Использование метода совместного рисования в работе с детьми аутистами

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

       У детей аутистов свой особый замкнутый мир, проникнуть в который взрослым людям достаточно сложно. У аутичных детей очень мало возможностей для самовыражения, развития умственных и творческих способностей, социальные контакты ограничены семейным кругом и спецшколой. Аутизм еще мало изучен в нашей стране, родители не могут получить необходимые рекомендации для домашних заданий. На фоне такой сложной ситуации любые нетрадиционные формы работы, в том числе и рисование, становится важнейшим и доступным методом развития аутичного ребенка.

        В Краевом реабилитационном центре «Орленок» отделения «Мать и дитя» социальные педагоги используют метод совместного рисования с детьми аутистами, что предоставляет новые возможности для развития ребенка. Рисование с аутистами - это не вид продуктивной деятельности самого ребенка, а особый игровой метод обучения.

      Социальные педагоги используют метод совместного рисования только после того, как налажен эмоциональный контакт с аутичным ребенком, положительный настрой, привлечение интереса к новому виду деятельности, вовлечение ребёнка в процесс рисования, побуждение к активным действиям. Кроме того,  применяют тактильный контакт - поглаживания по руке и голове, так как при работе с детьми аутистами используется метод «рука в руке», подразумевающий тесное взаимодействие. В процессе сотворчества постепенно педагог ненадолго отпускает руку ребенка, давая возможность действовать самостоятельно. Ребёнок начитает рисовать с хаотических каракулей. Его привлекает простая возможность манипулировать карандашом и оставлять с его помощью следы. При этом он делает важное психологическое открытие о том, что может целенаправленно оставлять видимые всем следы своей активности. В первую очередь ребенок начинает сознательно использовать в своем рисунке цвет: еще не умея создавать изображение, он способен выбрать определенный цвет по собственному желанию. Такое произвольное использование цвета является важным шагом в организации экспрессивной деятельности ребенка. Побуждение «маленьких художников» к рисованию каракулей, к использованию этой простейшей графической деятельности, может иметь значимый психотерапевтический эффект, способствовать поднятию психологического тонуса, развитию мотивационной сферы.

       Ребенок начинает на них реагировать, рисовать в пределах листа. Далее он начинает воспринимать также и контуры, учится закрашивать, ориентируясь на контуры изображения. В то же время ребенок учится контролировать размашистые движения своей руки. Таким образом, он начинает учитывать границы ситуации, которая разворачивается от его действий. Это означает, что в соответствующей работе с рисунком развиваются навыки управления собственным поведением с учетом ситуации, развивается произвольный контроль деятельности.

       Внимание ребенка постепенно переключается от своих действий с карандашом на результаты, и, в конце концов, в рисунке появляется элементарные формы - овалы, круги, отрезки. Изображение в начале, обычно состоит из самостоятельных несвязанных частей, отдельных элементов изображаемого предмета.

     Постепенно на данном этапе ребенок открывает для себя знакомую функцию рисования, понимает, что его каракули могут быть похожи на что-то и могут что-то означать. Он начинает совместно с социальным педагогом создавать первые изображения людей, животных, предметы, овощи и т.д.  Например, «Магазин» - рисуем полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем, при помощи совместного рисунка, полки магазина наполняются фруктами, овощами, в холодильнике появляются колбаса, сыр и т.д. «Кухня» - изображаем совместно с ребенком кухонную мебель. Потом ребенок «накрывает на стол», раскладывая  изображения посуды, угощения.

      После этого принципиального достижения ребенок может почувствовать себя творцом, создающим на рисунке кого-то или что-то по собственному желанию. Так он учится выражать свой субъективный опыт во внешней социализированной форме, становится возможным разделение этого опыта с другим человеком.

     Ребенок учится выражать «свои представления одновременно с помощью речи и рисунка», причем «можно выделить два периода, характеризующиеся особенностью включения речи в процесс рисования». На предыдущем этапе ребенок с социальным педагогом изображает что-то и только потом пытается это интерпретировать и объяснять, что же у него получилось. Теперь же «ребенок все активнее начинает переходить к предварительному речевому проговариванию («планированию») того, что он будет изображать».

    Таким образом, ребенок учится строить изображение на основе замысла, что предполагает развитие очень важной способности к произвольной организации деятельности. Важнейшим следствием также является и развитие активной речи: в ходе создания изображения между ребенком и социальным педагогом завязывается диалог, непосредственно отнесенный к актуальному опыту ребенка. Здесь возможно снятие искажений и патологических стереотипов в общении с ребенком, формирование полноценного ситуативно-делового общения.

      Таким образом, методика совместного рисования повышает уверенность «особенных» детей в своих силах, позволяет активизировать их познавательную деятельность, открыть новые способы контакта с окружающим миром. Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания может стать поворотным и «запустить» целый ряд изменений во внутренней жизни ребенка, приводя к разрешению многих мучивших его проблем.         

          Социальный педагог: Чечневая Л.В.