Адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями
В Краевом реабилитационном центре «Орленок» проводятся занятия по адаптивной физической культуре в рамках программы «Территория здоровья», которая направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма.
При проведении занятий используется оборудование, приобретение которого стало возможным благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в рамках программы «Право быть равным».
При организации коррекционно-развивающих мероприятий инструктор по физкультуре исходя из возможностей ребенка – применяются задания умеренной трудности, но доступные, для обеспечения переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. В ходе обучения, задания усложняются пропорционально, в соответствии возрастающими возможностями ребенка.
В программу адаптивной физкультуры включены: физические и корригирующие упражнения; коррекционные малоподвижные и подвижные игры, элементы спортивных игр; упражнения на дыхание, занятия на тренажерах.
Активно используются игровые предметы, наглядный материал, что позволяет дольше поддержать интерес обучающихся, повысить точность и эффективность выполнения упражнений.
Свою работу специалисты строят на педагогических принципах:
- создание мотивации;
- согласованности активной работы и отдыха;
- непрерывность процесса;
- необходимость поощрения;
- социальная направленность занятий;
- активизация нарушенных функций;
- сотрудничество с родителями.
На первом этапе работы применяются упражнения на нормализацию мышечного тонуса, которые формируют навык удерживать положение тела и регулировать его.
Комплекс упражнений на преодоление противодействия и сохранение равновесия включается на следующем этапе реабилитации. Отрабатываются движения на качающейся плоскости.
Стабилизация положения тела, закрепление навыка самостоятельной ходьбы и стояния происходит во время занятий бегом, ходьбой, лазанием, ползанием, прыжками, метанием.
Особое внимание уделяется организации малоподвижных и подвижных игр, которые активизируют все виды активности: речевую, слуховую, зрительную, кинестетическую и двигательную. У детей формируется зрительно-пространственное восприятие, схема движений и схема тела, тренируется координация и внимание.
Проводятся гимнастические упражнения на разные части тела с дозированной нагрузкой с предметами или без них, чтобы развить мышечную силу, координацию движений и подвижность в суставах.
В заключительный этап занятий включаются упражнения для расслабления мышц и дыхания, способствующие ориентированию в пространстве, удержанию равновесия, точности движений.
Среди различных видов адаптивной физкультуры востребованы занятия в нетрадиционной форме: гимнастика на фитболе - улучшает мышечный корсет, функции нервной системы и внутренних органов, положительно влияет на психо-эмоциональное состояние; упражнения в сухом бассейне - дети имеют безопасную опору, но могут свободно двигаться и чувствовать контакт с шариками, которые оказывают стимулирующее и массажное действие.
Посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.