Адаптивная физическая культура как средство самосовершенствования детей с ограниченными возможностями здоровья

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Адаптивная физическая культура

как средство самосовершенствования детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

В отделении социальной реабилитации Краевого реабилитационного центра «Орлёнок» физическому воспитанию детей уделяется особое внимание.

Адаптивная физическая культура – это коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Её методы и приёмы – физические упражнения, игры, элементы спорта, приёмы дыхательной гимнастики и релаксации.

Одним из действенных компонентов коррекционно-развивающей помощи является адаптивная физическая культура.

На занятиях физкультурно-спортивной направленности дети стремятся к самосовершенствованию, чему способствует спортивный интерес, возникающий в процессе деятельности. Видя даже крохотные успехи в своей физической форме, воодушевляются и мотивируются на дальнейшее совершенствование себя.

В процессе групповых занятия «Мой весёлый, звонкий мяч!», «Физкульт-Ура!», «Спортивная тропинка», «Непоседы», «Сильные, ловкие, смелые», «Все на старт», «Спортивные ребята», «Будь в форме!» формируется способность преодолевать физические и психологические барьеры, соотнося свои силы, и желание улучшить личностные качества, Главным принципом работы является индивидуальный подход, исходя из которого, распределяются нагрузки.

Самый эффективный способ проведения занятий, который развивает координацию, волевую и психическую составляющую характера ребёнка - это игра. Именно она может удовлетворить потребности человека в эмоциях, общении и активной деятельности, а также является способом самовыражения. При выборе игр учитываются физические способности, двигательные возможности, а также возраст.

Особая творческая атмосфера царит на мероприятиях в которых участвуют дети и родители, много положительных эмоций, переживаний, поддержки испытывают в спортивных праздниках, состязаниях, эстафетных играх «Летний стадион», «Весна, весна на улице», «Праздник мяча», «Весёлые старты», «Не пропусти мяч», «Попрыгунчики», «Воробышки и кот», «Спасатели», «Кто быстрей», «Попади в цель», «Гонка мячей», «Переправа», «Кенгуру», «Гусеница», «С обручем», «Кегли». Обязательным элементом программ являются музыкально-ритмические композиции: «Головами покиваем», «Цветочек», «Ёжики», «Зайка прыгал», «Весёлая зарядка», с использованием мячей, скакалок, обручей, кубиков, кеглей, лент.

Праздники не только повышают интерес к спорту, оказывают благоприятное воздействие на организм ребёнка, закрепляют двигательные умения и навыки, развивают физические качества и пространственную ориентировку, но и способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивают выдержку, внимание, смелость и упорство.

Тема игр и здорового образа жизни проговаривается с родителями в ходе консультаций и бесед: «Совместные занятия спортом», «Правильная осанка – здоровье ваших детей», «Игры для здоровья вашего ребёнка», «Утренняя гимнастика», «Спорт – это здоровье», «Физкультура и спорт – здоровье и красота», «Спорт - залог здоровья», «Быть здоровым просто».

Завершая реабилитационный курс в «Орлёнке» дети приобретают практические знания, умения и навыки по основам здорового образа жизни, активному физическому отдыху, работе в команде.

Таким образом, адаптивная физическая культура, как средство самосовершенствования лиц с ограниченными возможностями, действительно значима. С помощью средств и методов для поддержания оптимального психофизического состояния каждому ребёнку предоставляется возможность достичь результатов, адаптироваться в обществе, повысить самооценку, и, конечно же приобрести уверенность в своих силах и возможностях.