2021

Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» в I квартале 2021 года

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания
«Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок»
в  I квартале 2021 года

          Коечная мощность учреждения -  90 коек.

          В  I квартале 2021 года, в соответствии с графиком заездов в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок», утверждённому министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, проведено 4 заезда, всего принято на реабилитацию 361 получатель социальных услуг, из них:

          детей - 260:

          по стационарному отделению реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями: детей всего - 141 человек, в т.ч. дети- инвалиды - 12 чел., дети с ограниченными возможностями здоровья - 129 чел.;

          по стационарному отделению «Мать и дитя» всего - 220 человек, из них:        детей всего - 119, из них,

          детей-инвалидов - 80 человек,

          детей с        ограниченными возможностями (по возрастным показателям) -  39 детей;

          сопровождающих лиц - 101 человек.

          Выполнение плана койко-дней составило -  6282:

          стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями –  2644;

          стационарное отделение реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 3638.

          Всего оказано 84331 услуг, из них:

          бесплатно - 78663;

          на платной основе (питание, проживание) - 5668.

          Оказываемые социальные услуги соответствуют требованиям Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. Средняя оценка по 5-бальной шкале составила 5 баллов.

 

Мониторинг качества услуг.

 

          Удовлетворённость клиентов качеством оказываемых услуг, согласно анкетирования:

          Из опрошенных получателей социальных услуг и их законных представителей - 172 человека (100%) полностью удовлетворены качеством оказываемых услуг. Отрицательных результатов нет.

          Изучение результатов реабилитации посредством опроса родителей детей, нуждающихся в сопровождении, заключения специалистов социального медико-психолого-педагогического консилиума Центра показало, что у детей, в результате комплекса реабилитационных и интеграционных мероприятий, непосредственно в процессе курса реабилитации наступили положительные изменения в физическом и психологическом состоянии здоровья

 

Реабилитационный процесс

 

          Деятельность отделения социально-медицинской реабилитации заключалась в реализации мер, направленных как на устранение или смягчение физиологической патологии, так и на формирование личностных качеств детей всех категорий.

          Отделение осуществляло организацию поэтапного выполнения индивидуальных программ предоставления социальных услуг в части реализации комплекса медицинских, социально-медицинских мероприятий детям и подросткам, взаимодействия специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи.

          Психологическая, педагогическая, творческая, бытовая реабилитация проводились во взаимодействии с медицинской.

          В процессе реабилитации был использован комплекс медицинских технологий, направленный на достижение такого состояния ребенка, когда он способен к выполнению функций - самостоятельно или поддержки взрослых передвигаться, трудиться, обучаться, развивать коммуникативные способности.

          Основной контингент детей, поступающих в Центр, это дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом (ДЦП) со средними и выраженными нарушениями со стороны НС, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом, дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.

          В отчетный период Центр принял на реабилитацию следующие категории детей:

 

Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ

до 6 лет

от 7 до 10 лет

от 11 до 14 лет

от 15 до 17 лет

Стационарное отделение «Мать и дитя»

 3 года

от 3 до 6 лет

от 7 до 10 лет

от 11 до 14 лет

от 15 до 17 лет

Всего: 141 чел.

Всего:119 чел.

2

(1,4%)

54

(38,3%)

71

(50,3%)

14

(10%)

-

 

62

(52,1%)

35

(29,4%)

20

(16,8%)

2

(1,7%)

в т.ч. дети-инвалиды 12 чел. (8,5%)

в т.ч. дети-инвалиды 80 чел. (67,2%)

в т.ч. дети-инвалиды   чел. (73,0%)

 

-

2

(1, 4%)

6

(4,2%)

4

(2,9%)

0

23

(19,3%)

35

(29,4%)

20

(16,8 %)

2

(1,7%)

 

          В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию за отчетный период, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата), занимают ведущее место - 139 детей (53,5 %); 

          далее идут:

          болезни костно-мышечной системы - 43 ребёнка (16,5 %);

          болезни органов дыхания – 26  детей (10 %);

          психические расстройства и расстройства поведения - 25 детей (9,6 %);

          врожденные аномалии (пороки развития) - 8 детей (3,1 %);

          болезни органов пищеварения - 6 детей (2,3%);

          болезни глаза и придаточного аппарата - 6 детей (2,3%);

          болезни уха и сосцевидного отростка -  4 ребёнка (1,5 %);

          болезни эндокринной системы  - 1 ребенок (0,4 %);

          болезни крови и кроветворных органов - 1 ребёнок (0,4%);

          болезни мочеполовой системы - 1 ребёнок (0,4%).

         

Результаты проведенных мероприятий медицинской реабилитации:

 

Количество детей

 

 I  квартал

 

 

 

чел.

%

Поступивших на реабилитацию

260

100%

выбывших с улучшением

260

100%

без перемен

-

-

с ухудшением

-

-

           

          В программе социально-медицинской реабилитации использовались традиционные методики:

                    - лечебная физкультура – активная, пассивная, с использованием тренажеров;

          - массаж лечебный применялся при заболеваниях нервной системы, опорно-двигательного аппарата, ЛОР, органов дыхания, костно-мышечной системы.

          Специалистами использовались приемы, способствующие расслаблению гипертонуса мышц, седативному действию на гиперкинезы отдельных групп мышц; улучшающие стимулирующие, тонизирующие функции паретичных мышц для снижения вегетативных и трофических расстройств и улучшения общего состояния ребенка и работоспособности его мышц;

          - аппаратная физиотерапия – применялся электрофорез с эуфиллином, папаверином и т.д., магнитотерапия, амплипульстерапия, дарсонвализация, светолечение, электростимуляция и др. Широко применяется модульная система BTL- 4000,5000 – в этих аппаратах сочетается до 4 терапий: электротерапия + ультразвуковая терапия + лазерная терапия + магнитотерапия;

          - грязелечение с применением аппликаторов тамбуканской грязи, ценным терапевтическим действием которой является нормализация микроциркуляции, как в очаге воспаления, так и во всех тканях организма. Улучшая трофику тканей, грязь способствует размягчению рубцов, рассасыванию спаек, стимуляции процессов регенерации, уменьшению тугоподвижности и увеличению объема движений суставов при фиброзных изменениях в результате артрозов, артритов и т.д.;

          - бальнеотерапия – хвойные, йодобромные, шалфейные ванны;

          - SPA-терапия;

          - фитотерапия, витаминотерапия.

           Специальные методики:

          - лечебная физкультура, адаптивная физическая культура с использованием реабилитационного костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант».

          Комбинезон использовался в качестве тренажера тела, рук и ног для детей разного возраста и комплекции.

          Специалисты Центра и родители (по результатам заключительного консилиума) отмечали положительное влияние РК «Фаэтон», РУ «Атлант» на развитие двигательных возможностей детей. Более чем у 98% маленьких пациентов центра, реабилитационная методика позволила улучшить координацию движений, активизировать навыки передвижения, отработать твердую поступь ходьбы и перекатку с пятки на полную стопу. Дети впервые стали совершать шагательные движения, а также закрепили навыки самостоятельного стояния, ходьбы.

          - вертикализатор (стендер) - это вспомогательное устройство, позволяющее детям с ограниченными возможностями и пациентам в период реабилитации после травмы принимать вертикальное положение с целью профилактики негативных последствий длительного пребывания сидя или лежа (профилактика легочной и почечной недостаточности, пролежней, остеопороза, депрессии.)

          - PNF-метод проприцептивного нервно-мышечного проторения. Основой метода стало положение о работе «проприоцептивной нервной системы». Во всех мышцах, суставах, связках существуют проприорецепторы, реагирующие на растяжение и сжатие. С помощью определенных манипуляций инструктор воздействует на данные рецепторы, тем самым, стимулируя и облегчая, выполнение какого-либо движения всего тела или конечности. Благодаря стимуляции происходит формирование и закрепление движения на более высоких уровнях ЦНС, появляются правильные статические и динамические стереотипы, увеличивается двигательная активность.

          спелеотерапия – уникальный метод оздоровления и профилактики заболеваний, основанный на использовании искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных соляных шахт. Оказывает выраженное оздоравливающее действие - снятие эмоционального стресса и улучшение функциональных, адаптационных и защитных возможностей организма. Основным действующим фактором является практически асептический безаллергенный воздух, насыщенный сухим высокодисперсным аэрозолем хлорида натрия, имеющий постоянный температурно-влажностный режим.

