальчиковыми куклами, учим песенку к празднику, мы семьей идем в театр;

- «Парикмахерская»: сделаем куклам красивые прически, помоем кукле голову, прически к празднику, заплетаем куклам косы, сделаем друг-другу красивые прически, покрасим кукле Маше волосы, я в салоне красоты, сделаем прическу перед школой;

При проведении игр-занятий у детей формировалось заботливое отношение к членам семьи, дети учились усвоению цепочек действий в игре, выполняли роли родителей (мамы, папы), детей (сына, дочери), использовали бытовые предметы (стиральная машина, устройство для сушки белья, прищепки, пылесос, утюг, веник и совок), укладывали кукол спать, пеленали и переодевали, ходили в магазин за покупками. Они приобретали знания о работе повара, учились различать кухонную и столовую посуду, пошаговому приготовлению супа, каши, салата; резали овощи ножом, сервировали стол, накрывали его к обеду. Во время игр-занятий дети помогали друг другу в приготовлении блюд, мытье посуды.

Сюжетно-ролевые игры благоприятно влияли на общий тонус ребёнка, способствовали тренировке подвижности нервных процессов, создавали положительный настрой, снимали статическое, психоэмоциональное напряжение.

Все применяемые методы и приемы формирования взаимоотношений в процессе ролевых игр взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому они оказывают эффективное воздействие и становятся средствами развития сюжетной игры как формы организации содержательной жизни детей.

За 2017 охват целевых групп по мероприятиям 474 человека: 353 ребёнка-инвалида, 121 ребёнок с ограниченными возможностями.

В результате проведения реабилитационных мероприятий у всех детей расширилась сфера взаимодействия, улучшилась мелкая моторика рук, повысились тактильные ощущения и координация движений, речевые навыки, логическое мышление, расширились знания о профессиях, дети получили навыки использования в играх различных предметов, инструментов.

Дети и родители активно принимали участие в линейках, концертах, конкурсах рисунков, спортивных мероприятиях.

Для получателей социальных услуг были организованы экскурсии и поездки по городам-курортам КМВ, цирк, в конно-спортивный клуб города Лермонтова.

В результате проведённой реабилитационной работы у клиентов расширилась сфера общения, увеличился объём навыков социализации, получатели социальных услуг стали более контактны, улучшился эмоциональный фон и настроение, произошло наращивание социального потенциала.

В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями работа велась по направлениям: «Нравственность», «Досуг», «Экология», «Интеллект», «Здоровый образ жизни», по утвержденным программам.

Деятельность детского коллектива в течение каждого заезда была организована через программу «РИТМ-О», основной целью которой является объединение всех ребят в единое детское сообщество с избираемым Правительством и Президентом. Многие ребята за короткий реабилитационный период приобрели опыт работы в детском самоуправлении Правительства детской республики. Активность, инициативность, уверенность, толерантность при общении с детьми и взрослыми, наблюдательность - те качества и навыки, которые получили ритмовцы, выполняя поручения в качестве министров культуры, социального развития, образования, здравоохранения, экологии, культуры и спорта.

Правительство республики совместно с воспитателями организовывало проведение конкурсов, спортивных мероприятий, акций, линеек.

В каждом реабилитационном периоде работа с детьми проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий, межгрупповых и общецентровских мероприятий на основе разработанных методик и программ медицинской, психологической, педагогической, социальной и творческой реабилитации, содействующих физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей:

беседы: «Толерантное отношение к детям-инвалидам», «Что значит быть вежливым», «Твои права и обязанности», «Здоровье - важнее всего!», «Все мы разные», «Мир твоих увлечений», «Дружба - чудесное слово», «Что значит уважать другого!», «Конституция РФ - основной закон», «Патриот России - какой он?»;

воспитательский час «Путешествие по родному краю», «Берегите родную Землю!»;

тематические часы: «Славим руки матери», «Знакомство с Красной книгой», «Моё право! «Мой выбор! «Моя ответственность!», «День народного единства»;

урок нравственности «Жизнь дана на добрые дела»;

правовой час: «Есть права у ребёнка», «Что такое право?»;

правовая игра: «Правовой лабиринт»;

занятие по правовой культуре с элементами игры «Конфликт»;

диспут «Умение жить среди людей»;

урок вежливости: «Простые слова»; «Осенний букет учителю»,

устный журнал « Как быть справедливым, благородным, правдивым?», «День героев Отечества»;

валеологическое занятие «Наше здоровое будущее»;

экологический час «Природа - дом, где мы живём!»;

конкурс юных сказочников «Жили-были...»

