2018-2019 учебный год
Образовательная программа государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» «Семицветик»
Принята Утверждаю
на заседании педагогического Директор
совета ГБУСО «КРЦ ГБУСО «КРЦ «Орленок»
«Орленок» (протокол №2 ___________ С.И.Кичаев
от 23.07.2018 года) (приказ директора ГБУСО «КРЦ
«Орленок» №94 от 24.07.2018 года
«Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок»
Оглавление
1. Общие положения 3
2. Стратегия образовательной программы 6
3. Характеристика внешней и внутренней образовательной среды 6
3.1. Материально-техническое обеспечение образовательного
Процесса 6
3.2. Нормативная правовая база, регламентирующая
образовательную деятельность 6
3.3. Кадровый состав 6
3.4. Характеристика социокультурного окружения 7
3.5. Организация творческой практики обучающихся 7
4. Организация образовательного процесса 74.1. Режим работы Центра 7
4.2. Сведения о контингенте обучающихся 8
4.3. Специфика структуры образовательного процесса в
Центре и приоритетные направления образовательной деятельности 8
4.4. Характеристика программного обеспечения образовательного 8
процесса 10
4.5. Учебный план 10
4.6. Расписание занятий 13
4.7. Реализуемые технологии 14
4.8. Формы обучения 15
4.10. Средства обучения 17
4.11. Способы проверки знаний 17
5. Психолого-педагогическое сопровождение образовательногопроцесса 18
6. Управление реализацией образовательной программы 187. Нормативное правовое обеспечение 19
- Общие положения
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» (далее - Центр) был создан по постановлению главы администрации Ставропольского края от 15.06.1993 года №139 как центр реабилитации для дезадаптированных детей и подростков, приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 22.10.2004 года №126 перепрофилирован в государственное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок».
Учреждение находится в ведении министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
Центр оказывает ежемесячно комплекс услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья с детским церебральным параличом, неврологической патологией, нарушением опорно-двигательного аппарата и хронической соматической патологией в возрасте от 3 до 17 лет включительно, проживающих на территории Ставропольского края
Учреждение функционирует в соответствии с Уставом государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок», утвержденным приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 20 июня 2011 года №68.
Коечная мощность Центра 90 койко-мест.
Ежегодное количество получателей услуг стационарно за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края, составляет:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (без сопровождения) - 450 детей;
стационарное отделение «Мать и дитя» (с сопровождением родителей, законных представителей) - 450 детей и 450 родителей.
В стационарных отделениях организованы 3 группы для детей и подростков с ограниченными возможностями и 2 группы для детей отделения с сопровождением.
Реабилитация детей в Центре проводится курсами с длительностью пребывания 22 дня. Для каждого ребенка, с учетом тяжести заболевания, объема социально-бытовых навыков, составляется индивидуальная программа реабилитации.
Направления деятельности Центра:
социально-медицинская реабилитация, которая включает: лечебную физкультуру с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапию: электростимуляцию, магнитотерапию, ультразвуковую терапию, лазеротерапию, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение, кислородный коктейль, щелочные ингаляции, ароматерапию, скипидарные ванночки, галотерапию, механотерапию с использованием аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапии.
социальная психолого-педагогическая реабилитация, осуществляемая через индивидуальные и/или групповые занятия, консультации с логопедом, психологом, воспитателем и социальным педагогом, групповые занятия познавательного цикла, занятия кабинетах предметно-игровой деятельности и водно-песочной терапии, темной и светлой сенсорных комнат, ароматерапии, посещение вокального кружка «Веселые нотки», кружка «ВундерКиндер», кружков «Развивайка», «Бусинка», «Чемпион», «Мукосолька», «Волшебные пальчики», «Мы строим жизнь», «Поиграй-ка», «Ключ к успеху», «Живые звуки», «Волшебник», «Вместе весело шагать» и участие в коллективно-творческой деятельности.
Система комплексной реабилитации нацелена на социализацию, саморазвитие и самореализацию обучающихся, на выявления и развитие их творческих способностей.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» осуществляет реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в интересах личности, общества, государства. Образовательная программа (далее - Программа) Центра является организационной основой педагогической деятельности.
Центр при реализации данной программы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, правовыми актами министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, Уставом Центра, договорами между Центром и родителями (законными представителями), а также иными действующими нормативными актами.
