2023
Итоги работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за I квартал 2023 года.
Итоги
работы государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» за I квартал 2023 года
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орлёнок» создан как центр медико-психолого-педагогической реабилитации и является учреждением социального обслуживания государственной системы социальной защиты населения Ставропольского края.
Коечная мощность стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями составляла 30 мест, стационарного отделения реабилитации детей-инвалидов «Мать и дитя» - 60 койко-мест.
В I квартале 2023 года Центр принял на реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья из 33 муниципальных округов и городов Ставропольского края.
Реабилитационный период составляет 22 дня, количество заездов – 3.
В отчетном периоде было принято 355 получателей социальных услуг, из них несовершеннолетних - 237 и 118 сопровождающих лиц.
В стационарное отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями - 109 детей из 98 семей, из них:
- детей с ограниченными возможностями здоровья - 16 чел;
- детей-инвалидов - 93 ребенка.
|
Количество обратившихся в I квартале 2022 года |
Количество обратившихся в I квартале 2023 года |
Отклонение (+-) |
Всего |
130 |
109 |
-21 |
Дети-инвалиды |
12 |
16 |
+4 |
Дети с ОВЗ |
118 |
93 |
-25 |
В стационарном отделении «Мать и дитя» на реабилитацию принято 237 несовершеннолетних получателей социальных услуг в сопровождении 118 законных представителей из 118 семей; детей-инвалидов – 83 человека, детей с ограниченными возможностями здоровья – 45 человек.
|
Количество обратившихся в I квартале 2022 года |
Количество обратившихся в I квартале 2023 года |
Отклонение (+-) |
Всего |
222 |
246 |
+24 |
Дети-инвалиды |
81 |
83 |
+2 |
Дети с ОВЗ |
39 |
45 |
+6 |
Сопровождающие |
102 |
118 |
+16 |
Детей из:
неполных семей - 33 чел.;
многодетных семей - 24 чел.;
малообеспеченных семей - 1 чел.
Впервые для прохождения курса реабилитации приняты:
в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 78 детей;
в стационарное отделение «Мать и дитя» - 69 детей из 65 семей.
Количество повторно обратившихся для прохождения курса реабилитации составило 90 детей:
в стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 31 несовершеннолетний получатель социальных услуг;
в стационарное отделение «Мать и дитя» - 59 детей из 53 семей.
Выполнение плана койко-дней по учреждению в I квартале в целом составило 6498 при плане 6840 или 95 %;
в разрезе стационарных отделений:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - койко-дней;
стационарное отделение «Мать и дитя» - койко-дней.
Реабилитационный процесс в I квартале 2023 года завершили 173 несовершеннолетних получателя социальных услуг, в т.ч.:
в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 81 ребенок,
в стационарном отделении «Мать и дитя» - 92 несовершеннолетних получателя социальных услуг в сопровождении 87 законных представителя.
Несовершеннолетним получателям социальных услуг оказано:
всего – 70729 услуг, в т.ч.,
в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями – 35509,
в стационарном отделении «Мать и дитя» - 35220.
Отделение социально-медицинской реабилитации
В I квартале 2023 года в отделение социально-медицинской реабилитации учреждения поступили дети с заболеваниями неврологического профиля и нарушениями двигательной функции, в т.ч. с детским церебральным параличом со средними и выраженными нарушениями со стороны нервной системы, и преимущественно с положительным реабилитационным прогнозом, дети с прогнозом на инвалидность, но имеющие возможность при своевременно принятых мерах ими не стать.
Возрастная градация получателей социальных услуг, в том числе детей-инвалидов:
|
от 3 до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 18 лет |
|
от 3 до 6 лет |
от 7 до 10 лет |
от 11 до 14 лет |
от 15 до 18 лет |
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ОВ |
3 (2,7%) |
38 (34,9%) |
57 (52,3%) |
11 10,1%) |
Стационарное отделение «Мать и дитя» |
57 (44,5%) |
42 (32,8%) |
22 (17,2%) |
7 (5,5%) |
0 |
4 |
8 |
4 |
24 |
30 |
22 |
7 |
|
от 3 до 6 лет |
от 7 до 11 лет |
от 12 до 18 лет |
итого |
||||||||||||
мальчики |
9 |
6 |
16 |
9 |
10 |
9 |
15 |
15 |
10 |
11 |
8 |
10 |
29 |
26 |
39 |
34 |
девочки |
4 |
6 |
4 |
6 |
6 |
12 |
15 |
17 |
10 |
12 |
10 |
7 |
20 |
30 |
29 |
30 |
Итого: |
13 |
12 |
20 |
15 |
16 |
21 |
30 |
32 |
20 |
23 |
18 |
17 |
49 |
56 |
68 |
64 |
мальчики |
40 |
49 |
39 |
128 |
||||||||||||
девочки |
20 |
50 |
39 |
109 |
Структура заболеваемости детей, поступивших на
реабилитацию
Наименование болезни |
код по МКБ-Х |
I квартал 2022 г. |
некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
АОО-B99 |
0 |
вираж Манту |
R76.1 |
0 |
хр. вирусные гепатиты |
В15-В19 |
0 |
болезни крови, кроветворных органов |
D50-D89 |
0 |
болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушение обмена веществ |
E00-E89 |
1 |
в том числе сахарный диабет 2 типа |
Е10-Е14 |
0 |
болезни нервной системы |
G00-G99 |
74 |
в том числе ДЦП |
G80 |
19 |
психические расстройства |
F00-F99 |
54 |
болезни глаза и его придаточного аппарата |
H00-H59 |
4 |
болезни уха и сосцевидного отростка |
H60-H95 |
7 |
болезни органов дыхания |
J00-J99 |
27 |
в том числе бронхиальная астма |
J45 |
3 |
болезни системы кровообращения |
I00-I99 |
0 |
болезни органов пищеварения |
K00-K93 |
6 |
болезни кожи и подкожно жировой клетчатки |
L00-L99 |
0 |
в том числе аллергический дерматит |
L20 |
0 |
болезни костно-мышечной системы |
M00-M99 |
41 |
болезни мочеполовой системы |
N00-N99 |
2 |
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения |
Q00-Q99 |
21 |
В структуре заболеваемости детей-инвалидов, поступивших на реабилитацию в I квартале 2022 года, болезни нервной системы (основным клиническим синдромом, которых является поражение опорно-двигательного аппарата) - занимают 31%;
психические расстройства занимают второе место по частоте встречаемости - 23%;
на третьем месте заболевания костно-мышечной системы - 17%;
другие заболевания - 29%.
