Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Сюжетно-ролевая игра является основным видом деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и способствует формированию самостоятельности, четкого представления о предметах ближайшего окружения, их значения в жизни человека, оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, становление его личности, способствует социальной интеграции, т.е. адаптации в общую систему социальных отношений и взаимодействий.

В стационарном отделении «Мать и дитя» Краевого реабилитационного центра «Орленок» социальные педагоги в работе обучают детей сюжетно-ролевой игре по адаптированной рабочей общеразвивающей программе «Детский Арт-базар», куда входят занятия по сюжетно-ролевым играм: «Семья», «Кухня», «Больница», «Школа», «Ветеринарная клиника», «Гараж», «Магазин», «Парикмахерская», «Кукольный театр», «Мастерская по ремонту автомобилей». На основе данных диагностики разрабатывается коррекционно-развивающий план, в котором отражены основные направления коррекции и конкретные задачи по формированию умений и навыков. На каждом занятии дети в игровой форме отрабатывают практические навыки работы с предметами, обучаются выполнению с ними определенных действий в соответствии с назначением. В процессе работы с детьми используются разнообразные формы: беседа, моделирование реальных ситуаций, индивидуальная, совместная игра с социальным педагогом и методы и приемы: прямой показ, подсказка, советы по ходу игры, метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия, словесная регуляция, коррекция действий.

На начальном этапе социальные педагоги создают эмоциональное отношение к игрушкам, игровой ситуации и формируют ориентировочную деятельность (обыгрывание сюжетных игрушек: кукла, собачка, зайчик и т.д.) При этом, происходит усвоение детьми развитие бытового сюжета, где под руководством социальных педагогов ребята обучаются выполнению последовательных игровых действий, правильно их соединять в логически связанную цепочку. Главным моментом в обучении играм является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. («Гастроном» - ситуация «Договариваться с продавцом о покупке»). Для проведения каждой игры требуется подготовка детей: формирование представлений о профессиях, введение атрибутов игры, обучение подчинять свое поведение роли, взятой на себя. Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, в игре «На приеме у врача» сначала делают укол, затем спрашивают, что болит. Часто забывают, что следует дальше и ждут подсказки, воспроизводят отдельные игровые действия и их цепочки в том варианте, какой им предлагался, то есть игры-шаблоны. Характерным для детей-инвалидов является выполнение игровых действий без сопровождения речи. С большим трудом они овладевают речевым содержанием, без которого протекание сюжетно-ролевой игры усложняется. Поэтому социальные педагоги сами принимают участие в игре и помогают детям в развертывании сюжета.

Освоив программу, дети с ограниченными возможностями здоровья умеют выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим, по просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия, эмоционально включаться в ту или иную игровую ситуацию, принимая на себя определенную роль в знакомой игре, передавать эмоциональное состояние персонажей, соблюдать оговоренные правила и достигать компромиссов, играть в коллективе сверстников.

Таким образом, обучение сюжетно-ролевой игре занимает важное место в коррекционно-развивающей работе и способствует тому, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья выходит из замкнутого мира, у него появляется интерес к деятельности, в частности к игре, формируется понимание, возникает положительное эмоциональное отношение к ней и желание участвовать, возникает потребность в налаживании контактов со взрослыми и сверстниками, активно обогащается словарь, систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий, представление о трудовой деятельности людей. И даже посильное участие в сюжетно-ролевых играх помогает детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в окружающем мире, способствует формированию правильного отношения к явлениям общественной жизни, к различным жизненным ситуациям.

 

 

 

Социальный педагог  Чечневая Л.В.