ГБУСО "КРЦ "Орленок" - Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за II квартал 2023 года.
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания

"Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"


 

Меню

Главная
О центре
Структура Центра
Персонал
Административно-управленческий персонал
Отделение социально-медицинской реабилитации
Отделение приема и выпуска
Отделение психолого-педагогической помощи
Отделение социальной реабилитации
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Стационарное отделение "Мать и дитя"
Персонал кухни и столовой
Хозяйственно-обслуживающий персонал
История
Паспорт ГБУСО КРЦ "ОРЛЁНОК"
Документы
Устав
Положение о ГБУСО "КРЦ "Орлёнок"
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении приема и выпуска
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении «Мать и дитя»
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социально-медицинской реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социальной реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении психолого-педагогической помощи
ПОЛОЖЕНИЕ о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме
Лицензии
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц
Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе
Коллективый договор
Правила внутреннего распорядка для сотрудников
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Материально - техническое оснащение Центра
Планы
2021
2022
Кодекс этики и служебного поведения работников учреждений социального обслуживания
Награды Центра
Контакты
Попечительский совет
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
Проверки
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
Учетная политика
Финансово-хозяйственная деятельность ГБУСО КРЦ Орленок
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Реабилитация
(ИЗМЕНЕНИЯ) Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Статистика по количеству получателей социальных услуг
Статистика по объему предоставляемых социальных услуг
Правила приема получателей социальных услуг
Правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг
Права и обязанности получателей социальных услуг
Учреждения и организации, оказывающие социальные услуги психолого-медико-педагогической реабилитации
Платные услуги
Положение о порядке и условиях предоставления платных социальных услуг
Прейскурант цен на платные услуги
Договор о предоставлении социальных услуг
Перечень организаций социального обслуживания населения Ставропольского края, осуществляющих учёт несовершеннолетних получателей социальных услуг и направление их в ГБУ СО "КРЦ"Орлёнок"
Отчеты о деятельности ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Приказ об организации работы по направлению несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Порядок предоставления социальных услуг в Ставропольском крае
Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 20.01.2017 № 13-п
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 04.02.2020 № 55-п
Порядок предоставления социальных услуг в ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
Отделение социально-медицинской реабилитации
Локальные акты Центра
График работы отделений
Графики заездов
2024 год
2023 год
2022 год
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Численность получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2024 год
Независимая оценка качества условий оказания услуг
2023
2021
2019
2018
Профилактика короновируса Сovid-19
Дополнительное образование детей
2023 - 2024 учебный год
2022 - 2023 учебный год
2021-2022 учебный год
2020-2021 учебный год
2019-2020 учебный год
2018-2019 учебный год
2017-2018 учебный год
Локальные акты
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Методическая деятельность
Достижения наших детей
НАВИГАТОР
Статьи
Правовое просвещение детей и родителей
Государственное задание
2024 г.
2023 г.
2022 г.
2021 г.
2020 г.
2019 г.
2018 г
Законодательство Российской Федерации и Ставропольского края
Законодательство Российской Федерации
Законодательство Ставропольского края
Информационная безопасность и защита персональных данных
Информационная безопасность
Защита персональных данных
Реализация 442-ФЗ
Информационно - разъяснительные материалы
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Нормативно-правовые акты Ставропольского края
Локальные документы
Приказ о создании рабочей группы по организации и проведению слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
СОСТАВ рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Формы документов
Реализация программы "Право быть равным"
Противодействие коррупции
Заявить о факте коррупции
Методические материалы
Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
Законондательство Российской Федерации
Законондательство Ставропольского края
Документы организации по вопросам противодействия коррупции
Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Это интересно
Методики
Спорт-развл. программы
Программы
Направление Интеллект
Направление Досуг
Направление Нравственность
Направление Экология
Программы психологов
Тактильная чувств-ть и мелкая моторика
Проективные игры на песке
Групповые игры
Индивидуальные игры
Медиа
Фото заездов
Фото заездов 2016 года
Фото заездов 2017 года
Фото заездов 2018 года
Фото заездов 2019 года
Фото заездов 2020 года
Фото заездов 2021
Видео
Закладка Часовни
Открытие часовни
Встреча с епископом Феофилактом
В гостях у психологов
Визит М.А. Топилина
Конференция
"Большие" победы маленьких детей
Гимн Орленка
Календарь памятных дат
Информация для родителей
Как к нам попасть
Мы помним... К 76-летию Победы в Великой Отечественной войне
Фотоальбом
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны в 2018 году
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в 2017 году
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2016 год
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2015 год
Свеча памяти
Мастер-класс "Цветы Победы" в рамках акции "Добровольцы детям"
Бесплатная юридическая помощь
Детский Телефон доверия
17 мая – Международный день детского телефона доверия
Если тебе сложно - просто позвони! Детский телефон доверия
Детский телефон доверия
Доступная среда
Обратная связь и книга жалоб и предложений
Обращения граждан
Порядок подачи обращений
Порядок подачи обращений в электронном виде
"Горячая линия"
Благодарственные письма и отзывы
Часто задаваемые вопросы
Книга жалоб и предложений
Адреса и телефоны контролирующих организаций
Анкета оценки качества предоставления социальных услуг ГБУСО КРЦ "Орленок"
Волонтёрское движение
#Stopугроза#
Хартия "Цифровая этика детства"
Антитеррор

2023

Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за II квартал 2023 года.

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Итоги работы  государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок»  за II  квартал 2023 года

         

          Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» создан как центр медико-психолого-педагогической реабилитации и является учреждением  социального обслуживания государственной системы социальной защиты населения Ставропольского края.

          Коечная мощность  стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными  возможностями   составляла  30 мест, стационарного отделения реабилитации детей-инвалидов  «Мать и дитя»   - 60 койко-мест.

          В II квартале 2023 года Центр принял на реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья  из 33 муниципальных округов и городов Ставропольского края.

          Реабилитационный период составляет 22 дня, количество заездов – 4.

          В отчетном периоде было принято 431 получатель социальных услуг, из них несовершеннолетних - 297 и 134 сопровождающих лиц.

          В стационарное отделении для детей и подростков  с ограниченными возможностями -  150 детей из 135 семей, из них:

  • детей с ограниченными возможностями здоровья -  133 чел;
  • детей-инвалидов – 17 человек.

 

 

Количество обратившихся в II квартале 2022 года

Количество обратившихся в II квартале 2023 года

Отклонение (+-)

Всего

174

150

-24

Дети-инвалиды

17

17

 

Дети с ОВЗ

157

133

-24

 

           В стационарном отделении «Мать и дитя»     на реабилитацию принято  147 несовершеннолетних получателей социальных услуг в сопровождении  134  законных представителей  из 133 семей; детей-инвалидов – 86 человек, детей с ограниченными возможностями здоровья – 61 человек.