В течение реабилитационного процесса за здоровьем детей велось динамическое наблюдение врачом-педиатром.
Медицинским персоналом отделения проводились беседы о влиянии физических упражнений, массажа и других процедур на организм ребёнка, методах восстановления двигательных и простых бытовых навыков (самообслуживание, ходьба и др.), велось консультирование по применению реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые, врачебные лекции о методах оздоровления, профилактике заболеваний и на другие актуальные темы.
В отчетном периоде специалистами отделения социально-медицинской реабилитации были предоставлены следующие услуги: лечебная физкультура с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапия: электростимуляция, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение, водолечение, кислородный коктейль, щелочные ингаляции, ароматерапия, скипидарные ванночки, галотерапия, механотерапия с использованием вертикализаторов, аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапия.
В I квартале 2023 года специалистами отделением было оказано 23774 услуги, в т.ч.:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями - 9882 услуги;
стационарное отделение «Мать и дитя» - 13892 услуги.
Результаты проведенных мероприятий медицинской реабилитации:
Наименование показателя |
Количество детей I квартал 2023 |
|
чел. |
% |
|
поступивших на оздоровление |
237 |
100 |
завершивших в отчетный период |
173 |
100 |
выбывших с улучшением |
173 |
100 |
без перемен |
0 |
0 |
Показатели физического развития
Наименование показателя |
Данные показателя |
|
Количество детей с нормосомией |
215 |
156 |
Количество детей с гиперсомией |
14 |
11 |
Количество детей с гипотрофией |
8 |
6 |
I степени |
8 |
6 |
II степени |
0 |
|
III степени |
0 |
|
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
В стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями сформированы реабилитационные группы, объединяющие детей по полу и возрасту.
За отчётный период в стационарное отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями принято 109 детей из 98 семей, реабилитацию в отделении завершили 81 несовершеннолетний получатель социальных услуг, из которых – 12 детей-инвалидов.
Реабилитационная работа была направлена на расширение навыков социализации и приобретение детьми социальных знаний.
Специалистами стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в течение I квартала 2023 года несовершеннолетним было оказано 20156 услуг, из них 3092 - детям-инвалидам и 17064 детям с ограниченными возможностями:
социально-педагогические, всего – 9341,
детям с ограниченными возможностями – 7880,
детям-инвалидам – 1461;
социально-бытовые, всего 10258,
детям с ограниченными возможностями – 8710,
детям-инвалидам – 1548;
социально-правовые, всего - 235,
детям с ограниченными возможностями - 200, детям-инвалидам – 35;
услуги в повышении коммуникативного потенциала, всего – 322,
детям с ограниченными возможностями – 274, детям-инвалидам – 48.
Воспитатели отделения использовали индивидуальные и групповые формы работы. В отделении реализуются программы социально-гуманитарной направленности: «Академия успеха», «Я - гражданин России», «Азбука нравственности», «Сам себе волшебник»; художественной направленности: «ВундерКиндер», «Пальчиковый театр».
Занятия содержали упражнения, игры, беседы, направленные на развитие коммуникативных способностей, самопознание, обучение приёмам межличностного общения.
В реализацию программы «Академия успеха» был включен 51 несовершеннолетний получатель социальных услуг, в том числе: дети-инвалиды - 10 чел., дети с ОВЗ - 41 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартал – 459, из них: 90 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 369 услуг.
Занятия способствовали закреплению знаний о собственных правах и обязанностях, приобретению детьми навыков по разрешению жизненных ситуаций, связанной с адаптацией и социализацией их в обществе.
По программе «Азбука нравственности» обучение прошли 28 человек, из них: инвалидов - 3 чел., детей с ОВЗ - 25 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе – 168 из них: 18 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 150 услуг.
Занятия содержали игровые упражнения, конкурсы, викторины, путешествие по станциям направленные на развитие нравственных качеств.
