2023

Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за I квартал 2023 года.

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Итоги

работы  государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок»  за I  квартал 2023 года

         

          Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» создан как центр медико-психолого-педагогической реабилитации и является учреждением  социального обслуживания государственной системы социальной защиты населения Ставропольского края.

          Коечная мощность  стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными  возможностями   составляла  30 мест, стационарного отделения реабилитации детей-инвалидов  «Мать и дитя»   - 60 койко-мест.

          В I квартале 2023 года Центр принял на реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья  из 33 муниципальных округов и городов Ставропольского края.

          Реабилитационный период составляет 22 дня, количество заездов – 3.

          В отчетном периоде было принято 355 получателей социальных услуг, из них несовершеннолетних - 237 и 118 сопровождающих лиц.

          В стационарное отделении для детей и подростков  с ограниченными возможностями -  109 детей из 98 семей, из них:

  • детей с ограниченными возможностями здоровья -  16 чел;
  • детей-инвалидов - 93 ребенка.

 

 

Количество обратившихся в I квартале 2022 года

Количество обратившихся в I квартале 2023 года

Отклонение (+-)

Всего

130

109

-21

Дети-инвалиды

12

16

+4

Дети с ОВЗ

118

93

-25

 

           В стационарном отделении «Мать и дитя»     на реабилитацию принято  237 несовершеннолетних получателей социальных услуг в сопровождении  118  законных представителей  из 118 семей; детей-инвалидов – 83 человека, детей с ограниченными возможностями здоровья – 45 человек.

 

Количество обратившихся в I квартале  2022 года

Количество обратившихся в I квартале  2023  года

Отклонение (+-)

Всего

222

246

+24

Дети-инвалиды

81

83

+2

Дети с ОВЗ

39

45

+6

Сопровождающие

102

118

+16

          Детей из:

          неполных семей -  33  чел.;

          многодетных семей - 24 чел.;

          малообеспеченных семей -  1 чел.

          Впервые для прохождения курса реабилитации приняты:

          в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями -  78 детей;

          в стационарное отделение  «Мать и дитя» - 69 детей  из 65 семей.

          Количество повторно обратившихся для прохождения курса реабилитации  составило  90 детей:

          в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 31 несовершеннолетний получатель социальных услуг;

          в стационарное отделение «Мать и дитя»  - 59 детей из 53 семей.

          Выполнение плана койко-дней по учреждению в I квартале в целом  составило 6498 при плане  6840 или 95 %;

           в разрезе  стационарных отделений:

          стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями -   койко-дней;

          стационарное отделение «Мать и дитя» -  койко-дней.

          Реабилитационный процесс в I квартале 2023 года  завершили 173 несовершеннолетних получателя социальных услуг, в т.ч.:

          в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 81 ребенок,

          в стационарном отделении «Мать и дитя» - 92 несовершеннолетних получателя социальных услуг в сопровождении 87 законных представителя.

          Несовершеннолетним получателям социальных услуг оказано:

          всего – 70729 услуг, в т.ч.,

          в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 35509,

          в стационарном отделении «Мать и дитя» - 35220.

 

          Отделение социально-медицинской  реабилитации

          В I квартале 2023 года в отделение социально-медицинской реабилитации учреждения поступили  дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом со средними и выраженными нарушениями со стороны нервной системы, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом,  дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.

          Возрастная градация получателей социальных услуг, в том числе детей-инвалидов:

 

 

от 3 до 6 лет

от 7 до 10 лет

от 11 до 14 лет

от 15 до 18 лет

 

от 3 до 6 лет

от 7 до 10 лет

от 11  до 14 лет

от 15 до 18 лет

Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ

3

(2,7%)

38

(34,9%)

57

 (52,3%)

11

 10,1%)

Стационарное отделение «Мать и дитя»

57

 (44,5%)

42

(32,8%)

22

(17,2%)

7

 (5,5%)

0

4

8

4

24

30

22

7

 

 

от 3 до 6 лет

от 7 до 11 лет

от 12 до 18 лет

итого

мальчики

9

6

16

9

10

9

15

15

10

11

8

10

29

26

39

34

девочки

4

6

4

6

6

12

15

17

10

12

10

7

20

30

29

30

Итого:

13

12

20

15

16

21

30

32

20

23

18

17

49

56

68

64

мальчики

40

49

39

128

девочки

20

50

39

109

 

Структура заболеваемости детей, поступивших на

реабилитацию

 

Наименование болезни

код

по МКБ-Х

I квартал

2022 г.