Миссия Центра – оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии квалифицированной социально-медицинской, социально-психологической и социально-педагогической помощи, обеспечение максимально полной и своевременной их социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду, выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков, формирование целостной социально-педагогической среды, способствующей развитию и самореализации детей средствами дополнительного образования.
При разработке Программы были учтены особенности деятельности Центра, контингента обучающихся, уровня квалификации педагогических работников, материально-технической базы Центра и т.п.
Цель Программы – совершенствование нормативно-правовых, организационно-педагогических, научно-методических условий, обеспечивающих функционирование и развитие Центра в интересах личности обучающегося.
Исполнители Программы – администрация и педагогический коллектив Центра.
Срок реализации Программы – по продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одного заезда (22 дня). Учитывая кратковременность пребывания обучающихся в Центре, задания подобраны не сложные, быстровыполнимые.
Результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях социального медико-психолого-педагогического консилиума, методического совета.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Ее корректировка осуществляется в соответствии с результатами промежуточного анализа ее выполнения, на основе решения методического совета Центра, который осуществляет контроль реализации Программы.
Задачи Программы:
совершенствовать образовательный процесс, направленный на стимулирование творческой активности детей, развитие способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самоопределению;
повышать качество содержания дополнительного образования посредством внедрением оптимальных форм, методов и технологий работы с учетом индивидуальных особенностей и жизненного опыта обучающихся;
создавать условия для повышения профессионального мастерства педагогических работников;
изучать, обобщать и распространять положительный педагогический опыт;
создавать условия для сотрудничества участников образовательного процесса – педагогов, детей и родителей;
обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
укреплять материально-техническую базу Центра.
В соответствии с поставленными целями и задачами учебно-воспитательная деятельность осуществляется по следующим направлениям: социально-педагогической, художественной, физкультурно-спортивной направленности, которые обусловлены необходимостью интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество, расширения самостоятельности детей данной категории в различных сферах жизнедеятельности, предоставление им возможности самоутвердиться, сформировать адекватную самооценку, а также провести коррекцию имеющихся у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отклонений в развитии.
2. Стратегия образовательной программы
Основную задачу по реализации Программы осуществляют педагоги дополнительного образования, логопеды, воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре через организацию учебной деятельности обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Деятельность всех специалистов является частью созданных в Центре благоприятных условий для устойчивого развития образовательного процесса. При этом, чем выше квалификация данных работников, тем выше качество созданных условий.
3. Характеристика внешней и внутренней образовательной среды
3.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Образовательная деятельность Центра соответствует контрольно-лицензионным нормативам. В Центре сформирована достаточная информационно-методическая база. В Центре оборудованы: 17 учебных кабинетов, в числе которых: кабинет предметно-игровой деятельности (4), кабинет психолога (1), сенсорные комнаты (2), кабинет водно-песочной терапии (1), кабинет ароматерапии (1), кабинет логопеда (2), зал ЛФК (1), кабинет музыкально-ритмических занятий (1), концертный зал (1), кабинет для занятий ручным трудом (3), уголок Монтессори (1). Выделено отдельное помещение для хранения костюмной базы Центра, реквизита, декораций Наличие учебного оборудования в основном соответствует требованиям обеспечения образовательных программ. Для осуществления образовательной деятельности используются информационные и технические средства обучения: компьютеры, мультимедийные установки, магнитофоны, видеокамеры, фотоаппараты, микрофоны и др. В Центре работает линия сети Интернет.
3.2. Нормативная правовая база, регламентирующая образовательную деятельность.
Образовательный процесс строится на основании Федеральных законов и подзаконных нормативных актах, действующих в системе образования Российской Федерации и системе социальной защиты Российской Федерации; региональных нормативных правовых актах, действующих в системе образования Ставропольского края и системе социальной защиты населения Ставропольского края, локальных актах Центра.
3.3. Кадровый состав.
На начало учебного года в Центре работает 38 педагогических работника. В коллективе работают 6 педагогов, награжденных Почетной грамотой министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, 15 педагогов награждены благодарственными письмами министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, 37 педагогов имеют поощрения от администрации Предгорного района и учреждения.
Образовательный ценз педагогических кадров - 24 педагога имеют высшее образование, 14 средне-профессиональное.
Квалификация педагогических работников: без категории - 27 педагогов, первая квалификационная категория - 11 человек.
Педагогический стаж работников: до 5 лет - 12 человек, до 10 лет - 9, до 20 лет - 8, до 30 лет - 2, более 30 лет - 7 педагогов.
