2021-2022 учебный год
Образовательная программа государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» «Семицветик»
Оглавление
Общие положения 3
Стратегия образовательной программы 6
Характеристика внешней и внутренней образовательной среды 6
3.1. Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса 6
3.2. Нормативная правовая база, регламентирующая
образовательную деятельность 6
3.3. Кадровый состав 6
3.4. Характеристика социокультурного окружения 7
3.5. Организация творческой практики обучающихся 7
Организация образовательного процесса 74.1. Режим работы Центра 7
4.2. Сведения о контингенте обучающихся 8
4.3. Специфика структуры образовательного процесса в
Центре и приоритетные направления образовательной деятельности 8
4.4. Характеристика программного обеспечения образовательного
процесса 10
4.5. Учебный план 10
4.6. Расписание занятий 14
4.7. Реализуемые технологии 14
4.8. Формы обучения 16
4.9. Средства обучения 17
4.10. Способы проверки знаний 18
Психолого-педагогическое сопровождение образовательногопроцесса 18
Управление реализацией образовательной программы 19Нормативное правовое обеспечение 20
«Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок»
- Общие положения
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» (далее - Центр) был создан по постановлению главы администрации Ставропольского края от 15.06.1993 года №139 как центр реабилитации для дезадаптированных детей и подростков, приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 22.10.2004 года №126 перепрофилирован в государственное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок».
Учреждение находится в ведении министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
Центр оказывает ежемесячно комплекс услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья с детским церебральным параличом, неврологической патологией, нарушением опорно-двигательного аппарата и хронической соматической патологией в возрасте от 3 до 17 лет включительно, проживающих на территории Ставропольского края
Учреждение функционирует в соответствии с Уставом государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок», утвержденным приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 28 июня 2018 года №278.
Коечная мощность Центра 90 койко-мест.
Ежегодное количество получателей услуг стационарно за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края, составляет:
стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (без сопровождения) - 450 детей;
стационарное отделение «Мать и дитя» (с сопровождением родителей, законных представителей) - 450 детей и 450 родителей.
В стационарных отделениях организованы 3 группы для детей и подростков с ограниченными возможностями и 2 группы для детей отделения с сопровождением.
Реабилитация детей в Центре проводится курсами с длительностью пребывания 22 дня. Для каждого ребенка, с учетом тяжести заболевания, объема социально-бытовых навыков, составляется индивидуальная программа реабилитации.
Направления деятельности Центра:
социально-медицинская реабилитация, которая включает: лечебную физкультуру с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапию: электростимуляцию, магнитотерапию, ультразвуковую терапию, лазеротерапию, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение, кислородный коктейль, щелочные ингаляции, ароматерапию, скипидарные ванночки, галотерапию, механотерапию с использованием аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапии.
- социальная психолого-педагогическая реабилитация, осуществляемая через индивидуальные и/или групповые занятия с логопедом, психологом, воспитателем и социальным педагогом, групповые занятия познавательного цикла, занятия кабинетах предметно-игровой деятельности и водно-песочной терапии, темной и светлой сенсорных комнат, ароматерапии, посещение вокального кружка «Веселые нотки», кружков «Развивайка», «Поиграйка», «Вместе весело шагать», «Живые звуки», «Ключ к успеху», «Бусинка», «Чемпион», «Мукосолька», «Волшебные пальчики», и участие в коллективно-творческой деятельности.
Система комплексной реабилитации нацелена на социализацию, саморазвитие и самореализацию обучающихся, на выявления и развитие их творческих способностей.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» осуществляет реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в интересах личности, общества, государства. Образовательная программа (далее - Программа) Центра является организационной основой педагогической деятельности.
Центр при реализации данной программы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, правовыми актами министерства образования Ставропольского края, Уставом Центра, договорами между Центром и родителями (законными представителями), а также иными действующими нормативными актами.
Миссия Центра – оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии квалифицированной социально-медицинской, социально-психологической и социально-педагогической помощи, обеспечение максимально полной и своевременной их социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду, выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков, формирование целостной социально-педагогической среды, способствующей развитию и самореализации детей средствами дополнительного образования.
