2020-2021 учебный год

Образовательная программа государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» «Семицветик»

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 


          Оглавление

 

1. Общие положения                                                                                        3       
2. Стратегия образовательной программы                                                     6
3. Характеристика внешней и внутренней образовательной среды            6

3.1. Материально-техническое обеспечение образовательного

процесса                                                                                                              6

3.2. Нормативная правовая база, регламентирующая

образовательную деятельность                                                                         6

3.3. Кадровый состав                                                                                          6

3.4. Характеристика социокультурного окружения                                        7 

3.5. Организация творческой практики обучающихся                                    7

Организация образовательного процесса                                                        7

4.1. Режим работы Центра                                                                                 7 

4.2. Сведения о контингенте обучающихся                                                      8

4.3. Специфика структуры образовательного процесса в                         

Центре и  приоритетные направления образовательной деятельности    

4.4. Характеристика программного обеспечения образовательного            8

процесса                                                                                                              10

4.5. Учебный план                                                                                              10

4.6. Расписание занятий                                                                                     13

4.7. Реализуемые технологии                                                                             14

4.8. Формы  обучения                                                                                         15

4.10. Средства обучения                                                                                     17

4.11. Способы проверки знаний                                                                        17

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного

процесса                                                                                                               18

Управление реализацией образовательной программы                                  18
Нормативное правовое обеспечение                                                                 19                         

 

 

 

Образовательная программа
государственного бюджетного учреждения социального обслуживания
«Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок»
«Семицветик»

 

  1. Общие положения

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» (далее - Центр) был создан по постановлению главы администрации Ставропольского края от 15.06.1993 года №139 как центр реабилитации для дезадаптированных детей и подростков, приказом министерства труда и социальной защиты населения  Ставропольского края от 22.10.2004 года №126 перепрофилирован  в государственное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок».

Учреждение находится в ведении министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края.

Центр оказывает ежемесячно комплекс услуг  детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья с детским церебральным параличом, неврологической патологией, нарушением опорно-двигательного аппарата и хронической соматической патологией в возрасте от 3 до 17 лет включительно, проживающих на территории Ставропольского края

          Учреждение функционирует в соответствии с Уставом государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок», утвержденным приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 28 июня 2018 года №278.

          Коечная мощность Центра 90 койко-мест.

          Ежегодное количество получателей услуг стационарно за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края, составляет:

          стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (без сопровождения) -  450 детей;

          стационарное отделение «Мать и дитя» (с сопровождением родителей, законных представителей) -  450 детей и 450 родителей.

          В стационарных отделениях организованы 3 группы для детей и подростков с ограниченными возможностями  и 2 группы для детей отделения с сопровождением.

Реабилитация детей в Центре проводится курсами с длительностью пребывания 22 дня. Для каждого ребенка, с учетом  тяжести заболевания, объема социально-бытовых навыков, составляется индивидуальная программа реабилитации.

Направления деятельности Центра:

социально-медицинская реабилитация, которая включает: лечебную физкультуру с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапию: электростимуляцию, магнитотерапию, ультразвуковую терапию, лазеротерапию, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение,   кислородный коктейль,  щелочные ингаляции, ароматерапию, скипидарные ванночки, галотерапию, механотерапию с использованием аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапии.

- социальная психолого-педагогическая реабилитация, осуществляемая через индивидуальные и/или групповые занятия с логопедом, психологом,  воспитателем и социальным педагогом, групповые занятия познавательного цикла, занятия кабинетах предметно-игровой деятельности и водно-песочной терапии, темной и светлой сенсорных комнат, ароматерапии,  посещение вокального кружка «Веселые нотки»,  студии «ВундерКиндер»,  кружков «Развивайка», «Бусинка», «Чемпион», «Мукосолька», «Волшебные пальчики» и участие в коллективно-творческой деятельности.

Система комплексной реабилитации нацелена на  социализацию, саморазвитие и самореализацию обучающихся, на выявления и развитие их творческих способностей.

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок»  осуществляет реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ  в интересах личности, общества, государства. Образовательная программа (далее - Программа) Центра является организационной основой педагогической деятельности.

Центр при реализации данной программы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, правовыми актами министерства образования Ставропольского края, Уставом Центра, договорами между Центром и родителями (законными представителями), а также иными действующими нормативными актами.

Миссия Центра – оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии квалифицированной социально-медицинской, социально-психологической и социально-педагогической помощи, обеспечение максимально полной и своевременной их социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду, выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков, формирование целостной социально-педагогической среды, способствующей развитию и самореализации детей средствами дополнительного образования.