          В отделении социально-медицинской реабилитации Центра аппараты Artromot применялись в реабилитации детей с детским церебральным параличом, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, последствиями травм в возрасте от 4 до 15 лет. Отбор детей проводился на основании представленных медицинских заключений учреждений здравоохранения и осмотра врача отделения.           Показаниями для применения являлись детский церебральный паралич, посттравматические нарушения подвижности суставов, последствия перенесённой инфекции, дисплазии и врождённые аномалии, плоскостопие.

          Охват целевых групп по мероприятиям 93 человека:

          42 ребёнка-инвалида, 51 ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.

          По структуре заболеваний:

          плоскостопие - 27 чел;

          детский церебральный паралич - 22 чел.;

          дисплазия и врождённые аномалии - 39 чел.;

          последствия травм - 3 чел;

          последствия перенесенной инфекции 2 чел.

          Охват целевых групп детей по функциональному воздействию тренажёров на суставы:

           ARTROMOT-K1 для разработки коленного и тазобедренного суставов - 42 чел.

          ARTROMOT-SP3 для разработки голеностопного сустава – 56 чел.

          ARTROMOT-H для разработки лучезапястного сустава руки и пальцев - 23 чел.

          ARTROMOT-E2 для разработки локтевого сустава -  11 чел.

           ARTROMOT-F для разработки суставов руки и пальцев - 6 чел. 

          В результате проведения реабилитационных мероприятий с применением аппаратов Artromot у 78 детей увеличилась амплитуда движений, у 32 детей - улучшились функции суставов, верхних конечностей, у 35 детей отмечено уменьшение болевого синдрома, улучшение метаболизма, у 56 детей наблюдалось улучшение походки.

          Опорно-двигательный кабинет биологической обратной связи БОС - предназначен для улучшения функционального состояния мышечной системы и опорно-двигательного аппарата у детей.

          Особенности методики определялись не столько диагнозом, сколько характером двигательных нарушений. Для определения тактики коррекции врачом проводился осмотр ребенка, во время которого:

          выявлялись мышечные группы, определяющие двигательные дефекты;

          были определены коррекционные задачи;

          осуществлялся:

          подбор упражнений и исходных положений для их выполнения;

          дозировка нагрузки.

          Охват целевых групп по мероприятиям 105 человек: 27 детей-инвалидов, 78 детей с ограниченными возможностями здоровья.

          В результате проведения реабилитационных мероприятий у 92 детей увеличилась амплитуда движений, у 34 детей с ограниченными возможностями здоровья сформирован навык правильной осанки, походки, у 54 детей улучшились функции суставов верхних конечностей, у 47 детей отмечено уменьшение болевого синдрома

          Имитатор ходьбы Имитрон – это тренажер, который предназначен для реабилитации (кинезитерапии) при парезах, параличах нижних конечностей, ДЦП и других двигательных расстройств, после травм и заболеваний спинного и головного мозга. Уникальность аппарата состоит в том, что в то время как другие тренажеры лишь поддерживают человека, имитатор ходьбы вырабатывает моторную привычку держать ноги правильно.

          Принцип действия шагохода: ребенок, активно двигая верхними конечностями, приводит в синхронное движение все элементы конструкции тренажера, перемещая опоры адинамических нижних конечностей, и тем самым, находясь в вертикальной позиции, комплексно приводит в движение организм - имитирует ходьбу. Одновременно активно работают верхние конечности с плечевым поясом, приводящие в движение всю систему, также тренируются мышцы живота и спины, повороты туловища и таза.

          В I квартале по структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП – 15 детей, последствия ПРОПЦНС с когнитивными нарушениями - 11 детей, дисплазия и врождённые аномалии - 9 детей, нарушение осанки - 6 детей.

          По результатам применения имитатора ходьбы Имитрон в реабилитации детей наблюдается: стабилизация правильного положения тела у 34 детей; увеличение амплитуды движений суставов верхних и нижних конечностей – у   36 детей; совершенствование навыков ходьбы – у 34 детей; повышение эмоционального фона наблюдалось у 34 детей.

          Адаптационный трёхколесный велосипед «Рифтон» использовался как в динамическом движении, так и в статичном состоянии, как стационарный тренажёр для ног.

          Во время езды бедра, колени, и лодыжки активизируют мышцы и регуляцию моторики по образцу, схожему с ходьбой, мышцы совершают циклические движения, сгибаются, напрягаются и растягиваются.

          Езда на велосипеде содействовала движению нижними конечностями по реципрокному образцу и последовательно, что способствовало укреплению соответствующей группы мышц, суставов, дало возможность положительно повлиять на регуляцию моторики. Езда осуществлялась по прямой линии, по кругу, с поворотами.

          В I квартале по структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП - 10 детей, последствия инсульта - 1 ребёнок, дисплазии и врождённые аномалии – 1 ребёнок, последствия ПРОПЦНС с когнитивными нарушениями - 3 ребёнка, нарушение осанки - 15  детей.

          По результатам применения велосипеда (велотренажёра) «Рифтон» в реабилитации у всех детей наблюдается увеличение объёма движений суставов, поддержание правильной осанки и мышечного тонуса, развитие координации движений, опорной функции стопы и хватательной силы рук, тренируются мышцы ног, улучшается реакция выпрямления и мышцы приготовляются к ходьбе, в т.ч. по лестнице, улучшение эмоционального состояния.

 

          При поступлении получателей социальных услуг на реабилитацию осуществлялся осмотр узкими специалистами: врачом-педиатром и врачом-неврологом. По результатам осмотра разрабатывалась индивидуальная программа предоставления социальных услуг с последующей ее коррекцией (по необходимости) и динамическим наблюдением за состоянием здоровья.

          В течение реабилитационного процесса за здоровьем получателей социальных услуг велось динамическое наблюдение врачом-педиатром, медицинской сестры диетической.

          Медицинским персоналом отделения проводилась работа с детьми по формированию навыков здорового образа жизни, велись беседы о соблюдении режимных моментов, правил личной гигиены, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.

 

          Реабилитационная работа в стационарном отделении «Мать и дитя» была направлена на реализацию реабилитационного потенциала детей, расширение навыков социализации и среды взаимодействия, повышение эмоциональной и познавательной активности, развитие мелкой моторики рук

           Для расширения реабилитационного пространства специалисты отделения использовали программу «Детский АРТ базар», которая включала в себя микроцентры игровых зон для детей.

          Игровое оборудование помогало ребенку овладеть функциональными, чисто социальными действиями, отображающими быт человека.       Специалисты отделения работали с детьми индивидуально и в группах.

          Детям была предоставлена возможность расширить свои способности, навыки, знания, выбирая зоны для совместных игр, в которых они выполняли предметно-ролевые действия и учились выстраивать последовательность своей деятельности в играх. Все занятия в предметно-развивающих зонах проходили по индивидуальным планам.

          Предметно-развивающая среда была представлена игровыми зонами: «Семья», «Кухня», «Больница», «Школа», «Ветеринарная клиника», «Гараж», «Мастерская», «Магазин», «Парикмахерская», «Музыкально-театральная зона», «Уголок изобразительной деятельности», «Движение и ритм».

          На занятиях в игровых зонах использовались игровые ситуации:

          «Семья» - «Купание куклы Маши», «Моя семья», «Семейные дела»;

«Кухня» - «Повара», «Готовим обед», «Знакомство с посудой»;

«Школа» - «Школьная жизнь», «Учимся в школе», «Урок в школе»,

«Мастерская» - «Автомастерская», «Город мастеров», «Атосервис»;

«Гараж» - «Строительство гаража», «Работа в гараже», «Путешествие на автобусе»;

«Магазин» - «Гастроном», «Овощной магазин»;

 «Парикмахерская» - «Салон красоты», «Визит в парикмахерскую», «Стилисты»;

«Больница» - «Игрушки у врача», «На приеме у врача», «Поликлиника»;

«Ветеринарная клиника» - «Больница для зверей», «Добрый доктор Айболит»;

«Музыкально-театральная» - «Театр», «Браво», «Поход в театр», «Мы артисты», «Играем в театр», «Музыка, игра, театр».

          В «Уголке изобразительной деятельности» специалистами проведены занятия по арт-терапии с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности:

          - занятия по лепке в технике «пластилинография» - «Мухомор», «Вышла курочка гулять свежей травки пощипать»;

- аппликация из круп - «Груша»;

- рисование ватными палочками - «Божья коровка»;

- занятие по аппликации в технике «обрывная аппликация» - «Морковка»;

- рисованию в технике «печатание листьями» - «Чудо-дерево».