Реализация программы способствовала формированию навыков и привычек нравственного поведения, улучшению психоэмоционального состояния детей, накоплению знаний о морали, моральных нормах.
В занятиях по программе «Я - гражданин России» участвовало 23 человека, из них: инвалидов - 7 чел., детей с ОВЗ - 16 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартале – 138, из них: 42 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 96 услуг.
В отчётный период с детьми проводились познавательно-развлекательные мероприятия, игровые программы, беседы, развивающие игры, викторины, занятия по тематике программы.
Реализация программы способствовала формированию у детей социальной активности, гражданской ответственности.
В 1 квартале 2023 года по программе «ВундерКиндер» обучение прошел 51 ребёнок, из них: дети-инвалиды - 10 чел., дети с ОВЗ - 41 чел.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартале – 306 из них: 60 услуг детям-инвалидам, детям с ОВЗ – 246 услуг.
В отчётный период с детьми проводились занятия в форме бесед и практических работ по двум разделам: «Вытынанка» и «Плетенка».
Реализация программы способствовала расширению представления у детей о многообразии видов декоративно-прикладного искусства; развитию конструктивных, познавательных, творчески и художественных способностей, трудолюбия и аккуратности, повышению уровня художественно-эстетического вкуса.
В работу по программе «Пальчиковый театр» было включено 29 человек: 1 ребёнок-инвалид и 28 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартале – 174 услуги, в том числе 6 услуг ребёнку-инвалиду, детям с ОВЗ – 168 услуг.
Реализация программы содействовала развитию у детей интереса к театру, как к виду искусства, развитию художественного и ассоциативного мышления, культуры и техники речи, памяти, воображения, артистических способностей, сплочению детского коллектива, воспитанию положительного отношения к совместным действиям.
В 1 квартале 2023 года в работу по программе «Сам себе волшебник» было включено 29 человек, в том числе 1 ребёнок-инвалид и 28 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общее количество социально-педагогических услуг, оказанных по программе в 1 квартале – 174 услуги: 6 услуг ребёнку-инвалиду, детям с ОВЗ – 168 услуг.
В отчетный период с детьми проводились занятия, беседы, ролевых игры, викторины, познавательные мероприятия, дидактические игр.
Реализация программы содействовала развитию у детей интереса к произведениям русского народного фольклора, активизации словарного запаса обучающихся, формированию положительно-коммуникативного взаимодействия между обучающимися на примере сказочных персонажей.
В основе воспитательной системы реабилитационного периода лежит деятельность молодёжного правительства республики «РИТМ - О», которая действует в стационарном отделении на протяжении всего квартала. «РИТМ-О» - детская организация, целью деятельности которой является социализация частоболеющих детей-инвалидов, овладение детьми умениями и навыками управления в первичном коллективе, развитие и формирование взаимопомощи детей через различные формы деятельности, обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации, создание условий для взаимоинтеграции детей-инвалидов и частоболеющих детей.
Программа работает по направлениям: «Интеллект», «Экология», «Нравственность», «Досуг». Мероприятия программы: тематические часы, викторины, информационные и познавательные часы, конкурсы, уроки мужества, игровые программы, правовые программы, театрализованные представления и др.
По результатам анкетирования за I квартал из 77 опрошенных: 60 чел. (78%) довольны пребыванием в Центре, 14 чел. (18%) не очень нравится, 3 чел. (4%) затрудняются ответить; совсем не нравится – 0 чел.; 76 чел. (99%), были активными участниками всех мероприятий, не принимало участие – 1 чел.(1%), 71 чел.(92%) будут рекомендовать Центр своим друзьям, 6 чел. (8%) с ответом не определились.
Стационарное отделение «Мать и дитя»
В I квартале 2023 года в стационарном отделении реабилитацию прошел 92 несовершеннолетних получателя социальных услуг в сопровождении 87 законных представителей из 87 семей. Результаты первичной диагностики детей показали, что 14 детей самостоятельно не передвигаются, у 30 детей не сформирована речь.
Специалистами отделения в первом квартале по программам «Детский АРТ-базар», «Технология добра» было оказано 1321 социально- педагогическая услуга, из них детям-инвалидам - 861 услуга, 460 услуг - детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 6 лет.
В работе использовались групповые и индивидуальные занятия с использованием нетрадиционных методик, занятия в игровых зонах «Семья», «Кухня», «Больница», «Школа», «Ветеринарная клиника», «Гараж», «Магазин», «Парикмахерская», «Кукольный театр», «Музыкальный уголок», «Мастерская», «Уголок изобразительной деятельности», «Движение и ритм», театрализованные представления, мероприятия по организации досуга.
В результате проведённых занятий по данной программе педагоги отмечают, что сюжетно-ролевые игры благоприятно влияют на общее состояние детей, снимают психоэмоциональное напряжение, создают положительный настрой на взаимодействие детей с педагогам, повышают концентрацию внимания, усидчивость, развивают творческие способности.
В процессе занятий дети знакомились с профессиональной деятельностью врача, учителя, педагога, продавца, парикмахера, водителя-ремонтника, учились взаимодействовать в сюжетной игре, создавать собственные игровые сюжеты.