 

Количество обратившихся в II квартале  2022 года

Количество обратившихся в II квартале  2023  года

Отклонение (+-)

Всего

229

281

+52

Дети-инвалиды

85

86

+1

Дети с ОВЗ

35

61

+26

Сопровождающие

109

134

+25

          Детей из:

          неполных семей -  106  чел.;

          многодетных семей - 65 чел.;

          малообеспеченных семей -  6 чел.

          Впервые для прохождения курса реабилитации приняты:

          в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями -  97 детей;

          в стационарное отделение  «Мать и дитя» - 93 детей  из 83 семей.

          Количество повторно обратившихся для прохождения курса реабилитации  составило  90 детей:

          в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 53 несовершеннолетних получателей социальных услуг;

          в стационарное отделение «Мать и дитя»  - 54 детей из 50 семей.

          Выполнение плана койко-дней по учреждению в II квартале в целом  составило 8054 при плане  7290 или 110,5 %.

          Выполнение плана койко-дней по учреждению в I полугодие в целом  составило 14552 при плане  14130 или 103 %,

          в разрезе  стационарных отделений:

          стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями -  4795 койко-дней при плане 4710 (101,8%);

          стационарное отделение «Мать и дитя» -  9757 койко-дней при плане 9420 (103,6%).

          Реабилитационный процесс в II квартале 2023 года  завершили 283 несовершеннолетних получателя социальных услуг, в т.ч.:

          в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 139 детей,

          в стационарном отделении «Мать и дитя» - 144 несовершеннолетних получателя социальных услуг в сопровождении 129 законных представителя.

          Несовершеннолетним получателям социальных услуг оказано:

          всего – 124631 услуг, в т.ч.,

          в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 58575,

          в стационарном отделении «Мать и дитя» - 66056.

 

          Отделение социально-медицинской  реабилитации

          В II квартале 2023 года в отделение социально-медицинской реабилитации учреждения поступили  дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом со средними и выраженными нарушениями со стороны нервной системы, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом,  дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.

          Возрастная градация получателей социальных услуг, в том числе детей-инвалидов:

 

 

от 3 до 6 лет

от 7 до 10 лет

от 11 до 14 лет

от 15 до 18 лет

 

от 3 до 6 лет

от 7 до 10 лет

от 11  до 14 лет

от 15 до 18 лет

Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ

4

(2,7%)

59

(39,3%)

72

 (48,0%)

15

 (10,0%)

Стационарное отделение «Мать и дитя»

80

 (54,4%)

47

(32,0%)

10

(6,8%)

10

 (6,8%)

0

4

(23,5%)

10

(58,8%)

3

(17,7%)

38

(44,2%)

28

(32,6%)

10

(11,6%)

10

(11,6%)

 

 

Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВЗ, т.ч. дети-инвалиды

Стационарное отделение «Мать и дитя»

мальчики

80

12

88

50

девочки

70

5

59

36

 

Структура заболеваемости детей, поступивших на

реабилитацию

 

Наименование болезни

код

по МКБ-Х

II квартал

2023 г.

некоторые инфекционные и паразитарные болезни

АОО-B99

0

вираж Манту

R76.1

0

хр. вирусные гепатиты

В15-В19

0

болезни крови, кроветворных органов

D50-D89

0

болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушение обмена веществ

E00-E89

0

в том числе сахарный диабет 2 типа

Е10-Е14

0

болезни нервной системы

G00-G99

60

в том числе ДЦП

G80

21

психические расстройства

F00-F99

55

болезни глаза и его придаточного аппарата

H00-H59

3

болезни уха и сосцевидного отростка

H60-H95

3

болезни органов дыхания

J00-J99

33

в том числе бронхиальная астма

J45

1

болезни системы кровообращения

I00-I99

0

болезни органов пищеварения

K00-K93

3

болезни кожи и подкожно жировой клетчатки

L00-L99

1

в том числе

аллергический дерматит

L20

0

болезни костно-мышечной системы

M00-M99

38

болезни мочеполовой системы

N00-N99

2

врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

Q00-Q99

21

В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию в II квартале 2023 года, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата)  - занимают  27,3%;

          психические расстройства занимают второе место по частоте встречаемости  - 25,1%;

          на третьем месте заболевания костно-мышечной системы  - 17,3%;

заболевания верхних дыхательных путей составляют 15%, врожденные аномалии – 10%;

          другие заболевания - 6%.

          В течение реабилитационного процесса за здоровьем детей велось динамическое наблюдение врачом-педиатром.

          Медицинским персоналом отделения проводились беседы о влиянии физических упражнений, массажа и других процедур на организм ребёнка, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.

          Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые,  врачебные лекции о методах оздоровления, профилактике заболеваний и на другие актуальные темы.

          В отчетном периоде специалистами  отделения  социально-медицинской реабилитации были предоставлены следующие услуги: лечебная физкультура с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапия: электростимуляция, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение,  водолечение, кислородный коктейль,  щелочные ингаляции, ароматерапия, скипидарные ванночки, галотерапия, механотерапия с использованием вертикализаторов, аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапия.

          Во II квартале 2023 года специалистами отделением  было оказано 31118 услуг, из них, детям-инвалидам 14895 услуг, в т.ч.:

          стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями  -  9882 услуги;

          стационарное отделение «Мать и дитя» - 21236 услуг.

          Для оказания социально-медицинских услуг в отделении социально-медицинской реабилитации имеются:

          Кабинет галотерапии. Основным действующим фактором является практически асептический безаллергенный воздух, насыщенный сухим высокодисперсным аэрозолем хлорида натрия, имеющий постоянный температурно-влажностный режим. Проведено процедур – 5454, услуги оказаны 280 детям, в том числе 107 инвалидам.

Кабинет физиотерапии. Физиотрепия на сегодняшний день является наиболее безопасным и эффективным методом лечения. Услуги физиотерапии оказаны 280  детям, в том числе 105  детям-инвалидам. Всего предоставлено 4218 услуг, в том числе детям-инвалидам - 280. Улучшения отмечены у 98,7 детей.

            Зал лечебной гимнастики, где  применяется – кинезиотерапия  - система индивидуальных занятий, формирующая новые двигательные навыки, направленные на восстановление двигательных навыков у детей с двигательными и когнитивными нарушениями вследствие заболеваний нервной и опорно-двигательной систем.    

Более чем у 85,7 % маленьких пациентов центра при использовании в занятиях по лечебной физической культуре реабилитационного костюма «Фаэтон»,  отмечается стойкая положительная динамика: у 11 детей (52,3%) отмечается значительное улучшение опорных функций и навыков ходьбы. Двое  детей впервые научились самостоятельно передвигаться,  научились удерживать позу трое детей (14,2%), ползать - трое детей (14,2%), у 9 детей (42,8%) достигнуто улучшение  имеющегося уровня  нарушенных  функций - увеличение объема движений в суставах, снижение патологического гипертонуса мышц аддукторов.

