Развитие коммуникативных навыков детей, посредством игр на общение

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

Умение вступать в контакты с другими людьми, устанавливать с ними взаимоотношения во многом определяют будущий социальный статус ребенка в современном обществе. Коммуникация людей, то есть взаимодействие посредством общения, играет важную роль в развитии личности, которое начинается с самого рождения, в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Общение является одним из важнейших условий социализации ребенка. Без взаимодействия и общения с другими людьми невозможно освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта, через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.

В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями Краевого реабилитационного Центра «Орленок», решение проблемы обучения по выстраиванию межличностных взаимоотношений реализуется через программу социально-педагогической направленности «Академия успеха», ориентированную на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта детьми. Она рассчитана для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями.

В процессе игровых занятий - «Дождь», «Ласковое имя», «Кто я?», «Толкалки без слов», «Ситуация», «Спасибо что ты рядом», «Волшебный сундук», «Коммуникация», «Веселое приветствие», «Интервью», «Найди себя», «Клубочек», «Доброе животное», «Давайте жить дружно», «Пустой стул», «Оцени ситуацию», «Подарок», «Я рад с тобой общаться» - дети знакомятся, характеризуют настроение друг друга, обмениваются мнением и чувствами, вызванными игровыми ситуациями, приобретают навыки самопознания и принятия самого себя и других, обучаются индивидуализированным приемам межличностного общения, узнают, что такое «культурное поведение» и кто такой «культурный человек», расширяют навыки повседневного общения, вырабатывают с помощью упражнений доброжелательное отношение друг к другу.

Коммуникативные игры в воспитании и развитии ребенка имеют колоссальное значение. Проведении игр на общении помогает детям адаптироваться в детском коллективе, при этом возрастает атмосфера дружбы, взаимопонимания и спокойствия детей. Дети учатся налаживать отношения и решать конфликты мирным способам, а также правильно выражать свои негативные чувства.

Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти своё место в мире.

Включение детей в игровые ситуации «Приятные слова», «Посмотрим в глаза и улыбнёмся», «Кто говорит?», «Угадай, кто это?» способствует развитию коммуникативных навыков (вербальные и невербальные), улучшает отношения между детьми, повышает уровень комфортности и эмоционального состояния детей в группе, а также способствует всестороннему гармоничному развитию личности детей.

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений.

Важность общения в игре со сверстниками дети реализуют в совместных играх «Разведчики», «Подарки», «Немой рассказ», «Отгадай загадку», игра становится для них своеобразной формой общественной жизни.

Приобретая навыки общения в процессе игры, дети формируют у себя нравственные качества: сопереживание, дружба, внимательность, забота и другие.

Работа по программе «Академия успеха» помогает решить проблемы по преодолению трудностей во взаимоотношении детей с ограниченными способностями и окружающими людьми. Основываясь на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, ребенок получает возможность для самореализации и повышения самооценки.

Игры на общение - это эффективное средство помочь ребенку стать личностью, приобрести коммуникативные навыки и умение легко общаться со взрослыми и сверстниками.

В итоге эффективной работы у детей формируется положительное отношение к миру, к другим людям и к самому себе. Они становятся способными договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

 

Е.А.Борисенко, воспитатель,

стационарного отделения реабилитации

детей и подростков

с ограниченными возможностями