некоторые инфекционные и паразитарные болезни

АОО-B99

0

вираж Манту

R76.1

0

хр. вирусные гепатиты

В15-В19

0

болезни крови, кроветворных органов

D50-D89

0

болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушение обмена веществ

E00-E89

1

в том числе сахарный диабет 2 типа

Е10-Е14

0

болезни нервной системы

G00-G99

74

в том числе ДЦП

G80

19

психические расстройства

F00-F99

54

болезни глаза и его придаточного аппарата

H00-H59

4

болезни уха и сосцевидного отростка

H60-H95

7

болезни органов дыхания

J00-J99

27

в том числе бронхиальная астма

J45

3

болезни системы кровообращения

I00-I99

0

болезни органов пищеварения

K00-K93

6

болезни кожи и подкожно жировой клетчатки

L00-L99

0

в том числе

аллергический дерматит

L20

0

болезни костно-мышечной системы

M00-M99

41

болезни мочеполовой системы

N00-N99

2

врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

Q00-Q99

21

В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию в I квартале 2022 года, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата)  - занимают  31%;

          психические расстройства занимают второе место по частоте встречаемости  - 23%;

          на третьем месте заболевания костно-мышечной системы  - 17%;

          другие заболевания - 29%.

          В течение реабилитационного процесса за здоровьем детей велось динамическое наблюдение врачом-педиатром.

          Медицинским персоналом отделения проводились беседы о влиянии физических упражнений, массажа и других процедур на организм ребёнка, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.

          Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые,  врачебные лекции о методах оздоровления, профилактике заболеваний и на другие актуальные темы.

          В отчетном периоде специалистами  отделения  социально-медицинской реабилитации были предоставлены следующие услуги: лечебная физкультура с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапия: электростимуляция, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение,  водолечение, кислородный коктейль,  щелочные ингаляции, ароматерапия, скипидарные ванночки, галотерапия, механотерапия с использованием вертикализаторов, аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапия.

          В I квартале 2023 года специалистами отделением  было оказано 23774 услуги, в т.ч.:

          стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями  -  9882 услуги;

          стационарное отделение «Мать и дитя» - 13892 услуги.

Результаты проведенных мероприятий медицинской реабилитации:

 

Наименование  показателя

Количество детей

I квартал 2023

чел.

%

поступивших  на оздоровление

237

100

завершивших  в отчетный период

173

100

выбывших с улучшением

173

100

без перемен

0

0

 

Показатели физического развития

Наименование показателя

Данные показателя

Количество детей с нормосомией

215

156

Количество детей с гиперсомией

14

11

Количество детей с гипотрофией

8

6

I степени

8

6

II степени

0

 

III степени

0

 

 

 

          Стационарное  отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

          В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями сформированы реабилитационные группы, объединяющие детей по полу и возрасту.

За отчётный период  в стационарное отделении для детей и подростков  с ограниченными возможностями принято 109 детей из 98 семей, реабилитацию в отделении завершили 81 несовершеннолетний получатель социальных услуг, из которых – 12 детей-инвалидов. 

          Реабилитационная работа была направлена на расширение навыков социализации и приобретение детьми социальных знаний.

Специалистами стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в течение I квартала 2023 года несовершеннолетним  было оказано 20156 услуг, из них 3092 - детям-инвалидам и 17064 детям с ограниченными возможностями:

          социально-педагогические, всего – 9341,

          детям с ограниченными возможностями 7880,             

          детям-инвалидам 1461;

          социально-бытовые, всего  10258,

          детям с ограниченными возможностями 8710,         

          детям-инвалидам 1548;

          социально-правовые, всего -  235,

детям с ограниченными возможностями - 200,  детям-инвалидам35;

          услуги в повышении коммуникативного потенциала, всего – 322,

детям с ограниченными возможностями 274, детям-инвалидам 48.

          Воспитатели отделения использовали индивидуальные и групповые формы работы. В отделении реализуются программы социально-гуманитарной направленности: «Академия успеха», «Я - гражданин России», «Азбука нравственности», «Сам себе волшебник»; художественной направленности: «ВундерКиндер», «Пальчиковый театр».

Занятия содержали упражнения, игры, беседы, направленные на развитие коммуникативных способностей, самопознание, обучение приёмам межличностного общения.

В реализацию  программы «Академия успеха» был включен 51 несовершеннолетний получатель социальных услуг, в том числе: дети-инвалиды - 10 чел., дети с ОВЗ - 41 чел.

Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартал – 459, из них: 90 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 369 услуг.

          Занятия способствовали закреплению знаний о собственных  правах и обязанностях, приобретению детьми навыков по разрешению жизненных ситуаций, связанной с адаптацией и социализацией их в обществе.

По  программе «Азбука нравственности» обучение прошли 28 человек, из них: инвалидов - 3 чел., детей с ОВЗ - 25 чел.

Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе – 168 из них: 18 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 150 услуг.

  Занятия содержали игровые упражнения, конкурсы, викторины, путешествие по станциям направленные на развитие нравственных качеств.

Реализация  программы способствовала формированию навыков и привычек нравственного поведения, улучшению психоэмоционального состояния детей, накоплению знаний о морали, моральных нормах.

В занятиях по программе «Я - гражданин России» участвовало 23 человека, из них: инвалидов - 7 чел., детей с ОВЗ - 16 чел.

Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартале – 138, из них: 42 услуг детям-инвалидам,  детям с ОВЗ – 96 услуг.

В отчётный период с детьми проводились познавательно-развлекательные мероприятия, игровые программы, беседы, развивающие игры, викторины, занятия по тематике программы.

Реализация программы способствовала формированию у детей социальной активности, гражданской ответственности.

