Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

В работу воспитателей Краевого реабилитационного центра «Орленок» включена адаптированная программа художественной направленности  «Пальчиковый театр», которая  ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, выявление и развитие творческих способностей детей.

Начиная работу с детьми, воспитатели берут более простые сюжеты постановок и  игр, затем они усложняются. Большое внимание  уделяется пальчиковой гимнастике, с которой начинается практически каждое занятие. Например, пальчиковые игры, такие как: «Пальчик, пальчик, где ты был?»,  «Едет белка на тележке», «Иди сюда» и другие.

На вводном занятии дети знакомятся с различными видами театра, театральной терминологией, развивают мелкую моторику, учатся передавать образы героев сказки «Теремок», приходят к выводу, что надо быть дружелюбными, всегда  помогать и выручать друг другу.

На занятии по постановке сказки «Репка», дети учатся слушать и понимать суть инсценировки, подражать героям сказки, их эмоциональной и интонационной выразительности, проявлять свой артистизм. 

Следующие занятия посвящены сказке В.Сутеева «Кто сказал мяу?», английской сказке «Три поросёнка», русской народной сказке «Лубяная избушка» и др.

Прежде чем учить ребенка драматизировать, воспитатель знакомит его с произведением, сюжетной линией, затем дети учатся рассказывать по ролям, вместе они подбирают нужные интонации и мимику. Для   четкого   произношения   слов   и   звуков   заучивают    скороговорки, поговорки, считалки. Театральная деятельность является хорошим «курсом актерского мастерства» для воспитания у детей строгой, внутренней психоэмоциональной самодисциплины. Театр учит владеть собой, своими мыслями, чувствами, телом, настроением. Практическая значимость работы отмечается в том, что дети становятся более эмоциональными, приобретают уверенность в своих движениях и поступках.

Предлагая роль, особенно диалог персонажей, перед ребенком ставится  задача - четко, ясно и понятно изъясняться. Такая систематическая работа с детьми с ОВЗ с использованием приемов театральной деятельности заметно улучшает их диалогическую речь, грамматический строй, обогащает их словарь. Приобщаясь к великому чуду театра, ребенок начинает понимать, что он не одинок, он принят в дружескую компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, а чем-то более высоким, важным и удивительным.  

Для  проведения театрализованных игр с детьми  выделяются два этапа: подготовительный и основной.

 На подготовительном этапе работы атмосфера специально оформленного «уголка сказок» благоприятствует установлению более тесного контакта между воспитателем и ребенком. Персонажами выступают куклы из разных материалов тряпичные, деревянные, бумажные, резиновые, пальчиковые, универсальные. В качестве декораций педагог использует ширмы, занавес, изображения на заднем плане, цветы, деревья, домики, печку, заборчик.

В реализации основного этапа решаются следующие задачи:  познать свое эмоциональное состояние и оценить это состояние, сформировать   умение   с   помощью   мимики      выражать   эмоциональное состояние, а именно: гнев, радость, удивление, огорчение, испуг;  развивать    навыки эмоционального общения детей ОВЗ друг с другом и взрослыми; учить   речевым   и неречевым   средствам   общения   -   мимика,   жест пантомимика; формировать основы нравственного поведения; обучать импровизации сцен, мизансцен; развивать мелкую моторику пальцев рук при использовании пальчиковых игрушек, игрушек - рукавичек.

Важным моментом проведения занятий является выработка у ребенка чувства ответственности за своё выступление, за выполнение заданий педагога, своё творческое развитие и, конечно, за работу в команде.

Через театральную деятельность дети познают мир не только разумом, но и сердечком и высказывают собственное мнение к доброму делу и злу. Она помогает ребятам справиться с застенчивостью, неуверенностью в себе, стеснительностью. Воспитатель имеет возможность обратиться  к эмоциональному опыту детей, учить их распознавать чувства, как свои, так и других людей, знакомить с основными эмоциями: радостью, страхом, гневом, грустью, обидой и т.д. Ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость, почувствовать, что взрослый здесь для того, чтобы быть с ним, сопровождать его успехи.

 

 

Воспитатель:  Н.И. Митенко