|
№
п/п
|
Наименование программы, методики
|
Содержание
|
Категория получателей социальных услуг
|
|
1. Стационарное отделение «Мать и дитя»
|
|
1.1
|
«Детский Арт-базар»
|
Занятия проводятся в форме сюжетно-ролевых игр в предметно-развивающих зонах «Магазин», «Больница», «Ветеринарная клиника», «Семья», «Кухня», «Школа», «Автомастерская», «Гараж», «Парикмахерская», «Театрально-музыкальный уголок». Через игру ребята знакомятся с профессиями, примеряют на себя роли взрослых, обыгрывают жизненные ситуации, приобретают опыт общения и культуру поведения
|
Адаптирована для работы с детьми с нарушениями психологического и физического развития
|
|
1.2
|
«Технология добра»
|
Программа направлена на укрепление детско-родительских отношений. При активном совместном участии детей и родителей проводятся тематические мероприятия, творческие выставки, конкурсно-развлекательные программы, способствующие установлению доверительных отношений между детьми и родителями, расширению их кругозора, развитию инициативности, творческой индивидуальности, эмоционального восприятия и отзывчивости, воображения и фантазии
|
Адаптирована для работы с детьми с нарушениями психологического и физического развития
|
|
1.3.
|
«Пластилиновые чудеса»
|
В процессе занятий в нетрадиционной технике «Пластилинография» дети осваивают различные приемы работы с пластилином, знакомятся с инструментарием, используемым в работе. Упражнения способствуют повышению эмоционального фона, развитию мелкой моторики, координации движения рук, воспитанию усидчивости, выдержки, терпения, умения доводить начатое дело до конца.
|
Адаптирована для работы с детьми с нарушениями психологического и физического развития
|
|
1.4.
|
«Веселый художник»
|
В основе занятий лежат нетрадиционные техники рисования, которые являются инструментом развития воображения, эстетического восприятия, художественно-творческих способностей, самостоятельности, инициативы, индивидуальности и позволяют раскрыть творческий потенциал детей. В процессе работы дети знакомятся с различными приёмами работы с карандашом, гуашью, акварелью, тушью, с основными цветами, разнообразием форм оттенков.
|
Адаптирована для работы с детьми с нарушениями психологического и физического развития
|
|
1.5.
|
«Музыкальная капель»
|
Занятия построены на совместной творческой деятельности сопровождающего и ребенка и включают в себя комплекс упражнений: прослушивание музыки, пальчиковую гимнастику, пение, танцевальные виды игр с подражательными движениями, на взаимодействие, игровую гимнастику. В результате чего у детей улучшается двигательная активность и словарный запас.
|
Адаптирована для работы с детьми с нарушениями психологического и физического развития
|
|
2. Отделение социально-медицинской реабилитации
|
|
2.1.
|
Методы физиотерапии:
|
|
2.1.1.
|
Лекарственный электрофорез
|
Используется для нормализации кровообращения и лимфообращения, уменьшения интенсивности болезненных ощущений и признаков воспаления
|
Дети с заболеваниями костно-мышечной системы, неврологическими заболеваниями, заболеваниями органов дыхания, мочеполовой и пищеварительной систем
|
|
2.1.2.
|
Ультразвуковая терапия
|
Оказывает болеутоляющее, противовоспалительное и антиспастическое действие
|
Дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, неврологическими заболеваниями и патологиями органов дыхания
|
|
2.1.3.
|
Магнитотерапия
|
Способствует восстановлению кровообращения, микроциркуляции крови и лимфы в тканях, улучшает реологию крови, оказывает анальгезирующее, противовоспалительное, релаксирующее действие, ускоряет восстановление поврежденных тканей
|
Дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, заболеваниями органов дыхания, неврологическими расстройствами и другими заболеваниями
|
|
2.1.4.
|
BTLтерапия
|
Используется для профилактики атрофии мышц при гипокинезии, парезах, параличах
|
Дети с заболеваниями периферической нервной системы (ДЦП, последствия травм, нейродегенеративные заболевания), заболеваниями опорно-двигательного аппарата
|
|
2.1.5.
|
Дарсонвализация
|
Используется для нормализации повышенного тонуса мозговых сосудов, улучшения кровоснабжения головного и спинного мозга, увеличения поступления к ним кислорода, активации функций вегетативной нервной системы
|
Дети с нарушениями слуха, с астеническими расстройствами, нарушениями сна, при неврозах, нейроциркуляторной дистонии, мигрени
|
|
2.2.
|
Ингаляции
|
Используются как способ введения в дыхательные пути растворов, аэрозолей медпрепаратов для лечения бронхолегочных заболеваний. Разжижают слизь, способствуют более быстрому отделению мокроты, уменьшают воспалительные явления и расширяют просвет дыхательных путей
|
Дети с заболеваниями верхних дыхательных путей
|
|
2.3.