В 1 квартале 2023 года по  программе «ВундерКиндер» обучение прошел   51 ребёнок, из них: дети-инвалиды - 10 чел., дети с ОВЗ - 41 чел.

Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартале – 306 из них: 60 услуг  детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 246 услуг.

          В отчётный период с детьми проводились занятия в форме бесед и практических работ по  двум разделам: «Вытынанка» и «Плетенка».

Реализация программы способствовала расширению  представления у детей о многообразии видов декоративно-прикладного искусства;  развитию конструктивных, познавательных, творчески и художественных способностей, трудолюбия и аккуратности, повышению  уровня художественно-эстетического вкуса.

В работу по  программе «Пальчиковый театр» было включено 29 человек: 1 ребёнок-инвалид и 28 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартале – 174 услуги, в том числе 6 услуг ребёнку-инвалиду, детям с ОВЗ – 168 услуг.

Реализация программы содействовала развитию у детей интереса к театру, как к виду искусства, развитию художественного и ассоциативного мышления, культуры и техники речи, памяти, воображения, артистических способностей, сплочению детского коллектива, воспитанию положительного отношения к совместным действиям.

В 1 квартале 2023 года в работу по программе «Сам себе волшебник» было включено 29 человек, в том числе 1 ребёнок-инвалид и 28 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартале – 174 услуги: 6 услуг ребёнку-инвалиду,  детям с ОВЗ – 168 услуг.

В отчетный период с детьми проводились занятия, беседы, ролевых игры, викторины, познавательные мероприятия, дидактические игр.

          Реализация программы содействовала развитию у детей интереса к произведениям русского народного фольклора, активизации словарного запаса обучающихся, формированию положительно-коммуникативного взаимодействия между обучающимися на примере сказочных персонажей.

В основе воспитательной системы реабилитационного периода лежит деятельность молодёжного правительства республики «РИТМ - О», которая действует в стационарном отделении на протяжении всего квартала.     «РИТМ-О» - детская организация, целью деятельности которой является социализация частоболеющих детей-инвалидов, овладение детьми умениями и навыками управления в первичном коллективе, развитие и формирование взаимопомощи детей через различные формы деятельности, обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации, создание условий для взаимоинтеграции детей-инвалидов и частоболеющих детей. 

Программа работает по направлениям: «Интеллект», «Экология», «Нравственность», «Досуг». Мероприятия программы: тематические часы, викторины, информационные и познавательные часы, конкурсы, уроки мужества, игровые программы, правовые программы, театрализованные представления и др.

По результатам анкетирования за I квартал из 77 опрошенных: 60 чел. (78%) довольны пребыванием в Центре, 14 чел. (18%) не очень нравится, 3 чел. (4%) затрудняются ответить; совсем не нравится – 0 чел.; 76 чел. (99%), были активными участниками всех мероприятий, не принимало участие  – 1 чел.(1%), 71 чел.(92%) будут рекомендовать Центр своим друзьям, 6 чел. (8%) с ответом не определились.   

    

          Стационарное отделение «Мать и дитя»

В I квартале 2023 года в стационарном отделении  реабилитацию прошел 92 несовершеннолетних получателя социальных услуг в сопровождении 87 законных представителей из 87 семей.  Результаты первичной диагностики детей показали, что 14 детей самостоятельно не передвигаются, у 30 детей не сформирована речь.

Специалистами отделения в первом квартале  по программам «Детский АРТ-базар», «Технология добра» было оказано 1321 социально- педагогическая услуга,  из них детям-инвалидам - 861 услуга, 460 услуг -  детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 6 лет.

          В работе использовались групповые и индивидуальные занятия с использованием нетрадиционных методик, занятия в игровых зонах «Семья», «Кухня», «Больница», «Школа», «Ветеринарная клиника», «Гараж», «Магазин», «Парикмахерская», «Кукольный театр», «Музыкальный уголок», «Мастерская», «Уголок изобразительной деятельности», «Движение и ритм», театрализованные представления, мероприятия по организации досуга.

В результате проведённых занятий по данной программе педагоги отмечают, что сюжетно-ролевые игры благоприятно влияют на общее состояние детей, снимают психоэмоциональное напряжение, создают положительный настрой на взаимодействие детей с педагогам, повышают концентрацию внимания, усидчивость, развивают творческие способности.

В процессе занятий дети знакомились  с профессиональной деятельностью врача, учителя, педагога, продавца, парикмахера, водителя-ремонтника, учились  взаимодействовать в сюжетной игре, создавать собственные игровые сюжеты.

          В «Уголке изобразительной деятельности» специалистами проведены занятия по арт-терапии с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

          Для снижения мышечного тонуса рук, физического и эмоционального напряжения специалистами использовалась пальчиковая гимнастика, проводились физкультминутки с использованием спортивного инвентаря: шаров, лент, канатов; музыкальных инструментов: трещёток, бубна, тамбурина, барабана, маракасов.  

По программе «Технология добра» педагоги использовали разнообразные формы досуговой  деятельности: праздники, тематические вечера, театрализованные постановки, спортивные соревнования, конкурсно-игровые программы, викторины, КТД, мастер-классы. Разрабатывали сценарий, беседовали  с детьми о предстоящем мероприятии, подбирали музыкальный репертуар, разучивали тематические стихи и песни, готовили атрибуты для проведения конкурсов, игр, эстафет.

