ГБУСО "КРЦ "Орленок" - Арт-терапия как средство реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания

"Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"


 

Меню

Главная
О центре
Структура Центра
Персонал
Административно-управленческий персонал
Отделение социально-медицинской реабилитации
Отделение приема и выпуска
Отделение психолого-педагогической помощи
Отделение социальной реабилитации
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Стационарное отделение "Мать и дитя"
Персонал кухни и столовой
Хозяйственно-обслуживающий персонал
История
Паспорт ГБУСО КРЦ "ОРЛЁНОК"
Документы
Устав
Положение о ГБУСО "КРЦ "Орлёнок"
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении приема и выпуска
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении «Мать и дитя»
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социально-медицинской реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социальной реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении психолого-педагогической помощи
ПОЛОЖЕНИЕ о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме
Лицензии
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц
Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе
Коллективый договор
Правила внутреннего распорядка для сотрудников
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Материально - техническое оснащение Центра
Планы
2021
2022
Кодекс этики и служебного поведения работников учреждений социального обслуживания
Награды Центра
Контакты
Попечительский совет
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
Проверки
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
Учетная политика
Финансово-хозяйственная деятельность ГБУСО КРЦ Орленок
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Реабилитация
Порядок направления несовершеннолетних получателей социальных услуг в "Краевой реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"
(ИЗМЕНЕНИЯ) Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Порядок предоставления социальных услуг в Ставропольском крае
Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 20.01.2017 № 13-п
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 04.02.2020 № 55-п
Порядок предоставления социальных услуг в ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
Статистика по количеству получателей социальных услуг
Статистика по объему предоставляемых социальных услуг
Правила приема получателей социальных услуг
Правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг
Права и обязанности получателей социальных услуг
Учреждения и организации, оказывающие социальные услуги психолого-медико-педагогической реабилитации
Платные услуги
Положение о порядке и условиях предоставления платных социальных услуг
Прейскурант цен на платные услуги
Договор о предоставлении социальных услуг
Перечень организаций социального обслуживания населения Ставропольского края, осуществляющих учёт несовершеннолетних получателей социальных услуг и направление их в ГБУ СО "КРЦ"Орлёнок"
Отчеты о деятельности ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Приказ об организации работы по направлению несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Отделение социально-медицинской реабилитации
Локальные акты Центра
График работы отделений
Графики заездов
2024 год
2023 год
2022 год
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Численность получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2024 год
Независимая оценка качества условий оказания услуг
2023
2021
2019
2018
Профилактика короновируса Сovid-19
Дополнительное образование детей
2023 - 2024 учебный год
2022 - 2023 учебный год
2021-2022 учебный год
2020-2021 учебный год
2019-2020 учебный год
2018-2019 учебный год
2017-2018 учебный год
Локальные акты
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Методическая деятельность
Достижения наших детей
НАВИГАТОР
Статьи
Правовое просвещение детей и родителей
Государственное задание
2024 г.
2023 г.
2022 г.
2021 г.
2020 г.
2019 г.
2018 г
Законодательство Российской Федерации и Ставропольского края
Законодательство Российской Федерации
Законодательство Ставропольского края
Информационная безопасность и защита персональных данных
Информационная безопасность
Защита персональных данных
Реализация 442-ФЗ
Информационно - разъяснительные материалы
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Нормативно-правовые акты Ставропольского края
Локальные документы
Приказ о создании рабочей группы по организации и проведению слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
СОСТАВ рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Формы документов
Реализация программы "Право быть равным"
Противодействие коррупции
Заявить о факте коррупции
Методические материалы
Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
Законондательство Российской Федерации
Законондательство Ставропольского края
Документы организации по вопросам противодействия коррупции
Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Это интересно
Методики
Спорт-развл. программы
Программы
Направление Интеллект
Направление Досуг
Направление Нравственность
Направление Экология
Программы психологов
Тактильная чувств-ть и мелкая моторика
Проективные игры на песке
Групповые игры
Индивидуальные игры
Медиа
Фото заездов
Фото заездов 2016 года
Фото заездов 2017 года
Фото заездов 2018 года
Фото заездов 2019 года
Фото заездов 2020 года
Фото заездов 2021
Видео
Закладка Часовни
Открытие часовни
Встреча с епископом Феофилактом
В гостях у психологов
Визит М.А. Топилина
Конференция
"Большие" победы маленьких детей
Гимн Орленка
Календарь памятных дат
Информация для родителей
Как к нам попасть
Мы помним... К 76-летию Победы в Великой Отечественной войне
Фотоальбом
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны в 2018 году
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в 2017 году
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2016 год
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2015 год
Свеча памяти
Мастер-класс "Цветы Победы" в рамках акции "Добровольцы детям"
Бесплатная юридическая помощь
Детский Телефон доверия
17 мая – Международный день детского телефона доверия
Если тебе сложно - просто позвони! Детский телефон доверия
Детский телефон доверия
Доступная среда
Обратная связь и книга жалоб и предложений
Обращения граждан
Порядок подачи обращений
Порядок подачи обращений в электронном виде
"Горячая линия"
Благодарственные письма и отзывы
Часто задаваемые вопросы
Книга жалоб и предложений
Адреса и телефоны контролирующих организаций
Анкета оценки качества предоставления социальных услуг ГБУСО КРЦ "Орленок"
Волонтёрское движение
#Stopугроза#
Хартия "Цифровая этика детства"
Антитеррор






















