Использование балансотерапии в коррекционной работе с детьми-инвалидами

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Балансотерапию или «мозжечковую стимуляцию» с применением тренажера «Балансир», сегодня называют «букварем для мозга». Это не случайно, поскольку тренировки и упражнения по современным методикам нейромоторной коррекции (программа Ф.Белгау), рекомендованы не только при восстановлении нарушений вестибулярного аппарата, повышения качества управления балансом и крупной моторики, но и оказывают положительный эффект на развитие высших психических функций у детей.

Зачастую у несовершеннолетних, имеющих психические, сенсорные и речевые нарушения, встречается моторная слабость, неловкость,  раскоординированность, сложность в пространственной ориентации, гиперактивность, задержка в психоэмоциональном развитии. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь приводит к замедлению формированию речи, интеллектуальных и психических процессов. Для ребят, имеющих подобные нарушения, а также с целью профилактики задержек в развитии, необходимо проведение эффективной коррекционной работы.

Специалистами отделения психолого-педагогической помощи  государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» осуществляется практика коррекционно-развивающих упражнений, основанная на применение балансировочного комплекса. Занятия по методике мозжечковой стимуляции включены в программу «Альтернативные аугментативные способы коммуникации» и имеют высокую эффективность.

С помощью балансировочного комплекса, который состоит из балансировочной доски, мяча - маятника, цветной рейки, стойки с мишенями, набора мячей и мешочков с крупой, возможно выполнение упражнений, которые способствуют развитию зрительно-моторной координации, улучшению интеграции сенсорных, эмоциональных, тактильных и слуховых систем. Упражнения проводятся в нестандартной игровой форме, вызывая, тем самым, дополнительную мотивацию к занятиям, активное включение ребят в продуктивную деятельность.

Комплекс упражнений состоит из 7 блоков, каждый из которых посвящен освоению того или иного элемента оборудования:

1-й блок: «Освоение балансира»;

2-й блок: «Комплекс упражнений с мешочками с крупой»;

3-й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»;

4-й блок: «Комплекс упражнений с цветной рейкой»;

5-й блок: «Комплекс упражнений с набором мячей» ;

6-й блок: «Комплекс упражнений с мишенью обратной связи»;

7-й блок: «Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями».

Каждый из блоков содержит примерный комплекс упражнений, который модифицируется или дополняется другими упражнениями в зависимости от целей и особенностей психофизического развития ребенка. Все упражнения выполняются стоя на балансировочной доске.

В процессе занятий на балансире дети получают важные умения и навыки. Курс таких упражнений позволяет добиться положительной динамики в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений, способствует развитию коммуникативных навыков,  формированию координации и точности движений, совершенствованию межполушарного взаимодействия, повышению концентрации внимания и развитию познавательных процессов. Кроме того, дети обретают хорошую физическую форму, ведь для сохранения равновесия необходимо задействовать все группы мышц.

         

 

Педагог-психолог Липиева К.Е.