Развитие музыкальных способностей обучающихся посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Развитие музыкальных способностей

обучающихся посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах

 

По мнению ученых, музыкальные способности у детей имеются изначально. Просто, у некоторых они проявляются более ярко, а с некоторыми следует поработать, чтобы выявить предрасположенность к этому виду творчества.

Ребенок непроизвольно проявляет свою природную музыкальность. Если разрезвившимся детям включить плавную мелодию, они быстро успокаиваются. При вялости, несобранности ребенка его можно взбодрить и организовать веселым маршем. При этом не нужно направлять внимание на звучащую мелодию. Детский организм сам откликается на звуковые волны.

Занятия музыкой, разучивание песен и движений положительно сказывается на развитии детей. Они способствуют сенсорному развитию: обостряется слуховое и двигательное внимание, воспринимается более широкий диапазон звука, улучшается восприятие ритма.

Музыкальная деятельность детей создает условия для развития произвольности психических процессов. Формируется произвольное внимание, так как ребенка направляют, к чему прислушаться, на что посмотреть. Повышается произвольность восприятия и воображения – дети слушают звучание музыки и соотносят со звуками природы, фантазийными картинками. Также улучшается память за счет того, что необходимо разучивать слова песни, а словарный запас существенно расширяется. Следует отметить, что воспитание музыкой формирует отзывчивость, делает детей более чуткими по отношению к взрослым, друг другу.

Музыкотерапия, т.е. терапия музыкой является одним из приоритетных направлений социокультурной реабилитации детей, так как содействует раскрытию творческих, коммуникативных способностей у детей, снижению уровня агрессивности и тревожности, позволяет оптимизировать адаптационно-приспособительные возможности детского организма.

В отделении социальной реабилитации Краевого реабилитационного центра «Орлёнок» работа в данном направлении осуществляется в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Домисолька».

Основная задача программы, укрепление здоровья, оптимизация психоэмоционального состояния детей, развитие их музыкальных способностей, чувства ритма, фантазии через игру на детских музыкальных инструментах.

Программа «Домисолька» составлена так, чтобы развивать у обучающихся музыкальные и творческие способности, мелкую моторику рук, слух, ритм, эмоциональную отзывчивость, умения выражать свои чувства, настроение, впечатления. Всему этому способствует такая активная исполнительская музыкальная деятельность как музицирование.

Игра на инструментах - интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.

Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах проводится организованно и последовательно, используя разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, работа с раздаточным материалом, слушание музыки в записи, пение, музыкально-ритмические упражнения.

В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах предлагаются попевки из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру.

На занятиях проводятся простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры: «Определи инструмент», «Музыкальный магазин», «Наш оркестр», «Определи по ритму» и др. Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми. С этой целью используются и различные дидактические средства: ложки, кубики, палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.

Итог занятий - выступления детского оркестра на праздничных и итоговых концертах, которых все ждут с большим нетерпением, ведь игра маленьких музыкантов – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях дети учатся быть ответственными, уверенными, внимательными.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, развитие творческих и музыкальных способностей детей, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

 

В.В.Руденко,

заведующий отделением

социальной реабилитации