Лепка из соленого теста как эффективное средство развития ребенка

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

Педагоги дополнительного образования Краевого реабилитационного центра «Орленок» в работе с детьми с ограниченными возможностями используют разнообразные виды изобразительной деятельности.

Учитывая особенности развития детей-инвалидов, в реабилитационный процесс включаются занятия по лепке, так как это самый осязаемый вид творчества, а сама техника наиболее доступна для усвоения.

Основным инструментом в лепке является - обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами, что благотворно влияет на сенсомоторное развитие, речь, мышление, творческую активность.

В качестве материала для лепки педагоги дополнительного образования  отдают предпочтение соленому тесту, потому что с ним удобно работать, и оно не имеет в своем составе вредных веществ, являясь гипоаллергенным.

На вводных занятиях по лепке из соленого теста - «тестопластики», чтобы заинтересовать ребенка, предлагаются  простейшие манипуляции: «размятие» материала, «отщипывание» кусочков, «катание» колбасок и шариков, крепление их на плотный картон. Для создания игровой ситуации, педагоги просят ребят «нарядить елочку», «украсить лужайку цветами», разместить на «фруктовых деревьях плоды».

Постепенно тематика занятий усложняется, обучающиеся осваивают основные приемы лепки – «скатывание», «раскатывание», «сплющивание», учатся пользоваться стекой, создавая причудливые узоры на изделиях, расписывают их в соответствии с композиционной задумкой. Готовая поделка декорируется бусинами, травинками, семенами растений, засушенными цветами.

При обучении технике «Тестопластика» педагоги учитывают возрастные и  психофизические особенности детей:

- дети-инвалиды не могут выполнять упражнения по овладению тем или иным технологическим приемом, поэтому для его закрепления подбираются 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия.

- при подготовке к занятию учитывается, что обучающиеся стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней, поэтому подбирается изделие, которое можно выполнить быстро за 1-2 занятия.

- учитывается то, что для детей игра является главной движущей силой умственного и психического развития. Поделки, которые можно использовать в играх, находят отклик в сердцах детей, в результате чего, понимание технологических приемов происходит быстрее.

- зная, что дети уже умеют делать, какими приемами владеют, подбираются более сложные изделия.

Занятия  лепкой  комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики, можно говорить и о других её преимуществах: в процессе работы, ребёнок знакомится с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления.

Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок – здоровым и успешным.

 

 

 

Педагог  дополнительного образования: С.И. Лапина