Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Игровые технологии как средство

всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями.

 

 

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка - ответственность, активность, творчество, самостоятельность, физические и творческие способности.

В своей педагогической деятельности социальные педагоги стационарного отделения «Мать и дитя» Краевого реабилитационного центра «Орленок» стараются создавать условия для пробуждения у ребенка интереса к игре, проявления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации, стремятся к созданию положительной эмоциональной атмосферы на занятии или в общении с ребёнком, осуществляют показ игровых действий, осторожно вовлекают в воображаемую ситуацию с помощью сюжетных игрушек, поддерживают инициативные игровые действия ребенка.

Применяя игровые технологии, специалисты отделения дают ребёнку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании, при этом не меняют ребёнка и не переделывают его, не учат каким-то специальным поведенческим навыкам. Во время игровой ситуации обязательно сопровождают игру. Причём сопровождение подразумевает как непосредственное взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением ребёнка, изучение возможностей его развития. Большое внимание социальные педагоги уделяют организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и обучающегося. Для этой цели используюся в работе игры-инсценировки и игры-драматизации, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания. В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок или стихов. Одним из видов игр-драматизаций, который нравится всем детям, является рассказывание с игрушками, которые могут выполнять сами дети. Артисты - игрушки, а дети - кукловоды передвигают игрушки в соответствии с действиями персонажей. Здесь важно учесть пропорциональное соотношение игрушек, декораций и детей.

Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ограниченными возможностями. Для решения этих задач специалисты отделения применяют сюжетно-ролевые игры, в которых ребята учатся взаимодействию со сверстниками и самостоятельности. Также данный вид игры способствует развитию речи и воображения ребенка. Изображая взаимодействия персонажей игры, дети учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им.

К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т. п.). Через собственные переживания дети осваивают моральные и социальные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и прочее. В играх с сюжетными игрушками ребята моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых. В процессе коллективных и совместных игр учатся общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия.

Дети очень любят игры-забавы и народные игры, такие как «Сорока», «Ладушки», «Каравай», «Пузырь». Не прочь сыграть и в подвижные игры, например, «Третий лишний», «Ручеек». Данный вид игр ребятам нравится тем, что они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. Подвижные игры, игры-забавы, хороводные игры, народные игры применяются в отделении для развития и совершенствования двигательных навыков, физических и личностных качеств. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Детям весьма полезны и чрезвычайно нравятся игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения, развивают сенсорные эталоны.

Играя с песком или водой, дети успокаиваются, расслабляются, снижается напряжение. В ходе игр с природными материалом, совместных игр с песком, водой, разнообразными сыпучими веществами, листьями, плодами, ребята овладевают способами сотрудничества, учатся радоваться и удивляться.

Особое значение в педагогической работе с детьми имеют дидактические и развивающие игры, в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т.д. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры - «Лото», «Домино», «Мозаика» и пр.

Любая детская игра - тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная - может стать развивающей, когда педагог определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.

Чем интереснее игровые действия, которые педагог использует на занятиях с детьми с ограниченными возможностями, тем эффективнее закрепляются и систематизируются полученные знания.

 

А.В.Лолока,

социальный педагог

стационарного отделения

«Мать и дитя»