      
 
   Краевой реабилитационный центр «Орлёнок»
осуществляет курсовую реабилитацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
          Продолжительность курса 22 дня, условия предоставления услуг - стационарная форма.
В комплекс реабилитационных мероприятий включены:
          услуги по развитию и коррекции речи (учитель-дефектолог (сурдопедагог), учитель-логопед);
          услуги социально-медицинской реабилитации
(бальнеотерапия, грязелечение, массаж, физиотерапия, механотерапия, ЛФК, АФК);
          услуги психолого-педагогической реабилитации  по программам дополнительного образования детей.
          Приём детей на реабилитацию во II квартале 2024 года осуществляется в периоды:
          с 20 марта по 10 апреля 2024 года;
          с 12 апреля по 03 мая 2024 года;
                   с 06 мая по 27 мая 2024 года;
         с 29 мая по 19 июня 2024 года;
           По всем интересующим вопросам можно  обратиться в
управление труда и социальной защиты населения по месту жительства или
в отделение приёма и выпуска учреждения по тел. : 8 962 02 555 60; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Арт-терапия как средство реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом

Рейтинг:  5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Арт-терапия как средство реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом

 

 

 

         ДЦП (детский церебральный паралич) - под этим термином объединяют ряд синдромов, которые возникли в связи с повреждением мозга. У детей, страдающих ДЦП, встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые, расстройства других высших корковых функций.

         Дети, которые отстают в развитии, а их неумение правильно выразить свои чувства затрудняет общение со взрослыми и сверстниками, нуждаются в эмоциональном толчке для успешного преодоления психологических барьеров.

         Довольно мощным фактором для «запуска» двигательной деятельности может стать потребность ребенка в самовыражении, самоутверждении, для реализации которой дети широко используют творчество. Поэтому среди современных возможностей совершенствования реабилитационных технологий особое внимание уделяется арт-терапии.

         Арт-терапия – это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам.
         Превращая искусство в средство, в «препарат» для оздоровления детей, арт-терапия легко и весело подтверждает глубоко гуманное положение: человек важнее, чем искусство.

         Однако, «Арт», о котором идет речь, является не искусством, а только технологией, только набором художественных средств и приемов. В результате арт-терапевтической деятельности возникают не произведения искусства, а веселые, полезные, оздоровительные игры.

         Дети, страдающие ДЦП, имеющие частные проблемы с движением, с помощью арт-терапии как бы «приближаются» к нам, более здоровым людям.       Это - вполне приемлемый путь, ведущий к реабилитации и социальной адаптации.

         Художественная деятельность является уникальным средством для эмоциональной и психологической разгрузки.

         При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства.       Он имеет возможность самостоятельно выказывать свои чувства, потребности и мотивацию своего поведения, деятельности и общения, необходимые для полноценного развития и приспособления к окружающей среде.

         В настоящее время формы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет явно «клинический» характер (как, например, в случае умственной отсталости, аутизма, грубых эмоциональных и поведенческих нарушений у ребёнка), в других случаях арт-терапевтическая работа имеет скорее реабилитационный характер, так как способствует социально-педагогической и социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
         При всём многообразии форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, отмечены некоторые особенности, которые необходимо учитывать. Одна из них заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия, в том числе изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания «звучат» в изображениях более непосредственно, не пройдя «цензуры» сознания. Поэтому переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа.