интеллектуальный марафон «Почемучки среди нас»;

викторины: «Моя Родина - Россия», «Путешествие по Ставрополью», «Что? Где? Когда?», «Знаешь ли ты правила дорожного движения?», «Знаю свои права!», «В гостях у Мойдодыра», «Загадки природы»;

разгадывание кроссвордов «Угадай слово»;

литературный ринг «По следам сказочных героев»;

литературная гостиная: «Осень, осень», «Стихи русских поэтов о зиме», «Ты одна такая - любимая, родная»;

ярмарка игр: «Сто затей для друзей»;

конкурсы поделок: «Раз снежинка, два снежинка», «Хоровод снеговиков», «Осенние картины из семян»;

конкурс рисунков: «Букет любимой учительнице», «Герой России. Какой он?»;

познавательные мероприятия, игры, конкурсы, викторины: КТД «Будем знакомы», «Осенний калейдоскоп», «Знатоки природы», «Живая шляпа», «Ускоренная помощь», «Путешествие на планету весёлых игр», «Два корабля», «Формула удачи», «Страны мира», «Счастливая семья», «Семейный марафон», «Утереть нос», «Экологический марафон», «Весёлая семейка», «Семейное шоу», «Птичий базар», «Бенифис Бабы Яги», «День русских традиций», «Золотая середина», «Праздник детектива», «Новогдняя мозаика», «Экологический марафон», «Новогодний КВН», зелёный хоровод дружбы», «Весёлая семайка», «КАМ», «Снежные конкурсы», Новогоднее путешествие и др.

В 2017 году в России во второй раз прошла Акция #ЩедрыйВторник, приуроченная к Международному дню благотворительности.

Её цель – напоминание о необходимости взаимопомощи и поддержки людям в сложной жизненной ситуации.

К благотворительной Акции #Щедрый Вторник присоединились ребята стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, которые показали спектакль «Маша и медведь» для детей и их родителей стационарного отделения «Мать и дитя».

В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций в стационарном отделении проводились уроки безопасности: «Безопасность при любой погоде», «Дорога и я», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», конкурсы рисунков «Палитра безопасности», «Дорога и мы».

В целях формирования доброжелательного отношения между детьми проводились: «Уроки доброты», при участии настоятеля Троицкого храма протоиерея о. Николая; тематические часы «Что такое настоящая дружба», «В дружбе - сила», «Наша дружная семья»; беседы «Что значит быть вежливым», «Труд красит человека»; игры-дискуссии на развитие толерантности; тематический час «Умей быть толерантным», урок толерантности «Основы этикета и общения»; коллективно-творческая работа «Дерево дружбы» и др.

В рамках патриотического воспитания проводились мероприятия по Календарю памятных дат военной истории России: тематические часы «Великий подвиг ваш история хранит», «Герои сталинградской битвы», «Взятие Берлина», «Смоленская оборона», беседы «Взятие крепости Очаков», «Во славе Суворова – величие России!», устный журнал «Героям России посвящается».

В отделении ведется работа по пропаганде здорового образа жизни. В процессе профилактической работы проводились воспитательские часы «Здоровье важнее всего», «Курить не модно», «Вредные привычки в подростковой среде».

Цель этих мероприятий - расширить знания детей о вреде курения, формировать отрицательное отношение к курению, развивать интерес к здоровому образу жизни.

Содержательными были коллективно-творческие дела: устный журнал по профилактике здорового образа жизни «Мир без вредных привычек», тематические часы «Лицом к здоровью», «Спорт и здоровье».

