Возможности использования сказкотерапии в условиях работы с детьми - инвалидами

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

     Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. «Лечение сказкой» один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка.

       Метод сказкотерапии используют педагоги стационарного отделения «Мать и дитя»  «Краевого реабилитационного центра «Орленок» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Занятия способствуют формированию эмоционально-волевого контроля поведения, снижению уровня тревожности, агрессивности, развитию познавательных процессов, коммуникативной сферы, развитию речи.

    Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти», дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

      Социальные педагоги погружают ребят в чудодейственный и завораживающий мир, читая или рассказывая сказки разного вида: о животных, волшебные, бытовые, например «Лисичка со скалочкой» (о животных), «Крошечка-Хаврошечка» (волшебная), «Каша из топора» (бытовая). Дети с удовольствием слушают, сопереживают героям, делятся впечатлениями.

      На примерах  коротких терапевтических сказок: «Зачем нам мыло», «Сказка про животных во дворе», «Сказка о полезных овощах», «Сказка про доброго Петю» и пр., рассказывающих о проблемах и переживаниях, с которыми сталкиваются дети, ребята учатся не бояться трудностей и побеждать страхи.

   Также метод сказкотерапии педагогами активно используется через различные виды драматизации: театр на столе, кукольный театр, музыкальные инсценировки, костюмированные представления по известным сказкам.

   Постановка и показ русских народных сказок с помощью кукол предполагает участие ребенка-инвалида в проигрывании сказочного сюжета. Взаимодействие с куклой позволяет проявлять эмоции, корректировать свои движения; улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения.

    Особенно вызывает интерес у детей участие в театрализованных постановках, например, сказки «Морозко», «Три медведя», «Три поросенка»,  Для создания сказочного эффекта используются декорации, атрибуты сказок, костюмы. Необходимый материал для постановок сказок создается тихими уютными вечерами в «Семейной гостиной».  В творческом процессе  принимают участие дети, родители и социальные педагоги.

     Дети с большим удовольствием готовятся к спектаклям. Читают по ролям, разучивают тексты, репетируют, примеряют наряды, подражают сказочным героям. Все это способствует формированию творческого коллектива, в котором каждый ребенок чувствует себя талантливым и необходимым. Объединенные общим делом ребята становятся дружнее,  увереннее в себе, становятся открытыми к людям и окружающему миру.