При разработке Программы были учтены особенности деятельности Центра, контингента обучающихся, уровня квалификации педагогических работников, материально-технической базы Центра и т.п.

Цель Программы – совершенствование нормативно-правовых, организационно-педагогических, научно-методических условий, обеспечивающих функционирование и развитие Центра в интересах личности обучающегося.

Исполнители Программы – администрация и педагогический коллектив Центра.

Срок реализации Программы – по продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одного заезда (22 дня). Учитывая кратковременность пребывания обучающихся в Центре, задания подобраны не сложные, быстровыполнимые.

Результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях социального медико-психолого-педагогического консилиума,  методического совета. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Ее корректировка осуществляется в соответствии с результатами промежуточного анализа ее выполнения, на основе решения методического совета Центра, который осуществляет контроль реализации  Программы.

Задачи Программы:

совершенствовать образовательный процесс, направленный на стимулирование творческой активности детей, развитие способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самоопределению;

повышать качество содержания дополнительного образования посредством внедрением оптимальных форм, методов и технологий работы с учетом  индивидуальных особенностей и жизненного опыта обучающихся;

создавать условия для повышения профессионального мастерства педагогических работников;

изучать, обобщать и распространять положительный педагогический опыт;

создавать условия для сотрудничества участников образовательного процесса – педагогов, детей и родителей;

обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

укреплять материально-техническую базу Центра.

В соответствии с поставленными целями и задачами учебно-воспитательная деятельность осуществляется по следующим направлениям: социально-педагогической, художественной, физкультурно-спортивной направленности, которые обусловлены  необходимостью интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, расширения самостоятельности детей данной категории в различных сферах жизнедеятельности, предоставление им возможности самоутвердиться, сформировать адекватную самооценку, а также провести коррекцию имеющихся у детей с ограниченными возможностями здоровья отклонений в развитии.

       2. Стратегия образовательной программы

Основную задачу по реализации Программы осуществляют педагоги дополнительного образования,  логопеды,  воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре через организацию учебной деятельности обучающихся по дополнительным общеобразовательным  общеразвивающим программам.

 Деятельность всех специалистов является частью созданных в Центре благоприятных условий для устойчивого развития образовательного процесса.  При этом, чем выше квалификация данных работников, тем выше качество созданных условий.

 

      3 . Характеристика внешней и внутренней образовательной среды

      3.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Образовательная деятельность Центра соответствует контрольно-лицензионным нормативам. В Центре сформирована достаточная информационно-методическая база. В Центре оборудованы: 17 учебных кабинетов, в числе которых: кабинет предметно-игровой деятельности (4), кабинет психолога (1), сенсорные комнаты (2), кабинет водно-песочной терапии (1), кабинет ароматерапии (1),  кабинет логопеда (2), зал ЛФК (1), кабинет музыкально-ритмических занятий (1), концертный зал (1), кабинет для занятий ручным трудом (3), уголок Монтессори (1). Выделено отдельное помещение для хранения костюмной базы Центра, реквизита, декораций  Наличие учебного оборудования в основном соответствует требованиям обеспечения образовательных программ. Для осуществления образовательной деятельности используются информационные и технические средства обучения: компьютеры,  мультимедийные установки,  магнитофоны, видеокамеры, фотоаппараты,  микрофоны и др. В Центре работает линия сети Интернет.

       3.2. Нормативно-правовая база, регламентирующая образовательную деятельность.

Образовательный процесс  строится на основании Положения о структурном  подразделении Центра.

       3.3. Кадровый состав.

На начало учебного года в Центре работает 34 педагогических работника. В коллективе работают 6 педагогов,  награжденных Почетной грамотой министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, 15 педагогов награждены благодарственными письмами министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, 37 педагогов имеют поощрения от администрации Предгорного района  и учреждения.

Образовательный ценз педагогических кадров - 24 педагога имеют высшее образование, 14  средне-профессиональное.

Квалификация педагогических работников: без категории - 27 педагогов, первая квалификационная категория - 11 человек.

Педагогический стаж работников: до 5 лет - 12 человек, до 10 лет - 9, до 20 лет - 8, до 30 лет -  2, более 30 лет - 7 педагогов.

       3.4. Характеристика социокультурного окружения.