В отделении успешно используется методика сочетанного применения вертикализатора + РК «ФАЭТОН», PNF-методика. Услуги оказаны  7 детям-инвалидам. Всего оказано 189 услуг.

Комплексное применение вертикализатора и реабилитационного костюма «Фаэтон» дает более выраженный положительный эффект восстановления утраченной функции опорно-двигательной системы.

Такое сочетание воздействия гравитации и принципа обратной связи на которой основано действие РК «Фаэтон» приводит к более выраженному результату у детей, длительное время находящимся в вынужденном положении сидя. Это не только профилактика пролежней и нормализация АД, но и одновременная стимуляция центров головного мозга и, как следствие, приобретение ребенком возможности делать то, что он до этого делать не мог, а именно стоять и передвигаться.

Адаптивная физическая культура. Услуги оказаны  91 ребенку-инвалиду. Всего предоставлено - 1239  услуг. Улучшения отмечены у 100% детей.

         Кабинет лечебного массажа. Специалистами используются приемы, способствующие расслаблению мышц конечностей, уменьшению патологического гипертонуса пораженых мышц, снижению количества гиперкинезов отдельных групп мышц. Услуги   оказаны 278  детям, в том числе 91ребенку-инвалиду. Всего предоставлено - 2162 услуги, в том числе детям-инвалидам -728 услуг. Улучшения отмечены у 98% детей.

          В грязелечении  используются аппликаторы Тамбуканской грязи.  Под воздействием тепла происходит нормализация микроциркуляции, улучшается трофика тканей, в результате чего паретическая мышца восстанавливает свою эластичность - начинает работать. Всего предоставлено 1356 услуг, 188 детям, 91 - из которых является инвалидом.

          Кабинет бальнеотерапии, где применяются искусственные ванны (хвойные, йодо-бромные, шалфейные)

 Применение индивидуально подобранного комплекса реабилитационных мероприятий имеет положительную динамику течения основного заболевания. Услуги оказаны – 280 детям, в том числе – 91 ребенку-инвалиду. Всего предоставлено - 1960 услуг, в том числе детям-инвалидам - 583 .          

  Кабинет механотерапии. Артромоты - это роботизированные тренажеры, принцип работы которых заключается в осуществлении пассивных движений в суставах по заранее установленной индивидуальной программе. Во время сеанса осуществляются пассивные движения в суставе в различных плоскостях по заранее заданному градусу, который постепенно увеличивается до максимального. При этом пораженным суставам возвращается подвижность. Услуги оказаны 85 детям, в том числе -78 детям-инвалидам. Всего предоставлено – 1714 услуг, в том числе детям-инвалидам -1624. Улучшения отмечены у 83 (97,6%) детей: увеличилась подвижность суставов, уменьшился болевой синдром. У детей с плоскостопием отмечается улучшение подвижности голеностопных суставов, укрепление мышц голеней и стоп. Кроме этого, у детей с посттравматическими изменениями суставов наряду с улучшением подвижности, отмечается исчезновение болевого синдрома и отечности. Наличие положительных результатов доказывает эффективность использования данных тренажеров в реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательных функции.

            Кабинет БОС-терапии.  Применяется для реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, дисплазии тазобедренных суставов, посттравматические нарушения функции суставов, а так же двигательные нарушения при заболеваниях ЦНС: ДЦП, миопатии, нейропатии, последствия травм спинного и головного мозга)        Услуги оказаны - 92 детям, в том числе - 47 детям-инвалидам. Всего предоставлено -901 услуга, в том числе детям-инвалидам - 540. После проведения сеансов БОС-терапии улучшения разной степени  отмечены у всех (100%) детей. Это - улучшение двигательных функций, правильных навыков движения, осанки, зрительно – моторной координации. 

               Имитатор ходьбы Имитрон – это тренажер, который предназначен для реабилитации (кинезитерапии) при парезах, параличах нижних конечностей, ДЦП и других двигательных расстройств, после травм и заболеваний спинного и головного мозга. Уникальность аппарата состоит в том, что в то время как другие тренажеры лишь поддерживают человека, имитатор ходьбы вырабатывает моторную привычку держать ноги правильно.

          В отчетный период 2023 году охват целевых групп по мероприятиям составил - 42 человека: 39 детей-инвалидов,  3 ребёнка с ограниченными возможностями.

          По структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП – 11 детей, дисплазия и врождённые аномалии – 17 детей, нарушения осанки - 14 детей.

          По результатам применения имитатора ходьбы «Имитрон» в реабилитации детей наблюдается: стабилизация правильного положения тела у 4 детей; совершенствование навыков ходьбы  у 38 детей; Оказано 415 услуг, в том числе детям-инвалидам - 305.

          Адаптационный трёхколёсный велосипед «Рифтон» использовался как в динамическом движении, так и в статичном состоянии, как стационарный тренажёр для ног.

          Во II квартале 2023 года реабилитацию на велотренажере «Рифтон» получил 31ребенок, в том числе 16 детей-инвалидов.    По структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП – 19 детей, дисплазии и врождённые аномалии – 4 ребенка, другие нарушения опорных функций - 8 детей.    По результатам  использования велосипеда (велотренажёра) «Рифтон» в реабилитации у всех детей наблюдается увеличение объёма движений суставов нижних конечностей,  развитие координации движений, и подготовка  к ходьбе, в т.ч. по лестнице, улучшение эмоционального состояния.

          Специалисты отделения, родители отмечают, что комплекс медицинских реабилитационных технологий позволил  улучшить у детей  опорно-моторные функции,    координацию движений, увеличить подвижность суставов нижних конечностей у 22 детей (71%), у всех  получателей социальных услуг  отмечается улучшение функционального состояния организма: укрепление мышц спины, увеличение двигательной активности (100%). Оказано295  услуг, в том числе детям-инвалидам - 236.

          В течение реабилитационного процесса за здоровьем пациентов проводилось динамическое наблюдение.  Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые,  врачебные лекции о методах оздоровления, профилактики заболеваний и на другие актуальные темы.

        На улучшение качества предоставляемых отделением услуг,  нацелено проведение мониторинга качества и доступности услуг путем анкетирования.  За истекший период было проведено анкетирование 136 сопровождающих. Количество полностью удовлетворенных качеством обслуживания от числа опрошенных  составило 136 чел. (100%):

70,6% (96 чел.)  опрошенных отмечают улучшение в состоянии ребенка по основному заболеванию.

25,0% опрошенных отмечают значительное улучшение

4,4% (6 чел.) незначительные улучшения.

 

          Стационарное  отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

          В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями сформированы реабилитационные группы, объединяющие детей по полу и возрасту.