При разработке Программы были учтены особенности деятельности Центра, контингента обучающихся, уровня квалификации педагогических работников, материально-технической базы Центра и т.п.
Цель Программы – совершенствование нормативно-правовых, организационно-педагогических, научно-методических условий, обеспечивающих функционирование и развитие Центра в интересах личности обучающегося.
Исполнители Программы – администрация и педагогический коллектив Центра.
Срок реализации Программы – по продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одного заезда (22 дня). Учитывая кратковременность пребывания обучающихся в Центре, задания подобраны не сложные, быстровыполнимые.
Результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях социального медико-психолого-педагогического консилиума, методического совета. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Ее корректировка осуществляется в соответствии с результатами промежуточного анализа ее выполнения, на основе решения Методического совета Центра, который осуществляет контроль реализации Программы.
Задачи Программы:
совершенствовать образовательный процесс, направленный на стимулирование творческой активности детей, развитие способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самоопределению;
повышать качество содержания дополнительного образования посредством внедрением оптимальных форм, методов и технологий работы с учетом индивидуальных особенностей и жизненного опыта обучающихся;
создавать условия для повышения профессионального мастерства педагогических работников;
изучать, обобщать и распространять положительный педагогический опыт;
создавать условия для сотрудничества участников образовательного процесса – педагогов, детей и родителей;
обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
укреплять материально-техническую базу Центра.
В соответствии с поставленными целями и задачами учебно-воспитательная деятельность осуществляется по следующим направлениям: социально-педагогической, художественной, физкультурно-спортивной направленности, которые обусловлены необходимостью интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, расширения самостоятельности детей данной категории в различных сферах жизнедеятельности, предоставление им возможности самоутвердиться, сформировать адекватную самооценку, а также провести коррекцию имеющихся у детей с ограниченными возможностями здоровья отклонений в развитии.
2. Стратегия образовательной программы
Основную задачу по реализации Программы осуществляют педагоги дополнительного образования, логопеды, воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре через организацию учебной деятельности обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Деятельность всех специалистов является частью созданных в Центре благоприятных условий для устойчивого развития образовательного процесса. При этом, чем выше квалификация данных работников, тем выше качество созданных условий.
3. Характеристика внешней и внутренней образовательной среды
3.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Образовательная деятельность Центра соответствует контрольно-лицензионным нормативам. В Центре сформирована достаточная информационно-методическая база. В Центре оборудованы: 17 учебных кабинетов, в числе которых: кабинет предметно-игровой деятельности (4), кабинет психолога (1), сенсорные комнаты (2), кабинет водно-песочной терапии (1), кабинет ароматерапии (1), кабинет логопеда (2), зал ЛФК (1), кабинет музыкально-ритмических занятий (1), концертный зал (1), кабинет для занятий ручным трудом (3), уголок Монтессори (1). Выделено отдельное помещение для хранения костюмной базы Центра, реквизита, декораций Наличие учебного оборудования в основном соответствует требованиям обеспечения образовательных программ. Для осуществления образовательной деятельности используются информационные и технические средства обучения: компьютеры, мультимедийные установки, магнитофоны, видеокамеры, фотоаппараты, микрофоны и др. В Центре работает линия сети Интернет.
3.2. Нормативно-правовая база, регламентирующая образовательную деятельность.
Образовательный процесс строится на основании Положения о структурном подразделении Центра.
3.3. Кадровый состав.
На начало учебного года в Центре работает 38 педагогических работников. В коллективе работают 8 педагогов, награжденных Почетной грамотой министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, 10 педагогов награждены благодарственными письмами министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, 19 педагогов имеют поощрения от администрации Предгорного района и учреждения.
Образовательный ценз педагогических кадров - 30 педагога имеют высшее образование, 8 средне-профессиональное.
Квалификация педагогических работников: без категории - 31 педагогов, первая квалификационная категория - 7 человек.