          Для снижения мышечного тонуса рук специалистами использовалась пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим, рубим», «Листочки», «Ручки», «Домик», «Моя семья», «Хлоп-хлоп», «Мы писали», «Этот пальчик», «Солнышко», «Журавли», «Тесто», «Кулачок», «Как живёшь?», «Рыбка», «Весёлый человечек», «Дружные пальчики», «Овощи», «Постовой», «Тук, тук», «Мальчик пальчик», «Ручки», «В гости к пальчику большому».  

          Активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия проводились физкультминутки  с использованием спортивного инвентаря (шаров, лент, канатов), музыкальных инструментов (трещоток, бубна, тамбурина, барабана, маракасов): «Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы шагать», «Ветер дует нам в лицо», «Прыг да скок», «На горе стоит лесок», «Мишка косолапый», «Пчёлы в поле полетели», «Мы шагаем», «Облако», «Дождь!», «Дует ветер с высоты», «Лесная лужайка», «Мы шагаем», «Овощи растут на грядке», «Качели», «Катится колючий ёжик», «Во саду ли», «Солнечные зайчики», «Деревца», «Охотник и заяц».

          Это давало возможность отдохнуть детям, сменив вид деятельности, и, вместе с тем, способствовали развитию речи и мелкой моторики.

          Некоторые занятия проводились с использованием регулируемого стола по росту детей, что создавало дополнительные комфортные условия и способствовало формированию правильной осанки.

          Все занятия с детьми проходили в игровой форме и были направлены на развитие мелкой моторики рук, мышления, воображения, памяти, изобразительных навыков, на ознакомление с цветом, формой, величиной, на совершенствование звукового анализа речи, развитие мышечного чувства, на снятие физического и эмоционального напряжения, развитие творческих способностей и художественного вкуса.

          Занятия с детьми проводились в присутствии родителей, что позволило включать последних не только в процесс работы, но  и в процесс обучения эффективным способам работы с ребенком  в домашних условиях, тем самым обеспечивать непрерывность реабилитационных мероприятий.

          В результате проведённых занятий и мероприятий специалисты отмечают, что сюжетно-ролевые игры благоприятно влияют на общий тонус детей, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой, снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.

          У всех детей развился устойчивый интерес к занятиям в игровых зонах, увеличился объём навыков социализации, расширились навыки коммуникативности, дети получили навыки использования в играх различных предметов, инструментов, познакомились с нетрадиционными техниками рисования, лепки, аппликации; побывали в роли «артистов» и «музыкантов».

          Дети стали более общительными, внимательными, повысился настрой на взаимодействия и направленные действия, наблюдалась положительная динамика в развитии моторики рук, снизилось эмоциональное напряжение. Дети приобрели положительный опыт коллективной работы, получили навыки работы с нетрадиционными материалами.

          Мероприятия способствовали повышению познавательной и эмоциональной активности, созданию дружеской атмосферы и хорошему настроению.

          Позитивные результаты дала работа с родителями в родительском клубе «Семейная гостиная».

          В «Семейной гостиной» происходило свободное общение между специалистами и родителями, родителей друг с другом, что содействовало установлению дружеских контактов между родителями, повышению родительской компетентности в вопросах воспитания детей, повышению уровня знаний взрослых о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.

          Родители активно участвовали в реабилитационном процессе, посещали кружки, библиотеку, проявили себя в художественной самодеятельности, посещали организованные для них мероприятия, беседы и консультации.

          Для благоприятного протекания процесса социализации детей-инвалидов, в Семейной гостиной по программе «Технология добра»  проходили различные игры, конкурсы, тематические и творческие вечера, мастер-классы:

          Адаптационный час «Ребёнок и взрослый: играем и развиваемся вместе»;

Познавательное мероприятие -  «Права ребёнка»;

КТД -  «Давайте познакомимся»,  «Планета дружбы», «Как на Татьянины именины»;

Драматизация сказки «Зимняя сказка»;

Посиделки «Наши бабушки и деды помнят славную Победу»;

Час правовой информации «Знаешь ли ты право?», «Семья: шаг в будущее»;

Театрализованное представление «Рукавичка», «Развесёлый колобок»;

Игра-развлечение «Масленица-красна Девица!»;

Патриотический час «Пешком в историю родного края»;

Конкурсно-игровая программа  «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»;

Мастер-класс   «Цветы для мамы», в технике «оригами»;

Мастер-класс «Морозные узоры», в технике «рисование манной крупой»

Мастер-класс по рисованию «Чудо чудное», в  технике «эбру».

В целях формирования основ здорового образа жизни, всестороннего развития детей, обеспечения информационной безопасности детей в стационарном отделении проведены мероприятия, приуроченные к проведению Десятилетия детства:

Игровая программа, посвященная Международному дню объятий «Можно я просто тебя обниму»;

Досуг-развлечение  «Щедрый вечер, добрый вечер»;

Театрализованное представление «Морозко»;

Игра-развлечение «Собирайся народ, Масленица идёт»;

          Кукольный спектакль «Как добро побеждает зло»;

Просмотр детских советских мультфильмов «Приключения кота Леопольда», «Крошка Енот», «Кошкин дом»;

Выставка рисунков «О Родине, о мужестве, о славе»;

Изготовление поздравительных открыток «Самый-самый»;

Изготовление сувениров и поздравительных открыток «Поздравь свою маму!»;

Выставка детского творчества «Все цветы для тебя, мама»;

Конкурсно-игровая программа «Кусочек счастья каждому»;

Конкурс  детского рассказа и рисунка «Детский интернет».

          Дети и родители активно принимали участие в линейках, концертах, конкурсах рисунков, спортивных мероприятиях.

          Для получателей социальных услуг были организованы экскурсии и поездки по городам-курортам КМВ, в конно-спортивный клуб города Лермонтова, в цирк г.Кислоодска.

          В результате проведённой реабилитационной работы у получателей социальных услуг расширилась сфера общения, увеличился объём навыков социализации, получатели социальных услуг стали более контактны, улучшился эмоциональный фон и настроение, произошло наращивание социального потенциала.

 

          В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями работа велась по направлениям: «Нравственность», «Досуг», «Экология», «Интеллект», «Здоровый образ жизни», по утвержденным программам.

          Деятельность детского коллектива в течение каждого заезда была организована через программу «РИТМ-О», основной целью которой является объединение всех ребят в единое детское сообщество с избираемым Правительством и Президентом.

          Многие ребята за короткий реабилитационный период приобрели опыт работы в детском самоуправлении Правительства детской республики.         Активность, инициативность, уверенность, толерантность при общении с детьми и взрослыми, наблюдательность - те качества и навыки, которые получили ритмовцы, выполняя поручения в качестве министров культуры, социального развития, образования, здравоохранения, экологии, культуры и спорта.

          По инициативе Правительства республики «РИТМ-О» проведены мероприятия:

          В творческой мастерской «ВундерКиндер» прошли  конкурсы рисунков «Круглый, румяный, в рот просится», «Моя семья, Новый год и я», «Обниматься надо всегда», занятия по аппликации: «Весна для любимой мамочке», «Дерево Добра», изготовление открыток в технике кардмейкинг «Татьяна, милая Татьяна...»;

          час общения: «Спешите стать терпимыми и добрыми»;

          конкурсы стихов и загадок: «Чародейка Зима», «Валентинка своими руками»;

          день весёлых затей «От улыбки хмурый день светлей»;

          экологический вернисаж: «Цветы - улыбка природы»;

          урок доверия «Если тебе сложно – просто позвони!»;

          час весёлых затей: «На снежной полянке...»;

          урок мужества «Гордись, Отчизна, славными сынами!»;

          литературный ринг «По следам сказочных героев»;

          час интересных сообщений «Держава армией крепка…», «Спорт- это жизнь, это радость, здоровье», «Татьянин день встречая»;

          шахматно-шашечный турнир: «Шах и мат»;

          акция «Передай добро по кругу»;

          викторины: «Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка», «Армейская азбука»;

          организация работы «Почты Купидона - поздравлений и пожеланий»;

          Вечер пожеланий «Ромашка дружбы»;

          мастер-класс: «Весенняя корзина цветов», в технике «скрапбукинг»,    мастер-класс: «Поздравительная открытка для мамы…»;   

          мастер-класс: открытки-аппликации, «Забавные игрушки», «Снежная - нежная сказка зимы;

          мастер-класс: «Игрушка своими руками»;         

          мастер-класс: «Поздравительная открытка для папы…» ;

          мастер-класс: «Газетные фантазии», в технике «аппликации из газетных вырезок»;

          мастер-класс: «Чудеса из макарон» по изготовлению поделок из крупы и макарон».