В результате занятий у детей улучшилась двигательная активность, умение ориентироваться в пространстве, ребята стали чувствовать настроение музыки, многие запомнили слова песенок, появилась раскрепощённость в движениях.

          В рамках реализации методики «Пластилиновые чудеса» проведены занятия по лепке из пластилина, которые представляют собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми элементами.

Все занятия по методической разработке «Пластилиновые чудеса» способствовали объединению детей и родителей в совместной деятельности, повышению уверенности в своих силах, социальной адаптации.

Предлагаемая методическая разработка

На занятиях по методике «Веселый художник» социальные педагоги учили правильно держать карандаш, фломастер, добиваться свободного движения руки с карандашом в процессе рисования, изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек).

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

          В рамках реализации методики «Весёлый художник» проведены занятия с использованием нетрадиционных техник - рисование ватными палочками, рисование в технике обрывания и тычкования, рисование в технике печати по трафарету, рисование восковыми мелками.

         

Отделение психолого-педагогической помощи

          Работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи велась по общеразвивающим программам социально-педагогической направленности:

          В I квартале 2023 года по программе социально-педагогической направленности «Радуга» прошли обучение  77 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя.

          На начальном этапе реабилитации психологами отделения психолого- педагогической помощи проводилась диагностическая работа с обучающимися, в процессе чего были выявлены следующие проблемы: двигательных навыков:

          проблемы с крупной (общей) моторикой у 36 %;

          проблемы с мелкой (тонкой) моторикой 78 %;

          расстройство психоэмоциональной сферы:

          повышенное эмоциональное напряжение 38,2 %

          снижен эмоциональный фон 42,4%;

          необходимость в стабилизации психоэмоционального состояния у 36,2%;

          повышенная тревожность у 86,2%;

          повышенная психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 28,2%;

          когнитивные процессы:

          низкая концентрация внимания у 58,6%

          низкий уровень устойчивости внимания у 48,2%

          низкая познавательная активность у 58%;

          расстройство личностного развития:

          снижена мотивация на выполнение предложенных заданий у 54,2%;

          отсутствие уверенности в себе (пессимистическое настроение) у 22%;

          отсутствие самостоятельности у 36%;

          особенности межличностного взаимодействия:

          трудности в установлении контакта с другими детьми у 62,4%;

          отсутствие навыков межличностного общения 72,2%

          В процессе реабилитационного периода с обучающимися была проведена индивидуальная работа, основными задачами которой являлось:

          создание комфортных условий для успешной адаптации детей к условиям учреждения;

          развитие индивидуальных особенностей детей:

мелкой и крупной моторики;

эмоциональной сферы ;

когнитивной сферы;

познавательной сферы;

навыков межличностного общения;

социальных навыков и социализации.

          Для реализации поставленных задач использовалась среда темной сенсорной и светлой сенсорной комнат, комната ароматерапии.

          Коррекционно-развивающие занятия включали: арт-терапию, песочную терапию, ароматерапия, сказкотерапию, игротерапию.

          Все технологии, используемые в практической деятельности, реализовали потребности детей в творчестве, познании, самореализации, позитивном отклике. Дети получали незабываемые, положительные эмоции.

          Для социальной и психологической адаптации детей было создано единое игровое и развивающее реабилитационное пространство, которое способствовало формированию адекватных форм поведения, целостному психическому, физическому, умственному и духовному развитию детей.

          Каждое занятие с детьми начиналось с установления контакта и развития мотивации на дальнейшую деятельность, которое проходило в атмосфере принятия, открытости, взаимодоверия и любви.

          Занятия игротерапии проходили в светлой сенсорной комнате с использованием сухого углового бассейна и мягких цветных модулей и были направлены на коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрового материала. Игровые коррекционные занятия способствовали развитию навыков адаптации, социализации и самообслуживания. Для сенсомоторного развития использовались панели по методам М. Монтессори, состоящие из элементов используемых в обычной жизни (замки, выключатели, разетки, шнуровка и т.д).

          Занятия по снятию эмоционального напряжения проводились с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты и комнаты ароматерапии.

          Занятия арт-терапии включали совместные рисунки с родителями, «Монотипия», «Стеклянный мольберт», работа с цветной бумагой, песочная терапия, проводилась работа по гармонизации детско-родительских отношений.

          В арт-терапевтической работе использовались технологии с применением пальчиковых красок, которые способствовали снижению спастики, уменьшению гиперкинезов, повышению эмоционального фона и творческой активности. В процессе работы наблюдалась положительная динамика в виде улучшения навыков общения. На занятиях дети освоили и приобрели новые творческие навыки. Улучшились процессы самораскрытия и взаимодействия с психологом. Улучшилась продуктивность деятельности, повысилась устойчивость внимания во время занятий, улучшилась тактильная чувствительность.