|
Галотерапия
|
Немедикаментозный метод лечения, основанный на применении искусственного микроклимата, близкого по параметрам подземным соляным пещерам
|
Дети с заболеваниями органов дыхания
|
|
2.4.
|
Грязелечение
|
Процедуры с использованием тамбуканской грязи абсорбируют продукты метаболизма с кожи, улучшают кровообращение, оказывают релаксирующее действие, уменьшают воспалительные процессы
|
Дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, посттравматическими нарушениями, неврологическими заболеваниями
|
|
2.5.
|
Лечебные ванны
|
Оказывают благоприятное влияние на состояние центральной нервной системы, нормализуя кровообращение, сон, обмен веществ, уменьшают мышечный тонус. Относятся к общеукрепляющим процедурам
|
Дети всех категорий, при отсутствии противопоказаний
|
|
2.6.
|
Скипидарные ванночки
|
Оказывают лечебное, профилактическое и антисептическое действие, препятствуют развитию многих заболеваний
|
Дети всех категорий, при отсутствии противопоказаний
|
|
2.7.
|
Лечебный массаж
|
Предназначен для восстановления адаптационных возможностей организма у детей. Под воздействием массажа происходит расслабление мышц, снижение патологического мышечного тонуса, снижение болевого синдрома, нормализация кровообращения, улучшение функций конечностей
|
Дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, заболеваниями нервной системы, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, заболеваниями обмена веществ
|
|
2.8.
|
БОС-терапия
|
Компьютерная технология био-реабилитации, помогающая научиться управлению физиологическими процессами при помощи специальных тренировок, проходящих в игровом формате
|
Дети с заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата, функциональными нарушениями костно-мышечной системы
|
|
2.9.
|
Кислородный коктейль
|
Используется в качестве тонизирующего средства для общего оздоровления организма, активизации работы иммунной системы, повышения работоспособности, снятия утомления и усталости. Насыщенный кислородом напиток, состоящий из воздушной пенки с содержанием кислорода более 80% на основе фитораствора или сока
|
Дети всех категорий, при отсутствии противопоказаний
|
|
2.10.
|
Велотренажер Rifton
|
Предназначен для развития приводящих мышц бедра, увеличения мышечной силы в нижних конечностях, развития равновесия, глазомера, координации движений, ориентировки в пространстве, ритмичности, повышения вестибулярной устойчивости
|
Дети с ДЦП
|
|
2.11.
|
Реабилитационный костюм «Фаэтон»
|
Предназначен для улучшения координации, выработки контроля по удержанию позы, активизации навыков передвижения, путем создания так называемого экзоскелета
|
Дети с ДЦП
|
|
2.12.
|
Имитатор ходьбы «Имитрон»
|
Тренажер предназначен для восстановления навыков ходьбы, формирования правильного стереотипа ходьбы при помощи рук и плечевого пояса. Во время занятий у детей вырабатывается привычка правильного вертикального положения тела в пространстве, укрепляется мышечный корсет
|
Дети с ДЦП, с нарушениями походки, при параличах и парезах нижних конечностей, черепномозговых травмах, при патологиях головного и спинного мозга
|
|
2.13.
|
Аппараты Artromot
|
Роботизированный механический тренажер непрерывной пассивной разработки суставов с возможностью индивидуального электронного программирования предназначен для увеличение подвижности сустава, предупреждения развития тугоподвижности сустава, снижения болевого синдрома, предупреждения развития контрактур
|
Дети с ДЦП, последствиями травм, врожденными аномалиями костно-мышечной системы
|
|
2.14.
|
Система локомоторной терапии (СЛТ)
|
Роботизированный ортопедический тренажер предназначен для высокоэффективного восстановления навыков ходьбы, утраченных в процессе болезни или травмы и использующийся в комбинации с беговой дорожкой, подвесной системой и роботом, подключенным к компьютеру, считывающему нагрузочные показатели. Акт ходьбы программируется индивидуально для каждого ребенка, отслеживаются движения и регулируется нагрузка. В процессе тренировки вырабатывается правильный стереотип ходьбы, увеличиваются адаптивные возможности организма, тем самым улучшая качество жизни
|
Дети с заболеваниями ЦНС, с нарушениями двигательных функций (ДЦП, последствия травм, нарушения мозгового кровообращения и т.д).
|
|
3. Отделение психологопедагогической помощи
|
|
3.1.
|
Арттерапия,
в том числе:
изобразительные техники, пластилино-терапия, сказкотерапия, водно-песочная терапия
|
Безопасный и мягкий метод психологической помощи. Это направление психотерапии, в котором для исцеления, самопознания и решения психологических проблем используется творчество и искусство.