За отчётный период  в стационарное отделении для детей и подростков  с ограниченными возможностями принято 150 детей из 135 семей; реабилитацию в отделении завершили 139 несовершеннолетних получателей социальных услуг, из которых – 19 дети-инвалиды.  

          Реабилитационная работа была направлена на расширение навыков социализации и приобретение детьми социальных знаний.

Специалистами стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в течение II квартала 2023 года несовершеннолетним  было оказано 32240 услуг, из них 4516 - детям-инвалидам и 29724 детям с ограниченными возможностями:

          социально-педагогические, всего – 15832,

          детям с ограниченными возможностями – 13719,             

          детям-инвалидам – 2113;

          социально-бытовые, всего  17453,

          детям с ограниченными возможностями – 15178,         

          детям-инвалидам – 2275;

          социально-правовые, всего -  403,

детям с ограниченными возможностями -  350,  детям-инвалидам – 53;

          услуги в повышении коммуникативного потенциала, всего – 552,

детям с ограниченными возможностями – 477,  детям-инвалидам – 75.

          Воспитатели отделения использовали индивидуальные и групповые формы работы. В отделении реализуются программы социально-гуманитарной направленности: «Академия успеха», «Я - гражданин России», «Азбука нравственности», «Сам себе волшебник»; художественной направленности: «ВундерКиндер», «Пальчиковый театр».

Занятия содержали упражнения, игры, беседы, направленные на развитие коммуникативных способностей, самопознание, обучение приёмам межличностного общения.

В реализацию  программы «Академия успеха» был включен 84 несовершеннолетних получателя социальных услуг, в том числе: дети-инвалиды - 13 чел., дети с ОВЗ - 71 чел.

Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в II квартал – 756, из них: 117 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 639 услуг.

          Занятия способствовали закреплению знаний о собственных  правах и обязанностях, приобретению детьми навыков по разрешению жизненных ситуаций, связанной с адаптацией и социализацией их в обществе.

По  программе «Азбука нравственности» обучение прошли 33 человек, из них: инвалидов - 3 чел., детей с ОВЗ - 30 чел.

Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе – 198, из них: 18 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 180 услуг.

  Занятия содержали игровые упражнения, конкурсы, викторины, путешествие по станциям направленные на развитие нравственных качеств.

Реализация  программы способствовала формированию навыков и привычек нравственного поведения, улучшению психоэмоционального состояния детей, накоплению знаний о морали, моральных нормах.

В занятиях по программе «Я - гражданин России» участвовало 51 человека, из них: детей-инвалидов - 10 чел., детей с ОВЗ - 41 чел.

Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в II квартале – 306, из них: 60 услуг детям-инвалидам,  детям с ОВЗ – 246 услуг.

В отчётный период с детьми проводились познавательно-развлекательные мероприятия, игровые программы, беседы, развивающие игры, викторины, занятия по тематике программы.

Реализация программы способствовала формированию у детей социальной активности, гражданской ответственности.

В II квартале 2023 года по  программе «ВундерКиндер» обучение прошел   84 ребёнок, из них: дети-инвалиды - 13 чел., дети с ОВЗ - 71 чел.

Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в II квартале – 504, из них: 78 услуг  детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 426 услуг.

          В отчётный период с детьми проводились занятия в форме бесед и практических работ по  двум разделам: «Вытынанка» и «Плетенка».

Реализация программы способствовала расширению  представления у детей о многообразии видов декоративно-прикладного искусства;  развитию конструктивных, познавательных, творчески и художественных способностей, трудолюбия и аккуратности, повышению  уровня художественно-эстетического вкуса.

В работу по  программе «Пальчиковый театр» было включено 55 человек: 6 детей-инвалидов и 49 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в II квартале – 330 услуг, в том числе 36 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 294 услуги.

Реализация программы содействовала развитию у детей интереса к театру, как к виду искусства, развитию художественного и ассоциативного мышления, культуры и техники речи, памяти, воображения, артистических способностей, сплочению детского коллектива, воспитанию положительного отношения к совместным действиям.

В II квартале 2023 года в работу по программе «Сам себе волшебник» было включено 55 человек, в том числе 6 ребёнок-инвалид и 49 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в II квартале – 330 услуги: 46 услуг детям-инвалидам,  детям с ОВЗ – 294 услуги.

В отчетный период с детьми проводились занятия, беседы, ролевых игры, викторины, познавательные мероприятия, дидактические игр.

          Реализация программы содействовала развитию у детей интереса к произведениям русского народного фольклора, активизации словарного запаса обучающихся, формированию положительно-коммуникативного взаимодействия между обучающимися на примере сказочных персонажей.

В основе воспитательной системы реабилитационного периода лежит деятельность молодёжного правительства республики «РИТМ - О», которая действует в стационарном отделении на протяжении всего квартала.     «РИТМ-О» - детская организация, целью деятельности которой является социализация частоболеющих детей-инвалидов, овладение детьми умениями и навыками управления в первичном коллективе, развитие и формирование взаимопомощи детей через различные формы деятельности, обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации, создание условий для взаимоинтеграции детей-инвалидов и частоболеющих детей. 

Программа работает по направлениям: «Интеллект», «Экология», «Нравственность», «Досуг». Мероприятия программы: тематические часы, викторины, информационные и познавательные часы, конкурсы, уроки мужества, игровые программы, правовые программы, театрализованные представления и др.

По результатам анкетирования во II квартале из 133 опрошенных: 126 чел. (94,7%) довольны пребыванием в Центре, 6 чел. (4,5%) не очень нравится, 1 чел. (0,8%) затрудняется ответить; совсем не нравится – 0 чел.; 132 чел. (99%), были активными участниками всех мероприятий, не принимал участие  – 1 чел.(1%); 125 чел.(94%) будут рекомендовать Центр своим друзьям, 8 чел. (6%) с ответом не определились.   

    

          Стационарное отделение «Мать и дитя»

Во II квартале 2023 года в стационарном отделении  реабилитацию прошли 144 несовершеннолетних получателя социальных услуг в сопровождении 129 законных представителей из 128 семей.  Результаты первичной диагностики детей показали, что 12 детей самостоятельно не передвигаются, у 45 детей не сформирована речь.

Специалистами отделения в первом квартале  по программам «Детский АРТ-базар», «Технология добра» было оказано 2075 социально- педагогических услуг,  из них детям-инвалидам - 1230 услуг, 845 услуг -  детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 9 лет.

          В работе использовались групповые и индивидуальные занятия с использованием нетрадиционных методик, занятия в игровых зонах «Семья», «Кухня», «Больница», «Школа», «Ветеринарная клиника», «Гараж», «Магазин», «Парикмахерская», «Кукольный театр», «Музыкальный уголок», «Мастерская», «Уголок изобразительной деятельности», «Движение и ритм», театрализованные представления, досуговые мероприятия.

