Речевой этикет

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Речевой этикет

 

Речевое общение – сложная деятельность по меньшей мере двух партнеров. Поэтому важными условиями общения являются учет интересов говорящего, постоянное внимание к своему собеседнику, создание благоприятной атмосферы для речевого контакта. Как бы хорошо ни владел человек родным языком, он не сможет поделиться своими мыслями, сомнениями и открытиями, не вызовет у собеседника неподдельного интереса и сочувствия, если не будет считаться с правилами речевого поведения.

Речевое воспитание не сводится лишь к усвоению определенного набора этических формул приветствия, просьбы, благодарности и т.д.

Речевое поведение – это зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека. Ведь только искреннее доброжелательное отношение к собеседнику, истинная забота о его благополучии побуждают человека выразить свое дружелюбие, благосклонность с помощью словесных знаков внимания.

В настоящее время в нашем государстве уделяется большое внимание изучению родного языка: принимаются федеральные законы, направленные на повышение престижа русского языка и словесной культуры, в образовательных учреждениях возросли требования к знаниям детей, их общей языковой культуре.

Воспитание любви и уважения к родному языку, формирование у ребят общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, необходимых для интеллектуального развития - вопросы, которые рассматриваются на консультативных занятиях кружка «Грамотейка» отделения социальной реабилитации Краевого реабилитационного центра «Орленок» по общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Грамотейка».

Большой проблемой в устном общении детей, конечно же, является звуковая его сторона. Небрежная речь, нечеткое произношение слов, неправильная постановка ударения, до неузнаваемости искажают облик слов и предложений и приводят к непониманию при устном общении между собеседниками. Поэтому на занятиях по теме «Лексика» дети знакомятся с некоторыми орфоэпическими нормами русского языка, учатся пользоваться орфоэпическими словарями.

Во время беседы «Говорите правильно» ребята узнали, что означает выражение «правильная и чистая звучащая речь», в чем состоит смысловая роль звука, почему нужно не забывать о культуре речи, какими недостатками часто страдает наш язык.

Коммуникативное качество речи – это ее чистота. Заключается она в не засоренности ее внелитературными элементами «словами-сорняками», «словами-паразитами», такими как «короче», «как бы», «грубо говоря», «так сказать» и т.д. Они не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью, а просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания.

Следует помнить, что и речь, наполненная словесными штампами не вызывает в сознании слушающих необходимые ассоциации. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, т.е. воздействовать на них. Шаблонная, избитая фраза отскакивает от слушателей, не дает им возможность вникнуть в суть высказывания. Но главное - бедность, серость, однообразие языка связывают с бедностью, серостью и неоригинальностью мысли.

О том, как «слова-сорняки», «слова-паразиты» влияют на нашу родную речь, о причинах их появления дети узнали из беседы «Слова-сорняки» - соль нашей речи». В ходе мероприятия обучающиеся искали ответ на вопрос: «Как правильно говорить?», более подробно рассмотрели понятия «правильная речь» и «ненормативная лексика», говорили о красоте и богатстве русского языка, силе русского слова, вспомнили пословицы и поговорки о языке, приветственные и «волшебные» слова.

Большой интерес вызывает у детей разговор об использовании жестов, о роли мимики в речевом общении. Для того чтобы организовать наблюдение над употреблением их в нашей повседневной жизни, потренироваться в определении смысловой характеристики наиболее распространенных жестов и мимики, попробовать выбирать их в соответствии с требованиями речевой ситуации, проводились конкурсы «Подскажи словечко», «Вежливая просьба», ставились сценки «Хрюшка и Ксюшка» и по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово».

Жесты и мимика многое рассказывают о человеке: о его возрасте, национальности, настроении, характере, отношении к тому, о чем он говорит. Кроме того, в развлекательно-шутливой форме решаются важные и серьезные вопросы: живешь ли ты в дружбе и согласии с людьми, знаешь ли слова, помогающие людям общаться друг с другом.

Главное, чтобы дети осознали свое отношение к родному языку, обрели уверенность в общении и всегда помнили, что нарушение законов русского литературного языка рассматривается как проявление безграмотности и бескультурья.

 

Н.В.Ардарская,

учитель-консультант

отделения социальной

реабилитации