Развитие коммуникативных навыков детей и подростков с ограниченными возможностями в рамках программы «Академия успеха»

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Понятие «коммуникативные навыки» объединяет в себе широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в общество, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении только по инициативе других. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, обидчивостью.

В стационарном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями Краевого реабилитационного центра «Орленок» реализуется программа дополнительного образования «Академия успеха», посвященная проблеме общения, и направленная на развитие коммуникативных навыков у детей, проходящих реабилитацию.

Исходя из этого, воспитатели отделения отмечают, что зачастую дети с ограниченными возможностями здоровья одновременно привлекают внимание и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение, не желают признать свою вину в конфликтной ситуации, вместо умения самостоятельно справляться с трудностями, склонны  обижаться и перекладывать ответственность на других. Многие из них не испытывают желания вступать в речевые и личностные контакты, обмениваться впечатлениями, договариваться о содержании предстоящей совместной деятельности.

Понимая то, что умение контактировать с окружающими людьми необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, педагоги проводят серию занятий в форме уроков общения, с включением элементов тренингов и игровых упражнений.

В ходе коммуникативных занятий по темам:  «Разрешите представиться», «Привет, индивидуальность», «Я в мире людей», «Общение в моей жизни», «Поведение и культура», «Конфликт – неизбежность или …», обучающиеся получают представления о значении общения в жизни людей, изучают правила знакомства, рассматривают пути выхода из конфликтных ситуаций.

Приобретенные теоретические знания ребята применяют в практической деятельности, участвуя в тренингах и игровых упражнениях «Клубок», «Ситуация», «Подарок», «Слепой и поводырь», «Король комплимента», где обучающиеся учатся взаимодействовать, доверять товарищам, находить друг в друге положительные качества, избегать конфликтов, подбирать добрые слова.        

Игровые правила задаются таким образом, что для достижения определенной цели подростки должны пояснить суть действия так, чтобы партнер точно понял, что и как делать, куда идти, как выполнять то или иное действие. При выполнении упражнений ребята оперируют словесным, наглядным и практическим материалом. Активный интерес к упражнению стимулируется с помощью занимательной формы заданий, небольших поощрительных призов, создающих атмосферу успеха.

Систематическая подача программного материала, в комплексе с заботливым отношением воспитателя к детям, дает положительные результаты в развитии коммуникативных навыков. Обучающиеся становятся более инициативными, любознательными, внимательными и доброжелательными друг к другу. У них появляется уверенность в своих силах, а приобретенные навыки общения применяются в повседневной жизни.

 

          Воспитатель:  Е.В.Иванченко