В результате проведённых занятий по данной программе педагоги отмечают, что сюжетно-ролевые игры благоприятно влияют на общее состояние детей, снимают психоэмоциональное напряжение, создают положительный настрой на взаимодействие детей с педагогам, повышают концентрацию внимания, усидчивость, развивают творческие способности.

В процессе занятий дети знакомились  с профессиональной деятельностью врача, учителя, педагога, продавца, парикмахера, водителя-ремонтника, учились  взаимодействовать в сюжетной игре, создавать собственные игровые сюжеты.

          В «Уголке изобразительной деятельности» специалистами проведены занятия по арт-терапии с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

          Для снижения мышечного тонуса рук, физического и эмоционального напряжения специалистами использовалась пальчиковая гимнастика, проводились физкультминутки с использованием спортивного инвентаря: шаров, лент, канатов; музыкальных инструментов: трещёток, бубна, тамбурина, барабана, маракасов.  

По программе «Технология добра» педагоги использовали разнообразные формы досуговой  деятельности: праздники, тематические вечера, театрализованные постановки, спортивные соревнования, конкурсно-игровые программы, викторины, КТД, мастер-классы. Разрабатывали сценарий, беседовали  с детьми о предстоящем мероприятии, подбирали музыкальный репертуар, разучивали тематические стихи и песни, готовили атрибуты для проведения конкурсов, игр, эстафет.

В Семейной гостиной, в рамках программы «Технология добра», социальные педагоги провели досуговые мероприятия:         

познавательное мероприятие «Наши пернатые друзья»;

развлекательное мероприятие «День веселых красок»;

игру-викторину «Юный пешеход»;

КТД «В солнечном царстве, космическом государстве»;

развлекательное мероприятие «Маленькие чудеса в большой природе»;

познавательно-игровую программу «Майский калейдоскоп»;

          экологическое занятие «Бережем лесные богатства»;

игру на сплочение «Вместе веселей»;

познавательное мероприятие «Чудесный мир сказок»;

          познавательное мероприятие «По дорогам сказочного Лукоморья»;

          экологическую игру «Кладовая леса»;

          конкурсно-игровую программу «Путешествие в тридесятое царство»;

          игровую программу «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения».

          Занятия по патриотическому воспитанию:

познавательное мероприятие «Строки, опалённые войной»;

КТД «День победы в моей семье»;

посиделки «Памяти нашу не стереть годами»;

КТД «Русь, Россия, Родина моя…»;

познавательный час «Минувших лет живая память».

          Театрализованные представления:

          театрализованное представление «Теремок на новый лад»;

кукольный спектакль «Как добро побеждает зло».

          Мастер-классы:

по изготовлению поделки из бросового материала «Космическая орбита»;

по аппликации в технике «модульная аппликация» «Красная гвоздика – символ памяти»;

по аппликации «Цветочный луг» в технике «обрывная аппликация»;

по рисованию «Пчелка на цветке» в нетрадиционной технике «пластилинография».

          В результате проведенных занятий, у получателей социальных услуг увеличился объём навыков социализации и коммуникативности, улучшился эмоциональный фон, совершенствовались игровые навыки и творческая самостоятельность через театрализованные игры, повысилась познавательная и эмоциональная активность.

          Таким образом, занятия по программе «Технология добра» способствовали установлению неформальных доверительных отношений между всеми участниками, созданию безопасного пространства для общения и условий для самовыражения, объединению всех детей и родителей в совместной деятельности, повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

По реализации проекта Десятилетия детства, проведены следующие мероприятия:

          игровая программа «Весна, цветы и комплименты»;

          познавательное мероприятие «Правила дорожного движения - наши верные друзья»;

          ко Всемирному  дню авиации и космонавтики: познавательное мероприятие «Этот загадочный космос»;

          экологическая викторина «В гостях у природы», посвященная Дню земли;

          в рамках акции «Мир! Труд! Май!»: конкурс рисунков на асфальте «Майское веселье»;

          в День Воинской славы России мероприятия ко Дню Победы в Великой Отечественной войне:

          акция «Георгиевская ленточка»;

          выпуск стенгазеты «Победный, майский день весны»;

            к Международному  дню семьи: вечер в Семейной гостиной «Мы семья, а это значит – справимся с любой задачей»;

          к Международному дню Детского телефона доверия: выпуск информационных буклетов «Детский телефон доверия»;

          конкурс рисунков на асфальте «Волшебная страна детства»;

            в рамках Пушкинского дня России: викторину по сказкам А.С. Пушкина «На солнечной поляне Лукоморья»;

          в День России: творческий мастер-класс «Светлый край берёз – моя Россия»;

          в День памяти и скорби: конкурс рисунков «Пусть не будет войны никогда».

          Проведены занятия:

           на развитие коммуникативности: КТД «Мамины помощники», «Я сам», «Ребёнок в общественном месте»;

          социально-правовое занятие «Детский телефон доверия»;

          социально-педагогическое консультирование по темам: «Дети и дорога», «Дети и гаджеты», «Дидактические игры в жизни ребенка».

          В результате занятий и мероприятий у детей улучшилась моторная активность, повысился интерес к занятиям в игровых зонах, увеличился объём навыков социализации, расширились навыки коммуникативности, дети получили навыки использования  в играх различных предметов, инструментов, познакомились с нетрадиционными техниками рисования, лепки, аппликации; побывали в роли артистов и музыкантов. Дети стали более общительными, внимательными, повысился настрой на взаимодействия и направленные действия, наблюдалась положительная динамика в развитии моторики рук, снизилось эмоциональное напряжение. Дети приобрели положительный опыт коллективной работы, получить навыки работы с нетрадиционными материалами. Мероприятия способствовали повышению познавательной и эмоциональной активности, созданию дружеской атмосферы и хорошему настроению.

          В соответствии с планом мероприятий  проведены занятия по методике  «Музыкальная капель», которая включают в себя целый комплекс мероприятий: танцы, прослушивание музыки, пальчиковую гимнастику, пение, игру на музыкальных и шумовых инструментах, различные виды игр:     1. «Фасолька»  -  «Разминка», «У жирафов…», «Бурый мишка», «Мы эту ручку разотрём», «Пузырь», «Блины, блиночки»;

  1. «Звуки музыки» - «Разминка», «У жирафов…», «Вот левая, вот правая», «Песенка для массажа», «Бегемотики», «Балалайка»,
  2. «Задоринка» - «Разминка», «У жирафов…», «Автобус», «Ладошка», «Дыхательная гимнастика», «Добрый мастер».
  3. «Непоседы» - «Разминка», «У жирафов…», «Вместе с нами», «Чистюля», «Бегимотики», «Часики».