В «Уголке изобразительной деятельности» специалистами проведены занятия по арт-терапии с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Для снижения мышечного тонуса рук, физического и эмоционального напряжения специалистами использовалась пальчиковая гимнастика, проводились физкультминутки с использованием спортивного инвентаря: шаров, лент, канатов; музыкальных инструментов: трещёток, бубна, тамбурина, барабана, маракасов.
По программе «Технология добра» педагоги использовали разнообразные формы досуговой деятельности: праздники, тематические вечера, театрализованные постановки, спортивные соревнования, конкурсно-игровые программы, викторины, КТД, мастер-классы. Разрабатывали сценарий, беседовали с детьми о предстоящем мероприятии, подбирали музыкальный репертуар, разучивали тематические стихи и песни, готовили атрибуты для проведения конкурсов, игр, эстафет.
В результате занятий у детей улучшилась двигательная активность, умение ориентироваться в пространстве, ребята стали чувствовать настроение музыки, многие запомнили слова песенок, появилась раскрепощённость в движениях.
В рамках реализации методики «Пластилиновые чудеса» проведены занятия по лепке из пластилина, которые представляют собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми элементами.
Все занятия по методической разработке «Пластилиновые чудеса» способствовали объединению детей и родителей в совместной деятельности, повышению уверенности в своих силах, социальной адаптации.
Предлагаемая методическая разработка
На занятиях по методике «Веселый художник» социальные педагоги учили правильно держать карандаш, фломастер, добиваться свободного движения руки с карандашом в процессе рисования, изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек).
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
В рамках реализации методики «Весёлый художник» проведены занятия с использованием нетрадиционных техник - рисование ватными палочками, рисование в технике обрывания и тычкования, рисование в технике печати по трафарету, рисование восковыми мелками.
Отделение психолого-педагогической помощи
Работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи велась по общеразвивающим программам социально-педагогической направленности:
В I квартале 2023 года по программе социально-педагогической направленности «Радуга» прошли обучение 77 обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя.
На начальном этапе реабилитации психологами отделения психолого- педагогической помощи проводилась диагностическая работа с обучающимися, в процессе чего были выявлены следующие проблемы: двигательных навыков:
проблемы с крупной (общей) моторикой у 36 %;
проблемы с мелкой (тонкой) моторикой 78 %;
расстройство психоэмоциональной сферы:
повышенное эмоциональное напряжение 38,2 %
снижен эмоциональный фон 42,4%;
необходимость в стабилизации психоэмоционального состояния у 36,2%;
повышенная тревожность у 86,2%;
повышенная психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 28,2%;
когнитивные процессы:
низкая концентрация внимания у 58,6%
низкий уровень устойчивости внимания у 48,2%
низкая познавательная активность у 58%;
расстройство личностного развития:
снижена мотивация на выполнение предложенных заданий у 54,2%;
отсутствие уверенности в себе (пессимистическое настроение) у 22%;
отсутствие самостоятельности у 36%;
особенности межличностного взаимодействия:
трудности в установлении контакта с другими детьми у 62,4%;
отсутствие навыков межличностного общения 72,2%
В процессе реабилитационного периода с обучающимися была проведена индивидуальная работа, основными задачами которой являлось:
создание комфортных условий для успешной адаптации детей к условиям учреждения;
развитие индивидуальных особенностей детей:
мелкой и крупной моторики;
эмоциональной сферы ;
когнитивной сферы;
познавательной сферы;
навыков межличностного общения;
социальных навыков и социализации.
Для реализации поставленных задач использовалась среда темной сенсорной и светлой сенсорной комнат, комната ароматерапии.
Коррекционно-развивающие занятия включали: арт-терапию, песочную терапию, ароматерапия, сказкотерапию, игротерапию.
Все технологии, используемые в практической деятельности, реализовали потребности детей в творчестве, познании, самореализации, позитивном отклике. Дети получали незабываемые, положительные эмоции.
Для социальной и психологической адаптации детей было создано единое игровое и развивающее реабилитационное пространство, которое способствовало формированию адекватных форм поведения, целостному психическому, физическому, умственному и духовному развитию детей.
Каждое занятие с детьми начиналось с установления контакта и развития мотивации на дальнейшую деятельность, которое проходило в атмосфере принятия, открытости, взаимодоверия и любви.
Занятия игротерапии проходили в светлой сенсорной комнате с использованием сухого углового бассейна и мягких цветных модулей и были направлены на коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрового материала. Игровые коррекционные занятия способствовали развитию навыков адаптации, социализации и самообслуживания. Для сенсомоторного развития использовались панели по методам М. Монтессори, состоящие из элементов используемых в обычной жизни (замки, выключатели, разетки, шнуровка и т.д).
Занятия по снятию эмоционального напряжения проводились с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты и комнаты ароматерапии.
Занятия арт-терапии включали совместные рисунки с родителями, «Монотипия», «Стеклянный мольберт», работа с цветной бумагой, песочная терапия, проводилась работа по гармонизации детско-родительских отношений.
В арт-терапевтической работе использовались технологии с применением пальчиковых красок, которые способствовали снижению спастики, уменьшению гиперкинезов, повышению эмоционального фона и творческой активности. В процессе работы наблюдалась положительная динамика в виде улучшения навыков общения. На занятиях дети освоили и приобрели новые творческие навыки. Улучшились процессы самораскрытия и взаимодействия с психологом. Улучшилась продуктивность деятельности, повысилась устойчивость внимания во время занятий, улучшилась тактильная чувствительность.