         Арт-терапию, как методику коррекции, целесообразно использовать в комплексе функционально-системной медико-социальной реабилитации детей ДЦП. Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Кроме того, арт-терапия позволяет осуществлять более эффективное влияние на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохраненных функциональных систем.

         Педагогическая коррекция с помощью арт-терапии у детей с ограниченными возможностями здоровья  имеет свои особенности и определяет целесообразность учета общих и индивидуальных направлений и условий работы, а именно: возраста ребенка, степени зрелости всех функциональных систем, индивидуальных свойств его личности.
         Общие направления и условия проведения арт-терапии похожи на другие методики педагогической коррекции, использующиеся в реабилитации детей с органическим поражением нервной системы.

         Педагог обязан:

         - осознавать и помнить о трудностях ребенка в реализации возможностей своих функциональных систем;

         - установить направления и задачи коррекционной работы по арт-терапии;
         - подобрать те виды арт-терапии, которые конкретный ребенок способен выполнить и получить результат;

         - дать возможность ребенку самостоятельно выбрать задание;
         - установить с ребенком доброжелательный двусторонний контакт;
         - регламентировать работу ребенка, что дает возможность повысить сосредоточение внимания.

         Взрослый человек и ребенок в процессе арт-терапии приобретают ценный опыт позитивных изменений.

         Результаты проведенной арт-терапии таковы:

         - создаёт положительный эмоциональный настрой;

         - облегчает процесс коммуникации со сверстниками, педагогами, взрослыми, а совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного приятия, эмпатии;

         - позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;
         - даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинами - безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Арт-терапия позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять;

         - развивает чувство внутреннего контроля;

         - способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изо-деятельности;

         - повышает адаптационные способности человека. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния;

         - арт-терапия эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития, используя здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления;

         - позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности, и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в социальной среде.

         Практический опыт отделения психолого-педагогической помощи Краевого реабилитационного центра «Орленок»,  показывает, что  программа по методу арт-терапии «Радуга», целью которой является снятие эмоционального напряжения, развитие и гармонизация эмоциональной сферы  ребенка, формирование позитивных установок, отреагирование негативных эмоций, формирование способности к саморегуляции, развитие творческих способностей, в работе с детьми, страдающими ДЦП, является наиболее эффективной в реабилитационном процессе.

         В программу  входят такие упражнения, как    «Стеклянный мольберт»,  «Монотипия», «Марания», «Каракули», «Рисование пальцами», «Ниткография»,  Эти задания  подходят зажатым детям с заниженной самооценкой, так как провоцируют активность, раскрывают детей, задавленных замечаниями родителей, неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями.

         Эффективная реабилитация  ребёнка, конечно же, невозможна без активного  включения  родителей в реабилитационный процесс, поэтому работа с родителем, а это, как правило - мать, является одним из  направлений деятельности специалистов  отделения, ведь от эмоционального состояния и настроения мамы зависит успешность реабилитационного процесса: снижение агрессивного и беспокойного поведения ребенка, улучшение эмоционального состояния, снятие стресса, снижение тревожности, восстановление коммуникативной функции, развитие.    

         С  ребенком и родителем проводится курс индивидуальных арт-терапевтических занятий с использованием различных техник и заданий.

         Задания затрагивают опыт, связанный с детско-родительскими отношениями и домом, а также помогают в выражении чувств и представлений, связанных с восприятием ребенка самого себя и других людей.

         В процессе занятий  ребенок  может свободно выбирать любые изобразительные материалы и переходить от одних видов деятельности к другим.

         По мере проработки и интеграции травматичного опыта у ребенка проявляется способность более активно взаимодействовать с окружающими, повышается эмоциональный фон, улучшаются взаимоотношения со сверстниками, педагогами, взрослыми.

         Арт-терапия в большинстве своем предполагает изобразительное творчество и опору, в первую очередь, на визуальный канал коммуникации, однако её связи с другими формами творческого самовыражения весьма значимы.

         Безусловно, арт-терапия не является чудодейственной силой, способной полностью разрешить поведенческие, эмоциональные проблемы, социальные и социокультурные проблемы. Вместе с тем в арт-терапевтическом процессе субъект приобретает опыт позитивных индивидуально-личностных изменений.