3.4. Характеристика социокультурного окружения.
Педагогический коллектив Центра сотрудничает с различными организациями, творческими объединениями и образовательными учреждениями Предгорного района и Ставропольского края. Выстраивать содержание деятельности помогают внешние связи и контакты, которые в целом составляют образовательное пространство Центра. Взаимодействие организовано как систематическое, так и эпизодическое, как на основе договоров о совместной деятельности и на основе устных договоренностей.
3.5. Организация творческой практики обучающихся.
С целью совершенствования навыков обучающихся, приобретаемых в ходе обучения по дополнительным общеразвивающим программам, для них предусмотрена возможность творческой практики. В ходе реализации образовательной программы творческая практика осуществляется по следующим направлениям:
выставки работ по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному творчеству;
концертная деятельность;
образовательно-досуговая деятельность;
творческие конкурсы, соревнования.
4. Организация образовательного процесса
4.1. Режим работы Центра.
Учреждение работает по графику календарного года.
Прием детей в Центр производиться на основании Порядка приема в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок».
В связи со спецификой учреждения, состав детей - переменный (постоянного состава нет), работа с детьми проводится индивидуально и в группах и подгруппах. Режим работы Центра регламентируется СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г.
№ п/п |
Нормативные условия |
Сроки, режим, формы работы |
1. |
Продолжительность учебной недели |
5 дней |
2.
|
Продолжительность учебного года Летний оздоровительный период Итого |
36 недель 12 недель 48 недель |
3. |
Число занятий в неделю |
1-4 занятия |
4. |
Образовательный процесс организован в две смены: 1 смена 2 смена |
8-30 - 13-00 15-00 - 20-00 |
4.2. Сведения о контингенте обучающихся: данная программа предназначена для детей 3-17 лет включительно, группы комплектуется по возрастному принципу. Педагог определяет подготовку вновь поступивших детей. И в зависимости от её уровня, подготовки и умений, детям предлагаются занятия в группе или индивидуально. Занятия проводятся в виде кружка 1-4 раза в неделю, продолжительность одного занятия от 15 до 45 минут (в зависимости от диагноза, возраста и физических и психоэмоциональных возможностей детей).
В группе занимается от 3 до 20 человек.
4.3. Специфика структуры образовательного процесса в Центре и приоритетные направления образовательной деятельности
Образовательная коррекционная деятельность, проводимая в Центре, является частью реабилитационного процесса.
Основное направление деятельности Центра - осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, направленной на создание условий их развития, социализации и интеграции в общество.
В связи с данной спецификой Центра приоритетными направлениями образовательной деятельности являются:
разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья с учетом его потенциальных психических и физических возможностей;
проведение индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков в физическом и психическом развитии обучающегося;
укрепление психического и физического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, наряду с профессиональным медицинским сопровождением проведение общих оздоровительных мероприятий.
Исходя из специфики учреждения, коррекционные задачи в Центре решаются в комплексе, в процессе традиционных форм и видов деятельности детей за счет применения специальных технологий и упражнений.
В Центре созданы благоприятные условия для обеспечения всестороннего развития личности обучающегося, комфортности его пребывания.
Главным условием развития обучающегося в образовательном процессе Центра является включение его в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого обучающийся способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.
Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:
коррекционно-развивающий процесс;
предметная развивающая среда;
взаимодействие участников педагогического процесса.
Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие обучающихся с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных возможностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:
воспитательная - развитие ценностных отношений, развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;
образовательная (познавательная) - воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию обучающегося, т.е. способствующих развитию его новых качеств;
развивающая - развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;
коррекционная - организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у обучающихся;
социализирующая - овладение обучающимися системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;
оздоровительно-профилактическая (валеологическая) - приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.
В основе организации образовательного процесса определен тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, оценки психических и физических нарушений, оценки речевых нарушений. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности. Акцент делается на интеграцию образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество).
Коррекционные занятия со специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом) планируются и проводятся индивидуально и/или в группе с учетом физических и психических возможностей и особенностями инвалидизирующего заболевания обучающихся.
4.4. Характеристика программного обеспечения образовательного процесса.
