Энкаустика

Рейтинг:  5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 
               Программа  кружка "Волшебные пальчики"
                                                 «Энкаустика»                                           
     Пояснительная записка.
    Антон Павлович Чехов сказал: «Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют»
    На сегодняшний день существует много рукодельных искусств. Но есть техники, которые не нуждаются практически ни в чем- не нужно запасаться огромным количеством материалов, только время. К таким можно отнести энкаустику.
    Энкаустика – техника живописи, известная более чем два с половиной тысячелетия: это рисование расплавленным воском.
    Энкаустика — это красивый и достаточно простой вид творчества, но с помощью этой удивительной техники можно проявить себя и свои творческие способности. Энкаустика не ограничивает  фантазию, можно экспериментировать и творить. Картины  получаются красивыми, оригинальными, вызывают положительные эмоции, картины могут украсить интерьер  любого помещения. Для энкаустики не столь важно умение рисовать, а более приоритетным является чувство меры и цвета, фантазия и настроение .Энкаустика – занятие настолько увлекательное и захватывающие, что к нему очень быстро и надолго привыкаешь. Оно под силу каждому,  ни на что не похожие картины, которые можно создать за считанные минуты. Энкаустическая живопись не требует дорогого оборудования и материалов, мастерства и сложных навыков. Созданные изделия- экологически чистый продукт, потому что картины, выполненные воском,  не влекут  за собой загрязнение окружающей среды. Только в восковых мелках есть естественные, экологические красители.
    Новизна программы заключается в применении и освоении малораспространенной техники «энкаустика» - рисование горячим воском.
    Данная программа рассчитана для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, на 24 дня  включая в себя теорию для родителей, практику и индивидуально-творческую работу. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 минут.                             

 Цель программы
- изучение приемов рисования изобразительного искусства в технике энкаустики и технологии изготовления различных изделий;
- изучение  основ композиции.
Задачи программы
- воспитание трудолюбия, любви к окружающему миру;
- развитие у детей творческого мышления,усидчивости, внимания.
Техника работы
    Для того чтобы нарисовать картину в технике энкаустики,  понадобятся восковые мелки, картон и утюг. Восковые мелки аккуратно наносят на горячий утюг, а затем с утюга переносят на картон. Желательно, чтобы картон был глянцевым, а утюг — с гладкой поверхностью (без отверстий). Также стоит подготовить подложку под картон, она должна быть мягкой и в два раза больше картона. Кроме того, подложек должно быть несколько, поскольку они очень быстро загрязняются. Утюг нужно включать на минимальную мощность и быстро наносить мелки (можно наносить сразу несколько цветов, они между собой не смешиваются). Не затягивать нанесение мелков на утюг, поскольку мелки очень быстро плавятся.

                          ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
 
1.Словесные:
-  Рассказ
-  Беседа
-  Консультации для родителей

2.Практический:
-  Практическая работа

3.Наглядный:
- Демонстрация
-  Иллюстрация

                           УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Материально – техническая база (восковые мелки, утюг, глянцевый картон, бумажные салфетки, подложка)
2.Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы) 3.Методическое обеспечение (методическая и техническая литература, специальная литература по прикладному искусству)
                      
                                         ДИАГНОСТИКА
 
-  начальная диагностика - беседа, первичный консилиум;
-  промежуточная диагностика - реабилитационные карты;
-  итоговая диагностика - итоговый консилиум, рекомендации.

                                 ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п\п
                     Раздел программы
Количество   занятий
1
Ознакомительная экскурсия. Техника безопасности.
        1
2
История возникновения и применения  энкаустики.
        1
3
Знакомство с основными приемами (разглаживание, оттиск, боковой ребром утюга, острием утюга  ).
        2
4
Изготовление изделий, панно, картин.
        4
     
5
Выставка работ
         1
6
Всего занятий:
         9
                                         Техника безопасности
1.  Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками.
2.   При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.
3.    При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюг не касалась электрического шнура.
4.  Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.
5.Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.
6. Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не дергать за шнур.


         История возникновения и применения  энкаустики.

Цель: познакомить детей с техникой изобразительного искусства – энкаустика.