|
Дети с нарушениями психоречевого и коммуникативного развития, с ЗРР, ЗПРР, СДВГ, с тревожными расстройствами, фобиями, страхами, с ДЦП.
|
|
3.2.
|
Ароматерапия
|
Ароматерапия вспомогательное средство, которое может эффективно дополнить традиционное лечение и помочь улучшить качество жизни через расслабление, нормализацию сна и эмоционального состояния. Это приятный и натуральный способ заботы о своем теле и духе.
|
Дети с ДЦП, с расстройствами аутистического спектра, СДВГ, с нарушениями слуха и зрения, с хроническими заболеваниями, вызывающими тревогу и стресс.
Противопоказана: детям с тяжелой формой бронхиальной астмы и аллергическими заболеваниями дыхательных путей
|
|
3.3.
|
Сенсорная интеграция
|
Оборудование сенсорных комнат предназначено для улучшения эмоционального состояния детей. Обстановка светлой сенсорной комнаты погружает в атмосферу игры, с помощью которой снижается уровень тревожности, развивается крупная и мелкая моторика, навыки дружбы и общения.
Темная сенсорная комната помогает создать ощущение безопасности и защищенности, снижает беспокойство, агрессивность, нервное возбуждение и тревожность. Релаксационные методы помогают расслабиться и достичь гармонии
|
Дети с нарушениями ЦНС, ДЦП, с расстройствами аутистического спектра, с ЗПР, СДВГ, дети с генетическими синдромами, дети с тяжелыми нарушениями речи
|
|
3.4.
|
Нейропсихологическая коррекция
|
Комплекс специальных упражнений и методик направлен на «перезапуск» и развитие мозговых структур.
Это зарядка для мозга, которая помогает наладить связь между разными его отделами и заставить их работать слажено
|
Дети с нарушением ЦНС, ДЦП, дети с расстройствами аутистического спектра, с ЗПР, СДВГ, дети с генетическими синдромами, с тяжелыми нарушениями речи
|
|
3.5.
|
Мозжечковая стимуляция
|
Специальный комплекс упражнений, включающий занятия с использованием балансировочной доски Бильгоу, направлен на улучшение двигательных навыков и сенсорного восприятия; улучшение навыков речи, письма; развитие навыков чтения; улучшение концентрации внимания; развитие зрительно-пространственных представлений; развитие математических навыков; развитие памяти и понимания
|
Дети с расстройствами аутистического спектра, СДВГ, ЗРР, ЗПРР, ДЦП, дислексией, дисграфией
|
|
3.6.
|
Корректурные пробы
|
Группа психологических методик, предназначенных для диагностики устойчивости, концентрации, переключаемости и объема внимания
|
Дети с СДВГ, ЛУО, ЗПР, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с нарушениями зрения, с нарушениями речи
|
|
3.7.
|
Игры и упражнения на развитие познавательной сферы, когнитивных процессов с использованием интерактивного оборудования (интерактивный стол, интерактивная песочница, стол световой)
|
Занятия с использованием интерактивного оборудования стимулируют познавательную активность, развивают мелкую моторику, память, логику, пространственное мышление, координацию движений и коммуникативные навыки
|
Дети с СДВГ, ЛУО, ЗПР, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с нарушениями зрения, дети с нарушениями речи, с генетическими синдромами
|
|
3.8.
|
Коррекционные занятия на развитие коммуникативных и речевых навыков (логопедические занятия)
|
Занятия по адаптированным программам направлены на развитие фонематического восприятия. В процессе занятия используются музыкальные инструменты, дидактические игры, игры на развитие лексико-грамматического строя речи, упражнения на развитие межполушарных связей, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж, логоритмические упражнения
|
Дети с ЗРР;, дислалией, ОНР, ФФН, заиканием дизартрией, алалией, ринолалией, расстройством аутистического спектра, дислексией, дисграфией
|
|
3.9.
|
Логопедическое тейпирование (кинезиотейпирование)
|
Метод вспомогательной терапии, при котором на кожу в области лица, шеи, рук накладываются специальные эластичные ленты (тейпы), которые помогают в исправлении речевых нарушений у детей в совокупности с другими методами логопедического воздействия. Тейпирование артикуляционной мускулатуры способствует исправлению нарушений в звукопроизношении, уменьшению саливации, благотворно влияет на функции жевания и глотания, восстанавливает речевые мышцы, улучшает чувствительность лица и устраняет болевые ощущения
|
Дети с дизартрией, дислалией, ринолалией, с ДЦП, при гипотонусе артикуляционной мускулатуры, при гипертонусе (напряжении) мышц
|
|
3.10.
