Основные методы работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - одно из самых распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате - заниженной самооценки.

Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение - родители, педагоги, друзья.

При неправильном воспитании, отсутствии своевременной коррекционной помощи специалистов, в подростковом возрасте у таких детей наблюдается раздражительность, агрессивность, озлобленность, нарушения коммуникации, сверхвозбудимость, школьная неуспеваемость, дезадаптация, патологические наклонности.

В Краевом реабилитационном центре «Орленок» специалистами отделения психолого-педагогической помощи ведется активная работа с детьми с  СДВГ.  В основе работы лежит индивидуально-личностный подход, атмосфера доверия и принятия, создание позитивного и безопасного пространства.

Педагогами-психологами проводятся коррекционные занятия на основе программы «Радуга», которая включает в себя методы: арт-терапии, песочной терапии, цветотерапии, игротерапии, ароматерапии, которые направлены на создание мотивации в деятельности, снятие эмоционального напряжения, формирование позитивных установок, отреагирование негативных эмоций, формирование способности к саморегуляции, развитие творческих способностей, развитие коммуникативных навыков, развитие и совершенствование когнитивной  сферы.

Все технологии, используемые в реабилитационном процессе, реализуют потребности детей в творчестве,  познании, самореализации,  позитивном отклике.  

Для социальной и психологической адаптации детей  создано единое игровое и развивающее реабилитационное пространство, которое способствует формированию адекватных форм поведения, целостному психическому, физическому и умственному развитию детей.

Опыт  работы показал, что, эффективность участия ребенка в реабилитационном процессе полностью зависит от его мотивации что-то делать, так как вся реабилитация проходит  через деятельность, через личный опыт ребенка, через вовлеченность в реабилитационный процесс не только его самого, но и родителя.                                                                                                                        

Участвуя в совместных  занятиях, родители (законные представители) имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Участники на практике изучают свои отношения и имеют возможность внести коррективы в сложившийся стиль общения, что в дальнейшем обеспечивает понимание в семье.

Для закрепления достигнутого результата необходимо проводить консультационную работу с родителями, в ходе которой происходит знакомство с  методами и приемами психологической коррекции, способами  использования их в дальнейшем в домашних условиях.

Основная задача педагогов-психологов помочь несовершеннолетним и их сопровождающим ощутить радость от совместной деятельности, установить эмоционально-тактильный контакт, способствовать развитию межличностных отношений.

Психологическая помощь семьям  направлена на принятие особенного ребенка, снижение семейного стресса и предотвращение дистресса.  

 

Педагог-психолог Липиева К.Е.