Педагогический коллектив Центра сотрудничает с различными организациями, творческими объединениями и образовательными учреждениями Предгорного района и Ставропольского края. Выстраивать содержание деятельности помогают внешние связи и контакты, которые в целом составляют образовательное пространство Центра.  Взаимодействие организовано как систематическое, так и эпизодическое, как на основе договоров о совместной деятельности и на основе  устных договоренностей.

       3.5. Организация творческой практики обучающихся.

С целью совершенствования навыков обучающихся, приобретаемых в ходе обучения по дополнительным общеразвивающим программам, для них предусмотрена возможность творческой практики. В ходе реализации образовательной программы творческая практика осуществляется по следующим направлениям:

выставки работ по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному творчеству;

концертная деятельность;

образовательно-досуговая деятельность;

творческие конкурсы, соревнования.

        4. Организация образовательного процесса

        4.1. Режим работы Центра.

         Учреждение работает по графику календарного года.

       Прием детей в Центр производиться на основании Порядка приема в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок».

В связи со спецификой учреждения, состав детей - переменный (постоянного состава нет),  работа с детьми проводится индивидуально и частично в группах и подгруппах. Режим работы Центра регламентируется СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г..

п/п

Нормативные условия

Сроки, режим, формы работы

1.

Продолжительность учебной недели

5 дней

2.

 

Продолжительность учебного года, в т.ч.

каникулярное время

48 недель, в т.ч.

летнее оздоровление (12 недель)

3.

Число занятий в неделю

1-4 занятия

4.

Образовательный процесс организован в две смены:

1 смена

2 смена

 

 

8-30 - 13-00

15-00 - 20-00

     4.2. Сведения о контингенте обучающихся: данная программа предназначена для детей 3-17 лет включительно, группы комплектуется по половозрастному принципу. Педагог определяет подготовку вновь поступивших детей. И в зависимости от её уровня, подготовки и умений, детям предлагаются занятия в той или иной группе или индивидуально. Занятия проводятся в виде кружка 1-3  раза в неделю, продолжительность одного занятия от 15 до 45 минут  (в зависимости от диагноза, возраста и физических и психоэмоциональных возможностей детей).

В группе занимается от 3 до 15 человек.

 

    4.3. Специфика структуры образовательного процесса в Центре и  приоритетные направления образовательной деятельности

          Образовательная  коррекционная деятельность, проводимая в Центре, является частью реабилитационного процесса.

     Основное направление деятельности Центра - осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, направленной на создание условий их развития, социализации и интеграции в общество.

          В связи с данной спецификой Центра приоритетными направлениями образовательной деятельности являются:

     разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья с учетом его потенциальных психических и физических возможностей;

          проведение индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков в физическом и психическом развитии обучающегося;

        укрепление психического и физического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, наряду с профессиональным медицинским сопровождением проведение общих оздоровительных мероприятий.

          Исходя из специфики учреждения,  коррекционные задачи в Центре решаются в комплексе, в процессе традиционных форм и видов деятельности детей  за счет применения специальных технологий и упражнений.

          В Центре созданы благоприятные условия для обеспечения всестороннего развития личности обучающегося, комфортности его пребывания.

          Главным условием развития обучающегося в образовательном процессе Центра является включение его в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого обучающийся способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.

          Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:

          коррекционно-развивающий процесс;

          предметная  развивающая среда;

          взаимодействие участников педагогического процесса.

          Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие обучающихся с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных возможностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:

          воспитательная - развитие ценностных отношений, развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;

          образовательная (познавательная) - воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию обучающегося, т.е. способствующих развитию его новых качеств;

          развивающая - развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;

          коррекционная - организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у обучающихся;

          социализирующая - овладение обучающимися системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

          оздоровительно-профилактическая (валеологическая) - приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

          В основе организации образовательного процесса определен тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, оценки психических и физических нарушений, оценки речевых нарушений. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности. Акцент делается на интеграцию образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество).

Коррекционные занятия со специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом) планируются и проводятся индивидуально  и/или в группе с учетом  физических и психических возможностей и особенностями инвалидизирующего заболевания обучающихся.

       4.4. Характеристика программного обеспечения образовательного процесса.

Образовательная программа Центра рассчитана на реализацию 12 общеразвивающих программ:

п\п

Классификация

Количество программ

1

Общее количество

12

 

Тип разработки:

модифицированные

 

12

 

Срок реализации:

краткосрочный – 22 дня

12

 

Направленности образовательной

деятельности:

художественная

социально-педагогическая

физкультурно-спортивная

 

 

5

6

1

 

Уровень индивидуализации

обучения:

групповые занятия;

индивидуальные занятия

В зависимости от уровня развития детей и запроса родителей.