Педагогический стаж работников: до 5 лет - 4 человек, до 10 лет - 12, до 20 лет - 10, до 30 лет - 3, более 30 лет - 9 педагогов.
3.4. Характеристика социокультурного окружения.
Педагогический коллектив Центра сотрудничает с различными организациями, творческими объединениями и образовательными учреждениями Предгорного района и Ставропольского края. Выстраивать содержание деятельности помогают внешние связи и контакты, которые в целом составляют образовательное пространство Центра. Взаимодействие организовано как систематическое, так и эпизодическое, как на основе договоров о совместной деятельности и на основе устных договоренностей.
3.5. Организация творческой практики обучающихся.
С целью совершенствования навыков обучающихся, приобретаемых в ходе обучения по дополнительным общеразвивающим программам, для них предусмотрена возможность творческой практики. В ходе реализации образовательной программы творческая практика осуществляется по следующим направлениям:
выставки работ по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному творчеству;
концертная деятельность;
образовательно-досуговая деятельность;
творческие конкурсы, соревнования.
4. Организация образовательного процесса
4.1. Режим работы Центра.
Учреждение работает по графику календарного года.
Прием детей в Центр производиться на основании Порядка приема в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок».
В связи со спецификой учреждения, состав детей - переменный (постоянного состава нет), работа с детьми проводится индивидуально и частично в группах и подгруппах. Режим работы Центра регламентируется СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г..
№ п/п |
Нормативные условия |
Сроки, режим, формы работы |
1. |
Продолжительность учебной недели |
5 дней |
2.
|
Продолжительность учебного года, в т.ч. каникулярное время |
48 недель, в т.ч. летнее оздоровление (12 недель) |
3. |
Число занятий в неделю |
1-4 занятия |
4. |
Образовательный процесс организован в две смены: 1 смена 2 смена |
8-30 - 13-00 15-00 - 20-00 |
4.2. Сведения о контингенте обучающихся: данная программа предназначена для детей 3-17 лет включительно, группы комплектуется по половозрастному принципу. Педагог определяет подготовку вновь поступивших детей. И в зависимости от её уровня, подготовки и умений, детям предлагаются занятия в той или иной группе или индивидуально. Занятия проводятся в виде кружка 1-3 раза в неделю, продолжительность одного занятия от 15 до 45 минут (в зависимости от диагноза, возраста и физических и психоэмоциональных возможностей детей).
В группе занимается от 3 до 15 человек.
4.3. Специфика структуры образовательного процесса в Центре и приоритетные направления образовательной деятельности
Образовательная коррекционная деятельность, проводимая в Центре, является частью реабилитационного процесса.
Основное направление деятельности Центра - осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, направленной на создание условий их развития, социализации и интеграции в общество.
В связи с данной спецификой Центра приоритетными направлениями образовательной деятельности являются:
разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья с учетом его потенциальных психических и физических возможностей;
проведение индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков в физическом и психическом развитии обучающегося;
укрепление психического и физического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, наряду с профессиональным медицинским сопровождением проведение общих оздоровительных мероприятий.
Исходя из специфики учреждения, коррекционные задачи в Центре решаются в комплексе, в процессе традиционных форм и видов деятельности детей за счет применения специальных технологий и упражнений.
В Центре созданы благоприятные условия для обеспечения всестороннего развития личности обучающегося, комфортности его пребывания.
Главным условием развития обучающегося в образовательном процессе Центра является включение его в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого обучающийся способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.
Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:
коррекционно-развивающий процесс;
предметная развивающая среда;
взаимодействие участников педагогического процесса.
Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие обучающихся с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных возможностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:
воспитательная - развитие ценностных отношений, развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;
образовательная (познавательная) - воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию обучающегося, т.е. способствующих развитию его новых качеств;
развивающая - развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;
коррекционная - организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у обучающихся;
социализирующая - овладение обучающимися системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;
оздоровительно-профилактическая (валеологическая) - приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.
