2023
Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за II квартал 2023 года.
Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за II квартал 2023 года
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» создан как центр медико-психолого-педагогической реабилитации и является учреждением социального обслуживания государственной системы социальной защиты населения Ставропольского края.
Коечная мощность стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями составляла 30 мест, стационарного отделения реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 60 койко-мест.
В II квартале 2023 года Центр принял на реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья из 33 муниципальных округов и городов Ставропольского края.
Реабилитационный период составляет 22 дня, количество заездов – 4.
В отчетном периоде было принято 431 получатель социальных услуг, из них несовершеннолетних - 297 и 134 сопровождающих лиц.
В стационарное отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями - 150 детей из 135 семей, из них:
- детей с ограниченными возможностями здоровья - 133 чел;
- детей-инвалидов – 17 человек.
|
Количество обратившихся в II квартале 2022 года |
Количество обратившихся в II квартале 2023 года |
Отклонение (+-) |
Всего |
174 |
150 |
-24 |
Дети-инвалиды |
17 |
17 |
|
Дети с ОВЗ |
157 |
133 |
-24 |
В стационарном отделении «Мать и дитя» на реабилитацию принято 147 несовершеннолетних получателей социальных услуг в сопровождении 134 законных представителей из 133 семей; детей-инвалидов – 86 человек, детей с ограниченными возможностями здоровья – 61 человек.
|
Количество обратившихся в II квартале 2022 года |
Количество обратившихся в II квартале 2023 года |
Отклонение (+-) |
Всего |
229 |
281 |
+52 |
Дети-инвалиды |
85 |
86 |
+1 |
Дети с ОВЗ |
35 |
61 |
+26 |
Сопровождающие |
109 |
134 |
+25 |
Детей из:
неполных семей - 106 чел.;
многодетных семей - 65 чел.;
малообеспеченных семей - 6 чел.
Впервые для прохождения курса реабилитации приняты:
в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 97 детей;
в стационарное отделение «Мать и дитя» - 93 детей из 83 семей.
Количество повторно обратившихся для прохождения курса реабилитации составило 90 детей:
в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 53 несовершеннолетних получателей социальных услуг;
в стационарное отделение «Мать и дитя» - 54 детей из 50 семей.
Выполнение плана койко-дней по учреждению в II квартале в целом составило 8054 при плане 7290 или 110,5 %.
Выполнение плана койко-дней по учреждению в I полугодие в целом составило 14552 при плане 14130 или 103 %,
в разрезе стационарных отделений:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 4795 койко-дней при плане 4710 (101,8%);
стационарное отделение «Мать и дитя» - 9757 койко-дней при плане 9420 (103,6%).
Реабилитационный процесс в II квартале 2023 года завершили 283 несовершеннолетних получателя социальных услуг, в т.ч.:
в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 139 детей,
в стационарном отделении «Мать и дитя» - 144 несовершеннолетних получателя социальных услуг в сопровождении 129 законных представителя.
Несовершеннолетним получателям социальных услуг оказано:
всего – 124631 услуг, в т.ч.,
в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 58575,
в стационарном отделении «Мать и дитя» - 66056.
Отделение социально-медицинской реабилитации
В II квартале 2023 года в отделение социально-медицинской реабилитации учреждения поступили дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом со средними и выраженными нарушениями со стороны нервной системы, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом, дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.
Возрастная градация получателей социальных услуг, в том числе детей-инвалидов:
|
от 3 до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 18 лет |
|
от 3 до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 18 лет |
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ |
4 (2,7%) |
59 (39,3%) |
72 (48,0%) |
15 (10,0%) |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
80 (54,4%) |
47 (32,0%) |
10 (6,8%) |
10 (6,8%) |
0 |
4 (23,5%) |
10 (58,8%) |
3 (17,7%) |
38 (44,2%) |
28 (32,6%) |
10 (11,6%) |
10 (11,6%) |
|
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВЗ, т.ч. дети-инвалиды |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
||
мальчики |
80 |
12 |
88 |
50 |
девочки |
70 |
5 |
59 |
36 |
Структура заболеваемости детей, поступивших на
реабилитацию
Наименование болезни |
код по МКБ-Х |
II квартал 2023 г. |
некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
АОО-B99 |
0 |
вираж Манту |
R76.1 |
0 |
хр. вирусные гепатиты |
В15-В19 |
0 |
болезни крови, кроветворных органов |
D50-D89 |
0 |
болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушение обмена веществ |
E00-E89 |
0 |
в том числе сахарный диабет 2 типа |
Е10-Е14 |
0 |
болезни нервной системы |
G00-G99 |
60 |
в том числе ДЦП |
G80 |
21 |
психические расстройства |
F00-F99 |
55 |
болезни глаза и его придаточного аппарата |
H00-H59 |
3 |
болезни уха и сосцевидного отростка |
H60-H95 |
3 |
болезни органов дыхания |
J00-J99 |
33 |
в том числе бронхиальная астма |
J45 |
1 |
болезни системы кровообращения |
I00-I99 |
0 |
болезни органов пищеварения |
K00-K93 |
3 |
болезни кожи и подкожно жировой клетчатки |
L00-L99 |
1 |
в том числе аллергический дерматит |
L20 |
0 |
болезни костно-мышечной системы |
M00-M99 |
38 |
болезни мочеполовой системы |
N00-N99 |
2 |
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
Q00-Q99 |
21 |
В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию в II квартале 2023 года, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата) - занимают 27,3%;
психические расстройства занимают второе место по частоте встречаемости - 25,1%;
на третьем месте заболевания костно-мышечной системы - 17,3%;
заболевания верхних дыхательных путей составляют 15%, врожденные аномалии – 10%;
другие заболевания - 6%.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем детей велось динамическое наблюдение врачом-педиатром.
Медицинским персоналом отделения проводились беседы о влиянии физических упражнений, массажа и других процедур на организм ребёнка, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые, врачебные лекции о методах оздоровления, профилактике заболеваний и на другие актуальные темы.
