Формирование слоговой структуры слова у детей с ТНР
В Краевом реабилитационном центре «Орленок» особое внимание уделяется проблеме речевого нарушения детей с частичным или полным отсутствием вербального общения, с целью их социальной адаптации и интеграции в общество.
Все коррекционно-развивающие занятия с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребёнка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.
Работа с обучающимися с ТНР включает в себя коррекционно-развивающие занятия с целью последовательного систематического формирования слоговой структуры слова, навыков правильного произношения слов разной степени сложности.
Слоговая структура слова – это взаиморасположение и связь слогов в слове. Важнейшее значение в работе по её формированию имеет индивидуальный подход к детям, который предполагает учёт психических особенностей, работоспособность, речевые возможности обучающегося и характер нарушения. Поэтому работу по формированию слоговой структуры слова в Краевом реабилитационном центре «Орлёнок» логопеды проводят индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.
Занимаясь с детьми с речевыми проблемами, педагоги используют здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие благоприятную психологическую и педагогическую обстановку, способствующие повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса, улучшению физического и эмоционально-психического состояния обучающихся:
дыхательные упражнения оптимизируют газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков лёгких, производят массаж органов брюшной полости, способствуют общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Они успокаивают и способствуют концентрации внимания;
дифференцированный логопедический массаж или самомассаж - часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств;
упражнения для развития мелкой моторики или пальчиковая гимнастика, так как при любом двигательном тренинге упражняется не рука, а мозг;
различные виды артикуляционной гимнастики или биоэнергопластика (в зависимости от диагноза ребёнка и его проявлений в отдельных случаях).
Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
логоритмические упражнения (развитие ритмических способностей) под счёт, музыку, стихотворные строки;
формирование пространственных и квазипространственных представлений;
кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие;
проговаривание слов доступного слогового класса с постоянным «заступанием» в зону ближайшего развития.
Итоговая диагностика по завершению курса реабилитации показывает повышение уровня речевого развития детей: улучшение навыков построения связного высказывания, увеличение пассивного и активного словарного запаса, развитие связной речи, автоматизацию и дифференциацию оппозиционных звуков. Кроме того, у детей формируются навыки учебной деятельности, развивается внимание, наблюдательность, память, мышление; укрепляются мышцы языка и губ, развивается их подвижность.
Преодолевая нарушения речи, связанные со слоговой структурой, ребята учатся правильно произносить слова, согласовывать их в роде, числе и падеже; правильно употреблять предложно-падежные конструкции; распространять предложения.
Преодоление нарушений слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, на усвоение звукового анализа, на письмо и чтение.
Учитель-логопед М.С. Мирошникова