          Работа с родителями являлась важной составляющей реабилитационного процесса и необходимой для закрепления достигнутого результата, родителей знакомили с методами и приемами коррекционной работы, для дальнейшего использования в домашних условиях. Психологическая помощь семьям, направлена на принятие особенного ребенка, снижение семейного стресса и предотвращение дистресса.

          Участвуя в совместных занятиях, родители учились конструктивному взаимодействию, имели возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации.

          Мониторинг реализации программы выявил в результате работы;

улучшение двигательных навыков:

улучшение крупной (общей) моторикой у 35 %;

улучшение мелкой (тонкой) моторикой у 77,4%

стабилизация психоэмоциональной сферы:

снижение эмоционального напряжения у 36 %;

повышение эмоционального фона у 40%;

стабилизация психоэмоционального состояния у 34,2 %;

снизилась тревожность 82,2%;

снизилась психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 26%.

улучшение когнитивных процессов:

повысилась концентрация внимания у 56%;

повысился уровень устойчивости внимания у 32,2%;

повысилась познавательная активность у 58%;

формирование личностного развития:

сформировалась мотивация на выполнение предложенных заданий у 46,2%;

развилась уверенность в себе у 20,2 %;

проявилась самостоятельность у 33,8 %.

особенности межличностного взаимодействия:

преодолены трудности в установлении контакта с другими детьми у 56,8% детей;

сформировались навыки межличностного общения у 68,4%.

          По программе «Альтернативные аугментативные способы коммуникации» проведена индивидуальная работа с 15 обучающимся стационарного отделения «Мать и дитя».

          Занятия проводились в индивидуальной форме. Было определено и согласовано расписание (с учетом возрастных, психоэмоциональных и физических возможностей ребенка).

          Была проведена диагностика, в результате которой было выявлено:

  1. наличие звукокомплексов – 58,2%
  2. связь звуковых выражений с каким-либо значением. Соотношение реакции обращение, привлечение к себе внимания, требование - 86,2%

отклонение предмета - 12,6%, выполнение действия - 96,2 %, протест детей - 15,3%

  1. возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды - 92,4%
  2. наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 100%
  3. внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 100%
  4. реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 56%
  5. выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение – 68,2%, отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 6,2%
  6. концентрация внимания у детей снижена- 82%
  7. использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 72,4%
  8. реакция на обращение у детей - 72 %
  9. реакция на собственное имя у детей - 92 %
  10. возможность устно выразить свои повседневные потребности у детей - 78%
  11. мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей - 96 %
  12. общее психическое состояние пассивный- 12,2%, вялый - 26%, бодрый - 48,2%
  13. общее моторное развитие. Снижение мелкой моторики – 52,6 %
  14. пищевое поведение в норме у детей - 100%
  15. координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 42,2%
  16. проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей - 84,2%.

           Организуя работу с детьми, особое внимание уделялось: подражанию взрослому (его движениям, словам), наличию эмоционального контакта между взрослым и ребенком; в совместной деятельности присутствовали элементы игры и обучения; пройденный материал многократно повторялся для закрепления умений, знаний, навыков; содержание материала соответствовал опыту детей; уровень сложности материала адекватен индивидуальным особенностям ребенка. Усложнялись задания по развитию слухового восприятия речи постепенно. Проводились занятия по звукоподражанию, затем включались короткие слова, короткие и длинные фразы.

          На занятиях дети учились воспринимать, соотносить и дефферинцировать на слух звуки, определять громкость, силу, темп, направленность звуков, что способствовало появлению новых коротких слов, фраз и развернутых предложений.

          Специалист обучал родителей правильной и последовательной работе с детьми. Давал все необходимые рекомендации по выполнению и закреплению пройденного материала.

          В результате работы наблюдались улучшения:

  1. наличие звукокомплексов – 86,8%
  2. связь звуковых выражений с каким-либо значением. Соотношение реакции обращение, привлечение к себе внимания, требование - 92,6%, отклонение предмета - 14,2% выполнения действия - 86,2%, протест детей -8,2%
  3. возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды у детей - 100%
  4. наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 100%
  5. внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 98,2%
  6. реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 96,2%
  7. Выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение - 92,6%

отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 8,2%

  1. улучшение концентрация внимания у детей - 100%
  2. использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 82,2%
  3. реакция на обращение у - 86,2%
  4. реакция на собственное имя у детей - 92,2%
  5. возможность устно выразить свои повседневные потребности у - 52,4%
  6. мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей -100%
  7. общее психическое состояние

пассивный - 8%, вялый - 28%, агрессивный -12%, бодрый - 52%

  1. общее моторное развитие. Улучшение моторных навыков - 46,1%
  2. пищевое поведение в норме у детей - 100%
  3. координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 38,4%
  4. проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей - у 100%.

          В групповую работу по адаптированным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности «Цвет Радости», «Мы из будущего» было включено 81 обучающихся (стационарное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями)

          На начальном этапе реабилитации была проведена диагностика, в ходе которой было выявлено:

  1. повышенный уровень эмоционального напряжения,

снижение эмоционального фона у 100%;

  1. повышенный уровень тревожности у 84,3%;
  2. слабо развиты навыки сотрудничества и коммуникативные умения у 43,3%;
  3. не сформированы навыки межличностного общения у 15,7%

          Педагогами-психологами       была проведена групповая и индивидуальная работа с целью создания и обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, создание условий для творческой самореализации обучающихся, создание условий для личностного развития, позитивной социализации, развития навыков общения в группе.

