Роль адаптивной физической культуры в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Роль адаптивной физической культуры в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Проблема инвалидности – это проблема мирового масштаба,
существующая во всех странах независимо от уровня их экономического развития.

Дети с ограниченными возможностями - особая категория. У них слабо выражены познавательные интересы, они менее активны, имеют низкую работоспособность и повышенную истощяемость.

Одним из путей всестороннего развития детей-инвалидов и включение их в активную социальную жизнь, является физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.

Для многих детей с ограниченными возможностями единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести друзей, получить возможность для общения является физическая реабилитация, занятия по адаптивной физической культуре. Именно она, даёт радость движения, дети учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознавать счастье преодоления себя.

Адаптивная физическая культура (далее - АФК) является областью общей физической культуры. Основная цель АФК - максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

В Краевом реабилитационном центре «Орлёнок» проходят реабилитацию дети с детским церебральным параличом, задержкой психоречевого развития, с психоневрологической симптоматикой и заболеваниями опорно-двигательной системы. Комплексный процесс реабилитации включает в себе психологические и педагогические методы, технологии социально-медицинской реабилитации.

В отделении социальной реабилитации, занятия АФК проводятся в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы спортивно-оздоровительной направленности «Территория Здоровья», в виде индивидуальных и групповых занятий.

В процессе занятий по программе решаются следующие задачи: нормализация мышечного тонуса, стабилизация правильных положений тела, формирование правильной осанки, развитие двигательных навыков, развитие координации, повышению работоспособности, тренировка равновесия тела в игре, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.

Для каждого ребенка подбор упражнений осуществляется индивидуально, в зависимости от его возраста, диагноза, объективного состояния, проявления болезни, задач, которые требуется решить в процессе реабилитации.

Разработанные специалистами отделения комплексы занятий включают не только физические упражнения (бег, ходьба с различными положениями рук и ног, упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса, спины, живота, нижних и верхних конечностей, висы на гимнастической стенке), но и дыхательную и глазодвигательную гимнастику, упражнения на развитие внимания и сенсорных эталонов. Закреплению двигательных навыков способствует многократное повторение упражнений.

Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы лиц с ограниченными возможностями является игровой метод.

Игра как забава, развлечение свойственна людям во все возрастные периоды жизни, она удовлетворяет естественные потребности человека в эмоциональном досуге, движении, общении и является способом самовыражения.

Из большого разнообразия подвижных игр предпочтительнее в работе те, которые направленно воздействуют на те функции аномального ребенка, которые отстают в развитии. Такие подвижные игры, как «Коршун и наседка», «Группа, смирно!», «Быстро по местам!», «Стой!», «Попади в мяч» оказывают благоприятное влияние на укрепление костно-связочного аппарата и мышечной системы, активизируют деятельность дыхательной системы, содействуют улучшению общего состояния обучающихся. При проведении игр активно используется спортивный инвентарь - кубики, мячи, балансиры, гимнастические палки и др.

Для детей с ограниченными возможностями важно использование упражнений, с помощью которых можно развивать гибкость, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Для этого применяются специальные упражнения: «Качалочка», «Рыбка», «Морская звезда», «Цапля», «Лягушка» и др. В результате у детей улучшается эластичность мышц, укрепляется опорно-двигательный аппарат, что служит профилактикой плоскостопия и травм.

Завершающим этапом реализации программы являются спортивные праздники и физкультурные досуги с участием родителей. Это не просто развлечение детей и родителей, а форма их взаимодействия, дающая возможность детям проявить активность самостоятельность и инициативность. Родители же получают возможность видеть как ребёнок адаптируется в коллективе, какие чувства он испытывает от совместно выполненных заданий.

Закреплению полученных навыков и достижений родителям помогут методические рекомендации по проведению занятий АФК и оздоровительных процедур дома.

Специалисты проводят контроль динамики развития физических качеств детей. Первичная диагностика в начале реабилитационного периода показывает уровень развития детей и определяет коррекционные задачи; заключительная - проводится в конце реабилитационного периода с целью выявления динамики физического развития детей и освоение ими программы.

Опыт показал, что занятия по АФК способствуют не только оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, развитию мелкой моторики рук, но и формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка, общительности, умению рассчитывать свои силы, воспитанию смелости, решительности, настойчивости, скромности, отзывчивости, чувства товарищества.

Таким образом, АФК развивает и укрепляет опорно-двигательную систему, сенсорные функции, улучшает тонус и эластичность мышц, снижает болевые ощущения в суставах, стимулирует кровообращение и обмен веществ, увеличивает работоспособность мозга и стрессоустойчивость. А ещё - развивает интересы и потребности, воспитывает характер, формирует поведение и волю.

 

В.В.Руденко,

заведующий отделением

социальной реабилитации