Ход занятия                      
    Инструктор по труду: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с познакомимся с историей и применением энкаустики.
Энкаустика  – техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название).Восковая живопись, выполненная горячим способом, возникла в 5 в. до н. э. в Древней Греции и стала одной из наиболее прочных и долговечных.
Предварительно разогретые краски (воск, смолы, масло, пигмент) наносились на подогретую основу кистью и раскаленным бронзовым инструментом (лат. название каутерии – стержень с ложечкой и лопаткой на концах), после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни.
Этим способом пользовались классики древнегреческой живописи Зевксис и Паррасий (5-4 вв. до н. э.). Энкаустика чаще всего применялась в станковой живописи и монументальных росписях, там, где им угрожают атмосферные условия (наружные росписи, живопись в термах).
Наиболее известные образцы энкаустики  написаны около 3000 лет назад – т. н. «фаюмские портреты» (по названию оазиса Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны, I в. до н. э. – IV в.): посмертные живописные изображения усопших, отличавшиеся объёмной светотеневой моделировкой форм, особым живоподобием и яркостью образов.
Фаюмские портреты выполнены на деревянных досках, загрунтованных смесью воска, смол и масел; техника энкаустики постепенно вытеснялась «холодным способом». Ту же техническую эволюцию претерпели византийские иконы VI-XII вв.
В технике энкаустики возможен широкий спектр разнообразных эффектов; кроме того, вы можете приостанавливать и возобновлять работу по своему усмотрению без какого-либо ущерба для пленки краски. При этом поверхность восковых красок должна быть защищена от неосторожного механического воздействия.
В энкаустике используются сухие пигменты из растертых полудрагоценных камней и природных охр, а для связывания красок берется очищенный специальным образом так называемый «пунический» воск. Воск обладает способностью обволакивать пигмент, предохраняя его частицы от реакций с другими пигментами, от воздействия влаги и от коррозии.
В древнем церковном искусстве энкаустика использовалась очень широко. Древнейшие православные иконы Христа, Богоматери и святых, которые хранятся в собраниях крупнейших музеев и монастырей мира в Киеве, Константинополе, Риме, на Синае и благоговейно почитаются христианами, написаны именно в этой технике. Традиционная православная икона начиналась именно с энкаустической техники. Паломники, посещавшие монастырь св. Екатерины на Синае, навсегда запоминают впечатление от самых древних иконных образов дошедших до нас: энкаустических икон Спасителя, Богоматери, апостола Петра 6-ого века и многих других. Древние мастера обращались к энкаустике всякий раз, когда требовалось создать максимально выразительное и долговечное произведение. Художники-энкаусты занимали особое положение среди других художников, об их творениях складывались загадочные легенды.
Живопись восковыми красками была широко распространена вплоть до средних веков, затем последовал период некоторого забвения, когда она встречалась крайне редко и на короткое время. Так продолжалось до второй половины ХIХ века, когда в Германии наступил период настоящего возрождения энкаустики.
                         Основные приемы рисования. 

 Прием первый- разглаживание:
    Включите утюг и отрегулируйте минимальную температуру. Держите утюг подошвой вверх. К подошве поднесите карандаш и начните рисовать по подошве, закрашивая поверхность утюга. Карандаш должен хорошо плавиться и немного растекаться, но не сильно. В противном случае, регулируйте температуру на утюге. Теперь переверните утюг подошвой вниз и проведите по бумаге. Проводите утюгом плавно и мелено, без сильного нажима на бумагу.
Второй прием: оттиск.
    С помощью этого приема создаются так называемые прожилки, характерные для энкаустики. Для этого достаточно приложить утюг к поверхности картона, а потом слегка приподнять его. В пространство между утюгом и картоном хлынет воздух, и на поверхности воска образуются прожилки.

Прием третий: работа боковой стороной утюга (ребром).
    С помощью боковых сторон утюга получаются белые линии и привносят в рисунок детали. Методом разглаживания нанесите на картон воск. Затем поставьте утюг так, чтобы его ребро скользило по воску, как лезвие конька. Так создаются различные линии, например, высокая трава.

Прием четвертый: работа острием утюга.
    Коснитесь острием утюга (носиком) воска, подцепите немного воска и рисуете им. Используется для детальной прорисовки.