В отчетном периоде специалистами отделения социально-медицинской реабилитации были предоставлены следующие услуги: лечебная физкультура с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапия: электростимуляция, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение, водолечение, кислородный коктейль, щелочные ингаляции, ароматерапия, скипидарные ванночки, галотерапия, механотерапия с использованием вертикализаторов, аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапия.
Во II квартале 2023 года специалистами отделением было оказано 31118 услуг, из них, детям-инвалидам 14895 услуг, в т.ч.:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 9882 услуги;
стационарное отделение «Мать и дитя» - 21236 услуг.
Для оказания социально-медицинских услуг в отделении социально-медицинской реабилитации имеются:
Кабинет галотерапии. Основным действующим фактором является практически асептический безаллергенный воздух, насыщенный сухим высокодисперсным аэрозолем хлорида натрия, имеющий постоянный температурно-влажностный режим. Проведено процедур – 5454, услуги оказаны 280 детям, в том числе 107 инвалидам.
Кабинет физиотерапии. Физиотрепия на сегодняшний день является наиболее безопасным и эффективным методом лечения. Услуги физиотерапии оказаны 280 детям, в том числе 105 детям-инвалидам. Всего предоставлено 4218 услуг, в том числе детям-инвалидам - 280. Улучшения отмечены у 98,7 детей.
Зал лечебной гимнастики, где применяется – кинезиотерапия - система индивидуальных занятий, формирующая новые двигательные навыки, направленные на восстановление двигательных навыков у детей с двигательными и когнитивными нарушениями вследствие заболеваний нервной и опорно-двигательной систем.
Более чем у 85,7 % маленьких пациентов центра при использовании в занятиях по лечебной физической культуре реабилитационного костюма «Фаэтон», отмечается стойкая положительная динамика: у 11 детей (52,3%) отмечается значительное улучшение опорных функций и навыков ходьбы. Двое детей впервые научились самостоятельно передвигаться, научились удерживать позу трое детей (14,2%), ползать - трое детей (14,2%), у 9 детей (42,8%) достигнуто улучшение имеющегося уровня нарушенных функций - увеличение объема движений в суставах, снижение патологического гипертонуса мышц аддукторов.
В отделении успешно используется методика сочетанного применения вертикализатора + РК «ФАЭТОН», PNF-методика. Услуги оказаны 7 детям-инвалидам. Всего оказано 189 услуг.
Комплексное применение вертикализатора и реабилитационного костюма «Фаэтон» дает более выраженный положительный эффект восстановления утраченной функции опорно-двигательной системы.
Такое сочетание воздействия гравитации и принципа обратной связи на которой основано действие РК «Фаэтон» приводит к более выраженному результату у детей, длительное время находящимся в вынужденном положении сидя. Это не только профилактика пролежней и нормализация АД, но и одновременная стимуляция центров головного мозга и, как следствие, приобретение ребенком возможности делать то, что он до этого делать не мог, а именно стоять и передвигаться.
Адаптивная физическая культура. Услуги оказаны 91 ребенку-инвалиду. Всего предоставлено - 1239 услуг. Улучшения отмечены у 100% детей.
Кабинет лечебного массажа. Специалистами используются приемы, способствующие расслаблению мышц конечностей, уменьшению патологического гипертонуса пораженых мышц, снижению количества гиперкинезов отдельных групп мышц. Услуги оказаны 278 детям, в том числе 91ребенку-инвалиду. Всего предоставлено - 2162 услуги, в том числе детям-инвалидам -728 услуг. Улучшения отмечены у 98% детей.
В грязелечении используются аппликаторы Тамбуканской грязи. Под воздействием тепла происходит нормализация микроциркуляции, улучшается трофика тканей, в результате чего паретическая мышца восстанавливает свою эластичность - начинает работать. Всего предоставлено 1356 услуг, 188 детям, 91 - из которых является инвалидом.
Кабинет бальнеотерапии, где применяются искусственные ванны (хвойные, йодо-бромные, шалфейные)
Применение индивидуально подобранного комплекса реабилитационных мероприятий имеет положительную динамику течения основного заболевания. Услуги оказаны – 280 детям, в том числе – 91 ребенку-инвалиду. Всего предоставлено - 1960 услуг, в том числе детям-инвалидам - 583 .
Кабинет механотерапии. Артромоты - это роботизированные тренажеры, принцип работы которых заключается в осуществлении пассивных движений в суставах по заранее установленной индивидуальной программе. Во время сеанса осуществляются пассивные движения в суставе в различных плоскостях по заранее заданному градусу, который постепенно увеличивается до максимального. При этом пораженным суставам возвращается подвижность. Услуги оказаны 85 детям, в том числе -78 детям-инвалидам. Всего предоставлено – 1714 услуг, в том числе детям-инвалидам -1624. Улучшения отмечены у 83 (97,6%) детей: увеличилась подвижность суставов, уменьшился болевой синдром. У детей с плоскостопием отмечается улучшение подвижности голеностопных суставов, укрепление мышц голеней и стоп. Кроме этого, у детей с посттравматическими изменениями суставов наряду с улучшением подвижности, отмечается исчезновение болевого синдрома и отечности. Наличие положительных результатов доказывает эффективность использования данных тренажеров в реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательных функции.
Кабинет БОС-терапии. Применяется для реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, дисплазии тазобедренных суставов, посттравматические нарушения функции суставов, а так же двигательные нарушения при заболеваниях ЦНС: ДЦП, миопатии, нейропатии, последствия травм спинного и головного мозга) Услуги оказаны - 92 детям, в том числе - 47 детям-инвалидам. Всего предоставлено -901 услуга, в том числе детям-инвалидам - 540. После проведения сеансов БОС-терапии улучшения разной степени отмечены у всех (100%) детей. Это - улучшение двигательных функций, правильных навыков движения, осанки, зрительно – моторной координации.