          Групповые занятия проводились в игровой форме, что способствовало повышению мотивации, заинтересованности в деятельности. Предложенные задания по арт-терапии выполняли с интересом, увлеченностью и удовольствием.

          Занятия по групповому сплочению, в целом дали положительную динамику, дети приобрели навыки саморегуляции и релаксации, снизился уровень тревожности, появилась заинтересованность в контакте с другими людьми, повысился эмоциональный фон, улучшились навыки общения в группе, навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, опыт совместного творчества, повысилась активность в совместной деятельности, стали более «открытыми», дружелюбными, позитивно настроены друг к другу. По ходу проведения занятий каждый участник проявлял активность в совместной деятельности, демонстрируя творческие способности.           Наблюдалось стремление к сотрудничеству, положительный настрой на совместную работу.

          Мониторинг реализации программы выявил в результате работы;

  1. снизился уровень эмоционального напряжения,

повышение эмоционального фона у 98,8 %;

  1. снижение тревожности у 76,2%;
  2. развитие навыков сотрудничества и коммуникативных умений у 43,3%;
  3. сформированы навыки межличностного общения у 15,7%.

          За отчетный период в адаптированной рабочей программе по использованию элементов игры в коррекции речевых нарушений «Мир звуков» (для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет ), приняли участие 108 обучающихся (стационарное отделение «Мать и дитя») и 17 обучающихся (стационарного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями)

          Коррекционная работа учителей-логопедов планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей детей. Результаты работы отражались в речевой карте.

          Логопедическая работа направлена на преодоление у детей речевых нарушений, путем проведения индивидуальных занятий. На занятиях использовались дидактические игры, кукольный театр для развития и закрепления словарного запаса детей, развитие мелкой моторики и психических процессов.

          Особое внимание уделялось проблеме логопедической помощи неговорящим детям с тяжёлыми нарушениями речи, с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. В работе с детьми с ограниченными возможностями по исправлению речевых нарушений специалисты отделения стали использовать такие инновационные технологии, как тейпирование в логопедии.

          Для достижения максимального эффекта специалисты отделения работали в комплексе: логопедический массаж плюс тейпирование.

          Логопедическое тейпирование способствовало преодолению речевых проблем каждого ребенка.

          В ходе первичной диагностики выявлено:

  1. снижение уровня речевого развития у 100%
  2. снижение пассивного и активного словарного запаса у 63,1%;

          3.не поставлены проблемные звуки речи у 22,3% ;

  1. не сформированны навыки учебной деятельности, (внимание, наблюдательность, память, мышление) у 44 %;
  2. тонус мышцы языка, губ, щек у 76 %

          В процессе реабилитации были проведены коррекционно-развивающие занятия:

     Автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»).

     Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах и словах ( по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка).

     Автоматизация звука [ц] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).

          Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразах (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).

           Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки К. Чуковского « Муха-цокотуха »).

          Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки « По щучьему велению»).

          Автоматизация звука [ч] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Э.Н. « Крокодил Гена и его друзья»).

          Автоматизация звука [л] в изолированном произношении, в слогах и словах (по мотивам русской народной сказки Э.Н. « Колобок »).

          В итоге проведенной логопедической работы у детей наблюдаются положительные результаты:

повышение уровеня речевого развития у 86,2%

увеличился пассивный и активный словарный запас у 58,2%

введены, автоматизированны и дифференцированны проблемные звуки у 20,2%;

сформированы навыки учебной деятельности, улучшилось внимание, наблюдательность, память, мышление у 42%;

укрепились мышцы языка, губ и щек, развилась их подвижность у 72,4%.

 

Отделение социальной реабилитации

          В I квартале 2023 года деятельность отделения осуществлялась в процессе проведения коррекционный-развивающих занятий по художественно-эстетической, социально-педагогической спортивно-оздоровительной направленности, которая проходила в индивидуальной, групповой и подгрупповой форме.

          Коррекционно-развивающая работа предполагала реализацию следующих задач:

          повышение уровня трудовых умений и навыков обучающихся по всем разделам программ;

          совершенствование мелкой моторики рук;

          коррекция нарушений двигательной сферы;

          развитие физических качеств;

          развитие музыкальных способностей;

          расширение словарного запас детей;

          развитию эстетического восприятия, познанию окружающего мира;

          формирование личностных качеств: трудолюбие, ответственность,

          совершенствование коммуникативных навыков.

          Достижению поставленных задач способствовала работа по дополнительным общеразвивающим программам: «Радуга творчества», «Домисолька», «Здоровячок», «Территория Здоровья», «Читалочка», «Позитив».

          Специалистами отделения в I квартале 2023 года предоставлено 7337 услуг несовершеннолетним получателям социальных услуг, в том числе детям-инвалидам – 2435 услуг, детям с ограниченными возможностями – 4902 услуги.

