Развитие творческих способностей детей и подростков с ограниченными возможностями через овладение основами «бумагопластики»

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она легко режется, рвется, скручивается, сгибается, склеивается различным клеем. Изделия из нее долго не теряют форму и качество. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком.

Бумагопластика - один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь его свойства, структуру.

В рамках работы кружка «ВундерКиндер», в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями Краевого реабилитационного Центра «Орлёнок» реализуется инновационный проект «Бумагопластика».

Цель данного проекта состоит, как в развитии творческих способностей детей, так и развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук, внимания, речевых навыков, в воспитании усидчивости, аккуратности, сотрудничества, создании положительного психо-эмоционального фона.

Бумагопластика - увлекательное, интересное и яркое занятие, которое позволяет гармонично развивать и закреплять первые успехи у детей.

На занятиях воспитатели используют нетрадиционные техники: «оригами», «квиллинг», «обрывная аппликация», «вытынанки». Все эти виды развивают детскую фантазию, воображение, снимают отрицательные эмоции, имеют огромное значение в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса.

Наблюдая за творчеством ребят в процессе деятельности можно сделать выводы, что бумагопластика помогает развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление, координацию движений, художественно-творческие способности. Так, же работа с бумагой способствует повышению концентрации внимания и усидчивости, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Деятельность с бумагой дает и лечебный и развивающий эффект: занятия создают основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное настроение и положительные эмоции.

Каждый реабилитационный период планируется в определенной тематике в зависимости от времени года и календарных праздников: «Новогодняя сказка», «Спорт», «8 Марта», «Осень», «Победная весна», «Лето, ах лето!».

В процессе работы детям предоставляется возможность самостоятельно придумать изделие, поделку, подобрать цвет и форму, выполнить работу. Ведь известно, чем больше самостоятельности - тем выше интерес к работе. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные изделия.

Каждое занятие планируется таким образом, чтобы ребенок смог видеть результаты своей деятельности сразу. Поэтому, задания, которые предлагаются детям, разработаны и подобраны с учетом потенциальных возможностей ребят. Тем самым воспитатели стараются вырабатывать у детей интерес к определенному материалу, процессу работы, так как это способствует развитию творческого воображения, абстрактного и ассоциативного мышления, памяти и художественного вкуса.

На вводном занятии дети знакомятся с различными способами выполнения поделок из бумаги, с техникой безопасности работы с клеем, инструментарием.

Дальнейшие занятия проходят живо и интересно, так как ребята составляют композиции совместно, советуются друг с другом и обсуждают возникшие вопросы с воспитателем.

Стараниями детей созданы полуобъемные и объемные бумажные композиции - цветы, животные, сказочные герои выглядят как настоящие произведения искусства. Любая работа из бумаги - складывание, вырезание не только увлекательна, но и познавательна. Ребята с большим удовольствием включаются в процесс познания и созидания. Проявляют свою индивидуальность, учатся воплощать замысел и получают радость творчества.

Изготовленные детьми поделки демонстрируются во время выставок детского творчества в учреждении, служат хорошим подарком, используются в качестве украшения.

 

 

Н.А.Сальникова,

воспитатель стационарного отделения

реабилитации детей и подростков

с ограниченными возможностями