Имитатор ходьбы Имитрон – это тренажер, который предназначен для реабилитации (кинезитерапии) при парезах, параличах нижних конечностей, ДЦП и других двигательных расстройств, после травм и заболеваний спинного и головного мозга. Уникальность аппарата состоит в том, что в то время как другие тренажеры лишь поддерживают человека, имитатор ходьбы вырабатывает моторную привычку держать ноги правильно.
В отчетный период 2023 году охват целевых групп по мероприятиям составил - 42 человека: 39 детей-инвалидов, 3 ребёнка с ограниченными возможностями.
По структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП – 11 детей, дисплазия и врождённые аномалии – 17 детей, нарушения осанки - 14 детей.
По результатам применения имитатора ходьбы «Имитрон» в реабилитации детей наблюдается: стабилизация правильного положения тела у 4 детей; совершенствование навыков ходьбы у 38 детей; Оказано 415 услуг, в том числе детям-инвалидам - 305.
Адаптационный трёхколёсный велосипед «Рифтон» использовался как в динамическом движении, так и в статичном состоянии, как стационарный тренажёр для ног.
Во II квартале 2023 года реабилитацию на велотренажере «Рифтон» получил 31ребенок, в том числе 16 детей-инвалидов. По структуре заболеваний опорно-двигательного аппарата сформирован следующий охват детей с заболеваниями: ДЦП – 19 детей, дисплазии и врождённые аномалии – 4 ребенка, другие нарушения опорных функций - 8 детей. По результатам использования велосипеда (велотренажёра) «Рифтон» в реабилитации у всех детей наблюдается увеличение объёма движений суставов нижних конечностей, развитие координации движений, и подготовка к ходьбе, в т.ч. по лестнице, улучшение эмоционального состояния.
Специалисты отделения, родители отмечают, что комплекс медицинских реабилитационных технологий позволил улучшить у детей опорно-моторные функции, координацию движений, увеличить подвижность суставов нижних конечностей у 22 детей (71%), у всех получателей социальных услуг отмечается улучшение функционального состояния организма: укрепление мышц спины, увеличение двигательной активности (100%). Оказано295 услуг, в том числе детям-инвалидам - 236.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем пациентов проводилось динамическое наблюдение. Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые, врачебные лекции о методах оздоровления, профилактики заболеваний и на другие актуальные темы.
На улучшение качества предоставляемых отделением услуг, нацелено проведение мониторинга качества и доступности услуг путем анкетирования. За истекший период было проведено анкетирование 136 сопровождающих. Количество полностью удовлетворенных качеством обслуживания от числа опрошенных составило 136 чел. (100%):
70,6% (96 чел.) опрошенных отмечают улучшение в состоянии ребенка по основному заболеванию.
25,0% опрошенных отмечают значительное улучшение
4,4% (6 чел.) незначительные улучшения.
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями сформированы реабилитационные группы, объединяющие детей по полу и возрасту.
За отчётный период в стационарное отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями принято 150 детей из 135 семей; реабилитацию в отделении завершили 139 несовершеннолетних получателей социальных услуг, из которых – 19 дети-инвалиды.
Реабилитационная работа была направлена на расширение навыков социализации и приобретение детьми социальных знаний.
Специалистами стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в течение II квартала 2023 года несовершеннолетним было оказано 32240 услуг, из них 4516 - детям-инвалидам и 29724 детям с ограниченными возможностями:
социально-педагогические, всего – 15832,
детям с ограниченными возможностями – 13719,
детям-инвалидам – 2113;
социально-бытовые, всего 17453,
детям с ограниченными возможностями – 15178,
детям-инвалидам – 2275;
социально-правовые, всего - 403,
детям с ограниченными возможностями - 350, детям-инвалидам – 53;
услуги в повышении коммуникативного потенциала, всего – 552,
детям с ограниченными возможностями – 477, детям-инвалидам – 75.
Воспитатели отделения использовали индивидуальные и групповые формы работы. В отделении реализуются программы социально-гуманитарной направленности: «Академия успеха», «Я - гражданин России», «Азбука нравственности», «Сам себе волшебник»; художественной направленности: «ВундерКиндер», «Пальчиковый театр».
Занятия содержали упражнения, игры, беседы, направленные на развитие коммуникативных способностей, самопознание, обучение приёмам межличностного общения.
В реализацию программы «Академия успеха» был включен 84 несовершеннолетних получателя социальных услуг, в том числе: дети-инвалиды - 13 чел., дети с ОВЗ - 71 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в II квартал – 756, из них: 117 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 639 услуг.
Занятия способствовали закреплению знаний о собственных правах и обязанностях, приобретению детьми навыков по разрешению жизненных ситуаций, связанной с адаптацией и социализацией их в обществе.
По программе «Азбука нравственности» обучение прошли 33 человек, из них: инвалидов - 3 чел., детей с ОВЗ - 30 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе – 198, из них: 18 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 180 услуг.
Занятия содержали игровые упражнения, конкурсы, викторины, путешествие по станциям направленные на развитие нравственных качеств.
Реализация программы способствовала формированию навыков и привычек нравственного поведения, улучшению психоэмоционального состояния детей, накоплению знаний о морали, моральных нормах.
В занятиях по программе «Я - гражданин России» участвовало 51 человека, из них: детей-инвалидов - 10 чел., детей с ОВЗ - 41 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в II квартале – 306, из них: 60 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 246 услуг.
В отчётный период с детьми проводились познавательно-развлекательные мероприятия, игровые программы, беседы, развивающие игры, викторины, занятия по тематике программы.
Реализация программы способствовала формированию у детей социальной активности, гражданской ответственности.
В II квартале 2023 года по программе «ВундерКиндер» обучение прошел 84 ребёнок, из них: дети-инвалиды - 13 чел., дети с ОВЗ - 71 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в II квартале – 504, из них: 78 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 426 услуг.
В отчётный период с детьми проводились занятия в форме бесед и практических работ по двум разделам: «Вытынанка» и «Плетенка».
Реализация программы способствовала расширению представления у детей о многообразии видов декоративно-прикладного искусства; развитию конструктивных, познавательных, творчески и художественных способностей, трудолюбия и аккуратности, повышению уровня художественно-эстетического вкуса.
В работу по программе «Пальчиковый театр» было включено 55 человек: 6 детей-инвалидов и 49 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в II квартале – 330 услуг, в том числе 36 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 294 услуги.
Реализация программы содействовала развитию у детей интереса к театру, как к виду искусства, развитию художественного и ассоциативного мышления, культуры и техники речи, памяти, воображения, артистических способностей, сплочению детского коллектива, воспитанию положительного отношения к совместным действиям.
В II квартале 2023 года в работу по программе «Сам себе волшебник» было включено 55 человек, в том числе 6 ребёнок-инвалид и 49 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в II квартале – 330 услуги: 46 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 294 услуги.
В отчетный период с детьми проводились занятия, беседы, ролевых игры, викторины, познавательные мероприятия, дидактические игр.
Реализация программы содействовала развитию у детей интереса к произведениям русского народного фольклора, активизации словарного запаса обучающихся, формированию положительно-коммуникативного взаимодействия между обучающимися на примере сказочных персонажей.
В основе воспитательной системы реабилитационного периода лежит деятельность молодёжного правительства республики «РИТМ - О», которая действует в стационарном отделении на протяжении всего квартала. «РИТМ-О» - детская организация, целью деятельности которой является социализация частоболеющих детей-инвалидов, овладение детьми умениями и навыками управления в первичном коллективе, развитие и формирование взаимопомощи детей через различные формы деятельности, обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации, создание условий для взаимоинтеграции детей-инвалидов и частоболеющих детей.
Программа работает по направлениям: «Интеллект», «Экология», «Нравственность», «Досуг». Мероприятия программы: тематические часы, викторины, информационные и познавательные часы, конкурсы, уроки мужества, игровые программы, правовые программы, театрализованные представления и др.
По результатам анкетирования во II квартале из 133 опрошенных: 126 чел. (94,7%) довольны пребыванием в Центре, 6 чел. (4,5%) не очень нравится, 1 чел. (0,8%) затрудняется ответить; совсем не нравится – 0 чел.; 132 чел. (99%), были активными участниками всех мероприятий, не принимал участие – 1 чел.(1%); 125 чел.(94%) будут рекомендовать Центр своим друзьям, 8 чел. (6%) с ответом не определились.
Стационарное отделение «Мать и дитя»
Во II квартале 2023 года в стационарном отделении реабилитацию прошли 144 несовершеннолетних получателя социальных услуг в сопровождении 129 законных представителей из 128 семей. Результаты первичной диагностики детей показали, что 12 детей самостоятельно не передвигаются, у 45 детей не сформирована речь.
Специалистами отделения в первом квартале по программам «Детский АРТ-базар», «Технология добра» было оказано 2075 социально- педагогических услуг, из них детям-инвалидам - 1230 услуг, 845 услуг - детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 9 лет.
В работе использовались групповые и индивидуальные занятия с использованием нетрадиционных методик, занятия в игровых зонах «Семья», «Кухня», «Больница», «Школа», «Ветеринарная клиника», «Гараж», «Магазин», «Парикмахерская», «Кукольный театр», «Музыкальный уголок», «Мастерская», «Уголок изобразительной деятельности», «Движение и ритм», театрализованные представления, досуговые мероприятия.
В результате проведённых занятий по данной программе педагоги отмечают, что сюжетно-ролевые игры благоприятно влияют на общее состояние детей, снимают психоэмоциональное напряжение, создают положительный настрой на взаимодействие детей с педагогам, повышают концентрацию внимания, усидчивость, развивают творческие способности.
В процессе занятий дети знакомились с профессиональной деятельностью врача, учителя, педагога, продавца, парикмахера, водителя-ремонтника, учились взаимодействовать в сюжетной игре, создавать собственные игровые сюжеты.
В «Уголке изобразительной деятельности» специалистами проведены занятия по арт-терапии с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Для снижения мышечного тонуса рук, физического и эмоционального напряжения специалистами использовалась пальчиковая гимнастика, проводились физкультминутки с использованием спортивного инвентаря: шаров, лент, канатов; музыкальных инструментов: трещёток, бубна, тамбурина, барабана, маракасов.
По программе «Технология добра» педагоги использовали разнообразные формы досуговой деятельности: праздники, тематические вечера, театрализованные постановки, спортивные соревнования, конкурсно-игровые программы, викторины, КТД, мастер-классы. Разрабатывали сценарий, беседовали с детьми о предстоящем мероприятии, подбирали музыкальный репертуар, разучивали тематические стихи и песни, готовили атрибуты для проведения конкурсов, игр, эстафет.
В Семейной гостиной, в рамках программы «Технология добра», социальные педагоги провели досуговые мероприятия:
познавательное мероприятие «Наши пернатые друзья»;
развлекательное мероприятие «День веселых красок»;
игру-викторину «Юный пешеход»;
КТД «В солнечном царстве, космическом государстве»;
развлекательное мероприятие «Маленькие чудеса в большой природе»;
познавательно-игровую программу «Майский калейдоскоп»;
экологическое занятие «Бережем лесные богатства»;
игру на сплочение «Вместе веселей»;
познавательное мероприятие «Чудесный мир сказок»;
познавательное мероприятие «По дорогам сказочного Лукоморья»;
экологическую игру «Кладовая леса»;
конкурсно-игровую программу «Путешествие в тридесятое царство»;
игровую программу «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения».
Занятия по патриотическому воспитанию:
познавательное мероприятие «Строки, опалённые войной»;
КТД «День победы в моей семье»;
посиделки «Памяти нашу не стереть годами»;
КТД «Русь, Россия, Родина моя…»;
познавательный час «Минувших лет живая память».
Театрализованные представления:
театрализованное представление «Теремок на новый лад»;
кукольный спектакль «Как добро побеждает зло».
Мастер-классы:
по изготовлению поделки из бросового материала «Космическая орбита»;
по аппликации в технике «модульная аппликация» «Красная гвоздика – символ памяти»;
по аппликации «Цветочный луг» в технике «обрывная аппликация»;
по рисованию «Пчелка на цветке» в нетрадиционной технике «пластилинография».
В результате проведенных занятий, у получателей социальных услуг увеличился объём навыков социализации и коммуникативности, улучшился эмоциональный фон, совершенствовались игровые навыки и творческая самостоятельность через театрализованные игры, повысилась познавательная и эмоциональная активность.
Таким образом, занятия по программе «Технология добра» способствовали установлению неформальных доверительных отношений между всеми участниками, созданию безопасного пространства для общения и условий для самовыражения, объединению всех детей и родителей в совместной деятельности, повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.
По реализации проекта Десятилетия детства, проведены следующие мероприятия:
игровая программа «Весна, цветы и комплименты»;
познавательное мероприятие «Правила дорожного движения - наши верные друзья»;
ко Всемирному дню авиации и космонавтики: познавательное мероприятие «Этот загадочный космос»;
экологическая викторина «В гостях у природы», посвященная Дню земли;
в рамках акции «Мир! Труд! Май!»: конкурс рисунков на асфальте «Майское веселье»;
в День Воинской славы России мероприятия ко Дню Победы в Великой Отечественной войне:
акция «Георгиевская ленточка»;
выпуск стенгазеты «Победный, майский день весны»;
к Международному дню семьи: вечер в Семейной гостиной «Мы семья, а это значит – справимся с любой задачей»;
к Международному дню Детского телефона доверия: выпуск информационных буклетов «Детский телефон доверия»;
конкурс рисунков на асфальте «Волшебная страна детства»;
в рамках Пушкинского дня России: викторину по сказкам А.С. Пушкина «На солнечной поляне Лукоморья»;
в День России: творческий мастер-класс «Светлый край берёз – моя Россия»;
в День памяти и скорби: конкурс рисунков «Пусть не будет войны никогда».
Проведены занятия:
на развитие коммуникативности: КТД «Мамины помощники», «Я сам», «Ребёнок в общественном месте»;
социально-правовое занятие «Детский телефон доверия»;
социально-педагогическое консультирование по темам: «Дети и дорога», «Дети и гаджеты», «Дидактические игры в жизни ребенка».
В результате занятий и мероприятий у детей улучшилась моторная активность, повысился интерес к занятиям в игровых зонах, увеличился объём навыков социализации, расширились навыки коммуникативности, дети получили навыки использования в играх различных предметов, инструментов, познакомились с нетрадиционными техниками рисования, лепки, аппликации; побывали в роли артистов и музыкантов. Дети стали более общительными, внимательными, повысился настрой на взаимодействия и направленные действия, наблюдалась положительная динамика в развитии моторики рук, снизилось эмоциональное напряжение. Дети приобрели положительный опыт коллективной работы, получить навыки работы с нетрадиционными материалами. Мероприятия способствовали повышению познавательной и эмоциональной активности, созданию дружеской атмосферы и хорошему настроению.
В соответствии с планом мероприятий проведены занятия по методике «Музыкальная капель», которая включают в себя целый комплекс мероприятий: танцы, прослушивание музыки, пальчиковую гимнастику, пение, игру на музыкальных и шумовых инструментах, различные виды игр: 1. «Фасолька» - «Разминка», «У жирафов…», «Бурый мишка», «Мы эту ручку разотрём», «Пузырь», «Блины, блиночки»;
- «Звуки музыки» - «Разминка», «У жирафов…», «Вот левая, вот правая», «Песенка для массажа», «Бегемотики», «Балалайка»,
- «Задоринка» - «Разминка», «У жирафов…», «Автобус», «Ладошка», «Дыхательная гимнастика», «Добрый мастер».
- «Непоседы» - «Разминка», «У жирафов…», «Вместе с нами», «Чистюля», «Бегимотики», «Часики».
В результате занятий у детей улучшилась двигательная активность, умение ориентироваться в пространстве, ребята стали чувствовать настроение музыки, многие запомнили слова песенок, появилась раскрепощённость в движениях.
В рамках реализации методики «Пластилиновые чудеса» проведены занятия:
знакомство с пластилином;
прямая пластилинография: «Знакомство с пластилином», «Гусеница», «Осеннее дерево с листочками», «Ветка рябины»;
контурная пластилинография: «Снеговик», «Ёлочка нарядная»;
многослойная пластилинография: «Корзина с фруктами», «Подводный мир»;
мозаичная пластилинография: «Мухомор», «Одуванчик - цветы, словно солнышки желты», «Золотая осень», «Подсолнух», «Пингвины»;
модульная пластилинография: «Осьминог», «Осенняя береза», «Дымковская барыня»;
фактурная пластилинография: «На лугу», «Цветные зонтики», «Летние зарисовки».
Методическая разработка по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
Занятия способствовали социальной адаптации несовершеннолетних, объединению детей и родителей в совместной деятельности, повышению уверенности детей в своих силах.
На занятиях по методике «Веселый художник» социальные педагоги учили правильно держать карандаш, фломастер, добиваться свободного движения руки с карандашом в процессе рисования, изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек).
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
В рамках реализации методики «Весёлый художник» проведены занятия с использованием нетрадиционных техник:
рисование красками и гуашью: «Яблоко с листочком и червячком», «Ягодка за ягодкой», «Желтые листья летят», «Снеговик», «Красивые воздушные шары», «Мышка и репка»;
рисование ватными палочками: «Красивый полосатый коврик»;
рисование восковыми мелками: «Деревья под снегом»;
рисование в технике обрывания и тычкования: «Цветные клубочки», «Елочка»;
рисование в технике печати по трафарету: «Серпантин танцует»;
рисование карандашом: «Мы слепили снеговиков», «Почки и листочки», «Божья коровка».
Отделение психолого-педагогической помощи
Во II квартале 2023 года работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи велась по общеразвивающим программам социально-педагогической направленности:
по программе социально-гуманитарной направленности «Радуга» прошли обучение 125 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя.
На начальном этапе реабилитации психологами отделения психолого- педагогической помощи проводилась диагностическая работа с обучающимися, в процессе чего были выявлены следующие проблемы: двигательных навыков:
проблемы с крупной (общей) моторикой у 24 %;
проблемы с мелкой (тонкой) моторикой 78,4 %;
расстройство психоэмоциональной сферы:
повышенное эмоциональное напряжение 62 %;
снижен эмоциональный фон 58,2%;
необходимость в стабилизации психоэмоционального состояния у 459,6%;
повышенная тревожность у 82,4%;
повышенная психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 64,8%;
когнитивные процессы:
низкая концентрация внимания у 80,2%;
низкий уровень устойчивости внимания у 84,6%;
низкая познавательная активность у 74,2%;
расстройство личностного развития:
снижена мотивация на выполнение предложенных заданий у 68,4%;
отсутствие уверенности в себе (пессимистическое настроение) у 36%;
отсутствие самостоятельности у 82%;
особенности межличностного взаимодействия:
трудности в установлении контакта с другими детьми у 74,2%;
отсутствие навыков межличностного общения 86,2%.
В процессе работы с обучающимися была проведена индивидуальные занятия, основными задачами которых являлось:
создание комфортных условий для успешной адаптации детей к условиям учреждения;
развитие индивидуальных особенностей детей:
мелкой и крупной моторики;
эмоциональной сферы ;
когнитивной сферы;
познавательной сферы;
навыков межличностного общения;
социальных навыков и социализации.
Для реализации поставленных задач использовалась среда темной сенсорной и светлой сенсорной комнат, комната ароматерапии.
Коррекционно-развивающие занятия включали: арт-терапию, песочную терапию, ароматерапия, сказкотерапию, игротерапию.
Все технологии, используемые в практической деятельности, реализовали потребности детей в творчестве, познании, самореализации, позитивном отклике. Дети получали незабываемые, положительные эмоции.
Для социальной и психологической адаптации детей было создано единое игровое и развивающее реабилитационное пространство, которое способствовало формированию адекватных форм поведения, целостному психическому, физическому, умственному и духовному развитию детей.
Каждое занятие с детьми начиналось с установления контакта и развития мотивации на дальнейшую деятельность, которое проходило в атмосфере принятия, открытости, взаимодоверия и любви.
Занятия игротерапии проходили в светлой сенсорной комнате с использованием сухого углового бассейна и мягких цветных модулей и были направлены на коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрового материала. Игровые коррекционные занятия способствовали развитию навыков адаптации, социализации и самообслуживания. Для сенсомоторного развития использовались панели по методам М. Монтессори, состоящие из элементов, используемых в обычной жизни (замки, выключатели, разетки, шнуровка и т.д).
Занятия по снятию эмоционального напряжения проводились с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты и комнаты ароматерапии.
Занятия арт-терапии включали совместные рисунки с родителями, «Монотипия», «Стеклянный мольберт», работа с цветной бумагой, песочная терапия, проводилась работа по гармонизации детско-родительских отношений.
В арт-терапевтической работе использовались технологии с применением пальчиковых красок, которые способствовали снижению спастики, уменьшению гиперкинезов, повышению эмоционального фона и творческой активности. В процессе работы наблюдалась положительная динамика в виде улучшения навыков общения. На занятиях дети освоили и приобрели новые творческие навыки. Улучшились процессы самораскрытия и взаимодействия с психологом. Улучшилась продуктивность деятельности, повысилась устойчивость внимания во время занятий, улучшилась тактильная чувствительность.
Работа с родителями необходима для закрепления достигнутого результата, родителей знакомили с методами и приемами коррекционной работы для дальнейшего использования в домашних условиях. Психологическая помощь семьям направлена на принятие особенного ребенка, снижение семейного стресса и предотвращение дистресса.
Участвуя в совместных занятиях, родители учились конструктивному взаимодействию, имели возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации.
Мониторинг реализации программы выявил в результате работы;
улучшение двигательных навыков:
улучшение крупной (общей) моторикой у 18,2 %;
улучшение мелкой (тонкой) моторикой у 72,0%
стабилизация психоэмоциональной сферы:
снижение эмоционального напряжения у 92,4 %;
повышение эмоционального фона у 96,2%;
стабилизация психоэмоционального состояния у 46,2 %;
снизилась тревожность 96,0%;
снизилась психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 86,2%.
улучшение когнитивных процессов:
повысилась концентрация внимания у 92,4%;
повысился уровень устойчивости внимания у 86,8%;
повысилась познавательная активность у 94,2%;
формирование личностного развития:
сформировалась мотивация на выполнение предложенных заданий у 78,8%;
развилась уверенность в себе у 56,2 %;
проявилась самостоятельность у 72,0 %.
особенности межличностного взаимодействия:
преодолены трудности в установлении контакта с другими детьми у 74,0% детей;
сформировались навыки межличностного общения у 48,2%.
По программе «Альтернативные аугментативные способы коммуникации» проведена индивидуальная работа с 19 обучающимся стационарного отделения «Мать и дитя».
Занятия проводились в индивидуальной форме. Было определено и согласовано расписание (с учетом возрастных, психоэмоциональных и физических возможностей ребенка).
Была проведена диагностика, в результате которой было выявлено:
- наличие звукокомплексов – 98%;
- связь звуковых выражений с каким-либо значением. Соотношение реакции обращение, привлечение к себе внимания, требование - 98%;
отклонение предмета - 58,2%, выполнение действия - 84,6 %, протест детей - 78,2%;
- Возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды- 60,2 %;
- наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 98,8 %;
- внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 90,2 %;
- реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 88,6 %;
- выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение – 86,4%; отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 88,2 %;
8.концентрация внимания у детей снижена- 76,2 %;
- использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 98,2%;
- реакция на обращение у детей - 82 %;
- реакция на собственное имя у детей - 76,2 %;
- возможность устно выразить свои повседневные потребности у детей - 54,6 %;
- мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей - 98,6 %;
- общее психическое состояние пассивный - 58%, вялый - 58,4 %, бодрый - 42 %;
- общее моторное развитие, снижение мелкой моторики – 80,2 %;
- пищевое поведение в норме у детей - 98,6 %;
- координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 100%;
- проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей- 80 %.
Организуя работу с детьми, особое внимание уделялось: подражанию взрослому (его движениям, словам), наличию эмоционального контакта между взрослым и ребенком; в совместной деятельности присутствовали элементы игры и обучения; пройденный материал многократно повторялся для закрепления умений, знаний, навыков; содержание материала соответствовал опыту детей; уровень сложности материала адекватен индивидуальным особенностям ребенка. Усложнялись задания по развитию слухового восприятия речи постепенно. Проводились занятия по звукоподражанию, затем включались короткие слова, короткие и длинные фразы.
На занятиях дети учились воспринимать, соотносить и дефферинцировать на слух звуки, определять громкость, силу, темп, направленность звуков, что способствовало появлению новых коротких слов, фраз и развернутых предложений.
Специалист обучал родителей правильной и последовательной работе с детьми. Давал все необходимые рекомендации по выполнению и закреплению пройденного материала.
В результате работы наблюдались улучшения:
- наличие звукокомплексов – 100%
- связь звуковых выражений с каким-либо значением, соотношение реакции обращения, привлечение к себе внимания, требование - 98,6%, выполнения действия – 60,4 %, протест детей - 84,6%;
- возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды у детей - 64,6 %;
- наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 100 %;
- внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 94,2 %;
- реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 92,2 %;
- выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение - 86,2 % отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 88,4 %;
- улучшение концентрация внимания у детей снижена – 78,2 %;
- использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 98,6 %;
- реакция на обращение у 84,4 %;
- реакция на собственное имя у детей - 78,2 %;
- возможность устно выразить свои повседневные потребности у - 56,2 %;
- мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей - 98,8 %;
- общее психическое состояние: пассивный - 48%, вялый - 48%, бодрый - 52 %;
- общее моторное развитие, улучшение моторных навыков - 86,2 %;
- пищевое поведение в норме у детей - 98,8 %;
- координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 92 %;
- проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей - у 86,6 %.
В групповую работу по адаптированным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности «Цвет Радости», «Мы из будущего» было включено 81 обучающихся (стационарное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями)
На начальном этапе реабилитации была проведена диагностика, в ходе которой было выявлено:
- повышенный уровень эмоционального напряжения, снижение эмоционального фона у 86,2 %;
- повышенный уровень тревожности у 82%;
- слабо развиты навыки сотрудничества и коммуникативные умения у 78,8%;
- не сформированы навыки межличностного общения у 86,4%.
Педагогами-психологами была проведена групповая и индивидуальная работа с целью создания и обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, создание условий для творческой самореализации обучающихся, создание условий для личностного развития, позитивной социализации, развития навыков общения в группе.
Групповые занятия проводились в игровой форме, что способствовало повышению мотивации, заинтересованности в деятельности. Предложенные задания по арт-терапии выполняли с интересом, увлеченностью и удовольствием.
Занятия по групповому сплочению, в целом дали положительную динамику, дети приобрели навыки саморегуляции и релаксации, снизился уровень тревожности, появилась заинтересованность в контакте с другими людьми, повысился эмоциональный фон, улучшились навыки общения в группе, навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, опыт совместного творчества, повысилась активность в совместной деятельности, стали более «открытыми», дружелюбными, позитивно настроены друг к другу. По ходу проведения занятий каждый участник проявлял активность в совместной деятельности, демонстрируя творческие способности. Наблюдалось стремление к сотрудничеству, положительный настрой на совместную работу.
Мониторинг реализации программы выявил в результате работы;
- снизился уровень эмоционального напряжения,
повышение эмоционального фона у 90,2 %;
- снижение тревожности у 88,4%;
- развитие навыков сотрудничества и коммуникативных умений у 96%;
- сформированы навыки межличностного общения у 92,2%.
За отчетный период в адаптированной рабочей программе по использованию элементов игры в коррекции речевых нарушений «Мир звуков» (для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет ), приняли участие 136 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя».
Коррекционная работа учителей-логопедов планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей детей. Результаты работы отражались в речевой карте.
Логопедическая работа направлена на преодоление у детей речевых нарушений, путем проведения индивидуальных занятий. На занятиях использовались дидактические игры, кукольный театр для развития и закрепления словарного запаса детей, развитие мелкой моторики и психических процессов.
Особое внимание уделялось проблеме логопедической помощи неговорящим детям с тяжёлыми нарушениями речи, с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. В работе с детьми с ограниченными возможностями по исправлению речевых нарушений специалисты отделения стали использовать такие инновационные технологии, как тейпирование в логопедии.
Для достижения максимального эффекта специалисты отделения работали в комплексе: логопедический массаж плюс тейпирование.
Логопедическое тейпирование способствовало преодолению речевых проблем у 11 детей.
В ходе первичной диагностики выявлено:
- снижение уровня речевого развития у 100%
- снижение пассивного и активного словарного запаса у 92%;
3.не поставлены проблемные звуки речи у 68% ;
- не сформированны навыки учебной деятельности, (внимание, наблюдательность, память, мышление) у 58,2 %;
- тонус мышцы языка, губ, щек у 84,6 %.
В процессе реабилитации были проведены коррекционно-развивающие занятия:
Автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»).
Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах и словах ( по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка).
Автоматизация звука [ц] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразах (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).
Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки К. Чуковского « Муха-цокотуха »).
Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки « По щучьему велению»).
Автоматизация звука [ч] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Э.Н. « Крокодил Гена и его друзья»).