Обучение здоровому жизненному стилю проходило и в форме игровых мероприятий: КТД «Зона риска», «Молодые доктора», «Путешествие на поезде здоровья», «Здоровому - всё здорово!».

Дети приняли участие в конкурсе рисунков «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растём!», «Я и спорт».

Большое внимание в целях профилактики здорового образа жизни уделялось спортивно-развлекательным мероприятиям, посещению спортивного зала, прогулкам и развлекательным играм на свежем воздухе. Проведены спортивные и эстафетные игры: «Живи активно, живи спортивно!», «Спорт нам поможет силы умножить», «Спорту - да!», спортивная программа «Возьмёмся за руки, друзья!».

В рамках Международного дня инвалида прошло спортивное мероприятие «Дружат дети всей Земли!».

Состязание включало эстафеты, цель которых не только развитие двигательных умений, но и выработка стремления к победе, повышение самооценки, обретение уверенности в собственные силы и возможности.

Дети активно принимали участие в линейках, концертах, конкурсах рисунков.

Для детей были организованы экскурсии и поездки по городам-курортам КМВ, в цирк г. Кисловодска, в конно-спортивный клуб города Лермонтова.

В течение реабилитационного периода педагогами-психологами отделения психолого-педагогической помощи проводилась групповая и индивидуальная работа.

С целью повышения уровня социальной адаптации, сплочения группы, формирования позитивных установок, развития навыков общения в совместной деятельности, снятия эмоционального напряжения с младшей группой проводилась групповая работа по программе «Радуга».

Проведено 10 встреч по темам:

  1. Диагностика

  2. Арт-терапия «Рыбка»

  3. Арт-терапия «Кактус»

  4. Проективный тест «Дерево»

5.Арт-терапия «Мое желание»

6.Арт-терапия «Монотипия»

7.Проективное рисование «Слон»

8.Арт-терапия «Три дерева»

9.Проективный тест «Мой дом»

10. Арт-терапия «Подарок».

В процессе групповой работы участники получили опыт совместной игровой деятельности, приобрели навыки работы в группе, что способствовало снижению эмоционального напряжения, уровня тревожности, раскрытию творческого потенциала, повышению уровня самооценки, групповому сплочению.

Со 2 группой проводилась групповая работа по программе «Путь к успеху». Цель - создание условий для формирования и стремления к самопознанию, формирование умений управлять своими чувствами и эмоциями, формирование навыков общения.

Проведено 10 встреч по темам:

1. Диагностика

2. Беседа «Здоровый образ жизни»

3. Арт-терапия «Три дерева»

4. Релаксация «Чудесный остров»

5. «Моя семья в проекции животных»

6. Беседа «Доступная среда»

7. Проективное рисование «Палитра чувств»

8. Коллаж «Мы»

9. Релаксация «Корабль»

10. «Письмо на память»

На первом занятии, после установления контакта, с целью развития у подростков навыков сопереживания к больным детям. проводились беседа «Орленок» - территория реабилитации для всех детей», «Болезнь ДЦП». Проделанная совместная работа позволила участникам пересмотреть свое отношение к болезни и развить навыки сопереживания и поддержки по отношению к больным детям.

Групповые занятия способствовали сплочению детского коллектива, снижению уровня тревожности, повышению эмоционального напряжения, улучшению навыков общения.

С 3 группой проводилась групповая работа по программе «Мечта». Цель - развитие навыков общения, углубление процессов самораскрытия, развитие умений открыто выражать свои чувства по отношению к различным жизненным ситуациям.

Проведено 10 встреч по темам:

1. Диагностика.

2. Беседа «Здоровый образ жизни»

3. Беседа «Доступная среда»

4. «Мой портрет в лучах солнца»

5. Коллаж «Мы»

6. Коллаж «Счастье»

7. Релаксация «Заброшенный сад»

8. Релаксация «Чудесный сад»

9. Письмо на память

10. Рекомендации родителям

Арт-терапевтические проекционные занятия способствовали разрешению и коррекции внутри личностных конфликтов, переживанию возрастных кризисов, психосоматических расстройств, раскрытию личных переживаний через творчество, развитию креативности. Рисуночные методики, помогли выразить состояния, которые трудно выразить словами, помогли выходу из проблемных ситуаций.