          В реабилитационном процессе использовались различные методики и техники: тестопластика, бисероплетение, алмазная мозаика, квиллинг, оригами, кардимейкинг, нетрадиционная аппликация и рисование, занятия музыкой с использованием музыкально - ритмических упражнений, физические и корригирующие упражнения, коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр, коррекционные занятия по формированию потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, в расширении их читательских интересов, консультации и мастер-классы для сопровождающих.

          В зависимости от поставленных задач на занятиях в творческих используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных детьми.

          На занятиях по адаптивной физической культуре формируются общие двигательные навыки, которые способствуют коррекции общей моторики, некоординированных, скованных движений, развитию быстроты и динамической координации. Используются различные методы обучения: игровой, соревновательный, словесный, наглядный. Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия. Основными средствами для решения задач являются: занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующие и укрепляющие упражнения, эстафеты и соревнования.

          Музыкальные занятия способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени. Занятия включают в себя различные виды деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические упражнения, игру на детских музыкальных инструментах. Занятия проводятся соответственно комплексному тематическому плану. Этапы работы и ее содержание соответствуют временам года, праздничным датам, а также возрастным особенностям детей и их возможностям. По содержанию занятие предполагает частую смену деятельности и это дает нужные результаты. Для достижения оптимальных результатов музыкальная деятельность организуется так, чтобы психо-физическая нагрузка на ребенка была равномерно распределена.

          В отчетный период на занятиях кружка «Развивайка» уделяли большое внимание нравственно-эстетическому, гражданско-правовому, патриотическому, экологическому, интеллектуально-познавательному воспитанию:

          для отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями обучение проводилось по  программе «Читалочка». В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения: работа с литературой: чтение литературных произведений разных жанров, тематические и библиотечные часы, беседы, круглые столы, самостоятельная работа и др.; игровая деятельность: конкурсы, игры, викторины, показ инсценировок и др. Были проведены мероприятия: беседа «Терроризм - угроза обществу», тематический час «Вам Ставрополье говорит спасибо».

          для детей стационарного отделения «Мать и дитя» реализованы занятия по программе  «Позитив»: познавательные мероприятия: тематические часы «Россия – наша Родина», «Хоровод сказок», «Мозаика рассказов», «Любимые стихи», «Литературна игра», «Крупицы народной мудрости».

В рамках всероссийского проекта «Десятилетие детства» были проведены следующие мероприятия: час мужества «День защитника Отчества», познавательный час «Маме посовещается», час безопасности «Этикет безопасного поведения в сети Интернета».

          В целях развития музыкальных способностей детей осуществлялась работа музыкального кружка «Веселые нотки» по следующим разделам: музыкально-ритмические движения; слушание музыки; песенное творчество, музицирование (игра на ДМИ).

          За I квартал 2022 года в отделении социальной реабилитации с участием сотрудников, сопровождающих, детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья было проведено: торжественных линеек -  3; праздничных концертов - 2: «Наша родина - Россия, и ее мы защитим»; «Сказочная весна».

          В песенный репертуар концертных программ были включены: В песенный репертуар были включены следующие музыкальные произведения: «Раз, два, левой», «Ты не бойся мама», «Вот мы какие», «Праздник мужчин», «Весна - красавица», «Весенний хоровод», «Веснушки», «Весна идет».

          Для игры были включены следующие произведения: «Во поле берёзка стояла», «Как под горкой», «Как у наших у ворот», «Ходит Ваня», «Я на горку шла», «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Ходит зайка по саду».

На заключительном этапе обучающиеся участвовали в концертных программах с музыкально-ритмическими композициями: «Дуняша», «Самолет», «Весенняя полька», «Солнышко лучистое», с выступлением шумового оркестра с репертуаром: «Задорная», «Марш».

          Диагностика:

          Стационарное отделение детей и подростков с ограниченными возможностями:

          Начало заезда:

          высокий уровень - 0 чел.(0%)

ближе к высокому - 0 чел.(0%)

средний уровень - 37 чел.( 66%)

ближе к низкому - 19 чел.(34%)

итоговая:

высокий уровень - 0 чел.(0%)

ближе к высокому - 36 чел.(64%)

средний уровень - 18 чел.( 32%)

ближе к низкому -2 чел. (4%)

          Всего -  57  несовершеннолетних получателя социальных услуг, из них 4 – дети-инвалиды.

          Стационарное отделение «Мать и дитя »

          Начало заезда:

          высокий уровень - 0 чел.(0%)

ближе к высокому - 0 чел.(0%)

средний уровень - 0 чел.(0 %)

ближе к низкому - 14 чел.(52%)

низкий уровень- 13 чел.( 48%)

итоговая:

высокий уровень - 0 чел.(0%)

ближе к высокому - 0 чел.(0%)

средний уровень - 10 чел.(37 %)

ближе к низкому -17 чел.(63%)

низкий уровень- 0 чел. (%)

          Всего - 27 несовершеннолетних получателей социальных услуг, из них 11 – дети-инвалиды

          В творческих мастерских «Вдохновение», «Бусинка», «Мукасолька», «Тестопластика», «Фантазёры» дети осваивали различные техники лепки из соленого теста, различные виды плетения из бисера, лент, обучились приемами техникам работы с различными материалами и инструментами по программе «Радуга творчества».