В результате занятий у детей улучшилась двигательная активность, умение ориентироваться в пространстве, ребята стали чувствовать настроение музыки, многие запомнили слова песенок, появилась раскрепощённость в движениях.

          В рамках реализации методики  «Пластилиновые чудеса» проведены занятия:

          знакомство с пластилином;

прямая пластилинография: «Знакомство с пластилином», «Гусеница», «Осеннее дерево с листочками», «Ветка рябины»;

контурная пластилинография: «Снеговик», «Ёлочка нарядная»;

многослойная пластилинография: «Корзина с фруктами», «Подводный мир»;

мозаичная пластилинография: «Мухомор», «Одуванчик - цветы, словно солнышки желты», «Золотая осень», «Подсолнух», «Пингвины»;

модульная пластилинография: «Осьминог», «Осенняя береза», «Дымковская барыня»;

фактурная пластилинография: «На лугу», «Цветные зонтики», «Летние зарисовки».

Методическая разработка по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

Занятия способствовали социальной адаптации несовершеннолетних, объединению детей и родителей в совместной деятельности, повышению уверенности детей в своих силах.

На занятиях по методике «Веселый художник» социальные педагоги учили правильно держать карандаш, фломастер, добиваться свободного движения руки с карандашом в процессе рисования, изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек).

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

          В рамках реализации методики «Весёлый художник» проведены занятия с использованием нетрадиционных техник:

рисование красками и гуашью:  «Яблоко с листочком и червячком», «Ягодка за ягодкой», «Желтые листья летят», «Снеговик», «Красивые воздушные шары», «Мышка и репка»;

рисование ватными палочками: «Красивый полосатый коврик»;

рисование восковыми мелками: «Деревья под снегом»;

рисование в технике обрывания и тычкования: «Цветные клубочки», «Елочка»;

рисование в технике печати по трафарету: «Серпантин танцует»;

рисование карандашом: «Мы слепили снеговиков», «Почки и листочки», «Божья коровка».

 

Отделение  психолого-педагогической помощи

          Во II квартале 2023 года работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи велась по общеразвивающим программам социально-педагогической направленности:

          по программе социально-гуманитарной направленности «Радуга» прошли обучение  125 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя.

          На начальном этапе реабилитации психологами отделения психолого- педагогической помощи проводилась диагностическая работа с обучающимися, в процессе чего были выявлены следующие проблемы: двигательных навыков:

          проблемы с крупной (общей) моторикой у 24 %;

          проблемы с мелкой (тонкой) моторикой 78,4 %;

          расстройство психоэмоциональной сферы:

          повышенное эмоциональное напряжение 62 %;

          снижен эмоциональный фон 58,2%;

          необходимость в стабилизации психоэмоционального состояния у 459,6%;

          повышенная тревожность у 82,4%;

          повышенная психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 64,8%;

          когнитивные процессы:

          низкая концентрация внимания у 80,2%;

          низкий уровень устойчивости внимания у 84,6%;

          низкая познавательная активность у 74,2%;

          расстройство личностного развития:

          снижена мотивация на выполнение предложенных заданий у 68,4%;

          отсутствие уверенности в себе (пессимистическое настроение) у 36%;

          отсутствие самостоятельности у 82%;

          особенности межличностного взаимодействия:

          трудности в установлении контакта с другими детьми у 74,2%;

          отсутствие навыков межличностного общения 86,2%.

          В процессе работы с обучающимися была проведена индивидуальные занятия, основными задачами которых являлось:

          создание комфортных условий для успешной адаптации детей к условиям учреждения;

          развитие индивидуальных особенностей детей:

мелкой и крупной моторики;

эмоциональной сферы ;

когнитивной сферы;

познавательной сферы;

навыков межличностного общения;

социальных навыков и социализации.

          Для реализации поставленных задач использовалась среда темной сенсорной и светлой сенсорной комнат, комната ароматерапии.

          Коррекционно-развивающие занятия включали: арт-терапию, песочную терапию, ароматерапия, сказкотерапию, игротерапию.

          Все технологии, используемые в практической деятельности, реализовали потребности детей в творчестве, познании, самореализации, позитивном отклике. Дети получали незабываемые, положительные эмоции.

          Для социальной и психологической адаптации детей было создано единое игровое и развивающее реабилитационное пространство, которое способствовало формированию адекватных форм поведения, целостному психическому, физическому, умственному и духовному развитию детей.

          Каждое занятие с детьми начиналось с установления контакта и развития мотивации на дальнейшую деятельность, которое проходило в атмосфере принятия, открытости, взаимодоверия и любви.

          Занятия игротерапии проходили в светлой сенсорной комнате с использованием сухого углового бассейна и мягких цветных модулей и были направлены на коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрового материала. Игровые коррекционные занятия способствовали развитию навыков адаптации, социализации и самообслуживания. Для сенсомоторного развития использовались панели по методам М. Монтессори, состоящие из элементов, используемых в обычной жизни (замки, выключатели, разетки, шнуровка и т.д).

          Занятия по снятию эмоционального напряжения проводились с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты и комнаты ароматерапии.

          Занятия арт-терапии включали совместные рисунки с родителями, «Монотипия», «Стеклянный мольберт», работа с цветной бумагой, песочная терапия, проводилась работа по гармонизации детско-родительских отношений.

          В арт-терапевтической работе использовались технологии с применением пальчиковых красок, которые способствовали снижению спастики, уменьшению гиперкинезов, повышению эмоционального фона и творческой активности. В процессе работы наблюдалась положительная динамика в виде улучшения навыков общения. На занятиях дети освоили и приобрели новые творческие навыки. Улучшились процессы самораскрытия и взаимодействия с психологом. Улучшилась продуктивность деятельности, повысилась устойчивость внимания во время занятий, улучшилась тактильная чувствительность.

          Работа с родителями необходима для закрепления достигнутого результата, родителей знакомили с методами и приемами коррекционной работы для дальнейшего использования в домашних условиях. Психологическая помощь семьям направлена на принятие особенного ребенка, снижение семейного стресса и предотвращение дистресса.

          Участвуя в совместных занятиях, родители учились конструктивному взаимодействию, имели возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации.

          Мониторинг реализации программы выявил в результате работы;

улучшение двигательных навыков:

улучшение крупной (общей) моторикой у 18,2 %;

улучшение мелкой (тонкой) моторикой у 72,0%

стабилизация психоэмоциональной сферы:

снижение эмоционального напряжения у 92,4 %;

повышение эмоционального фона у 96,2%;

стабилизация психоэмоционального состояния у 46,2 %;

снизилась тревожность 96,0%;

снизилась психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 86,2%.