В основе организации образовательного процесса определен тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, оценки психических и физических нарушений, оценки речевых нарушений. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности. Акцент делается на интеграцию образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество).
Коррекционные занятия со специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом) планируются и проводятся индивидуально и/или в группе с учетом физических и психических возможностей и особенностями инвалидизирующего заболевания обучающихся.
4.4. Характеристика программного обеспечения образовательного процесса.
Образовательная программа Центра рассчитана на реализацию 9 общеразвивающих программ:
№ п\п |
Классификация |
Количество программ |
1 |
Общее количество |
19 |
|
Тип разработки: модифицированные |
19 |
|
Срок реализации: краткосрочный – 22 дня |
19 |
|
Направленности образовательной деятельности: художественная социально-педагогическая физкультурно-спортивная |
4 13 2 |
|
Уровень индивидуализации обучения: групповые занятия; индивидуальные занятия |
В зависимости от уровня развития детей и запроса родителей |
4.5. Учебный план
Учебный план Центра разработан в соответствии с нормативными документами:
- Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы творческих объединений, кружков.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
- Устав, образовательная программа.
Учебный план учреждения обеспечивает:
организацию образовательного процесса в соответствии с целями и задачами Программы;
реализацию конституционного права детей на получение образования;
индивидуальный характер развития обучающихся в соответствии с их склонностями и интересами, с учетом состояния здоровья;
развитие гражданских качеств у обучающихся как основы их личностного и жизненного самоопределения за счёт включения их в социально-значимую деятельность;
Особенности учебного плана.
Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети от 3 до 17 лет включительно. Обучение осуществляется в одновозрастных и разновозрастных кружках.
Основными формами образовательных объединений являются кружки.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель, каникулярный период (оздоровительные заезды) 12 недель. Итого 48 недель.
Наполняемость групп составляет от 3 до 15 человек.
Содержание деятельности образовательных объединений определяется педагогом с учетом задач образовательных программ по направленностям:
социально-педагогическая;
художественная;
физкультурно-спортивная.
Количество часов, отводимых в учебном плане на образовательное объединение, соответствует рабочей программе данного кружка и составленному к ней календарно-тематическому планированию.
Учебный план строится на основе краткосрочного обучения.
Учебный план имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Социально-педагогическая направленность
Работу данной направленности определяют 13 программ дополнительного образования. Программы реализуются через кружки «Живые звуки», «Ключ к успеху», «Поиграйка», «Развивайка», «Вместе весело шагать», «Волшебник», «Мы строим жизнь», «Мир доброты»», «Патриот», их объединяет необходимость социальной адаптации к условиям жизнедеятельности, актуальной для каждого возраста. Данное направление включает программы: «Детский Арт-базар», «Технология добра», «Мир звуков», «Цвет радости», «Мы из будущего», «Альтернативные аугментативные способы коммуникации», «Радуга», «Читалочка», «Позитив», «Сам себе волшебник», «Академия успеха», «Азбука нравственности», «Я – гражданин России». В кружках социально-педагогической направленности отводятся часы для проведения коррекционно-развивающих занятий, основными задачами которых являются коррекция речи и сопутствующих нарушений, двигательных функций, в том числе мелкой моторики, развитие познавательной активности, памяти, внимания, логического мышления, межличностного общения и т.п. В целях более успешного продвижения в общем развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекции недостатков их психического развития, а так же ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия с психологом и логопедом.
Реализация дополнительных общеобразовательных программ позволяет, как можно полнее корригировать отставание в развитии обучающихся с особыми образовательными потребностями, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для этих обучающихся, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др.
Все обучение носит коррекционно-развивающий характер. Индивидуально-групповые коррекционные занятия дополняют эту коррекционно-развивающую работу, будучи направленными на преодоление некоторых специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся. Ведущие принципы социально-педагогической деятельности:
Ценностные: гуманизм, демократизм, законность, соблюдение прав человека и обеспечение его государственных гарантий конфиденциальность и др.
Организационные: координация и взаимодействие, единство полномочий и ответственность, прав и обязанностей, комплексность и адресность и др.
