Игры на развитие креативного мышления у детей с ограниченными возможностями

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Креативное мышление - это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Особенно важно сформировать это качество личности у детей с ограниченными возможностями, так как им сложнее адаптироваться в  социуме, в полной мере раскрыть свой творческий потенциал, стать самостоятельной единицей общества.

В Краевом реабилитационном центре «Орленок» созданы специальные  условия, позволяющие ребятам с ограниченными возможностями здоровья приумножить свой творческий опыт и развить креативное мышление, посещая кружки по интересам художественной направленности.

В творческих студиях учреждения ребята занимаются лепкой, рисованием, декоративно-прикладным искусством.

Для повышения интереса детей к творчеству, стабилизации эмоционального фона, эффективности усвоения знаний, умений и навыков, руководители кружков активно практикуют игры и упражнения на развитие креативного мышления, которые подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями, и включаются в продуктивную деятельность - изготовление поделок.

Каждое занятие художественной направленности имеет четкую структуру:

- организационный момент, включающий в себя создание мотивации для знакомства с новым материалом, уточнение и закрепление знаний, умений и навыков, создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятия интереса к работе, инструктаж по технике безопасности;

- основная часть, в ходе которой происходит знакомство с новым материалом, беседа, объяснение педагога, рассматривание предметов, прямой показ, если ребятам неизвестен тот или иной прием, рассматривание и использование схем последовательности выполнения поделки, выполнение детьми работы;

- итог занятия, который подразумевает анализ детских работ  и поощрение детей.

На основную часть занятия отводится больше времени, так как она насыщена разнообразной деятельностью, которая требует повышенного внимания и перехода от теории к практике. Поэтому, чтобы не допустить переутомление детей и поддержать их интерес к процессу создания поделок, педагоги привлекают ребят к играм на развитие креативности. Ниже представлено описание некоторых из них.

Игра «Поиск общих свойств» - детям предлагается два несвязанных между собой слова. Например : блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука. За 5 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов.

Игра «Рифмуем имена» - участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут...». Например: «Меня зовут Никита, меня любят москиты!», «Меня зовут Нина, я пришла из магазина!».

Игра «Сочинитель» - ребятам предлагаются три  слова, с которыми нужно составить как можно больше предложений. Например: стол, арбуз, вагон.

Игра «Заглавная буква» - участникам предстоит за минимальное количество времени записать как можно больше слов, начинающихся на заглавную букву, загаданную ведущим.

          Игра  «Говори наоборот», в ходе которой педагог загадывает слово, а ребята, ограниченные во времени,  находят слова с прямо противоположным лексические значением (антонимы). Например: «правда» - «ложь», «добрый» - «злой», «говорить» - «молчать».

Педагоги дополнительного образования используют такие игровые упражнения для активизации мыслительной деятельности обучающихся и подготовки их к творческой деятельности, в процессе которой ребята не только получают материальный продукт, но и ощущение собственной личностной ценности, чувство внутреннего контроля и порядка, вырабатывают самостоятельность и расширяют индивидуальные социальные контакты.

Эффективность игр на развитие креативного мышления подтверждается многолетним опытом педагогов учреждения, которые стараются развить индивидуальность детей с ограниченными возможностями, не затормозить рост их способностей, раскрыть творческий потенциал.

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования                                  Рудчук С.В.