В процессе реабилитационного периода с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП) проведена индивидуальная работа с целью развития крупной и мелкой моторики, снятия эмоционального напряжения, увеличения объема внимания, снижения уровня тревожности, развития

коммуникативных умений.

С каждым ребенком проводилась диагностическая работа, направленная на выявление отклонений в развитии.

Проведено 8 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с каждым ребенком.

В работе использовались пальчиковые игры, арт-терапия, песочная терапия, ароматерапия, сказкотерапия, игротерапия.

Занятия по развитию крупной моторики проходили в «Светлой сенсорной комнате» с использованием сухого углового бассейна и мягких цветных модулей по специально разработанным программам «Золотая рыбка» и «Город мастеров».

Занятия по снятию эмоционального напряжения проводились с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты и комнаты ароматерапии.

Занятия арт-терапией проводились по программе «Радуга». В работе использовались цветное коллажирование, совместные рисунки с родителями, «Монотипия», «Стеклянный мольберт», работа с цветной бумагой, песочная терапия, водная терапия, проводилась работа по гармонизации детско-родительских отношений.

В арт-терапевтической работе использовались н технологии с применением пальчиковых красок по специально разработанной программе «Веселые пальчики». Работа способствовала снижению спастики, уменьшению гиперкинезов, повышению эмоционального фона и творческой активности.

Занятия в комнате водно-песочной терапии проводились по программе «Водные приключения». Песок и вода способствовали гармонизации психоэмоционального состояния детей, благотворным образом влияли на детский организм и в частности на его психику. Содержание каждого занятия структурировалось в процессе взаимодействия с детьми, зависело от их желания и готовности к определенным упражнениям. Анализ диагностики детей дал возможность отобрать наиболее эффективные методы коррекционной работы. Занятия подбирались с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Занятия с детьми проходили в атмосфере принятия и взаимопонимания, что способствовало установлению доверительного контакта.

Дети с радостью выполняли предложенные задания. Наблюдалась положительная динамика в улучшении навыков общения. На занятиях по методу арт-терапии дети освоили и приобрели новые творческие навыки. Улучшились процессы самораскрытия и взаимодействия с родителями и психологом.

Логопедические занятия проводились с использованием методики «Логометрические упражнения», включающей упражнения по развитию конструктивного праксиса, разнообразную игровую деятельность, творческие задания, с использованием музыкальных инструментов.

На коррекционно-логоритмических занятиях дети обучались приемам игры на музыкальных инструментах. В результате чего развивалась координация движений, чувство ритма, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость; дети побуждались к активным самостоятельным действиям с музыкальными игрушками, активизировались потенциальные творческие возможности. Маленькие дети голосом старались передать звучание музыкальных инструментов.

В ходе работы формировался речевой навык через взаимосвязь музыки, речи, движения; активизировались творческие способности детей. Развивались детские голоса по высоте, силе звучания и воспроизведению темпа. Исправлялись речевые нарушения: речевое дыхание, оральный праксис, просодика речи, фонематический слух, звукопроизношение. Расширился и обогатился словарный запас, формировалась связная речь, ее грамматический строй; осуществлялось эстетическое и нравственное развитие.

Вся работа отделения социальной реабилитации учреждения была направлена на содействие социальной адаптации детей, их социальной реабилитации, а также на развитие интеллектуальных способностей, психического, духовного и нравственного развития.

Занятия в творческих студиях «Тестопластика», «Фантазёры», «Волшебные пальчики», «Бисероплетение», «Изюминка», способствовали коррекции и развитию речемыслительной деятельности детей, развитию мелкой моторики рук, воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса, получению устойчивого эффекта реабилитации и творческой социализации клиентов.

В творческих мастерских дети осваивали различные техники лепки из соленого теста, виды плетения из бисера, учились пользоваться основными приемами с различными материалами и инструментами.