          Самые активные участники реабилитационного процесса по ходатайству правительства республики «РИТМ - О» были отмечены грамотами и благодарственными письмами. В результате проведенной реабилитационной работы у получателей социальных услуг расширилась сфера общения, увеличился объём навыков социализации, ребята стали более коммуникабельны, улучшился эмоциональный фон и настроение.

          В каждом реабилитационном периоде работа с детьми проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий, межгрупповых и общецентровских мероприятий на основе разработанных методик и программ медицинской, психологической, педагогической, социальной и творческой реабилитации, содействующих физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

 

          Главная цель  нравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации, обогащение эмоционального мира ребёнка нравственными переживаниями, формирование милосердия и толерантности, решалась через реализацию программы «Азбука нравственности».

          В течение квартала проведены мероприятия, способствующие формированию и проявлению определенных нравственных качеств личности детей и подростков:

          беседы: «Нравственные ценности», «Моя будущая профессия», «Поговорим о вежливости», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Традиции русского народа», «Я и моя семья», «На пути к гармонии», «Дружба - чудесное слово»;

          познавательные мероприятия: «Путешествие в страну добра по дороге нравственности», «Путешествие в страну бережливости»;

          мастерская общения: «Как вести себя среди людей»;

          дискуссия: «Кем быть?»;

          урок доброты: «Доброта творит чудеса!»;

          час общения: «Спасибо - так звучит добро», «Спешите стать терпимыми и добрыми;

          игры на общение: «Я хочу с тобой дружить», «Планета общения»;

          игра по станциям: «День русских традиций»;

          воспитательский час: «Всё, что в жизни нам поможет нашу дружбу перемножить»;

          игровая программа: «Планета детства, мира и добра», «Доброта живёт в русских сказках»;

          устный журнал: «Как быть справедливым, благородным и правдивым?»;

          конкурс вежливых слов: «В гостях у профессора вежливых наук»;

          консультации: «Как добиться успеха», «Учись управлять своим временем»;

          тематические часы: «Спешите делать добро», «Дружба - это чудесное слово», «Что такое настоящая дружба?», «Волшебные слова и поступки», «Зачем человеку в жизни нужны разные правила».

          Традиционно одной из главных задач социально-педагогической деятельности остается укрепление здоровья детей. По привитию здорового образа жизни проводились следующие мероприятия:

          беседы: «Курение или здоровье - выбирайте сами», «Гигиена и здоровье», «Правила безопасности в зимнее время года», «Умей сказать «НЕТ!», «Курение и здоровье», «Ключ здоровья»;

          эрудит-шоу: «Играй! Изучай! Здоровье сохраняй!»;

          консультации: «Правила личной безопасности»;

          игра-путешествие: «Мы за здоровый образ жизни»;

          урок безопасности: «Кто светофоры уважает - своё здоровье охраняет», «Правила дорожного движения – наши верные друзья»;

          тематический час: «Вредные привычки. Как им противостоять?»;

          диспут: «Спорт против вредных привычек»;

          устный журнал: «Вредные привычки и их влияние на здоровье детей и подростков»;

          час полезного совета: «Волшебные правила здоровья»;

          час интересных сообщений: «Спорт - это жизнь, это радость, здоровье»;

          познавательные мероприятия: «Путешествие по стране здоровья», «Весёлый урок здоровья», «Я выбираю жизнь», «Почитаем, поиграем, отдохнём, время с пользой проведём».    

          Вся работа отделения по экологии  направлена на привлечение внимания детей к проблемам сохранения окружающей среды, формированию у подрастающего поколения экологической нравственности, экологической культуры, трудового воспитания.

          экологический час: «Природы мудрые советы»;

          познавательное мероприятие: «Тайны и чудеса Зимушки-Зимы»;

          экспресс-обзор «Секреты Зимушки-Зимы»;

          эковикторина: «Полна загадок чудесница природа», «Загадки природы»;

          тематический час: «Мы в ответе за нашу планету»;

          час интересных сообщений: «Путешествие в мир природы».

          Цель  правового воспитания формирование понимания взаимозависимости  прав и обязанностей, выстраивание дружеских отношения со сверстниками, не ущемляя права других, побуждение к уважительному отношению окружающих людей, формирование представления о свободах, правах, обязанностях и ответственности. Реализация данного направления осуществлялась через  следующие мероприятия:

          тематический час: «Реальность - виртуальная, а угроза реальная!»;

          познавательное мероприятие «Правовой калейдоскоп», «Безопасная прогулка по Всемирной паутине»;

          правовая гостиная «Что мне известно о своих правах?»;

          занятие по правовой культуре с элементами игры «Конфликт»;

          урок права «Ребёнок в мире прав»;

          информационный вестник «Что мне известно о моих правах и обязанностях»;

          беседа «Чем может помочь Телефон доверия?».

Развитие познавательной активности у детей особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Реализация задач по интеллектуальному воспитанию осуществлялась через мероприятия:

          информационный час: «Что в мире происходит?», «От объятий станет всем теплей», «Секреты женского очарования», «Про любовь, весну и красоту»;

          конкурс сказочников: «Гостиная Василисы Премудрой», «Сказка ложь, да в ней намёк»;

          эрудит-шоу «Хочу всё знать!»;

          конкурс стихов и загадок: «Чародейка Зима»;

          информационный вестник: «Нам крылатый Валентин - этот праздник подарил», «Как встречают Новый год люди всех земных широт»;

          познавательно-развивающее путешествие «Из истории новогодних праздников»;

          конкурс вопросов-ответов «Путешествие во времени»;

          поэтический вернисаж «Самая красивая, добрая, милая»;

          информационно-познавательный час «Семь чудес России»;

          конкурс «Составь рассказ на одну букву»;

          конкурсы пословиц, загадок и поговорок: «Зима-зимою- о зиме», «Серебряные нити загадок», «Старинные русские народные пословицы», «Добрыми делами славен человек»;

          воспитательские часы: «Сказание о крещении Руси…», «Приходи, Масленица!»;

          литературный час: «Белая царица - зима», «Вот пришли морозы и зима настала», «Стихи русских поэтов о весне»;

          литературный ринг «По следам сказочных героев»;

          поле чудес «Старшина Матроскин приглашает…»;

          час интересных сообщений «Держава армией крепка»;

          экспресс-обзор «Секреты Зимушки-Зимы»;

          познавательные мероприятия: «Почитаем, поиграем, отдохнём, время с пользой проведём», «Путешествие в зимнюю сказку», «В царстве славного Мороза», «С днём рождения Снеговик!», «Раз в Крещенский вечерок», «Тайны и чудеса Зимушки-Зимы»;

          викторины: «Все Татьяны русской литературы», «Путешествие на колеснице времени», «Вихри снежные крутя…», «Сказочные зимние забавы», «Смекалка эрудиция и смех - неотъемлемый успех».

          С целью развития интересов к истории нашей страны и сохранения памяти о героическом прошлом нашей Родины в группах прошли мероприятия, посвященные памятным датам военной истории Отечества: «Ты выстоял, великий, Ленинград!», «Боевое сражение», «Мы помним о героях и боях февральских», «Афганистан  - мы знаем и помним...», «Как русское войско разгромило половцев», «Взятие Парижа» и др.

          Педагогическим коллективом отделения использовались различные формы работы: КТД «Снежные конкурсы», «Вокруг земного шара», «Новогоднее путешествие», «Остров загадок», «Будем знакомы», «Весёлый художник», «Можно я просто тебя обниму», «Жили были...», «Снежные забавы», «Праздник в царстве Грамотея», «День русских традиций», «Зимний марафон», «Формула удачи», «Турнир весёлых и смекалистых», «Академия сказочных наук», «Ура, веселится детвора!», «Лучший артист - пародист», «Забавный кавардак», «Весёлая семейка», «Крещенские забавы», «Кросс-вопрос», «Мисс Российская Армия», «Экологическая мельница», «Старые сказки на новый лад», «Мен - шоу», «Рыцарский турнир», «Праздник цветных карандашей», «Стрелы Амура», «День добрых сюрпризов», «Каша - матушка наша», «Азбука безопасности», «Я бы в армию пошёл…», «Минута славы», «Весёлая метла», «Одиссея по техно-галактике», «Марафон сказок», «Игро-мама-мания», «А, ну-ка, девочки!», «Цветочный карнавал», «Удивительная страна - «Игралия»,«Ой, Маслена-красота! Открывай-ка ворота!» и экскурсии.

