Логопедическая работа с неговорящими детьми

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

   В Краевом реабилитационном центре «Орленок» особое внимание уделяется проблеме речевого нарушения детей с частичным или полным  отсутствием вербального общения, с целью их социальной адаптации и интеграции в общество.

   Диагностика причин  частичного или полного отсутствия речи у детей, проводимая учителями-логопедами отделения психолого-педагогической помощи, показывает, что речевые патологии связаны с отягощенными диагнозам - аутизм,  детский церебральный паралич, синдром Дауна и т.д.

   Все коррекционно-развивающие занятия с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.

   Неговорящие дети, прежде  чем научиться пользоваться речью, должны пополнить свой пассивный запас слов, т.е. начать понимать речь близких людей. В процессе знакомства с окружающим миром дети учатся понимать названия предметов, действий, признаков, качеств, с которыми они встречаются, всевозможные словесные просьбы, приказания, вопросы, различные выражения, характеризующие конкретные явления или отношения. Постепенно формируется предметная отнесённость слова и его обобщённое значение.

   Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинается работа с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами, движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

   Перед логопедом стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.

   Добиться положительной динамики в занятиях с детьми с тяжёлыми нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи. Организация игр для развития подражания в данном случае является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы.

   Занятия основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому логопед берёт на себя активную роль в игре и ведёт ребенка за собой. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться

   Следующий этап развития общего подражания - выполнение действий с предметами и игрушками.

   В таких играх подражание речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.

   Подражание речи взрослого проходит в несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:

  • повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре;
  • повторение аморфных слов; 
  • повторение слов; 
  • повторение коротких фраз. 

   Активизация речи должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой.

  Именно поэтому в своей работе логопеды Центра используют не только давно проверенные методики, но и вводят новые игровые технологии:  дидактический материал «ПРО первые фразы. Попроси, расскажи, ответь» дефектолога Татьяны Тумгоевой, который помогает научить детей с нарушениями психо-речевого и коммуникативного развития фразовой речи - обращаться к родным и близким, просить с помощью фразы, отвечать на простой вопрос «кто это?», «что это?», строить фразу из 2-3 слов, освоить простые действия (глаголы), описывать простые действия с помощью фразы.

Детей легко удаётся увлечь играми и упражнениями на развитие слухового восприятия «Слушать интересно» логопеда-дефектолога О. Суховой. С помощью развивающих игрушек «Сортеров» дети пополняют пассивный и активный словарный запас, развивают логику, наблюдательность, усидчивость, мелкую моторику, которая играет главную роль в формировании речи обучающегося. Кроме того, развиваются тактильные ощущения, восприятие форм, дети учатся основам классификации.

Общение друг с другом и окружающими – основа независимости, расширения социальных контактов, повышение качества жизни, поэтому значимость речевой реабилитации при адаптации в социум детей с ОВЗ трудно переоценить.