|
Коррекционные занятия учителя-дефектолога (сурдопедагога)
|
Комплекс упражнений, направленный на формирование коммуникативных потребностей, на создание условий для общения с окружающими и обеспечение эмоционального благополучия ребенка, стимуляцию появления речи и помощь в ее развитии, обучение детей навыкам конструктивного общения. Общение с ребенком происходит без использования речи, посредством методов альтернативной коммуникации: глобальное чтение, карточки PECS, пиктограммы (графические рисунки), развивающие слухоречевые игры, жестовая речь
|
Дети с нарушением слуха, слабослышащие, дети с кохлеарными имплантами, с РАС
|
|
3.11.
|
БОСтерапия (Биообразная связь)
|
Современный, научно обоснованный метод профилактики и коррекции психоэмоционального состояния, использующий технологию по поддержанию высокой концентрации внимания, расширению возможностей произвольного контроля поведения, стрессоустойчивости и произвольной саморегуляции
|
Дети с ДЦП, СДВГ, с тревожными расстройствами (тики, энурез, панические атаки), с нарушениями речи (заикание, дизартрия, дислексия, дисграфия.
Противопоказания: выраженная интеллектуальная недостаточность, острые психические заболевания, тяжелые соматические заболевания
|
|
3.12.
|
Аудиовизуальный комплекс
|
Мощный инструмент, который значительно повышает эффективность терапии, диагностики и консультирования. Способствует обучению релаксации, снижению тревожности, управлению стрессом
|
Дети с нарушением слуха, слабослышащие, дети с кохлеарными имплантами, с нарушениями. зрения, с РАС, ДЦП, ЗПР, ТНР.
Противопоказания: эпилепсия
|
|
4. Отделение социальной реабилитации
|
|
4.1
|
«Радуга творчества»
|
Программа направлена на совершенствование эстетического восприятия, развитие мелкой моторики рук:
Модуль «Бисероплетение». В процессе обучения плетению из бисера у детей развивается мелкая моторика кисти, мышление, речь, повышается концентрация внимания.
Модуль «Веселые пальчики» изготовление аппликации из простых и объёмных фигур. Занятия развивают координацию движений пальцев рук, формируют терпение и усидчивость, учат ориентированию и моделированию на плоскости.
Модуль «Мукосолька». Занятия по тесто-пластике развивают мелкую моторику, позволяют корректировать мышечный тонус кисти рук, развивают творческую направленность, воображение, коммуникативные навыки.
Модуль «Фантазеры» моделирование и конструирование фигур из картона и пластилина. Конструирование оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, развивает творческие способности детей путем последовательного обучения теоретическим и практическим основам работы с различными материалами
|
Адаптирована для работы с детьми с нарушениями психологического и физического развития
|
|
4.2.
|
«Вдохновение»
|
Программа направлена на активизацию познавательной деятельности, развитие художественно-творческих способностей, мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования (оттиск, кляксо-графия, граттаж, рисование пальчиками, ватными палочками, метод тычкового рисования)
|
Адаптирована для работы с детьми с нарушениями психологического и физического развития
|
|
4.3.
|
«Ритмика»
|
Программа направлена на развитие физических, музыкально-ритмических, эстетических и психических способностей детей, на социализацию их в обществе, формирование художественного вкуса и творческих способностей
|
Адаптирована для работы с детьми с нарушениями психологического и физического развития
|
|
4.4.
|
«Территория Здоровья»
|
Программа направлена на укрепление здоровья, развитие физических качеств, двигательных навыков (ловкости, быстроты, гибкости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции)
|
Адаптирована для работы с детьми с нарушениями психологического и физического развития
|
|
4.5.
|
«Домисолька»
|
Программа направлена на развитие музыкальных способностей, общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитие у детей чувства ритма, темпа, фантазии, творческого потенциала через разучивание и исполнение песен, игры на музыкальных инструментах
|
Адаптирована для работы с детьми с нарушениями психологического и физического развития
|
|
4.6.
|
«Позитив»
|
Программа направлена на интеллектуально-познавательное, нравственно-эстетическое, патриотическое, экологическое воспитание детей через организацию интересного и разнообразного досуга, участия в беседах и тематических мероприятиях, познание нового об окружающем мире, чтение книг
|
Адаптирована для работы с детьми с нарушениями психологического и физического развития
|
|
5. Отделение приема и выпуска
|
|
5.1.
|
Консультирование и информирование
|
Предоставление информации о деятельности учреждения, порядках приема и предоставления социальных услуг
|
Родители (законные представители) детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, организации и учреждения
|
|
5.2.
|
Тиражирование опыта работы учреждения
|
Размещение информации о деятельности учреждения на сайте в сети Интернет и социальных сетях
|
Родители (законные представители) детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, организации и учреждения
|