          В рамках кружка «ВундерКиндер» в 1 группе реализуется программа «Балаганчик»,  с использованием пальчиковых кукол.

          Театральная деятельность формирует у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих, способствует сплочению детского коллектива, профилактике асоциального поведения у детей.

          Проводимые занятия оказывают на детей большое воспитательное воздействие, способствуют формированию положительных черт характера,  таких как доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, честность, умение сопереживать другим людям.

          В течение заезда, в ходе коррекционной работы осуществлялось совершенствование артистических навыков детей, развитие речевой культуры, мелкой моторики рук,  эстетического вкуса.

          Занятия включали в себя знакомство с пальчиковым театром, освоение навыков владения этим видом театральной деятельности, пальчиковые игры, упражнения на дикцию и артикуляцию, чтение русских народных сказок по ролям, упражнения на мимику и жесты,  упражнения на развитие речевой интонации и эмоциональности.

          На основе театрально-игровой деятельности, занятий,  репетиций с детьми состоялись театральные представления по русским народным сказкам «Репка», «Три поросёнка».

          Подведённые итоги коррекционно-развивающей работы показали динамику позитивных изменений: развитие речевой интонации, мелкой моторики рук, творческих способностей посредством театрализации.

 

          В 1-ой группе реализуется программа «Сам себе волшебник».

          При реализации программы воспитателями использовались различные формы работы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, конкурс знатоков сказок, выставки детского творчества, малый жанровый фольклор - загадки, пословицы, поговорки, былины.

          При проведении  занятий применялись различные виды художественного творчества: рисование, аппликация, лепка. Художественно-продуктивная деятельность развивала у детей мелкую моторику, способствовала формированию эстетического вкуса, расширяла представления об окружающем мире.

          В целях реализации задач по обогащению и активизации словарного запаса, формированию грамматического строя речи и правильного звукопроизношения, развитию связной речи и её выразительности  проведены следующие мероприятия:

          развлекательное мероприятие «Знатоки волшебных сказок»;

          занятия по развитию речи «Три богатыря», «Сказка ложь, да в ней намёк»;

          игра-КВН «Сказки»;

          интегрированное занятие «Сказки гуляют по свету»+рисование сказочных героев;

          викторина  по сказкам А.С.Пушкина «Угадай сказку»;

          сочиняем и рассказываем сказку.

 

          В рамках программы «ВундерКиндер» работают творческие проекты: «Бумагопластика» и «Плетёнка».

          Во 2-ой группе реализуется раздел «Бумагопластика».

          Работа с бумагой обогащает эмоциональную сферу, снимает психоэмоциональное напряжения и благоприятно влияет на формирование личностных качеств ребёнка.

          Программа направлена на активное приобщение детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов к художественному творчеству.

          Данная программа развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

          Формы проведения занятий различны.

          Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия — подготовка и проведение выставок детских работ.

          Таким образом, занятия в кружке позволяют развить творческие задатки детей мелкую моторику пальцев рук, самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

          Работа в данном направлении помогает сплочению коллектива, установлению дружеских контактов  и отношений.

          В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник («оригами», «конструирование», «плетение», «вытынанки», «квилинг»).

          В результате обучения по программе «Бумагопластика» дети освоили разнообразные способы выполнения элементов из бумаги, развили интеллектуальные, познавательные и творческие способности, моторику рук.

          В 3-ей группе реализуется раздел «Плетёнка».

          Программа является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение детьми основных приемов плетения из резинок, ленточек, ниток.

          Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации детей.

          Занятие плетением один из компонентов  всестороннего развития ребенка и способствует его умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию, в процессе работы формируются такие качества как усидчивость, целеустремленность, настойчивость, терпение.

          Работы по плетению из резиночек, ленточек привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности.

          В течение реабилитационного периода дети 3-ей группы получили опыт совместной игровой деятельности, приобрели навыки работы в группе, развили любознательность, творческие и коммуникативные способности, что способствовало положительной динамике

 

          Во 2 и 3 группах в рамках программы «Академия успеха» работает кружок «Мы строим жизнь».

          Данная программа направлена на преодоления трудностей во взаимоотношениях детей с окружающими людьми. Она основана на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему ребенок с ограниченными возможностями получает возможность для самореализации и повышения самооценки.

          Социализация для детей с различными проблемами в развитии вызывает очень большие трудности. Связь детей с ограниченными возможностями с окружающим социумом может достигаться лишь специальными мероприятиями, направленными на психолого-педагогическое сопровождение таких детей в ходе обучения и воспитания.

          Работа с детьми включала в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности.

          Программа «Академия успеха» включает в себя мероприятия, краткосрочные игровые занятия, которые спроектированы для разных возрастных категорий детей, такие формы организации деятельности детей, которые направлены на решение целого комплекса задач, связанных с вовлечением ребёнка, подростка в яркий мир игр, соревнований, освоением опыта организации досуга через игровое взаимодействие.

          В течение заезда прошли следующие занятия в группах:

          занятие № 1. «Разрешите представиться»;

          занятие № 2. «Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других»;

          занятие № 3. «Я в мире людей»;

          занятие № 4. «Поведение и культура»;

          занятие № 5. «Общение в моей жизни»;

          занятие № 6. «Общение и уважение»;

          занятие № 7. «Конфликт - неизбежность или...»;

          занятие № 8. «Комплимент - дело серьезное?»;

          занятие № 9. «А без друзей на свете трудно жить...»;

          Результативностью данной программы являются наблюдаемые улучшения у детей. У каждого ребёнка результаты могут быть разные, учитываются даже самые незначительные изменения.

          В течение квартала, в стационарном отделении проводились беседы по охране жизни и детства:  профилактическая беседа «Безопасность при любой погоде», викторина по ПДД, урок безопасности «Один дома…», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», «Инфекционное заболевание. Грипп», урок безопасности: «Кто светофоры уважает - своё здоровье охраняет», конкурс рисунков «Мой друг - светофор».

          Для детей проведены инструктажи по технике безопасности и ПДД с просмотром кинофильмов.

          Каждый заезд  получатели социальных услуг имели возможность посетить экскурсии, познакомиться с историческими и культурными памятниками Кавминвод, стать зрителями цирковых представлений,   посетить   конно-спортивную школу «Бештау» г. Лермонтова,  Медовые водопады, Чайный Домик,   Свято-Георгиевский монастырь.

          В течение отчётного периода специалисты отделения старались разнообразить досуг детей, как можно больше насытить его интересными мероприятиями, программами. В течение квартала отделение активно сотрудничало с ИП «Збицкий «Мобильный планетарий», мобильным кинотеатром в 3D формате.

 

          Работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи ведется по общеразвивающим программам социально-педагогической направленности:

          За отчетный период в работе по адаптированной рабочей общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Радуга», приняли участие 62 обучающихся (стационарное отделение «Мать и дитя).

           На начальном этапе реабилитации психологами  отделения  проводилась диагностическая работа с   обучающимися, в процессе чего были выявлены следующие проблемы двигательных навыков:

          проблемы с крупной (общей) моторикой у 22 чел (35,4%);

          проблемы с мелкой (тонкой) моторикой у 48чел. (77,4%);

          расстройство психоэмоциональной сферы:

          повышенное эмоциональное напряжение у 25 чел. (40,3%);

          снижен эмоциональный фон у 24чел. (38,8%);

          необходимость в стабилизации психоэмоционального состояния у 18чел. (29%);

          повышенная тревожность у 21 чел. (33,8%);

          повышенная психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 14 чел. (22,5%);

          когнитивные процессы:

          низкая концентрация внимания у 32чел. (51,6%);

          низкий уровень устойчивости внимания у 23 чел. (37%);

          низкая познавательная активность у 36 чел. (58%);

          расстройство личностного развития:

          снижена мотивация на выполнение предложенных заданий у 16 чел. (25,8%);

          отсутствие уверенности в себе (пессимистическое настроение) у 8 чел. (12,9%);

          отсутствие самостоятельности у 21 чел. (33,8%);

          особенности межличностного взаимодействия:

          трудности в установлении контакта с другими детьми у 14 чел. (22,5%);

          отсутствие навыков межличностного общения 31 чел. (50%);

          В процессе  реабилитационного периода  с обучающимися  была проведена индивидуальная работа, основными  задачами которой  являлось:

          1.Создание комфортных условий для успешной адаптации детей к условиям учреждения.

