Дополнительные навыки общения в системе альтернативной коммуникации

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

          Уже не одно десятилетие в нашей стране идёт интенсивное изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, поиски современных форм и методов их воспитания и обучения, разработка новых коррекционно-развивающих технологий. Одним из актуальных направлений является формирование коммуникативных навыков с применением альтернативной коммуникации у детей с множественными нарушениями развития (ДЦП, тугоухость, ЗПР, ЗРР, ЛУО, аутизм), так как коммуникация для них является средством дальнейшей социальной адаптации. Дополнительные способы общения предоставляют в распоряжение «неговорящих» детей инструмент, позволяющий им выразить свои желания через жестикуляцию, письменную речь и символические изображения (картинки, фотографии, рисунки, значки, пиктограммамы).

          Специалисты отделения психолого-педагогической помощи Краевого реабилитационного центра «Орленок» в работе с невербальными детьми применяют несколько форм альтернативной коммуникации - карточки PECS, глобальное чтение, пиктограммы, графические рисунки.  

           Система «PECS» призвана научить детей самостоятельно инициировать и вступать в коммуникацию с другими людьми, этот метод полезен для детей с наименьшим словарным запасом слов и жестов. «PECS» сводит речевой обмен к непосредственному обмену картинками, что для многих неговорящих является огромным усилием, а с другой стороны – и достижением. Данный метод не учит устной речи напрямую, однако такое обучение способствует развитию речи у ребенка. Некоторые дети после таких занятий начинают использовать спонтанную речь. Кроме того, обучение может происходить в привычной для ребенка среде в течение всего дня.

          Методика глобального чтения представляет собой воспринимаемую форму общения и складывается из двух взаимосвязанных процессов: техники чтения и понимания читаемого текста. При этом следует подчеркнуть, что восприятие написанного само по себе не является чтением. Ребёнок должен понимать смысл написанного слова или текста. Суть глобального чтения заключается в том, чтобы научить узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.

          Коммуникация с помощью пиктограмм - один из видов альтернативной коммуникации, который активно используется при работе с детьми-инвалидами. Пиктограмма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

          К графическим рисункам относятся фотографии цветные и черно-белые, картинки цветные и чёрно-белые. Чёрные картинки на белом фоне, а также белые картинки на чёрном. На рисунках, обозначающих действия, изображены люди, выполняющие действия (мальчик рисует); рука выполняющее действие (кисточка в руке); предметы и материалы, относящиеся к этому виду деятельности (кисточки и краски).

          В процессе проведения коррекционно-развивающих занятий у детей с нарушениями речи наблюдается положительная динамика. Отмечается улучшение коммуникативных навыков, активизация речевой деятельности, значительно повышается мотивация к занятиям, к получению нового опыта и знаний.

          Овладение альтернативными способами коммуникации детьми с нарушениями речи значительно улучшает качество их жизни, повышает самооценку, даёт возможность чувствовать себя полноценными членами общества. Кроме того, как показал опыт психологов, ребятам с тяжёлыми двигательными нарушениями овладеть языком и коммуникацией значительно легче, чем другими навыками.

 

 

 

          Педагог-психолог: Медведева В.В.