Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Технология Добра»

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
 
Социальные  педагоги  Краевого реабилитационного Центра «Орленок» стационарного отделения «Мать и дитя»  в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Технология добра» затрагивают проблему коммуникативного развития детей с ОВЗ.
Цель программы - вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в досуговую деятельность, что позволяет эффективно решать проблемы преодоления комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния, совершенствования  навыков общения.
Главный упор делается на формирование, становление и сохранение навыков общения каждого ребенка, умение работать в команде, умение адаптироваться в заданных условиях, развитие коммуникативных способностей и т.д
Участие в досуговых мероприятиях позволяет сплотить обучающихся, создать между ними здоровую конкуренцию, стремление к победе, развить у них способность личностного роста, а также выявить потенциал.
Особую роль в развитии навыков общения отводится театрализованной деятельности.
В любой театрализованной постановке, каждый ребенок исполняет доступную для него роль. В самом начале  работы, педагоги сами выступают в разных ролях, в последующем, их участие сводится к минимуму - мало заметное руководство, незначительная помощь детям, поддержка в затруднительных ситуациях. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогает им преодолеть застенчивость и зажатость.
Участие в театрализованной деятельности, применение элементов театрализованной игры на занятиях по изобразительной деятельности положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.
Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.
Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный контакт  не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.
Наряду с театрализацией  педагоги включают в реабилитационный процесс разнообразные  формы досуговой деятельности: праздники, тематические вечера, спортивные соревнования, викторины, конкурсно-игровые программы, КТД, мастер-классы.
Все мероприятия проходят в игровой форме, что помогает «завуалировать»  обучающий процесс, ребенок чувствует себя свободным, легко и естественно включается в деятельность.
Разнообразные игры, применяемые социальными педагогами,  помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формируют у них знания и умения доброжелательного общения,  воспитывает культуру, умение распознавать эмоции других людей, учат владеть своими чувствами.
В процессе любой досуговой деятельности, ребёнок больше взаимодействует с другими людьми, общается, делится впечатлениями, а отсюда следует, что развитие коммуникативных способностей приобретает положительную динамику.