          2.Развитие индивидуальных особенностей детей:

          мелкой и крупной моторики;

          эмоциональной сферы ;

          когнитивной сферы;

          познавательной сферы;

          навыков межличностного общения;

          социальных навыков и социализации.

          Для реализации поставленных задач  использовалась среда темной  сенсорной и светлой сенсорной комнат, комната ароматерапии.

          Проведено 8 занятий коррекционной направленности:

          1.Упражнение «Бумажное волшебство»;

2.Ароматерапия+релакс;

3.Упражнение «Зеркало»;

4.Упражнение «Стеклянный мольберт»;

5.Упражнение «Монотипия»;

6.Игротерапия;

7.Упражнение «Волшебный остров»;

          8.Упражнение «Рисование пальцами».

          Коррекционно-развивающие занятия включали: арт-терапию, песочную терапию, ароматерапию, сказкотерапию, игротерапию.

          Занятия по игротерапии проходили в «Светлой сенсорной комнате» с использованием сухого углового бассейна и мягких цветных модулей.     Игротерапия направлена на коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрового материала. Игровые коррекционные занятия способствовали развитию навыков адаптации, социализации и самообслуживания. Для сенсомоторного развития использовались панели по методам М. Монтессори,  состоящие из элементов используемых в обычной жизни (замки, выключатели, разетки, шнуровка и т.д). 

          Занятия по снятию эмоционального напряжения проводились с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты и комнаты ароматерапии.

          Занятия арт-терапией включали совместные рисунки с родителями,  Монотипия», «Стеклянный  мольберт», работу с  цветной бумагой, песочную терапию, проводилась работа по гармонизации детско-родительских отношений.

          В арт-терапевтической работе использовались  технологии с применением пальчиковых красок,  которые способствовали снижению спастики, уменьшению гиперкинезов, повышению эмоционального фона и творческой активности. Арт-терапевтическая работа направлена на  гармонизацию  личности через развитие способности самовыражения и самопознания

           Дети  с  радостью выполняли предложенные задания. Вместе радовались новым открытиям и достижениям. Детские рисунки  свободные, легкие - каждый дефект движения детской руки оборачивался художественной особенностью, обеспечивающей неповторимость и выразительность рисунка.     Занятия песочной терапией благотворно влияли на психику, успокаивали, гасили негативные эмоции. Играя с песком, дети познавали окружающий мир, знакомились со свойствами веществ. Из песка дети лепили множество самых разнообразных фигур и построек, развивая фантазию, пространственное мышление и координацию движений.

          В процессе работы наблюдалась положительная динамика в виде улучшения навыков общения. На занятиях дети освоили и приобрели новые творческие навыки. Улучшились процессы самораскрытия и взаимодействия  с психологом, продуктивность деятельности, тактильная чувствительность, повысилась устойчивость внимания во время занятий.

          Занятия с детьми  проходили в атмосфере принятия и взаимопонимания, что способствовало установлению доверительного контакта.

          Большая работа была проведена с родителями: ароматерапия, релаксация, индивидуальное консультирование, знакомство с методами и приемами коррекционной работы.

           Мониторинг реализации программы выявил в  результате работы:

          улучшение двигательных навыков:

          улучшение крупной (общей) моторикой у 18 чел. (29%);

          улучшение мелкой (тонкой) моторикой у 48 чел. (77,4%);

          стабилизация психоэмоциональной сферы:

          снижение эмоционального напряжения у 25 чел. (40,3%);

          повышение эмоционального фона у 24 чел. (38,8%);

          стабилизация психоэмоционального состояния у 15 чел. (24,1%);

          снизилась тревожность у 21 чел. (33,8%);

          снизилась психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 10 чел. (16,1%).

          улучшение  когнитивных процессов:

          повысилась концентрация внимания у 32 чел. (51,6%);

          повысился уровень устойчивости внимания у 20 чел. (32,2%);

          повысилась познавательная активность у 36 чел. (58%);

          формирование личностного развития:

          сформировалась мотивация на выполнение предложенных заданий у 16 чел. (25,8%);

          развилась уверенность в себе у 8 чел. (12,9%);

          проявилась самостоятельность у 21 чел. (33,8 %).

          особенности межличностного взаимодействия:

          преодолены трудности в установлении контакта с другими детьми у 14 чел. (22,5%);

          сформировались навыки межличностного общения у 31 чел. (50%).

  1. По программе «Альтернативные аугментативные способы коммуникации» проведена индивидуальная работа с 13 обучающимися стационарного отделения «Мать и дитя». 

          Занятия проводились  в индивидуальной форме. Было определено и согласовано расписание (с учетом возрастных, психоэмоциональных и физических возможностей ребенка). 

           Проведена диагностика, в результате которой было выявлено:

  1. Наличие звукокомплексов – 4 чел. (30,7%)
  2. Связь звуковых выражений с каким-либо значением. Соотношение реакции обращение, привлечение к себе внимания, требование - 11 чел. (84,6%),

          отклонение предмета - 2 чел. (15,3%), выполнения действия - 11 чел. (84,6 %), протест  детей - 2 чел. (15,3%)

  1. Возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды у детей - 13 чел. (100%).
  2. Наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 13 чел. (100%).
  3. Внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 11 чел. (84,6%).
  4. Реакция на зрительный контакт собеседника у  детей - 6 чел.(46,1%)
  5. Выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение - 8 чел. (61,5%)

отклонение   объекта, действия, ситуации, возражение  у  детей - 1 чел. (7,6%)

  1. Концентрация внимания у  детей снижена - 10 чел. (76,9%).
  2.   Использование жестикуляции, для обращения на себя внимания  у  детей - 8 чел. (61,5%).
  3. Реакция на обращение у  детей - 9 чел. (69,2%).
  4. Реакция на собственное имя у  детей - 11 чел. (84,6%).
  5. Возможность устно выразить свои повседневные потребности у  детей - 11 чел. (84,6%).
  6. Мимическое выражение чувств  (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично  у  детей - 12 чел. (92,3%).
  7. Общее психическое состояние пассивный - 2 чел. (15,3%). Вялый - 3 чел. (23%). Агрессивный - 2 чел.  (15,3%).  Бодрый -  6 чел. (46,1%).
  8. Общее моторное развитие.  Снижение мелкой моторики – у 6 детей,  (46,1%), в пределах возрастной нормы у - 7 детей (53,8%).
  9. Пищевое поведение в норме у  детей - 13 чел. (100%).
  10. Координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено  у 5 детей (38,4%).
  11. Проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у  детей - у 9 детей (69,2%).

          Для реализации поставленных задач  использовался комплекс занятий коррекционной направленности.

  1. Упражнение «Невербальная форма общения»;
  2. Упражнение «Вызывание звуков»;
  3. Упражнение «Звукоподражание»;
  4. Упражнение «Язык понимания»;
  5. Упражнение «Первые легкие выражения и действия»;
  6. Упражнение «Карточки PECS. Классификация картинок с действиям»;
  7. Упражнение «Пиктограммы (графические рисунки)»;
  8. Упражнение «Связная речь».

          В результате работы наблюдаются улучшения:

  1. Наличие звукокомплексов – 4 чел. (30,7%).
  2. Связь звуковых выражений с каким-либо значением. Соотношение реакции обращение, привлечение к себе внимания, требование -1 1 чел. (84,6%),

отклонение предмета - 2 чел. (15,3%),  выполнения действия - 11 чел. (84,6%), протест  детей - 2 чел. (15,3%)

  1. Возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды у детей - 13 чел. (100%).
  2. Наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 13 чел. (100%).
  3. Внимание на визуально интересные объекты,находящиеся в поле зрения у детей - 11 чел. (84,6%).
  4. Реакция на зрительный контакт собеседника у  детей - 12 чел. (92,3%)
  5. Выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение - 11 чел. (84,6%).

          отклонение   объекта, действия, ситуации, возражение  у  детей - 2 чел. (15,3%).

