В гостях у сказки

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему миру, по-своему объясняя его. Именно игра формирует у ребенка жизненные навыки, которые затем останутся с ним на всю жизнь. А какую игру с удовольствием могут разделить взрослые и дети? Конечно, театр! Театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Ведь это не просто развлечение, а прекрасный способ познакомиться с историей, культурой, нравами, обычаями народов мира.

Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Театр развивает умение слушать, позволяет раскрыться ребенку. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям становится общительным. Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свои мысли, продумывать свое поведение. Здесь уже не устное народное творчество, или сказка известного автора, здесь автор - сам ребенок: думающий, ответственный за своих персонажей, имеющий свою позицию и точку зрения.

Театр не просто игра, а еще и прекрасное средство для всестороннего развития и воспитания ребенка, интенсивного развития речи, обогащения словаря, развития сенсомоторики, логики, мышления, воображения и творческих способностей. Стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Совместное творчество ребенка и взрослого одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики.

По сравнению со зрительным и слуховым, тактильно-моторное восприятие - более творческое и активное. Обогащая с его помощью свой жизненный опыт, ребенок приобретает уверенность в собственных силах, ощущает удовлетворение от побед.

В рамках работы кружка «Балаганчик», в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями Краевого реабилитационного Центра «Орленок» реализуется программа «Пальчиковый театр».

Представления на руке - прекрасная сюжетно-ролевая игра, позволяющая решать целый комплекс задач:

- развитие речи;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие психических процессов - памяти, воображения, мышления, внимания;

- развитие пространственного воображения;

- развитие творческих способностей;

  • формирование коммуникативных навыков.

Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, позволяют ребенку проявлять свои творческие способности.

На индивидуальных занятиях с ребятами воспитатели с помощью этой техники разыгрывают сюжеты сказок «Рукавичка», «Козлята и волк», «Кто сказал мяу?», где каждый участник проявляет свою инициативу, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами. Занятия с детьми сценической речью по артикуляционной гимнастике: «Назойливый комар», «Рожицы», упражнения для губ и языка: «Улыбка», «Заборчик», «Иголочка», «Качели», «Гармошка», дыхательные упражнения: «Свечка», «Погреем руки», служат своего рода эталоном правильной речи и, одновременно, упражняют и развивают слух.

Театр - это уникальный речевой и сенсорно-двигательный «тренажер». Фигурки пальчикового театра помогают развить подвижность пальцев обеих рук, освоить речь персонажей и научить ставить мини-представления. Специалисты отделения используют игру для изучения счета, для знакомства с героями и сюжетом сказки, для ознакомления детей с понятиями «справа-слева», «рядом», для развития речи и мелкой моторики рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Такие игрушки развивают интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя из сказки.

Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом, по мнению педагогов, происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Пальчиковый театр оказывает на детей большое воспитательное воздействие, способствует формированию положительных черт характера каждого ребёнка, таких как доброжелательность, отзывчивость, честность, умение сопереживать другим людям, совершенствованию культуры речи, умение вести диалог.

 

Н.В.Хмелева, воспитатель

стационарного отделения

реабилитации детей и подростков с

ограниченными возможностями