          Занятия были направлены на развитие художественного вкуса, самопознания, развитие мелкой моторики рук, внимания.

          В отчетный период детьми были изготовлены: «Бабочка» в технике «монотипия»; открытка «Мой папа герой» в технике «кадмейкинг»; коллаж рисование «Подарок папе»; «Стрекоза» в технике «бисероплетение»; «Браслет» в технике «бисероплетение»; «Корзина» в технике «тестопалстика»; «Подснежники» в технике «тестопалстика; «Лошадка» в технике конструирования; «Зайка» рисование в технике «штампования»; «Букет» в технике «фроттаж»; «Ёжик» в технике «паластинография».

          Были проведены мастер-классы в различных техниках ручного труда: в технике нетрадиционной аппликации «Подарки любимым» И.В.Можаренко; в технике «тестопластика» «Совушка - сова» С.И.Лапина; рисование в нетрадиционной технике «по манной крупе» «Зимнее чудо» Н.Т.Браславская; в технике «кардмейкинг» панно «Павлин» Г.В.Будагян.

          В конце каждого реабилитационного периода проводилась выставка детского творчества.

          Занятия по программе имеет положительную динамику, о чем свидетельствуют данные диагностики.

          Стационарное отделение «Мать и дитя»

          Начало заезда:

высокий уровень - 0 чел.(0%)

средний уровень - 18 чел.(20 %)

низкий уровень - 45 чел.( 49%)

очень низкий уровень - 29 чел.( 31%)

Конец заезда:

высокий уровень - 18 чел.(20%)

средний уровень - 45 чел.(49 %)

низкий уровень - 28 чел.( 30%)

очень  низкий уровень - 1 чел.( 1%)

          Всего – 92 несовершеннолетних получатель социальных услуг, в том числе -  61 -  дети-инвалиды.

          Стационарное отделение детей и подростков с ограниченными возможностями:

          Начало заезда:

высокий уровень - 0 чел.(0%)

средний уровень - 16 чел.(20 %)

низкий уровень- 65 чел.( 80%)

Конец заезда:

высокий уровень - 15 чел. (19%)

средний уровень - 65 чел.(80 %)

низкий уровень- 0 чел.( 0%)

          Всего - 81 несовершеннолетний получатель социальных услуг, в том числе -  12 - дети-инвалиды

          Развитие физического уровня детей и укрепление их здоровья одна из актуальных задач физкультурно-оздоровительной работы, которая осуществлялась через различные формы двигательной активности детей: физкультурные занятия, спортивные, подвижные и малоподвижные игры на кружке «Чемпион» по программе «Здоровячок» для детей стационарное отделение детей и подростков с ограниченными возможностями; для детей стационарного отделения «Мать и дитя» - «Территория Здоровья».

          Для обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя» были включены следующие занятия по формированию основных видов движений и развитию физических качеств: бег с изменением темпа в течение несколько минут; строевые упражнения; общеразвивающие упражнения на все группы мышц; игровые упражнения «Остановись», «Стоп игра», «Запретное движение», «Гусиный шаг»; сенсомоторные упражнения «Партизан», «Ползание на четвереньках»; упражнения на растяжку «Качалка», «Бревнышко», «Полетели», «Дотянись».

          Для обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями были включены следующие занятия: различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей, упражнения на равновесие и развитие координации, основные развивающие упражнения, подвижные игры: «Через болото», «Пятнашки», «Найди свой домик», «Мяч водящему».

          Занятия по программам имеет положительную динамику, о чем свидетельствуют данные диагностики.

          Стационарное отделение «Мать и дитя »

          Начало заезда:

          высокий уровень - 0 чел.(0%)

средний уровень - 49 чел.(54 %)

низкий уровень- 42чел.(46 %)

Конец заезда:

высокий уровень - 49 чел.(54%)

средний уровень - 30 чел.(33 %)

низкий уровень-12 чел.(13 %)

          Всего -  91 человек, из них – 61- ребенок-инвалид.

          Стационарное отделение детей и подростков с ограниченными возможностями:

          Начало заезда:

          высокий уровень - 0 чел.(0%)

средний уровень - 15 чел.(59%)

низкий уровень- 11 чел.(41 %)

Конец заезда:

высокий уровень - 6 чел.(23%)

средний уровень - 17чел.(65 %)

низкий уровень- 3 чел.(12 %)

          Всего 26 несовершеннолетних получателей социальных услуг, из них 3 – дети-инвалиды.

          В феврале в учреждении работала  «Межпоселенческая библиотека» Предгорного района п. Ясная Поляна с мероприятием «Вам Ставрополье говорит спасибо», где реабилитанты познакомились с основными этапами военных действий на Кавказе.

          В марте был проведен благотворительный концерт «Народы России», при участии Образцового ансамбля танца «Дружба Народов» и поддержке Президентского Фонда Культуры Инициатив, центра хореографического искусства «АРГО», продюсерского центра «Хрустальный источникЬ».