Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники рисования - «граттаж»

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Развитие творческих способностей детей

посредством нетрадиционной техники рисования - «граттаж»

 

Выбор социальными педагогами стационарного отделения «Мать и дитя», Краевого реабилитационного центра «Орлёнок», нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития ребёнка посредством изобразительного творчества, не случаен. Дети с инвалидностью в большинстве случаев закомплексованы, не уверенны в своих собственных силах.

В детском возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Наиболее близкие и естественные для ребёнка виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная деятельность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» или «не могу» - можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свои необычные техники или совмещать их при создании оригинальных работ, поэтому дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, в результате создаются условия для развития творческого потенциала, стимулируется самоактивность и самопроявления ребёнка, формируется оптимистическое мировоззрение.

Большой потенциал для раскрытия личности ребёнка заключен в изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей – одно из направлений реабилитационного процесса в отделении. Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, в рисовании с помощью которых можно разрешить трудности и наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем мире.

Техники рисования на сегодняшний день очень разнообразные. Одной из наиболее интересных и необычных считается «граттаж», или «воскография». Еще её называют «цап-царапки» или «граффито». Слово произошло от французского «gratter» - «скрести», «царапать», поэтому другое название техники - «техника царапанья».

Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Специалистами отделения обычно используется плотная бумага, закрашенная гуашью. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, и ограничиться обычной восковой свечой (не цветной), а затем широкой кистью или губкой наносится на поверхность слой туши. Когда она высохнет, острым предметом - пластиковой вилкой, зубочисткой - процарапать на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.

Замечательная нестандартная техника рисования «граттаж» интересна всем детям независимо от возраста, разница лишь в том, что детям младшего возраста социальные педагоги готовят исходный материал, а старшие ребята могут сделать все самостоятельно.

Все шаги подготовки листа к работе интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование на подготовленном листе – вообще похоже на волшебство: ребенок с удивлением наблюдает, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.

Работа в технике «Граттаж» требует больших усилий, поэтому, регулярно перед рисованием проводятся пальчиковая гимнастика, которая развивает мелкую мускулатуру пальцев рук.

В своей деятельности обучения техникам рисования, специалистами отделения оформляются тематические выставки детских работ, а также проводятся мастер-классы, где дети занимаются творчеством вместе с родителями. В результате формируется адекватное восприятие родителем своего ребёнка, понятие «болезни» отодвигается на второй план и появляется понятие «особого развития». Формируются партнёрские взаимоотношения: специалист - ребёнок - родитель, взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обмен мнениями, обогащение опытом, а благоприятный микроклимат помогает раскрытию имеющихся у ребёнка личностных, творческих и социальных ресурсов.

Работая с детьми, социальные педагоги отделения пришли к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление и удивление.

На достигнутом специалисты не останавливаются, и в дальнейшем ставят задачу переходить к овладению всё новыми и новыми нетрадиционными техниками в рисовании, использованию необычных материалов в детских работах, что поможет детям создать свое индивидуальное «Я» в творчестве, и развить веру в собственные силы.

 

Н.Т.Браславская,

социальный педагог

стационарного отделения

«Мать и дитя»