Кружковой деятельностью охвачено 100% получателей социальных услуг.

В кружке «Веселые нотки» занятия проводились с использованием технологии музыкальной арт-терапии «Домисолька».

Коррекция нарушений у детей осуществлялась путем участия в различных видах деятельности: «Слушание музыки», «Пение», «Музыкально-ритмические движения», «Игра на детских музыкальных инструментах».

В 2017 году в программу реабилитации с применением средств арт-терапии были включены 304 ребенка, из них детей-инвалидов - 280 человек.

На основании первичной диагностики музыкального уровня развития ребенка составлялись индивидуальные программы реабилитации, подбирались определенные технологии работы и музыкальный репертуар.

Музыкальные занятия были построены с учетом физических и психических возможностей детей, и соблюдением временного режима.

В разделе «Слушание музыки» использовались детские произведения: Д.Кабалевский «Маленький марш», «Хороводная», Ф.Шопен «Желание» и др.

Музыкальные произведения активно воздействовали на чувства и мысли детей, обогащая их эмоциональную отзывчивость, развивали творческую инициативность и индивидуальность.

Песенный репертуар подбирался на основе простых мелодий и звуков, которые оказывали положительное воздействие на организм: способствовали общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению активности. Например, русские народные песни «Как под горкой», «Ходит Ваня», детские песни «Козлик», «Дождик».

В раздел «Музыкально-ритмические движения» входили упражнения для развития частей тела, рук или ног, упражнения для улучшения качества ходьбы и бега, выработке правильной осанки и равновесия. Музыкальный репертуар очень разнообразен – Е.Гнесина «Пружинка», Т.Ломова «Кто лучше скачет», М.Робберт «Марш», русские народные мелодии, коммуникативные танцы и разминки.

Двигательная активность под музыку усиливал обмен веществ в организме, повышал общий тонус, улучшал деятельность сердечно- сосудистой системы, регулировал нервную деятельность, развивал физические способности.

Игра на детских музыкальных инструментах способствовала развитию мелкой моторики, координации движений, слуха, укреплению памяти. Для игры использовались песенки-попевки: «Тили-бом»,«Ладушки», «Андрей-воробей», «Ходит зайка по саду», русские народные песни «Калинка», «Пойду ль я, выйду ль я».

Участие детей в концертах давал наиболее глубокий результат и в формировании культуры, и в коррекции недостатков в познавательной, эмоциональной и личностной сферах.

Дети активно участвовали в музыкально-ритмических композициях, хороводах, оркестре, что способствовало снятию замкнутости, застенчивости, закомплексованности, вызывало положительные эмоции, формировалось желание принимать участие совместно с другими детьми, дружелюбие и доброжелательность к окружающим людям, отзывчивость.

По результатам мониторинга отмечается: у 304 ребенка (100%) активизация творческой активности, улучшение эмоционального фона; у 304 ребенка (100%) улучшение двигательных навыков и мелкой моторики рук.

Актуальность занятий по общеразвивающей программе «Здоровячок» заключается в том, что она направлена на коррекцию физического развития и реабилитацию двигательных функций организма у детей с ограниченными возможностями.

В 2017 году в программу реабилитации включено 146 детей, из них детей-инвалидов - 129 человек.

В процессе реабилитации использованы комплексы корригирующих и общеразвивающих упражнений, игровые упражнения для психоэмоциональной разгрузки, задания для развития двигательного воображения и творчества, игры малой подвижности и игры для развития мелкой моторики.

При организации занятий учитывались индивидуальные особенности ребенка, уровень физического развития, состояние двигательных навыков и умений, строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки.

Занятия проводились в спортивном зале с использованием необходимого оборудования: мячи, кегли, скакалки, гимнастические палки, универсальный спортивный комплекс: кирпичики, обручи, палки, диски, доски балансиры, шведская лестница.

На занятиях дети с небольшой помощью выполняли основные движения, соблюдали направление, основную форму и последовательность действий, действовали в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе, с желанием включались и осваивали новые разнообразные движения, соблюдали правила в играх.

