Физминутки на занятиях по изодеятельности как элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Физминутки на занятиях по изодеятельности

как элемент здоровьесберегающих технологий

в работе с детьми с ограниченными возможностями

 

В стационарном отделении «Мать и дитя» Краевого реабилитационного центра «Орленок» большое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды, обучению и развитию детей с ограниченными возможностями в разных видах деятельности. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы «Детский арт-базар».

В рамках реализации программы в отделении оборудован уголок изобразительной деятельности, занятия в котором позволяют каждому ребенку раскрыть творческие способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, развивать образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительную память, мышечно-двигательные функции рук и глазомер.

Занятия с детьми по изобразительной деятельности проходят за столом, то есть в неподвижном состоянии. Любая деятельность, не связанная с движением, требующая нахождения в одной позе, является тяжелой нагрузкой на организм детей с ограниченными возможностями, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Такие дети быстро утомляются, теряется интерес к занятию, у них снижается внимание, что, конечно, отрицательно влияет на эффективность занятий.

Социальные педагоги должны предупредить возникновение утомления у детей, своевременно обнаружить признаки его появления и, как можно быстрее, эффективнее его снять, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной различных нервных расстройств.

Одним из направлений здоровьесберегающих технологий, предупреждающих утомление, улучшение общего состояния детей с ограниченными возможностями здоровья, смены их деятельности, считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.

Физминутка - это «минутка» активного и здорового отдыха, прекрасная возможность снять отрицательное воздействие от статической нагрузки, размяться во время занятия, которое требует усидчивости и повышенного внимания ребёнка.

Наблюдая за детьми с различными нарушениями, специалистами было замечено, что дети во время занятий с желанием выполняют физминутки, с интересом разучивают новые упражнения, сравнительно быстро усваивают их. Двигательная активность, как переключение на новую деятельность, обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

На занятиях по изо-деятельности нами используются различные физкультминутки:

1. Физминутки-разминки (двигательно-речевые):

- Оздоровительно-гигиенические.

Их можно выполнять как стоя, так и сидя: необходимо расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой.

На занятиях можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить глазами за движением руки социального педагога

- Танцевальные. Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет, отличаются более четким исполнением элементов.

- Физкультурно-спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки и ходьбу на месте, приседания.

- Подражательные. Зависят от фантазии и творчества педагога. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

2. Пальчиковая гимнастика.

Для детей с ограниченными возможностями держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, тем красивее у них получится рисунок. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей физминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика.

3. Релаксационные упражнения.

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. Релаксационная техника «напряжение-расслабление» - самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

Физминутка дает возможность педагогам играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и координацию движения. Воспитывать детей физически совершенными – значит, добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными. А здоровье детей – наша забота, и применение физминуток – один из этапов работы по его сохранению.

Движение - это жизнь, развитие. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы!

В.В.Медведева,

заведующий

стационарным отделением

«Мать и дитя»