Образовательная программа Центра рассчитана на реализацию 16 общеразвивающих программ:
№ п\п |
Классификация |
Количество программ |
1 |
Общее количество |
16 |
|
Тип разработки: модифицированные |
16 |
|
Срок реализации: краткосрочный – 22 дня |
16 |
|
Направленности образовательной деятельности: художественная социально-педагогическая физкультурно-спортивная |
3 11 2 |
|
Уровень индивидуализации обучения: групповые занятия; индивидуальные занятия |
В зависимости от уровня развития детей и запроса родителей. |
4.5. Учебный план
Учебный план Центра разработан в соответствии с нормативными документами:
- Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы творческих объединений - кружков.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
- Устав, образовательная программа.
Учебный план учреждения обеспечивает:
организацию образовательного процесса в соответствии с целями и задачами Программы;
реализацию конституционного права детей на получение образования;
индивидуальный характер развития обучающихся в соответствии с их склонностями и интересами, с учетом состояния здоровья;
развитие гражданских качеств у обучающихся как основы их личностного и жизненного самоопределения за счёт включения их в социально-значимую деятельность;
Особенности учебного плана.
Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети от 3 до 17 лет включительно. Обучение осуществляется в одновозрастных и разновозрастных кружках.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель, каникулярный период (оздоровительные заезды) 12 недель. Итого 48 недель.
Наполняемость групп составляет от 3 до 20 человек.
Содержание деятельности образовательных объединений определяется педагогом с учетом задач образовательных программ по направленностям:
социально-педагогическая;
художественная;
физкультурно-спортивная.
Количество часов, отводимых в учебном плане на образовательное объединение, соответствует рабочей программе данного объединения и составленному к ней календарно-тематическому планированию.
Учебный план строится на основе краткосрочного обучения:
Учебный план имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Социально-педагогическая направленность.
Работу данной направленности определяют 11 программ. Программы различаются по возрастным группам (от 3 лет до 10 лет, от 11 лет до 17 лет) реализуются через кружки «Живые звуки», «Ключ к успеху», «Поиграй-ка», «Развивайка», «Вместе весело шагать», «Волшебник», «Мы строим жизнь», но их объединяет необходимость социальной адаптации к условиям жизнедеятельности, актуальной для каждого возраста. Данное направление включает программы: «Детский Арт Базар», «Сам себе волшебник», «Академия успеха», «Технология добра», «Читалочка», «Мир звуков», «Волшебный песочный остров», «Радуга», «Цвет радости», «Кто я?», «Мы из будущего». В социально-педагогической направленности отводят часы для организации занятий коррекционной направленности, основными задачами которых являются коррекция речи и сопутствующих нарушений, двигательных функций, в том числе мелкой моторики, познавательной деятельности, памяти, внимания, логического мышления, межличностного общения и т.п. В целях более успешного продвижения в общем развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекции недостатков их психического развития, а так же ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия с психологом и логопедом. Реализация дополнительных общеобразовательных программ позволяет как можно полнее корригировать отставание в развитии обучающихся с особыми образовательными потребностями, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для этих обучающихся, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др. Все обучение носит коррекционно-развивающий характер. Индивидуально-групповые коррекционные занятия дополняют эту коррекционно-развивающую работу, будучи направленными на преодоление некоторых специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся. Ведущие принципы социально-педагогической деятельности:
Ценностные: гуманизм, демократизм, законность, соблюдение прав человека и обеспечение его государственных гарантий конфиденциальность и др.
Организационные: координация и взаимодействие, единство полномочий и ответственность, прав и обязанностей, комплексность и адресность и др.
Психолого-педагогические: индивидуальный подход, доверие, природосообразность, культуросообразность, учет возрастных и личностных особенностей и др.
Коррекционно-развивающие: опора на «зону ближайшего развития», опора на сохранные анализаторы, повторяемость, доступность, постепенность выполнения заданий и др.
Основываясь на перечисленных принципах, социально-педагогическая деятельность в Центре имеет свою специфику, которая обуславливается особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья и созданной в учреждении комфортной образовательной среды.
В социально-педагогической деятельности выделены следующие основные направления: коррекция речевых нарушений, развитие высших психических функций; помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и поведение; распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, затрагивающих интересы ребенка с целью предотвращения серьезных последствий; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию, обучению и развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Художественная направленность.
Данная направленность включает 5 творческих объединений: кружки «Бусинка», «Мукосолька», «Волшебные пальчики», «Веселые нотки», «ВундерКиндер», реализующих общеразвивающие программы - «Радуга творчества», «Домисолька», «ВундерКиндер».