Анализ показал, что выполняемые комплексы упражнений позволили значительно улучшить состояние опорно-двигательного аппарата детей, способствовали приобретению и закреплению необходимых двигательных навыков и умений.

В результате занятий у детей совершенствовалась общая подвижность, ловкость, гибкость, одновременная работа различных групп мышц и, следовательно, равномерное и всестороннее развитие детей.

По результатам мониторинга, у 146 человек (100%) прослеживалась стабильная динамика в формировании двигательного опыта.

Получатели социальных услуг принимали участие в праздниках открытия и закрытия смен: «Осень, осень, в гости просим!», «Для милых мам», «Волшебные часы времени», и др.

С участием детей и взрослых проведены спортивные мероприятия: «Веселые старты», «Мы выбираем здоровье!», «Спорт равных возможностей», «Здоровье всему голова», соревнования по пионерболу, волейболу, настольному теннису.

«Руси берёзовый поэт» - под таким названием в отделении социальной реабилитации прошёл музыкально-литературный вечер, посвящённый 122-летию со дня рождения Сергея Есенина.

Цель мероприятия - популяризация творчества поэта, воспитание через поэзию любви к Родине.

Участники - дети стационарных отделений, родители и сотрудники учреждения.

На праздник был приглашен Сергей Николаевич Рыбалко - поэт, член Союза писателей России, лауреат премии им. А. Губина.

В исполнении С.Н.Рыбалко прозвучали отрывки из драмы «Судьба Есенина» собственного сочинения, есененские стихи и песни «Гой ты, Русь, моя родная», «Берёза», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая» и др.

В рамках Всемирного дня ребёнка Центр посетили инспекторы ОГИБДД ОВД по Предгорному району Ставропольского края.

Сотрудники ОГИБДД провели для детей занимательные конкурсы и викторины по знанию Правил дорожного движения. Дети активно отвечали на вопросы, решали «дорожные задачи» и показали хорошие знания дорожных знаков и требований сигналов светофора.

В завершение мероприятия ребята получили подарки, музыкальную аудиосистему и, конечно же, сладости.

Методичекая работа

В IV квартале 2017 года среди специалистов стационарного отделения «Мать и дитя» проведён конкурс профессионального мастерства «Лучший специалист по работе с семьей и несовершеннолетними», По итогам конкурса присуждено:

Первое место:

Е.К.Колмаковой – социальному педагогу стационарного отделения «Мать и дитя» государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» (общее количество баллов - 166)

Второе место:

Н.Т.Браславской - социальному педагогу стационарного отделения «Мать и дитя» государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» (общее количество баллов - 162)

Третье место:

Н.Н.Сосуновской – социальному педагогу стационарного отделения «Мать и дитя» государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» (общее количество баллов - 159)

Методическая копилка отделений пополнилась 36 методиками работы с детьми.

Проведено 4 заседания методических объединений отделений Центра, 1 заседание Методического Совета.

СМИ

Еженедельно на сайте учреждения и сайте министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края публиковалась информация о жизнедеятельности Центра.

Информация о работе со средствами массовой информации в IV квартале 2017 года:

 

 

Количество публикаций

Публикации в районных и городских СМИ, в том числе:

 

Печатные СМИ

10

ТВ-сюжеты

-

Радио

-

Интернет-ресурсы, всего

в том числе:

Интернет-сайт учреждения

Интернет-сайт МТСЗН СК

социальные сети

153

 

58

37

58


Реализация 442ФЗ

В течение IV квартала 2017 года на официальном сайте учреждения, на информационных стендах отделений Центра обновлялся информационный материал по реализации основных положений Федерального закона №442-ФЗ от 29.12.2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», были внесены изменения и дополнения в регистр получателей социальных услуг, который содержит основные данные о получателе социальных услуг, в паспорт поставщика социальных услуг.

С каждым получателем социальных услуг был заключен договор о предоставлении социальных услуг, составлена и утверждена индивидуальная программа предоставления социальных услуг.

Учреждение продолжает работу по реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов.