Адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

   В Краевом реабилитационном центре «Орленок» проводятся занятия по адаптивной физической культуре в рамках программы «Территория здоровья», которая направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма.

   При проведении занятий используется оборудование, приобретение которого стало возможным благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в рамках программы «Право быть равным».

  При организации коррекционно-развивающих мероприятий инструктор по физкультуре исходя из возможностей ребенка – применяются задания умеренной трудности, но доступные, для обеспечения переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. В ходе обучения, задания усложняются пропорционально, в соответствии возрастающими возможностями ребенка.

  В программу адаптивной физкультуры включены: физические и корригирующие упражнения; коррекционные малоподвижные и подвижные игры, элементы спортивных игр; упражнения на дыхание, занятия на тренажерах.

  Активно используются игровые предметы, наглядный материал, что позволяет дольше поддержать интерес обучающихся, повысить точность и эффективность выполнения упражнений.

    Свою работу специалисты строят на педагогических принципах:

 - создание мотивации; 

 - согласованности активной работы и отдыха; 

 - непрерывность процесса; 

 - необходимость поощрения; 

 - социальная направленность занятий; 

 - активизация нарушенных функций; 

 - сотрудничество с родителями.

   На первом этапе работы применяются упражнения на нормализацию мышечного тонуса, которые формируют навык удерживать положение тела и регулировать его.

   Комплекс упражнений на преодоление противодействия и сохранение равновесия включается на следующем этапе реабилитации. Отрабатываются движения на качающейся плоскости.

   Стабилизация положения тела, закрепление навыка самостоятельной ходьбы и стояния происходит во время занятий бегом, ходьбой, лазанием, ползанием, прыжками, метанием.

   Особое внимание уделяется организации малоподвижных и подвижных игр, которые активизируют все виды активности: речевую, слуховую, зрительную, кинестетическую и двигательную. У детей формируется зрительно-пространственное восприятие, схема движений и схема тела, тренируется координация и внимание. 

   Проводятся гимнастические упражнения на разные части тела с дозированной нагрузкой с предметами или без них, чтобы развить мышечную силу, координацию движений и подвижность в суставах.

   В заключительный этап занятий включаются упражнения для расслабления мышц и дыхания, способствующие ориентированию в пространстве, удержанию равновесия, точности движений.

   Среди различных видов адаптивной физкультуры востребованы занятия в нетрадиционной форме: гимнастика на фитболе - улучшает мышечный корсет, функции нервной системы и внутренних органов, положительно влияет на психо-эмоциональное состояние; упражнения в сухом бассейне - дети имеют безопасную опору, но могут свободно двигаться и чувствовать контакт с шариками, которые оказывают стимулирующее и массажное действие.

   Посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.