       4.5. Учебный план

       Учебный план Центра разработан в соответствии с нормативными документами:

      Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы творческих объединений, кружков.
     Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
     Устав, образовательная программа.

     Учебный план учреждения обеспечивает:

организацию образовательного процесса в соответствии с целями и задачами     Программы;

реализацию конституционного права детей на получение образования;

индивидуальный характер развития обучающихся в соответствии с их склонностями и   интересами, с учетом состояния здоровья;

развитие гражданских качеств у обучающихся как основы их личностного и жизненного самоопределения за счёт включения их в социально-значимую деятельность;

Особенности учебного плана.

Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети  от 3   до 17 лет включительно. Обучение осуществляется в одновозрастных и разновозрастных кружках.

Основными формами образовательных объединений являются: кружок.

Продолжительность учебного года составляет 36 недель, каникулярный период (оздоровительные заезды) 12 недель. Итого 48 недель.

Наполняемость групп составляет от 3 до 15 человек.

Содержание деятельности образовательных объединений определяется педагогом с учетом задач образовательных программ по направленностям:

социально-педагогическая;

художественная;

физкультурно-спортивная.

Количество часов, отводимых в учебном плане на образовательное объединение, соответствует рабочей программе данного кружка и составленному к ней календарно-тематическому планированию.

Учебный план строится на основе краткосрочного обучения:

Учебный план имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение.

Социально-педагогическая направленность.

Работу данной направленности определяют 15 программ. Программы различаются по возрастным группам (от 3 лет до 17 лет) реализуются через кружки «Живые звуки», «Ключ к успеху», «Поиграй-ка», «Развивайка», «Вместе весело шагать»,  но их     объединяет необходимость социальной адаптации к условиям жизнедеятельности, актуальной для каждого возраста. Данное направление включает  программы: «Детский Арт базар», «Технология добра», «Мир звуков», «Альтернативные аугментативные способы коммуникации», «Радуга», «Позитив».  В социально-педагогической направленности отводят часы для организации занятий коррекционной направленности, основными задачами которых являются коррекция речи и сопутствующих нарушений, двигательных функций, в том числе мелкой моторики, познавательной деятельности, памяти, внимания, логического мышления, межличностного общения и т.п. В целях более успешного продвижения в общем развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекции недостатков их психического развития, а так же ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия с психологом и  логопедом. Реализация дополнительных общеобразовательных программ позволяет, как можно полнее корригировать отставание в развитии обучающихся с особыми образовательными потребностями, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для этих обучающихся, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др. Все обучение носит коррекционно-развивающий характер. Индивидуально-групповые коррекционные занятия дополняют эту коррекционно-развивающую работу, будучи направленными на преодоление некоторых специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся. Ведущие принципы социально- педагогической деятельности:

Ценностные: гуманизм, демократизм, законность, соблюдение прав человека и обеспечение его государственных гарантий конфиденциальность и др.

Организационные: координация и взаимодействие, единство полномочий и ответственность, прав и обязанностей, комплексность и адресность и др.

Психолого-педагогические: индивидуальный подход, доверие, природосообразность, культуросообразность, учет возрастных и личностных особенностей и др.

Коррекционно-развивающие: опора на «зону ближайшего развития», опора на сохранные анализаторы, повторяемость, доступность, постепенность выполнения заданий др.

Основываясь на перечисленных принципах, социально-педагогическая деятельность в Центре имеет свою специфику, которая обуславливается особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья и созданной в учреждении комфортной образовательной среды.

В социально-педагогической деятельности выделены следующие основные направления: коррекция речевых нарушений, развитие высших психических функций; помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и поведение; распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, затрагивающих интересы ребенка с целью предотвращения серьезных последствий; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию, обучению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

          Художественная направленность.

          Данная направленность включает 5 творческих объединений: кружки «Бусинка», «Мукосолька», «Волшебные пальчики», «Фантазеры», «Веселые нотки»,   реализующих   общеразвивающие   программы  - «Радуга творчества»,«Домисолька».

          Программы художественно-эстетической направленности, реализуемые в Центре, охватывают обучающихся разных возрастных категорий (от 3 до 17 лет). Программы органично соединяют в себе познавательную деятельность с творческой, формируют у детей практические навыки по различным видам творчества и техникам, прививают любовь к искусству, развивают воображение, фантазию, художественный вкус.

Основными целями деятельности объединений данной направленности является:

приобщение обучающихся к искусству через занятия конкретным творчеством (вокал,  изобразительная деятельность, использование нетрадиционных технологий);

развитие художественного вкуса на лучших образцах отечественной и мировой культуры;

воспитание гармоничной личности, способной к творческой и интеллектуальной деятельности.

 Художественная деятельность нацелена, в первую очередь, на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, социальную реабилитацию, а также на развитие универсальных и реабилитационных (специальных) компетенций.

 

Физкультурно-спортивная направленность.

Данная направленность в деятельности Центра представлена программой «Территория Здоровья»  кружка «Чемпион».

Главными целями являются:

          коррекция нарушений двигательной сферы и развитие физических качеств обучающихся;

          укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма обучающихся;

активизация защитных сил организма обучающихся;

В рамках физкультурно-спортивной направленности в Центре работает зал ЛФК,  зал механотерапии, спортивный зал, где проходят занятия по адаптивной физической культуре, занятия  спортивного кружка. Адаптивная  физическая культура (АФК) представляет собой совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных, методически разработанных. В основе лечебного действия физических упражнений лежит строго дозированные нагрузки применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья.

 

4.6.  Расписание занятий.

Расписание занятий творческих кружков и объединений Центра составлено согласно санитарно-эпидемиологических требований к  устройству, содержанию и организации режима работы образовательных  организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г., на основании учебного плана, штатного расписания, учебных программ творческих объединений, утвержденных локальными актами Центра.

Количество часов, отводимых в учебном плане на образовательное объединение, соответствует учебной программе данного объединения и составленному к ней календарно-тематическому планированию.

Занятия в творческих объединениях проводятся с 8-30 до 20-00 час.

Продолжительность занятия составляет от 15 до 45 минут, в зависимости от диагноза, возраста, физических и психоэмоциональных возможностей детей. Ежедневно проводятся  досуговые мероприятия.

 

4.7.  Реализуемые технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов и др.).

Основные составляющие этой системы:

Организация рационального двигательного режима обучающихся.

Непрерывное мониторирование состояния здоровья обучающихся и своевременная коррекция возникающих отклонений.

Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и половых особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.

Использование многообразных программ по формированию мотиваций и навыков здорового образа жизни.

 Технологии развивающего обучения.   Основными  принципами развивающего обучения являются:

проблемность обучения;

оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);

индивидуализация и дифференциация обучения;

специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.

 Технология индивидуально-ориентированного образования   ставят в центр всей  образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью, ставят целью разностороннее, свободное и творческое развитие обучающегося.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии; технологии сотрудничества; технологии свободного воспитания.

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они исповедуют идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающийся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении обучающемуся свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, обучающийся наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Групповые технологии: общественный смотр знаний, интегрированные занятия, творческие отчёты, экскурсии и др. Задания выполняются таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Во время групповой работы педагог контролирует, оказывает помощь.

Технология творческой деятельности, цели которой: выявить, развить творческие способности обучающихся и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт (изделие, модель, произведение и т.п.), воспитание общественно-активной творческой личности. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности обучающихся является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнёров.

Игровые технологии. Игра позволяет активно включить ребёнка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создаёт доверительные отношения, применяется педагогами в работе с обучающимися разного возраста от самых маленьких до старшеклассников и используется при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает ощутить себя в реальной ситуации.

 

4.8. Формы обучения

Обучение в Центре предполагает освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих  программ в очной форме, т.е. при непосредственном взаимодействии обучающегося с педагогом в помещениях Центра.

В объединения Центра формируются группы обучающихся одного возраста либо разновозрастные группы, являющиеся основным составом объединения.

Основой организации образовательного процесса в очной форме обучения является занятие.

Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Занятия могут проводиться в форме: аудиторные занятия,  мастер-классы, экскурсии, концерты, выставки, экспозиции,  конкурсы, спортивные состязания, игры и другое, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для обучающихся.

Сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.

Формы занятий:

а) занятия в учебном кабинете (групповые, индивидуальные):

          тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

          комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);

          игровые (изучение учебного материала в процессе развивающих, деловых, дидактических игр);

          итоговые  (проверка уровня подготовки детей);

б) консультации - это помощь педагога в усвоении обучающимися  знаний по особо значимым темам,   оказание помощи по психологическим вопросам, развитию речи у обучающихся.        

          Задачей проведения консультаций является углубление знаний образовательных компонентов для создания условий для наиболее полного удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся, совершенствования их умений и навыков.

