Развитие моторики рук детей посредством творческих занятий аппликацией

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

Моторика рук играет важную роль для общего развития ребенка, так как связана с его нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недостаточный уровень сформированности не только крупной моторки, но и тонких движений кистей и пальцев рук, что обуславливается их психо-физическими особенностями. Такое отставание препятствует овладению навыками самообслуживания, затруднят манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Педагоги дополнительного образования Краевого реабилитационного центра «Орленок» ведут целенаправленную работу по коррекции и развитию тонких координационных движений рук посредством ручного труда.

Программа реабилитации для «особенных» деток включает в себя различные виды творческой деятельности: лепку, рисование и аппликацию.

Самой излюбленной техникой «юных мастеров» является аппликация из разных материалов. Она привлекает детей легкостью и доступностью - не имея особых умений и навыков можно создать настоящие «шедевры», вырезая и наклеивая на основу фигуры, узоры, и даже целые картины, из кусочков бумаги, кожи, природных и прочих материалов.

Аппликация позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. 

Существует много различных приемов аппликации, но чаще всего на занятиях с детьми-инвалидами применяется техника «обрывной аппликации».

Обрывная аппликация - интересный и достаточно простой творческий прием. Он не предполагает использование ножниц, что является безопасным видом и не требует навыков красивого вырезания. Эта техника заключается в обрывании бумаги в произвольном направлении или по нарисованному контуру, все детали рисунка приклеиваются в виде мозаики. Обрывание   листа   бумаги  прекрасно  упражняет  детей  в  чередовании  напряжения  и расслабления мелкой  мускулатуры руки, показывает содружество обоих рук.

Начинается работа с подготовительного этапа - изучения свойств бумаги. Затем дети учатся отрывать от нее полоски - лист бумаги ребенок держит в левой руке, а правой от верхнего края отрывает кусочек. При этом тренируются мышцы руки, мелкая моторика, развивается координация и точность движений. Аккуратно наклеивая полученные элементы на основу, «юные мастера» учатся создавать простые аппликации: «Дерево», «Коврик», «Снежинка».

На ранней стадии обучения дети осваивают «фигурное обрывание» простых элементов: квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции, используя их для изображения «домика», «транспорта», в качестве украшения орнамента «ковриков», декоративной «шапочки», «шарфика» или «рукавички».

Следующий этап освоения аппликативной техники включает в себя «обрывание по кругу»: дети превращают прямоугольник в овал, квадрат, круг, используя вспомогательный контур, работа завершается без контурной дорисовки. Полученными деталями дополняется композиция с элементами солнышка, воздушных облаков, угловатых льдин.

После проведенных занятий данного направления ручного труда отмечаются положительные результаты обучения - движения пальцев рук становятся более скоординированными: обучающиеся свободно работают с бумагой, точно повторяя форму предмета; у детей улучшается пространственная координация, концентрация внимания, воспитывается самостоятельность, усидчивость.

Аппликация весьма актуальна при работе с детьми по развитию моторики рук. Кроме того, у ребенка расширяются представления о величине предметов, их форме и расположении в пространстве. Регулярные творческие занятия способствуют развитию интеллекта, пространственного мышления, готовят ребенка к более быстрому овладению навыком письма.

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования

отделения социальной реабилитации Можаренко И.В.