  1. Повышение  концентрации внимания  у  детей снижена - 13 чел. (100%).
  2. Использование жестикуляции, для обращения на себя внимания  у  детей - 10 чел. (76,9%).
  3. Реакция на обращение у  детей - 10 чел. (76,9%).
  4. Реакция на собственное имя у  детей - 11 чел. (84,6%).
  5. Возможность устно выразить свои повседневные потребности у  детей - 11 чел. (84,6%).
  6. Мимическое выражение чувств  (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично  у  детей -13 чел. (100%).
  7. Общее психическое состояние

          Пассивный - 1 чел. (7,6%). Вялый - 3 чел. (23%). Агрессивный - 2 чел. (15,3%).    Бодрый  - 6 чел.

  1. Общее моторное развитие.  Улучшение моторных навыков - 6 детей, (46,1%).
  2. Пищевое поведение в норме у  детей -1 3 чел. (100%).
  3. Координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено  у 5 детей. (38,4%).
  4. Проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у  детей- у 13 чел.  (100%).
  5. В групповую работу по адаптированным общеразвивающим  программам социально-педагогической направленности «Цвет Радости», «Мы из будущего»    было включено  110 обучающихся (стационарное отделение реабилитациидля детей и подростков с ограниченными возможностями)

          На начальном этапе реабилитации была проведена диагностика, в ходе которой было выявлено:

          1.Повышенный уровень эмоционального напряжения,                                 снижение эмоционального фона у 110 чел. (100%);

  1. Повышенный уровень тревожности у 62 чел. (56,3%);
  2. Заниженная самооценка у 32 чел. (29%);
  3. Слабо развиты навыки сотрудничества и коммуникативные умения у 34 чел. (30,9%).;
  4. Не сформированы навыки межличностного общения у 12 чел. (10,9%).

          С целью создания и обеспечение эмоционального благополучия обучающихся,  условий для творческой самореализации обучающихся, развития навыков общения в группе, снижения эмоционального напряжения, повышения эмоционального фона, развития внутреннего потенциала личности, развития творческих способностей, развития коммуникативных навыков были проведены групповые занятия.

           9 групповых занятий по программе «Цвет радости» по темам:

  1. Диагностика Упражнение «Домик настроения»;
  2.   Упражнение  «Я, какой я сейчас»;
  3. Упражнение «Чувства»;
  4. Упражнение «Рисунок в паре»;
  5. Упражнение  «Моя семья»;
  6. Упражнение «Дорисуй»;
  7. Упражнение «Волшебный лес»;
  8. Упражнение «Волшебный остров»;
  9. Упражнение «Дом» Заключительная диагностика.

           9 групповых занятий по программе «Мы из будущего»:

          1.Диагностика. Упражнение «Знакомство»;

          2.Релаксационное упражнение «Полёт к звезде», упражнение «Воздушный шарик»;

          3.Тренинговые игры «Сигнал», «Путаница»;

          4.Упражнение «Золотой стул», «Ладошки»;

          5.Релаксационное упражнение «Море», упражнение «Семь свечей»;

          6.Тренинговая игра «Крокодил»;

          7.Тренинговые игры «Посылка», «Котёл»;

          8.Тренинговые игры «Цвет эмоций», «Найди то, не зная что, сделай то, не зная что!»;

          9.Упражнение «Мимика», «Комплименты». Заключительная диагностика.

          В процессе реабилитационного периода  психологами отделения была проведена групповая  и индивидуальная работа с целью создания  и обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, создание условий для творческой самореализации обучающихся, создание условий для личностного развития, позитивной социализации, развития навыков общения в группе.

          Групповые занятия проводились в игровой форме, что способствовало повышению мотивации, заинтересованности в деятельности. Предложенные задания по арт-терапии получатели социальных услуг выполняли с интересом, увлеченностью и удовольствием.

          Занятия по групповому сплочению,  дали положительную динамику: дети приобрели навыки саморегуляции и релаксации, снизился уровень тревожности, появилась заинтересованность в контакте с другими людьми, повысился эмоциональный фон, улучшились навыки общения в группе,  конструктивного взаимодействия друг с другом, опыт совместного творчества, повысилась активность в совместной деятельности, дети стали более «открытыми», дружелюбными, позитивно настроены друг к другу. По ходу проведения занятий каждый участник проявлял активность в совместной деятельности, демонстрируя творческие способности. Наблюдалось стремление к сотрудничеству, положительный настрой на совместную работу.

          Мониторинг реализации программы выявил следующее:

          1.Снижение уровня эмоционального напряжения, повышение эмоционального фона у  108 чел. (98,1%);

  1. Снижение тревожности у 60 чел. (54,5%);
  2. Повышение уровня самооценки у 32 чел. (29%);
  3. Развитие навыков сотрудничества и коммуникативных умений у 34 чел. (30,9%);

          5.Сформированность навыков межличностного общения у 12 чел. (10,9%).

 

  1. За отчетный период в работе по адаптированной рабочей программе по использованию элементов игры в коррекции речевых нарушений «Мир звуков»  приняли участие 55 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя» и 18 обучающихся стационарного отделения реабилитации  детей и подростков с ограниченными возможностями.

          Цели и задачи программы.

          Целями адаптированной  программы по использованию элементов игры в коррекции речевых нарушений «Мир звуков» являются:

          развитие звуковой культуры речи у детей через  игровые технологии;         

          активизация биологически активных зон;

          расширение и активизация словаря;

          автоматизация поставленного звука (или дифференциация смешиваемых звуков) в слогах, словах, фразах;

          развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

          развитие фонематического слуха и восприятия;

          развитие навыков связной речи.

          В соответствии с выдвинутыми целями  поставлены следующие задачи:

          развитие устойчивого интереса к играм по развитию звуковой культуры речи у детей, с учетом их  индивидуальных особенностей;

          закрепление правильного произношения поставленных звуков;

          развитие фонематического восприятия, целенаправленного внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия, зрительно-двигательной координации, воображения;          

          формирование пространственного представления, моторных навыков, познавательной активности;

          формирование грамматического строя речи;      

          закрепление навыков согласования слов в предложении;

          развитие  темпо-ритмической стороны речи, речевого дыхания;

          осуществление слухового контроля  за собственным произношение;

          воспитание усидчивости, аккуратности, чувства сопереживания и сострадания.

           В ходе первичной диагностики выявлено:

  1. Снижение уровня речевого развития у 55 чел (100%).
  2. снижение пассивного и активного словарного запаса у 48 чел. (87,2%);

не   поставлены проблемные звуки речи у 7 чел. (12,7%);

  1. Не сформированны навыки учебной деятельности, (внимание, наблюдательность, память, мышление) у 12 чел. (21,8%);
  2. Тонус мышцы языка, губ, щек у 49 чел. (89%).

          В процессе реабилитации были проведены коррекционно-развивающие занятия:  

          1.Автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»).

          2.Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах и словах ( по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка).

          3.Автоматизация звука [ц] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).

          4.Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразах (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).

  1. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки  К. Чуковского « Муха-цокотуха »).
  2. Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки   «По щучьему велению»).
  3. Автоматизация звука [ч] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказочной повести Э.Н.Успенского  «Крокодил Гена и его друзья»).
  4. Автоматизация звука [л] в изолированном произношении, в слогах и словах (по мотивам  русской народной сказки    «Колобок»).

          В итоге проведенной логопедической работы у детей наблюдается:

  1. Повышение уровня речевого развития у 24 чел. (13,2%);

          2.Увеличение пассивного и активного словарного запаса у 45 чел. (81,8%); введены,

  1. Автоматизация и дифференциация проблемных звуков у 7 чел. (12,7%);

          4.Сформированность навыков учебной деятельности, повышение концентрации внимания, развитие наблюдательности, памяти, мышления у 8 чел. (14,5%);

  1. Укрепление мышцы языка, губ и щек, развитие их подвижности у 49 чел. (89%).

          Эффективность коррекционной работы отделения психолого-педагогической помощи  отслеживается   психолого-медико-педагогическим консилиумом, который проводится по итогам каждого заезда. Отслеживается  динамика развития  и эффективность индивидуальных коррекционно-развивающих программ. 

 

 

          Вся работа отделения социальной реабилитации учреждения была направлена на содействие социальной адаптации детей, их социальной реабилитации, а также на развитие интеллектуальных способностей, психического, духовного и нравственного развития.

          Занятия в творческих студиях «Мукосолька», «Развивайка», «Волшебные пальчики», «Бусинка», «Весёлые нотки», «Развивайка», спортивной секции «Чемпион»  способствовали коррекции и развитию речемыслительной деятельности детей, развитию мелкой моторики рук, воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса, получению устойчивого эффекта реабилитации и творческой социализации получателей социальных услуг.

