Память и особенности ее развития у детей с ограниченными возможностями

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

Память - основа сознания, как взрослого человека, так и ребенка, она является главным ориентиром в окружающем мире.

В психологии существует обширное количество видов  памяти: произвольная, непроизвольная, кратковременная, долговременная, моторная, зрительная, слуховая, образная, словесно-логическая.

Развитие памяти у детей с ограниченными возможностями является актуальной темой для педагогов. Возможности  памяти данной категории лиц отличаются качественным своеобразием: объем  памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения.

Чтобы воспроизвести информацию, ребёнку-инвалиду приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей – их низкая познавательная активность.

Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются в свойствах нервных процессов. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, зрительная над словесной.

Используя игровую деятельность, возможно значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости.

Специалисты отделении психолого-педагогической помощи «Краевого реабилитационного центра «Орленок» в работе с детьми-инвалидами, активно используют элементы игротерапии, которые позволяют в непроизвольной форме осуществить сложные процессы ознакомления, отражения, закрепления, сохранения, и в дальнейшем воспроизведения информации.

Чтобы усилить воздействие на состояние ребенка через соответствующие органы чувств, для корекционных занятий используется интерактивная среда светлой сенсорной и темной сенсорной комнаты, кабинет водно-песочной терапии.

Пространственная среда, насыщенная различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами, будет способствовать проявлению у ребенка эмоционального отклика, заинтересованности, включению в игровые ситуации, раскрытию его потенциальных возможностей.

Для развития двигательной и тактильной памяти, индивидуально, для каждого ребенка, психологи подбирают целый комплекс коррекционно-развивающих заданий, используя панели М.Мотессори, Бизидом, графомоторные трафареты, разнообразный музыкальный дидактический материал для слуховой памяти: детские музыкальные инструменты (колокольчики, барабан, дудочка, свисток, ксилафон), пособия «Слушать интересно», «Музыкальные кубики», «Музыкальная азбука», «Музыкальные планшеты».

Для развития смысловой, произвольной и непроизвольной зрительной памяти используются обучающие и развивающие карточки: «Говорушки на подражание», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Рыбы», «Насекомые», «Растения», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Времена года», «Цвета», «Фигуры, «Объем», «Формы», «Противоположности», «Сказки», «Предлоги», «Счет».

В процессе реабилитации у детей значительно улучшаются показатели развития памяти. Легко происходит запоминание и воспроизведение разнообразных признаков объекта: цвет, форма, величина, пространственное расположение, целостное восприятие, обобщающие понятия, ориентация в пространстве и времени.

Развитие памяти у детей-инвалидов имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе, поэтому специалисты учреждения уделяют особое внимание этой проблеме.