Программы художественной направленности, реализуемые в Центре, охватывают обучающихся разных возрастных категорий (от 3 до 10 лет, от 11 до 17 лет). Программы органично соединяют в себе познавательную деятельность с творческой, формируют у детей практические навыки по различным видам творчества и техникам, прививают любовь к искусству, развивают воображение, фантазию, художественный вкус.
Основными целями деятельности объединений данной направленности является:
приобщение обучающихся к искусству через занятия конкретным творчеством (вокал, изобразительная деятельность);
развитие художественного вкуса на лучших образцах отечественной и мировой культуры;
воспитание гармоничной личности, способной к творческой и интеллектуальной деятельности.
Художественная деятельность нацелена, в первую очередь, на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, социальную реабилитацию, а также на развитие универсальных и реабилитационных (специальных) компетенций.
Физкультурно-спортивная направленность.
Данная направленность в деятельности Центра представлены программами «Здоровячок», «Территория здоровья» кружка «Чемпион».
Главными целями являются:
коррекция нарушений двигательной сферы и развитие физических качеств обучающихся;
укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма обучающихся;
активизация защитных сил организма обучающихся;
В рамках физкультурно-спортивной направленности в Центре работает зал ЛФК, зал механотерапии, спортивный зал, где проходят занятия по адаптивной физической культуре, занятия спортивного кружка. Адаптивная физическая культура (АФК) представляет собой совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных, методически разработанных. В основе лечебного действия физических упражнений лежит строго дозированные нагрузки применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья.
4.6. Расписание занятий.
Расписание занятий кружков Центра составлено согласно санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г., на основании учебного плана, штатного расписания, учебных программ творческих объединений, утвержденных локальными актами Центра.
Количество часов, отводимых в учебном плане на образовательное объединение, соответствует учебной программе данного объединения и составленному к ней календарно-тематическому планированию.
Занятия в творческих объединениях проводятся с 8-30 до 20-00.
Продолжительность занятия составляет от 15 до 45 минут. Ежедневно проводятся досуговые мероприятия.
4.7. Реализуемые технологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов и др.).
Основные составляющие этой системы:
Организация рационального двигательного режима обучающихся.
Непрерывное мониторирование состояния здоровья обучающихся и своевременная коррекция возникающих отклонений.
Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и половых особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.
Использование многообразных программ по формированию мотиваций и навыков здорового образа жизни.
Технологии развивающего обучения. Основными принципами развивающего обучения являются:
проблемность обучения;
оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);
индивидуализация и дифференциация обучения;
специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.
Технология индивидуально-ориентированного образования ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью, ставят целью разностороннее, свободное и творческое развитие обучающегося.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии; технологии сотрудничества; технологии свободного воспитания.
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они исповедуют идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающийся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении обучающемуся свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, обучающийся наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Групповые технологии: общественный смотр знаний, интегрированные занятия, творческие отчёты, экскурсии и др. Задания выполняются таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Во время групповой работы педагог контролирует, оказывает помощь.
Технология творческой деятельности, цели которой: выявить, развить творческие способности обучающихся и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт (изделие, модель, произведение и т.п.), воспитание общественно-активной творческой личности. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности обучающихся является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнёров.
Игровые технологии. Игра позволяет активно включить обучающегося в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создаёт доверительные отношения, применяется педагогами в работе с обучающимися разного возраста от самых маленьких до обучающихся старшего возраста и используется при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает ощутить себя в реальной ситуации.
4.8. Формы обучения
Обучение в Центре предполагает освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в очной форме, т.е. при непосредственном взаимодействии обучающегося с педагогом в помещениях Центра.
В кружках Центра формируются группы обучающихся одного возраста либо разновозрастные группы, являющиеся основным составом объединения.
Основой организации образовательного процесса в очной форме обучения является занятие.
Занятия проводятся индивидуально и по группам.
Занятия могут проводиться в форме: аудиторные занятия, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспозиции, конкурсы, спортивные состязания, игры и другое, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для обучающихся.
Сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.
Формы занятий:
а) занятия в учебном кабинете (групповые, индивидуальные):
тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);
игровые (изучение учебного материала в процессе развивающих, деловых, дидактических игр);
итоговые (проверка уровня подготовки детей);
б) консультации - это помощь педагога в усвоении обучающимися знаний по особо значимым темам, оказание помощи по психологическим вопросам, развитию речи у обучающихся.