улучшение когнитивных процессов:

повысилась концентрация внимания у 92,4%;

повысился уровень устойчивости внимания у 86,8%;

повысилась познавательная активность у 94,2%;

формирование личностного развития:

сформировалась мотивация на выполнение предложенных заданий у 78,8%;

развилась уверенность в себе у 56,2 %;

проявилась самостоятельность у 72,0 %.

особенности межличностного взаимодействия:

преодолены трудности в установлении контакта с другими детьми у 74,0% детей;

сформировались навыки межличностного общения у 48,2%.

          По программе «Альтернативные аугментативные способы коммуникации» проведена индивидуальная работа с 19 обучающимся стационарного отделения «Мать и дитя».

          Занятия проводились в индивидуальной форме. Было определено и согласовано расписание (с учетом возрастных, психоэмоциональных и физических возможностей ребенка).

          Была проведена диагностика, в результате которой было выявлено:

  1. наличие звукокомплексов – 98%;
  2. связь звуковых выражений с каким-либо значением. Соотношение реакции обращение, привлечение к себе внимания, требование - 98%;

отклонение предмета - 58,2%, выполнение действия - 84,6 %, протест детей - 78,2%;

  1. Возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды- 60,2 %;
  2. наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 98,8 %;
  3. внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 90,2 %;
  4. реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 88,6 %;
  5. выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение – 86,4%; отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 88,2 %;

          8.концентрация внимания у детей снижена- 76,2 %;

  1. использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 98,2%;
  2. реакция на обращение у детей - 82 %;
  3. реакция на собственное имя у детей - 76,2 %;
  4. возможность устно выразить свои повседневные потребности у детей - 54,6 %;
  5. мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей - 98,6 %;
  6. общее психическое состояние пассивный - 58%, вялый - 58,4 %, бодрый - 42 %;
  7. общее моторное развитие, снижение мелкой моторики – 80,2 %;
  8. пищевое поведение в норме у детей - 98,6 %;
  9. координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 100%;
  10. проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей- 80 %.

           Организуя работу с детьми, особое внимание уделялось: подражанию взрослому (его движениям, словам), наличию эмоционального контакта между взрослым и ребенком; в совместной деятельности присутствовали элементы игры и обучения; пройденный материал многократно повторялся для закрепления умений, знаний, навыков; содержание материала соответствовал опыту детей; уровень сложности материала адекватен индивидуальным особенностям ребенка. Усложнялись задания по развитию слухового восприятия речи постепенно. Проводились занятия по звукоподражанию, затем включались короткие слова, короткие и длинные фразы.

          На занятиях дети учились воспринимать, соотносить и дефферинцировать на слух звуки, определять громкость, силу, темп, направленность звуков, что способствовало появлению новых коротких слов, фраз и развернутых предложений.

          Специалист обучал родителей правильной и последовательной работе с детьми. Давал все необходимые рекомендации по выполнению и закреплению пройденного материала.

          В результате работы наблюдались улучшения:

  1. наличие звукокомплексов – 100%
  2. связь звуковых выражений с каким-либо значением, соотношение реакции обращения, привлечение к себе внимания, требование - 98,6%, выполнения действия – 60,4 %, протест детей - 84,6%;
  3. возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды у детей - 64,6 %;
  4. наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 100 %;
  5. внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 94,2 %;
  6. реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 92,2 %;
  7. выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение - 86,2 % отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 88,4 %;
  8. улучшение концентрация внимания у детей снижена – 78,2 %;
  9. использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 98,6 %;
  10. реакция на обращение у 84,4 %;
  11. реакция на собственное имя у детей - 78,2 %;
  12. возможность устно выразить свои повседневные потребности у - 56,2 %;
  13. мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей - 98,8 %;
  14. общее психическое состояние: пассивный - 48%, вялый - 48%, бодрый - 52 %;
  15. общее моторное развитие, улучшение моторных навыков - 86,2 %;
  16. пищевое поведение в норме у детей - 98,8 %;
  17. координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 92 %;
  18. проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей - у 86,6 %.

          В групповую работу по адаптированным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности «Цвет Радости», «Мы из будущего» было включено 81 обучающихся (стационарное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями)

          На начальном этапе реабилитации была проведена диагностика, в ходе которой было выявлено:

  1. повышенный уровень эмоционального напряжения, снижение эмоционального фона у 86,2 %;
  2. повышенный уровень тревожности у 82%;
  3. слабо развиты навыки сотрудничества и коммуникативные умения у 78,8%;
  4. не сформированы навыки межличностного общения у 86,4%.

          Педагогами-психологами       была проведена групповая и индивидуальная работа с целью создания и обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, создание условий для творческой самореализации обучающихся, создание условий для личностного развития, позитивной социализации, развития навыков общения в группе.

          Групповые занятия проводились в игровой форме, что способствовало повышению мотивации, заинтересованности в деятельности. Предложенные задания по арт-терапии выполняли с интересом, увлеченностью и удовольствием.

          Занятия по групповому сплочению, в целом дали положительную динамику, дети приобрели навыки саморегуляции и релаксации, снизился уровень тревожности, появилась заинтересованность в контакте с другими людьми, повысился эмоциональный фон, улучшились навыки общения в группе, навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, опыт совместного творчества, повысилась активность в совместной деятельности, стали более «открытыми», дружелюбными, позитивно настроены друг к другу. По ходу проведения занятий каждый участник проявлял активность в совместной деятельности, демонстрируя творческие способности.           Наблюдалось стремление к сотрудничеству, положительный настрой на совместную работу.

          Мониторинг реализации программы выявил в результате работы;

  1. снизился уровень эмоционального напряжения,

повышение эмоционального фона у 90,2 %;

  1. снижение тревожности у 88,4%;
  2. развитие навыков сотрудничества и коммуникативных умений у 96%;
  3. сформированы навыки межличностного общения у 92,2%.

          За отчетный период в адаптированной рабочей программе по использованию элементов игры в коррекции речевых нарушений «Мир звуков» (для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет ), приняли участие 136 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя».

          Коррекционная работа учителей-логопедов планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей детей. Результаты работы отражались в речевой карте.

          Логопедическая работа направлена на преодоление у детей речевых нарушений, путем проведения индивидуальных занятий. На занятиях использовались дидактические игры, кукольный театр для развития и закрепления словарного запаса детей, развитие мелкой моторики и психических процессов.

          Особое внимание уделялось проблеме логопедической помощи неговорящим детям с тяжёлыми нарушениями речи, с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. В работе с детьми с ограниченными возможностями по исправлению речевых нарушений специалисты отделения стали использовать такие инновационные технологии, как тейпирование в логопедии.

          Для достижения максимального эффекта специалисты отделения работали в комплексе: логопедический массаж плюс тейпирование.

          Логопедическое тейпирование способствовало преодолению речевых проблем у 11 детей.