          Консультации проводятся на добровольной основе по запросу родителя (законного представителя) или обучающегося. В ходе первичной индивидуальной консультации выявляются индивидуальные особенности обучающегося, его знания. Заранее выделяются вопросы, которые будут разбираться на консультациях.

          в) различные формы массовой работы.

          Педагоги активно используют различные формы массовой работы с обучающимися детского объединения, что позволяет:

          создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

          показать ему результаты его учебной работы;

          создать условия для сплочения коллектива;

          формировать у обучающихся стремление радовать окружающих доступными им способами;

          расширить границы учебного процесса.

          Наиболее распространенными формами массовой работы в Центре являются:

          выставки,

          концерты, спектакли,

          состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали и др.

Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным принято такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

В работе объединений, при наличии условий и с согласия педагога могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители).

 

4.9.  Средства обучения

Выбор средств обучения как источников получения знаний и формирования умений определяется педагогом в соответствии с особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями). В педагогической практике широко используются следующие средства обучения:

словесные - учебные пособия, раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.);

визуальные - реальные предметы, инструменты, материалы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.

аудиальные - музыкальный центр, магнитофон, аудиозаписи, MP3 диски и др.

аудивизуальные - проектор, видеомагнитофон, DVD центр, видеофильм и т.п.;

средства автоматизации процесса обучения - компьютеры, телекоммуникационные сети, компьютерные программы.

 

4.10. Способы проверки знаний: Теоретические знания обучающихся выявляются в ходе устного опроса на занятиях, а практические навыки в процессе самостоятельной работы детей.

Формы подведения итогов: По итогам обучения в конце каждого заезда устраиваются выставки, концерты, спортивные мероприятия на уровне Центра.

Ожидаемые результаты:

способность слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, подчиняться правилам;

усидчивость и внимательность при групповой работе;

умение проговаривать и адекватно выражать свои переживания в сложных эмоциональных ситуациях;

способность проявлять инициативу и уверенность;

повышение уровня развития высших психических функций.

развитие творческих способностей личности, художественно- эстетического вкуса;

формирование устойчивого интереса к различным видам художественно-эстетической, физкультурно-спортивной деятельности;

оригинальность предлагаемых художественных решений;

окрепшая моторика.

 

5. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного  процесса

Основными направлениями работы психолога в Центре являются: проведение индивидуальных консультаций, групповая работа с обучающимися, изучение индивидуальных  способностей обучающихся, коррекционно-развивающая работа с ними, работа по профилактике нарушений психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Поэтому отделение психолого-педагогической помощи осуществляет свою работу в нескольких направлениях: социально-психологическое консультирование; психологическая помощь и поддержка; психологическая диагностика и обследование личности; психологическая коррекция.

 

Система диагностики результатов образовательной деятельности рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.

Цель диагностики – выявление уровня обученности, развития способностей и личностных качеств обучающегося, и их соответствие прогнозируемым результатам программ творческих объединений.

Задачи диагностики:

определение уровня теоретической и практической подготовки;

личностное развитие обучающегося;

выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации программы творческого объединения;

своевременное внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности творческого объединения.

 

  1. Управление реализацией образовательной программы

Управление реализацией образовательной программы осуществляется через мониторинг. Система мониторинга включает в себя следующие показатели:

 

Показатели

Критерии

Периодичность

Уровень обученности детей

Практическая подготовка

на конец заезда

Личностное развитие

Уровень социальной активности

Социальная активность обучающихся
(участие в мероприятиях)

на конец заезда

Достижения обучающихся
(конкурсы, соревнования, выставки, фестивали)

Эффективность и результативность деятельности Центра

Удовлетворенность клиентов качеством предоставляемых услуг

1 раз в квартал

Программно -  методическое обеспечение

Наличие программ обучения

 

Наличие методических и научно-методических материалов

Система работы с педагогическими кадрами

Качество обучения

1 раз в год

Уровень квалификации педагогических работников

Сохранение и развитие материально-технической базы

Пополнение материально-технической базы

1 раз в год

% внебюджетных средств, направленных на развитие учебно-материальной базы

Реализация Программы создает оптимальные условия, способствующие успешному обучению, воспитанию, развитию, коррекции и социальной адаптации детей-инвалидов и детей  с ограниченными возможностями здоровья.

 

  1. Нормативное правовое обеспечение

          Закон Российской Федерации  от 29.12. 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

     СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

          Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной  распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р.

          Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

      Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

    Устав государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Орленок».

и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Орленок».