Задачей проведения консультаций является углубление знаний образовательных компонентов для создания условий для наиболее полного удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся, совершенствования их умений и навыков.
Консультации проводятся на добровольной основе по запросу родителя (законного представителя) или обучающегося. В ходе первичной индивидуальной консультации выявляются индивидуальные особенности обучающегося, его знания. Заранее выделяются вопросы, которые будут разбираться на консультациях.
в) различные формы массовой работы.
Педагоги активно используют различные формы массовой работы с обучающимися детского объединения, что позволяет:
создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;
показать ему результаты его учебной работы;
создать условия для сплочения коллектива;
формировать у обучающихся стремление радовать окружающих доступными им способами;
расширить границы учебного процесса.
Наиболее распространенными формами массовой работы в Центре являются:
выставки,
концерты, спектакли,
состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали и др.
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным принято такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.
В работе объединений, при наличии условий и с согласия педагога могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители).
4.9. Средства обучения
Выбор средств обучения как источников получения знаний и формирования умений определяется педагогом в соответствии с особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями). В педагогической практике широко используются следующие средства обучения:
словесные - учебные пособия, раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.);
визуальные - реальные предметы, инструменты, материалы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.
аудиальные - музыкальный центр, магнитофон, аудиозаписи, MP3 диски и др.
аудивизуальные - проектор, видеомагнитофон, DVD центр, видеофильм и т.п.;
средства автоматизации процесса обучения - компьютеры, телекоммуникационные сети, компьютерные программы.
4.10. Способы проверки знаний: Теоретические знания обучающихся выявляются в ходе устного опроса на занятиях, а практические навыки в процессе самостоятельной работы детей.
Формы подведения итогов: По итогам обучения в конце каждого заезда устраиваются выставки, концерты, спортивные мероприятия на уровне Центра.
Ожидаемые результаты:
способность слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, подчиняться правилам;
усидчивость и внимательность при групповой работе;
умение проговаривать и адекватно выражать свои переживания в сложных эмоциональных ситуациях;
способность проявлять инициативу и уверенность;
повышение уровня развития высших психических функций.
развитие творческих способностей личности, художественно- эстетического вкуса;
формирование устойчивого интереса к различным видам художественно-эстетической, физкультурно-спортивной деятельности;
оригинальность предлагаемых художественных решений;
окрепшая моторика.
5. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Основными направлениями работы психолога в Центре являются: проведение индивидуальных консультаций, групповая работа с обучающимися, изучение индивидуальных способностей обучающихся, коррекционно-развивающая работа с ними, работа по профилактике нарушений психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Поэтому отделение психолого-педагогической помощи осуществляет свою работу в нескольких направлениях: социально-психологическое консультирование; психологическая помощь и поддержка; психологическая диагностика и обследование личности; психологическая коррекция.
Система диагностики результатов образовательной деятельности рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.
Цель диагностики – выявление уровня обученности, развития способностей и личностных качеств обучающегося, и их соответствие прогнозируемым результатам программ творческих объединений.
Задачи диагностики:
определение уровня теоретической и практической подготовки;
личностное развитие обучающегося;
выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации программы творческого объединения;
своевременное внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности творческого объединения.
- Управление реализацией образовательной программы
Управление реализацией образовательной программы осуществляется через мониторинг. Система мониторинга включает в себя следующие показатели:
Показатели |
Критерии |
Периодичность |
Уровень обученности детей |
Практическая подготовка |
на конец заезда |
Личностное развитие |
||
Уровень социальной активности |
Социальная активность обучающихся (участие в мероприятиях) |
на конец заезда |
Достижения обучающихся (конкурсы, соревнования, выставки, фестивали) |
||
Эффективность и результативность деятельности Центра |
Удовлетворенность клиентов качеством предоставляемых услуг |
1 раз в квартал |
Программно - методическое обеспечение |
Наличие программ обучения |
1 раз вквартал |
Наличие методических и научно-методических материалов |
||
Система работы с педагогическими кадрами |
Качество обучения |
1 раз в год |
Уровень квалификации педагогических работников |
||
Сохранение и развитие материально-технической базы |
Пополнение материально-технической базы |
1 раз в год |
Реализация Программы создает оптимальные условия, способствующие успешному обучению, воспитанию, развитию, коррекции и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Нормативное правовое обеспечение
Закон Российской Федерации от 29.12. 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р.
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Устав государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Орленок».
и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Орленок».