Автоматизация звука [л] в изолированном произношении, в слогах и словах (по мотивам русской народной сказки Э.Н. « Колобок »).
В итоге проведенной логопедической работы у детей наблюдаются положительные результаты:
повышение уровня речевого развития у 100%
увеличился пассивный и активный словарный запас у 88,2%
введены, автоматизированны и дифференцированны проблемные звуки у 62%;
сформированы навыки учебной деятельности, улучшилось внимание, наблюдательность, память, мышление у 54%;
укрепились мышцы языка, губ и щек, развилась их подвижность у 82,2%.
Отделение социальной реабилитации
В II квартале 2023 года деятельность отделения осуществлялась в процессе проведения коррекционный-развивающих занятий по художественно-эстетической, социально-педагогической спортивно-оздоровительной направленности, которая проходила в индивидуальной, групповой и подгрупповой форме.
Коррекционно-развивающая работа предполагала реализацию следующих задач:
повышение уровня трудовых умений и навыков обучающихся по всем разделам программ;
совершенствование мелкой моторики рук;
коррекция нарушений двигательной сферы;
развитие физических качеств;
развитие музыкальных способностей;
расширение словарного запас детей;
развитию эстетического восприятия, познанию окружающего мира;
формирование личностных качеств: трудолюбие, ответственность,
совершенствование коммуникативных навыков.
Достижению поставленных задач способствовала работа по дополнительным общеразвивающим программам: «Радуга творчества», «Домисолька», «Здоровячок», «Территория Здоровья», «Читалочка», «Позитив».
Специалистами отделения в II квартале 2023 года предоставлено 11790 услуг несовершеннолетним получателям социальных услуг, в том числе детям-инвалидам – 3501 услуга, детям с ограниченными возможностями – 8289 услуг.
Охват обучающихся составил:
по программе «Радуга творчества» 144 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя», в том числе 87 детей-инвалидов и 139 обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе 19 детей-инвалидов;
по программе «Домисолька» 43 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя», в том числе 11 детей-инвалидов и 97 обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе 16 детей-инвалидов;
по программе «Позитив» 46 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя», в том числе 15 детей-инвалидов и по программе «Читалочка» 137 обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе 16 детей-инвалидов.
В реабилитационном процессе использовались различные методики и техники: тестопластика, бисероплетение, алмазная мозаика, квиллинг, оригами, кардимейкинг, нетрадиционная аппликация и рисование, занятия музыкой с использованием музыкально - ритмических упражнений, физические и корригирующие упражнения, коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр, коррекционные занятия по формированию потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, в расширении их читательских интересов, консультации и мастер-классы для сопровождающих.
В зависимости от поставленных задач на занятиях в творческих используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных детьми.
На занятиях по адаптивной физической культуре формируются общие двигательные навыки, которые способствуют коррекции общей моторики, некоординированных, скованных движений, развитию быстроты и динамической координации. Используются различные методы обучения: игровой, соревновательный, словесный, наглядный. Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия. Основными средствами для решения задач являются: занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующие и укрепляющие упражнения, эстафеты и соревнования.
Музыкальные занятия способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени. Занятия включают в себя различные виды деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические упражнения, игру на детских музыкальных инструментах. Занятия проводятся соответственно комплексному тематическому плану. Этапы работы и ее содержание соответствуют временам года, праздничным датам, а также возрастным особенностям детей и их возможностям. По содержанию занятие предполагает частую смену деятельности и это дает нужные результаты. Для достижения оптимальных результатов музыкальная деятельность организуется так, чтобы психо-физическая нагрузка на ребенка была равномерно распределена.
В отчетный период на занятиях кружка «Развивайка» уделяли большое внимание нравственно-эстетическому, гражданско-правовому, патриотическому, экологическому, интеллектуально-познавательному воспитанию:
для отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями обучение проводилось по программе «Читалочка». В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения: работа с литературой: чтение литературных произведений разных жанров, тематические и библиотечные часы, беседы, круглые столы, самостоятельная работа и др.; игровая деятельность: конкурсы, игры, викторины, показ инсценировок и др. Были проведены мероприятия: круглый стол «Терроризм не имеет границ», час мужества «На космических орбитах», «О героях былых времён», познавательное мероприятие «Славянская письменность и ёё создатели», беседа », «Веселые правила чистоты», «В волшебной пушкинской стране», «Россия - Родина моя».
для детей стационарного отделения «Мать и дитя» реализованы занятия по программе «Позитив»: познавательные мероприятия: тематические часы «Россия – наша Родина», «Хоровод сказок», «Мозаика рассказов», «Любимые стихи», «Литературная игра», «Крупицы народной мудрости».
В рамках всероссийского проекта «Десятилетие детства» были проведены следующие мероприятия: час мужества «День защитника Отчества», познавательный час «Маме посовещается», час безопасности «Этикет безопасного поведения в сети Интернета».
В целях развития музыкальных способностей детей осуществлялась работа музыкального кружка «Веселые нотки» по следующим разделам: музыкально-ритмические движения; слушание музыки; песенное творчество, музицирование (игра на ДМИ).
Во II квартале 2023 года в отделении социальной реабилитации с участием сотрудников, сопровождающих, детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья было проведено: торжественных линеек - 4; праздничных концертов – 5.
В мае центр встретил автопробег «Эх, путь - дорожка, фронтовая», курировал акцию подполковник пограничных войск Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации, кавалер ордена «мужества», депутат Думы Ставропольская края В. И.Лозовой.
В мае учреждение посетили сотрудники «Межпоселенческая библиотека» Предгорного района п. Ясная Поляна с мероприятием «У азбуки словенская душа» и час мужества «О героях былых времен».
В июне центр посетили артисты проекта «Театриум - территория сказки» со спектаклем «Легенда о происхождении Кавказских гор» под руководством Ирины Спиридоновой и режиссера - постановщика Руслана Спиридонов, был проведен благотворительный концерт «Серебреные струны» под руководством Игоря Кольцова.