Работа с родителями являлась важной составляющей реабилитационного процесса и необходимой для закрепления достигнутого результата, родителей знакомили с методами и приемами коррекционной работы, для дальнейшего использования в домашних условиях. Психологическая помощь семьям, направлена на принятие особенного ребенка, снижение семейного стресса и предотвращение дистресса.
Участвуя в совместных занятиях, родители учились конструктивному взаимодействию, имели возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации.
Мониторинг реализации программы выявил в результате работы;
улучшение двигательных навыков:
улучшение крупной (общей) моторикой у 35 %;
улучшение мелкой (тонкой) моторикой у 77,4%
стабилизация психоэмоциональной сферы:
снижение эмоционального напряжения у 36 %;
повышение эмоционального фона у 40%;
стабилизация психоэмоционального состояния у 34,2 %;
снизилась тревожность 82,2%;
снизилась психоэмоциональная и двигательная возбудимость у 26%.
улучшение когнитивных процессов:
повысилась концентрация внимания у 56%;
повысился уровень устойчивости внимания у 32,2%;
повысилась познавательная активность у 58%;
формирование личностного развития:
сформировалась мотивация на выполнение предложенных заданий у 46,2%;
развилась уверенность в себе у 20,2 %;
проявилась самостоятельность у 33,8 %.
особенности межличностного взаимодействия:
преодолены трудности в установлении контакта с другими детьми у 56,8% детей;
сформировались навыки межличностного общения у 68,4%.
По программе «Альтернативные аугментативные способы коммуникации» проведена индивидуальная работа с 15 обучающимся стационарного отделения «Мать и дитя».
Занятия проводились в индивидуальной форме. Было определено и согласовано расписание (с учетом возрастных, психоэмоциональных и физических возможностей ребенка).
Была проведена диагностика, в результате которой было выявлено:
- наличие звукокомплексов – 58,2%
- связь звуковых выражений с каким-либо значением. Соотношение реакции обращение, привлечение к себе внимания, требование - 86,2%
отклонение предмета - 12,6%, выполнение действия - 96,2 %, протест детей - 15,3%
- возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды - 92,4%
- наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 100%
- внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 100%
- реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 56%
- выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение – 68,2%, отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 6,2%
- концентрация внимания у детей снижена- 82%
- использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 72,4%
- реакция на обращение у детей - 72 %
- реакция на собственное имя у детей - 92 %
- возможность устно выразить свои повседневные потребности у детей - 78%
- мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей - 96 %
- общее психическое состояние пассивный- 12,2%, вялый - 26%, бодрый - 48,2%
- общее моторное развитие. Снижение мелкой моторики – 52,6 %
- пищевое поведение в норме у детей - 100%
- координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 42,2%
- проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей - 84,2%.
Организуя работу с детьми, особое внимание уделялось: подражанию взрослому (его движениям, словам), наличию эмоционального контакта между взрослым и ребенком; в совместной деятельности присутствовали элементы игры и обучения; пройденный материал многократно повторялся для закрепления умений, знаний, навыков; содержание материала соответствовал опыту детей; уровень сложности материала адекватен индивидуальным особенностям ребенка. Усложнялись задания по развитию слухового восприятия речи постепенно. Проводились занятия по звукоподражанию, затем включались короткие слова, короткие и длинные фразы.
На занятиях дети учились воспринимать, соотносить и дефферинцировать на слух звуки, определять громкость, силу, темп, направленность звуков, что способствовало появлению новых коротких слов, фраз и развернутых предложений.
Специалист обучал родителей правильной и последовательной работе с детьми. Давал все необходимые рекомендации по выполнению и закреплению пройденного материала.
В результате работы наблюдались улучшения:
- наличие звукокомплексов – 86,8%
- связь звуковых выражений с каким-либо значением. Соотношение реакции обращение, привлечение к себе внимания, требование - 92,6%, отклонение предмета - 14,2% выполнения действия - 86,2%, протест детей -8,2%
- возможность распознать и соотнести звуки окружающей среды у детей - 100%
- наблюдение за окружающей обстановкой, людьми у детей - 100%
- внимание на визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения у детей - 98,2%
- реакция на зрительный контакт собеседника у детей - 96,2%
- Выражение взглядом желания о привлечении внимания, предпочтение - 92,6%
отклонение объекта, действия, ситуации, возражение у детей - 8,2%
- улучшение концентрация внимания у детей - 100%
- использование жестикуляции, для обращения на себя внимания у детей - 82,2%
- реакция на обращение у - 86,2%
- реакция на собственное имя у детей - 92,2%
- возможность устно выразить свои повседневные потребности у - 52,4%
- мимическое выражение чувств (радость, удивление, грусть, злость, страх) частично у детей -100%
- общее психическое состояние
пассивный - 8%, вялый - 28%, агрессивный -12%, бодрый - 52%
- общее моторное развитие. Улучшение моторных навыков - 46,1%
- пищевое поведение в норме у детей - 100%
- координация дыхательной, голосовой и артикуляционной систем снижено у 38,4%
- проявление интереса к какому-либо занятию, деятельности у детей - у 100%.