          В ходе первичной диагностики выявлено:

  1. снижение уровня речевого развития у 100%
  2. снижение пассивного и активного словарного запаса у 92%;

          3.не поставлены проблемные звуки речи у 68% ;

  1. не сформированны навыки учебной деятельности, (внимание, наблюдательность, память, мышление) у 58,2 %;
  2. тонус мышцы языка, губ, щек у 84,6 %.

          В процессе реабилитации были проведены коррекционно-развивающие занятия:

     Автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»).

     Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах и словах ( по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка).

     Автоматизация звука [ц] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).

          Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразах (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).

           Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки К. Чуковского « Муха-цокотуха »).

          Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки « По щучьему велению»).

          Автоматизация звука [ч] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Э.Н. « Крокодил Гена и его друзья»).

          Автоматизация звука [л] в изолированном произношении, в слогах и словах (по мотивам русской народной сказки Э.Н. « Колобок »).

          В итоге проведенной логопедической работы у детей наблюдаются положительные результаты:

повышение уровня речевого развития у 100%

увеличился пассивный и активный словарный запас у 88,2%

введены, автоматизированны и дифференцированны проблемные звуки у 62%;

сформированы навыки учебной деятельности, улучшилось внимание, наблюдательность, память, мышление у 54%;

укрепились мышцы языка, губ и щек, развилась их подвижность у 82,2%.

 

Отделение социальной реабилитации

          В II квартале 2023 года деятельность отделения осуществлялась в процессе проведения коррекционный-развивающих занятий по художественно-эстетической, социально-педагогической спортивно-оздоровительной направленности, которая проходила в индивидуальной, групповой и подгрупповой форме.

          Коррекционно-развивающая работа предполагала реализацию следующих задач:

          повышение уровня трудовых умений и навыков обучающихся по всем разделам программ;

          совершенствование мелкой моторики рук;

          коррекция нарушений двигательной сферы;

          развитие физических качеств;

          развитие музыкальных способностей;

          расширение словарного запас детей;

          развитию эстетического восприятия, познанию окружающего мира;

          формирование личностных качеств: трудолюбие, ответственность,

          совершенствование коммуникативных навыков.

          Достижению поставленных задач способствовала работа по дополнительным общеразвивающим программам: «Радуга творчества», «Домисолька», «Здоровячок», «Территория Здоровья», «Читалочка», «Позитив».

          Специалистами отделения в II квартале 2023 года предоставлено 11790 услуг несовершеннолетним получателям социальных услуг, в том числе детям-инвалидам – 3501 услуга, детям с ограниченными возможностями – 8289 услуг.

          Охват обучающихся составил:

          по программе «Радуга творчества» 144 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя», в том числе 87 детей-инвалидов и 139 обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе 19 детей-инвалидов;

          по программе «Домисолька» 43 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя», в том числе 11 детей-инвалидов и 97 обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе 16 детей-инвалидов;

          по программе «Позитив» 46 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя», в том числе 15 детей-инвалидов и по программе «Читалочка» 137 обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе 16 детей-инвалидов.

          В реабилитационном процессе использовались различные методики и техники: тестопластика, бисероплетение, алмазная мозаика, квиллинг, оригами, кардимейкинг, нетрадиционная аппликация и рисование, занятия музыкой с использованием музыкально - ритмических упражнений, физические и корригирующие упражнения, коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр, коррекционные занятия по формированию потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, в расширении их читательских интересов, консультации и мастер-классы для сопровождающих.

          В зависимости от поставленных задач на занятиях в творческих используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных детьми.

          На занятиях по адаптивной физической культуре формируются общие двигательные навыки, которые способствуют коррекции общей моторики, некоординированных, скованных движений, развитию быстроты и динамической координации. Используются различные методы обучения: игровой, соревновательный, словесный, наглядный. Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия. Основными средствами для решения задач являются: занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующие и укрепляющие упражнения, эстафеты и соревнования.

          Музыкальные занятия способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени. Занятия включают в себя различные виды деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические упражнения, игру на детских музыкальных инструментах. Занятия проводятся соответственно комплексному тематическому плану. Этапы работы и ее содержание соответствуют временам года, праздничным датам, а также возрастным особенностям детей и их возможностям. По содержанию занятие предполагает частую смену деятельности и это дает нужные результаты. Для достижения оптимальных результатов музыкальная деятельность организуется так, чтобы психо-физическая нагрузка на ребенка была равномерно распределена.

          В отчетный период на занятиях кружка «Развивайка» уделяли большое внимание нравственно-эстетическому, гражданско-правовому, патриотическому, экологическому, интеллектуально-познавательному воспитанию:

          для отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями обучение проводилось по  программе «Читалочка». В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения: работа с литературой: чтение литературных произведений разных жанров, тематические и библиотечные часы, беседы, круглые столы, самостоятельная работа и др.; игровая деятельность: конкурсы, игры, викторины, показ инсценировок и др. Были проведены мероприятия: круглый стол «Терроризм не имеет границ», час мужества «На космических орбитах», «О героях былых времён», познавательное мероприятие «Славянская письменность и ёё создатели», беседа », «Веселые правила чистоты», «В волшебной пушкинской стране», «Россия - Родина моя».

          для детей стационарного отделения «Мать и дитя» реализованы занятия по программе  «Позитив»: познавательные мероприятия: тематические часы «Россия – наша Родина», «Хоровод сказок», «Мозаика рассказов», «Любимые стихи», «Литературная игра», «Крупицы народной мудрости».

В рамках всероссийского проекта «Десятилетие детства» были проведены следующие мероприятия: час мужества «День защитника Отчества», познавательный час «Маме посовещается», час безопасности «Этикет безопасного поведения в сети Интернета».

          В целях развития музыкальных способностей детей осуществлялась работа музыкального кружка «Веселые нотки» по следующим разделам: музыкально-ритмические движения; слушание музыки; песенное творчество, музицирование (игра на ДМИ).

          Во II квартале 2023 года в отделении социальной реабилитации с участием сотрудников, сопровождающих, детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья было проведено: торжественных линеек -  4; праздничных концертов – 5.

          В мае центр встретил автопробег «Эх, путь - дорожка, фронтовая», курировал акцию подполковник пограничных войск Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации, кавалер ордена «мужества», депутат Думы Ставропольская края В. И.Лозовой.

          В мае учреждение посетили сотрудники «Межпоселенческая библиотека» Предгорного района п. Ясная Поляна с мероприятием «У азбуки словенская душа» и час мужества «О героях былых времен».

          В июне центр посетили артисты проекта «Театриум - территория сказки» со спектаклем «Легенда о происхождении Кавказских гор» под руководством Ирины Спиридоновой и режиссера - постановщика Руслана Спиридонов,  был проведен благотворительный концерт «Серебреные струны» под руководством Игоря Кольцова.