          Работа с детьми проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий, межгрупповых и общецентровских мероприятий на основе разработанных программ: «Радуга творчества»,  «Домисолька», «Здоровячок», «Территория Здоровья»,  «Читалочка»,  «Позитив».

          В творческих мастерских дети осваивали различные техники лепки из соленого теста, виды плетения из бисера, учились пользоваться основными приемами с различными материалами и инструментами.

          Кружковой деятельностью охвачено 100% получателей социальных услуг.

          В отделении социальной реабилитации реализуется адаптированная рабочая общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Радуга творчества».  Она состоит из 4 модулей: «Тестопластика», «Бисероплетение», «Веселая аппликация».

          На занятиях обучающиеся знакомятся с различными техниками и многообразием художественных материалов и приемов работы с ними. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы.

          На занятиях дети выполняют как коллективные творческие работы так и индивидуальные

          Освоение содержания программы происходит через следующие виды: индивидуальные занятия, групповые занятия, мастер-классы.

          Уровень усвоения содержания программы определяется путём проведения диагностики, промежуточного и итогового контроля, выставкой детских работ.

          В I квартале 2021 года в программу реабилитации «Радуга творчества» были включены:

          обучающиеся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными с ограниченными возможностями 110 детей, из них, детей-инвалидов - 12 человек;

          стационарного отделения «Мать и дитя» 74 человека из них 51 ребёнок-инвалид.

          Детьми были изготовлены панно «Зимушка-Зима», поздравительные открытки, выполнены  работы в  технике «аппликация» «Сказочный домик», «Самолет», «Паучок», «Колокольчик», «аппликация из ткани» -  «Весёлый паровоз», «аппликация из круп и песка» - «Рябина», аппликация в технике «мозаика» - «Мозаика», комбинированная аппликация «Зимняя сказка»,  изготовлены поделки из солёного теста - «Домик», «Пингвины», «Кораблик», «Черепаха»,  из бисера - «Фиалка», «Крокодил». «Браслет», панно «Волк в лесу».

          В конце каждого реабилитационного периода проходили выставки детского творчества.

          По итогам проделанной работы можно сказать, что у детей повысилась концентрация внимания, улучшилась моторика рук, развились творческие способности, умения и навыки.

          Актуальность музыкальных занятий с использованием технологии музыкальной арт-терапии «Домисолька» заключалась в том, что они позволяли каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии.

          В I квартале 2021 года да в программу реабилитации с применением средствами арт-терапии были включены - 144 ребёнка, из них детей-инвалидов 32 чел.

          В начале и в конце каждого реабилитационного проводился мониторинг усвоения программного материала.

          Работа проводилась организованно и последовательно, применялись разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, детских музыкальных инструментов.

          В ходе подготовки концертных номеров у детей вырабатывались чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах.

          Подготовлены и проведены следующие мероприятия: торжественные линейки посвящённые открытию заездов, праздничные концерты «Страна талантов», «К Вам, с любовью...», «Песня остаётся с человеком».

          Результаты диагностики показали, что у большинства детей сформировались навыки активного восприятия музыки, обогатился музыкальный опыт, что является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры обучающихся.

          В процессе многообразных форм музыкального восприятия обучающиеся узнали название детских музыкальных инструментов, приобщились к музыкально-ритмическим движениям, у них расширился кругозор, повысился уровень исполнительских навыков, развились музыкальные способности.

          С целью укрепления здоровья, профилактики заболеваний у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в отделении социальной реабилитации реализуется программа «Территория здоровья».

          В I квартале 2021 года в программу реабилитации были включены 36 детей, из них детей-инвалидов 20 чел.

          В ходе работы использовались специальные корректирующие упражнения, разнообразные игровые моменты, дыхательная гимнастика.

          На занятиях обучающиеся закрепляли и совершенствовали  технику ходьбы и бега, ползания по скамейке, лазания по шведской стенке, передачи мяча различными способами, броска на дальность, прыжков, метания в цель.

          Обучающиеся освоили упражнения «Быстро возьми», «Добеги до флажка», «Остановись», «Фокус», «Качалка», «Брёвнышко», «Зоопарк», «Воздушный шарик» и др.

          Дети научились следить за своей осанкой, правильно выполнять физические и дыхательные упражнения,  расслаблять мышцы под релаксационную музыку, выполнять упражнения для снятия мышечного напряжения глаз.

          В результате у обучающихся улучшились психофизические качества, координация движений, дети стали настойчивее, целеустремлённее, выдержанные.

          У 36 детей (100%) повысилась физическая работоспособность, улучшилась координация движений.

          В I квартале 2021 году в программу реабилитации «Здоровячок» были включены - 110 обучающихся, из них детей-инвалидов - 12  человек.

          Занятия включали  в себя следующие части:

          подготовительную часть (настрой и подготовка детей соответственно теме комплекса физических упражнений);

          основную часть (разучивание, повторение или закрепление (в зависимости от занятия) комплекса общеразвивающих упражнений, эстафеты, игры с элементами спорта и др., дополнением служили различные виды самомассажа, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук);

          заключительную часть (приведение в норму эмоционального состояния детей с помощью дыхательных и релаксационных упражнений).

           В ходе работы, у обучающихся были закреплены и совершенствованы техника ходьбы и бега, ползания по скамейке, техника лазания по шведской стенке, передачи мяча различными способами, броска на дальность, прыжков, метания в цель и др., развиты психофизические качества: сила, быстрота, ловкость, координация движений.

          Дети стали настойчивее, целеустремленнее, выдержанные.

          У 110 детей (100%) улучшилась двигательная активность, повысился интерес к занятиям физической культуры.

          За отчётный период в отделении проведены мероприятия:

          познавательные игры: «Поле чудес», «Волшебный лепесток», «Почемучки-знатоки»;

          тематический час: «Россия - наша Родина», «Любовь и верность - основа крепкой семьи», «Мои друзья», «Путешествие в мир детской литературы»;

          познавательный час  «Легенды Кавказа», «Наша страна - Россия», «Путешествие по сказкам»;

          час общения: «Здоровье дороже всего», «Права и обязанности ребёнка», «Растительный мир »;

          развлекательно-познавательная игра «Волшебный лепесток», «В мире животных», «Мир загадок»;

          конкурс «И в шутку и всерьёз».

 

Методическая работа

 

          В целях повышения профессионального уровня специалистов, совершенствования работы по качественному оказанию специалистами стационарного отделения  реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями реабилитационных услуг  проведён конкурс  профессионального мастерства «Лучший по профессии».

          В мероприятии приняли участие 10 человек.

          По итогам конкурса присуждено:

  1. Первое место:

          В.В.Киселёвой – воспитателю стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (общее количество баллов 147);     

          2.Второе место:

          Н.А.Сальниковой – воспитателю стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (общее количество баллов 144);

  1. Третье место:

          Е.А.Курипко – воспитателю стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями  (общее количество баллов 140);

          В ходе работы ребята осваивали новые приёмы работы с  бумагой, картоном,  тканью, природным и бросовым материалом, пластилином, приобретали не только знания и умения, но и развивали трудовые навыки, умственные способности, творческий потенциал, сосредоточенность, точную работу пальцев, пространственное восприятие, воображение, усидчивость, аккуратность и самостоятельность.

          Методическая копилка отделений пополнилась 15 методиками работы с детьми.

          Это - беседы, воспитательские часы, коллективно-творческие дела, уроки мужества, уроки нравственности, устные журналы, диспуты, игры-путешествия, викторины, литературные игры, и т. д.

          Методики направлены на снятие физического и эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики рук, мышечного чувства, мышления, воображения, памяти, изобразительных навыков,  на совершенствование звукового анализа речи и повышение речевой активности детей в различных видах деятельности.   

          Проведено 8 заседаний методических объединений отделений Центра, 1 заседание Методического Совета.

          Методические объединения осуществляли свою деятельность в соответствии с планами работы, утверждёнными на Методическом совете.

 

 

СМИ

 

          Еженедельно на сайте учреждения и сайте министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края публиковалась информация о жизнедеятельности Центра.

          Информация о работе со средствами массовой информации в I квартале   2021 года:

 

 

Источник СМИ

Количество публикаций

Печатные СМИ

-

радио

-

ТВ

-

Интернет-порталы

35

Социальные сети

28

Всего

63