В групповую работу по адаптированным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности «Цвет Радости», «Мы из будущего» было включено 81 обучающихся (стационарное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями)
На начальном этапе реабилитации была проведена диагностика, в ходе которой было выявлено:
- повышенный уровень эмоционального напряжения,
снижение эмоционального фона у 100%;
- повышенный уровень тревожности у 84,3%;
- слабо развиты навыки сотрудничества и коммуникативные умения у 43,3%;
- не сформированы навыки межличностного общения у 15,7%
Педагогами-психологами была проведена групповая и индивидуальная работа с целью создания и обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, создание условий для творческой самореализации обучающихся, создание условий для личностного развития, позитивной социализации, развития навыков общения в группе.
Групповые занятия проводились в игровой форме, что способствовало повышению мотивации, заинтересованности в деятельности. Предложенные задания по арт-терапии выполняли с интересом, увлеченностью и удовольствием.
Занятия по групповому сплочению, в целом дали положительную динамику, дети приобрели навыки саморегуляции и релаксации, снизился уровень тревожности, появилась заинтересованность в контакте с другими людьми, повысился эмоциональный фон, улучшились навыки общения в группе, навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, опыт совместного творчества, повысилась активность в совместной деятельности, стали более «открытыми», дружелюбными, позитивно настроены друг к другу. По ходу проведения занятий каждый участник проявлял активность в совместной деятельности, демонстрируя творческие способности. Наблюдалось стремление к сотрудничеству, положительный настрой на совместную работу.
Мониторинг реализации программы выявил в результате работы;
- снизился уровень эмоционального напряжения,
повышение эмоционального фона у 98,8 %;
- снижение тревожности у 76,2%;
- развитие навыков сотрудничества и коммуникативных умений у 43,3%;
- сформированы навыки межличностного общения у 15,7%.
За отчетный период в адаптированной рабочей программе по использованию элементов игры в коррекции речевых нарушений «Мир звуков» (для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет ), приняли участие 108 обучающихся (стационарное отделение «Мать и дитя») и 17 обучающихся (стационарного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями)
Коррекционная работа учителей-логопедов планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей детей. Результаты работы отражались в речевой карте.
Логопедическая работа направлена на преодоление у детей речевых нарушений, путем проведения индивидуальных занятий. На занятиях использовались дидактические игры, кукольный театр для развития и закрепления словарного запаса детей, развитие мелкой моторики и психических процессов.
Особое внимание уделялось проблеме логопедической помощи неговорящим детям с тяжёлыми нарушениями речи, с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. В работе с детьми с ограниченными возможностями по исправлению речевых нарушений специалисты отделения стали использовать такие инновационные технологии, как тейпирование в логопедии.
Для достижения максимального эффекта специалисты отделения работали в комплексе: логопедический массаж плюс тейпирование.
Логопедическое тейпирование способствовало преодолению речевых проблем каждого ребенка.
В ходе первичной диагностики выявлено:
- снижение уровня речевого развития у 100%
- снижение пассивного и активного словарного запаса у 63,1%;
3.не поставлены проблемные звуки речи у 22,3% ;
- не сформированны навыки учебной деятельности, (внимание, наблюдательность, память, мышление) у 44 %;
- тонус мышцы языка, губ, щек у 76 %
В процессе реабилитации были проведены коррекционно-развивающие занятия:
Автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»).
Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах и словах ( по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка).
Автоматизация звука [ц] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразах (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).
Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки К. Чуковского « Муха-цокотуха »).
Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразах (по мотивам народной сказки « По щучьему велению»).
Автоматизация звука [ч] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Э.Н. « Крокодил Гена и его друзья»).
Автоматизация звука [л] в изолированном произношении, в слогах и словах (по мотивам русской народной сказки Э.Н. « Колобок »).
В итоге проведенной логопедической работы у детей наблюдаются положительные результаты:
повышение уровеня речевого развития у 86,2%
увеличился пассивный и активный словарный запас у 58,2%
введены, автоматизированны и дифференцированны проблемные звуки у 20,2%;
сформированы навыки учебной деятельности, улучшилось внимание, наблюдательность, память, мышление у 42%;
укрепились мышцы языка, губ и щек, развилась их подвижность у 72,4%.
Отделение социальной реабилитации
В I квартале 2023 года деятельность отделения осуществлялась в процессе проведения коррекционный-развивающих занятий по художественно-эстетической, социально-педагогической спортивно-оздоровительной направленности, которая проходила в индивидуальной, групповой и подгрупповой форме.
Коррекционно-развивающая работа предполагала реализацию следующих задач:
повышение уровня трудовых умений и навыков обучающихся по всем разделам программ;
совершенствование мелкой моторики рук;
коррекция нарушений двигательной сферы;
развитие физических качеств;
развитие музыкальных способностей;
расширение словарного запас детей;
развитию эстетического восприятия, познанию окружающего мира;
формирование личностных качеств: трудолюбие, ответственность,
совершенствование коммуникативных навыков.
Достижению поставленных задач способствовала работа по дополнительным общеразвивающим программам: «Радуга творчества», «Домисолька», «Здоровячок», «Территория Здоровья», «Читалочка», «Позитив».
