Формирование слоговой структуры слова у детей с ТНР

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

В Краевом реабилитационном центре «Орленок» особое внимание уделяется проблеме речевого нарушения детей с частичным или полным  отсутствием вербального общения, с целью их социальной адаптации и интеграции в общество.

Все коррекционно-развивающие занятия с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребёнка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.

Работа с обучающимися с ТНР включает в себя коррекционно-развивающие занятия с целью последовательного систематического формирования слоговой структуры слова, навыков правильного произношения слов разной степени сложности.

Слоговая структура слова – это взаиморасположение и связь слогов в слове. Важнейшее значение в работе по её формированию имеет индивидуальный подход к детям, который предполагает учёт психических особенностей, работоспособность, речевые возможности обучающегося и характер нарушения. Поэтому работу по формированию слоговой структуры слова в Краевом реабилитационном центре «Орлёнок» логопеды проводят индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

Занимаясь с детьми с речевыми проблемами, педагоги используют здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие благоприятную психологическую и педагогическую обстановку, способствующие повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса, улучшению физического и эмоционально-психического состояния обучающихся:

дыхательные упражнения оптимизируют газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков лёгких, производят массаж органов брюшной полости, способствуют общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Они успокаивают и способствуют концентрации внимания;

дифференцированный логопедический массаж или самомассаж - часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств;

упражнения для развития мелкой моторики или пальчиковая гимнастика, так как при любом двигательном тренинге упражняется не рука, а мозг;

различные виды артикуляционной гимнастики или биоэнергопластика (в зависимости от диагноза ребёнка и его проявлений в отдельных случаях).

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

логоритмические упражнения (развитие ритмических способностей) под счёт, музыку, стихотворные строки;

формирование пространственных и квазипространственных представлений;

кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие;

проговаривание слов доступного слогового класса с постоянным «заступанием» в зону ближайшего развития.

Итоговая диагностика по завершению курса реабилитации показывает повышение уровня речевого развития детей: улучшение навыков построения связного высказывания, увеличение пассивного и активного словарного запаса, развитие связной речи, автоматизацию и дифференциацию оппозиционных звуков. Кроме того, у детей формируются навыки учебной деятельности, развивается внимание, наблюдательность, память, мышление; укрепляются мышцы языка и губ, развивается их подвижность.

Преодолевая нарушения речи, связанные со слоговой структурой, ребята учатся правильно произносить слова,  согласовывать их в роде, числе и падеже; правильно употреблять предложно-падежные конструкции; распространять предложения.

Преодоление нарушений слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, на усвоение звукового анализа, на письмо и чтение.

 

 

 

Учитель-логопед  М.С. Мирошникова