Специалистами отделения в I квартале 2023 года предоставлено 7337 услуг несовершеннолетним получателям социальных услуг, в том числе детям-инвалидам – 2435 услуг, детям с ограниченными возможностями – 4902 услуги.
В реабилитационном процессе использовались различные методики и техники: тестопластика, бисероплетение, алмазная мозаика, квиллинг, оригами, кардимейкинг, нетрадиционная аппликация и рисование, занятия музыкой с использованием музыкально - ритмических упражнений, физические и корригирующие упражнения, коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр, коррекционные занятия по формированию потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, в расширении их читательских интересов, консультации и мастер-классы для сопровождающих.
В зависимости от поставленных задач на занятиях в творческих используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных детьми.
На занятиях по адаптивной физической культуре формируются общие двигательные навыки, которые способствуют коррекции общей моторики, некоординированных, скованных движений, развитию быстроты и динамической координации. Используются различные методы обучения: игровой, соревновательный, словесный, наглядный. Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия. Основными средствами для решения задач являются: занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующие и укрепляющие упражнения, эстафеты и соревнования.
Музыкальные занятия способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени. Занятия включают в себя различные виды деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические упражнения, игру на детских музыкальных инструментах. Занятия проводятся соответственно комплексному тематическому плану. Этапы работы и ее содержание соответствуют временам года, праздничным датам, а также возрастным особенностям детей и их возможностям. По содержанию занятие предполагает частую смену деятельности и это дает нужные результаты. Для достижения оптимальных результатов музыкальная деятельность организуется так, чтобы психо-физическая нагрузка на ребенка была равномерно распределена.
В отчетный период на занятиях кружка «Развивайка» уделяли большое внимание нравственно-эстетическому, гражданско-правовому, патриотическому, экологическому, интеллектуально-познавательному воспитанию:
для отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями обучение проводилось по программе «Читалочка». В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения: работа с литературой: чтение литературных произведений разных жанров, тематические и библиотечные часы, беседы, круглые столы, самостоятельная работа и др.; игровая деятельность: конкурсы, игры, викторины, показ инсценировок и др. Были проведены мероприятия: беседа «Терроризм - угроза обществу», тематический час «Вам Ставрополье говорит спасибо».
для детей стационарного отделения «Мать и дитя» реализованы занятия по программе «Позитив»: познавательные мероприятия: тематические часы «Россия – наша Родина», «Хоровод сказок», «Мозаика рассказов», «Любимые стихи», «Литературна игра», «Крупицы народной мудрости».
В рамках всероссийского проекта «Десятилетие детства» были проведены следующие мероприятия: час мужества «День защитника Отчества», познавательный час «Маме посовещается», час безопасности «Этикет безопасного поведения в сети Интернета».
В целях развития музыкальных способностей детей осуществлялась работа музыкального кружка «Веселые нотки» по следующим разделам: музыкально-ритмические движения; слушание музыки; песенное творчество, музицирование (игра на ДМИ).
За I квартал 2022 года в отделении социальной реабилитации с участием сотрудников, сопровождающих, детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья было проведено: торжественных линеек - 3; праздничных концертов - 2: «Наша родина - Россия, и ее мы защитим»; «Сказочная весна».
В песенный репертуар концертных программ были включены: В песенный репертуар были включены следующие музыкальные произведения: «Раз, два, левой», «Ты не бойся мама», «Вот мы какие», «Праздник мужчин», «Весна - красавица», «Весенний хоровод», «Веснушки», «Весна идет».
Для игры были включены следующие произведения: «Во поле берёзка стояла», «Как под горкой», «Как у наших у ворот», «Ходит Ваня», «Я на горку шла», «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Ходит зайка по саду».
На заключительном этапе обучающиеся участвовали в концертных программах с музыкально-ритмическими композициями: «Дуняша», «Самолет», «Весенняя полька», «Солнышко лучистое», с выступлением шумового оркестра с репертуаром: «Задорная», «Марш».
Диагностика:
Стационарное отделение детей и подростков с ограниченными возможностями:
Начало заезда:
высокий уровень - 0 чел.(0%)
ближе к высокому - 0 чел.(0%)
средний уровень - 37 чел.( 66%)
ближе к низкому - 19 чел.(34%)
итоговая:
высокий уровень - 0 чел.(0%)
ближе к высокому - 36 чел.(64%)
средний уровень - 18 чел.( 32%)
ближе к низкому -2 чел. (4%)
Всего - 57 несовершеннолетних получателя социальных услуг, из них 4 – дети-инвалиды.
Стационарное отделение «Мать и дитя »
Начало заезда:
высокий уровень - 0 чел.(0%)
ближе к высокому - 0 чел.(0%)
средний уровень - 0 чел.(0 %)
ближе к низкому - 14 чел.(52%)
низкий уровень- 13 чел.( 48%)
итоговая:
высокий уровень - 0 чел.(0%)
ближе к высокому - 0 чел.(0%)
средний уровень - 10 чел.(37 %)
ближе к низкому -17 чел.(63%)
низкий уровень- 0 чел. (%)
Всего - 27 несовершеннолетних получателей социальных услуг, из них 11 – дети-инвалиды
В творческих мастерских «Вдохновение», «Бусинка», «Мукасолька», «Тестопластика», «Фантазёры» дети осваивали различные техники лепки из соленого теста, различные виды плетения из бисера, лент, обучились приемами техникам работы с различными материалами и инструментами по программе «Радуга творчества».
Занятия были направлены на развитие художественного вкуса, самопознания, развитие мелкой моторики рук, внимания.
В отчетный период детьми были изготовлены: «Бабочка» в технике «монотипия»; открытка «Мой папа герой» в технике «кадмейкинг»; коллаж рисование «Подарок папе»; «Стрекоза» в технике «бисероплетение»; «Браслет» в технике «бисероплетение»; «Корзина» в технике «тестопалстика»; «Подснежники» в технике «тестопалстика; «Лошадка» в технике конструирования; «Зайка» рисование в технике «штампования»; «Букет» в технике «фроттаж»; «Ёжик» в технике «паластинография».
Были проведены мастер-классы в различных техниках ручного труда: в технике нетрадиционной аппликации «Подарки любимым» И.В.Можаренко; в технике «тестопластика» «Совушка - сова» С.И.Лапина; рисование в нетрадиционной технике «по манной крупе» «Зимнее чудо» Н.Т.Браславская; в технике «кардмейкинг» панно «Павлин» Г.В.Будагян.
В конце каждого реабилитационного периода проводилась выставка детского творчества.
Занятия по программе имеет положительную динамику, о чем свидетельствуют данные диагностики.
Стационарное отделение «Мать и дитя»
Начало заезда:
высокий уровень - 0 чел.(0%)
средний уровень - 18 чел.(20 %)
низкий уровень - 45 чел.( 49%)
очень низкий уровень - 29 чел.( 31%)
Конец заезда:
высокий уровень - 18 чел.(20%)
средний уровень - 45 чел.(49 %)
низкий уровень - 28 чел.( 30%)
очень низкий уровень - 1 чел.( 1%)
Всего – 92 несовершеннолетних получатель социальных услуг, в том числе - 61 - дети-инвалиды.
Стационарное отделение детей и подростков с ограниченными возможностями:
Начало заезда:
высокий уровень - 0 чел.(0%)
средний уровень - 16 чел.(20 %)
низкий уровень- 65 чел.( 80%)
Конец заезда:
высокий уровень - 15 чел. (19%)
средний уровень - 65 чел.(80 %)
низкий уровень- 0 чел.( 0%)
Всего - 81 несовершеннолетний получатель социальных услуг, в том числе - 12 - дети-инвалиды
Развитие физического уровня детей и укрепление их здоровья одна из актуальных задач физкультурно-оздоровительной работы, которая осуществлялась через различные формы двигательной активности детей: физкультурные занятия, спортивные, подвижные и малоподвижные игры на кружке «Чемпион» по программе «Здоровячок» для детей стационарное отделение детей и подростков с ограниченными возможностями; для детей стационарного отделения «Мать и дитя» - «Территория Здоровья».
Для обучающихся стационарного отделения «Мать и дитя» были включены следующие занятия по формированию основных видов движений и развитию физических качеств: бег с изменением темпа в течение несколько минут; строевые упражнения; общеразвивающие упражнения на все группы мышц; игровые упражнения «Остановись», «Стоп игра», «Запретное движение», «Гусиный шаг»; сенсомоторные упражнения «Партизан», «Ползание на четвереньках»; упражнения на растяжку «Качалка», «Бревнышко», «Полетели», «Дотянись».
Для обучающихся стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями были включены следующие занятия: различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей, упражнения на равновесие и развитие координации, основные развивающие упражнения, подвижные игры: «Через болото», «Пятнашки», «Найди свой домик», «Мяч водящему».
Занятия по программам имеет положительную динамику, о чем свидетельствуют данные диагностики.
Стационарное отделение «Мать и дитя »
Начало заезда:
высокий уровень - 0 чел.(0%)
средний уровень - 49 чел.(54 %)
низкий уровень- 42чел.(46 %)
Конец заезда:
высокий уровень - 49 чел.(54%)
средний уровень - 30 чел.(33 %)
низкий уровень-12 чел.(13 %)
Всего - 91 человек, из них – 61- ребенок-инвалид.
Стационарное отделение детей и подростков с ограниченными возможностями:
Начало заезда:
высокий уровень - 0 чел.(0%)
средний уровень - 15 чел.(59%)
низкий уровень- 11 чел.(41 %)
Конец заезда:
высокий уровень - 6 чел.(23%)
средний уровень - 17чел.(65 %)
низкий уровень- 3 чел.(12 %)
Всего 26 несовершеннолетних получателей социальных услуг, из них 3 – дети-инвалиды.
В феврале в учреждении работала «Межпоселенческая библиотека» Предгорного района п. Ясная Поляна с мероприятием «Вам Ставрополье говорит спасибо», где реабилитанты познакомились с основными этапами военных действий на Кавказе.
В марте был проведен благотворительный концерт «Народы России», при участии Образцового ансамбля танца «Дружба Народов» и поддержке Президентского Фонда Культуры Инициатив, центра хореографического искусства «АРГО», продюсерского центра «Хрустальный источникЬ».