Психолого-педагогические: индивидуальный подход, доверие, природосообразность, культуросообразность, учет возрастных и личностных особенностей и др.
Коррекционно-развивающие: опора на «зону ближайшего развития», опора на сохранные анализаторы, повторяемость, доступность, постепенность выполнения заданий др.
Основываясь на перечисленных принципах, социально-педагогическая деятельность в Центре имеет свою специфику, которая обуславливается особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья и созданной в учреждении комфортной образовательной среды.
В социально-педагогической деятельности выделены следующие основные направления: коррекция речевых нарушений, развитие высших психических функций; помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и поведение; распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, затрагивающих интересы ребенка с целью предотвращения серьезных последствий; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию, обучению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Художественная направленность
Данная направленность включает 7 творческих объединений: кружки «Бусинка», «Мукосолька», «Волшебные пальчики», «Фантазеры», «ВундерКиндер», «Веселые нотки», «Балаганчик», реализующих общеразвивающие программы - «Радуга творчества», «Домисолька», «Пальчиковый театр»,«ВундерКиндер».
Программы художественной направленности, реализуемые в Центре, охватывают обучающихся разных возрастных категорий (от 3 до 17 лет). Программы органично соединяют в себе познавательную деятельность с творческой, формируют у детей практические навыки по различным видам творчества и техникам, прививают любовь к искусству, развивают воображение, фантазию, художественный вкус.
Основными целями деятельности объединений данной направленности является:
приобщение обучающихся к искусству через занятия конкретным творчеством (вокал, изобразительная деятельность, использование нетрадиционных технологий);
развитие художественного вкуса на лучших образцах отечественной и мировой культуры;
воспитание гармоничной личности, способной к творческой и интеллектуальной деятельности.
Художественная деятельность нацелена, в первую очередь, на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, социальную реабилитацию, а также на развитие универсальных и реабилитационных (специальных) компетенций.
Физкультурно-спортивная направленность
Данная направленность в деятельности Центра представлена программами «Территория Здоровья», «Здоровячок» кружка «Чемпион».
Главными целями являются:
коррекция нарушений двигательной сферы и развитие физических качеств обучающихся;
укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма обучающихся;
активизация защитных сил организма обучающихся;
В рамках физкультурно-спортивной направленности в Центре работает зал ЛФК, зал механотерапии, спортивный зал, где проходят занятия по адаптивной физической культуре, занятия спортивного кружка. Адаптивная физическая культура (АФК) представляет собой совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных, методически разработанных. В основе лечебного действия физических упражнений лежит строго дозированные нагрузки применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья.
4.6. Расписание занятий
Расписание занятий творческих кружков и объединений Центра составлено согласно санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г., на основании учебного плана, штатного расписания, учебных программ творческих объединений, утвержденных локальными актами Центра.
Количество часов, отводимых в учебном плане на образовательное объединение, соответствует учебной программе данного объединения и составленному к ней календарно-тематическому планированию.
Занятия в творческих объединениях проводятся с 8-30 до 20-00 час.
Продолжительность занятия составляет от 15 до 45 минут, в зависимости от диагноза, возраста, физических и психоэмоциональных возможностей детей. Ежедневно проводятся досуговые мероприятия.
4.7. Реализуемые технологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов и др.).
Основные составляющие этой системы:
Организация рационального двигательного режима обучающихся.
Непрерывное мониторирование состояния здоровья обучающихся и своевременная коррекция возникающих отклонений.
Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и половых особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.
Использование многообразных программ по формированию мотиваций и навыков здорового образа жизни.
Технологии развивающего обучения. Основными принципами развивающего обучения являются:
проблемность обучения;
оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);
индивидуализация и дифференциация обучения;
специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.
Технология индивидуально-ориентированного образования ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью, ставят целью разностороннее, свободное и творческое развитие обучающегося.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии; технологии сотрудничества; технологии свободного воспитания.
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они исповедуют идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающийся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении обучающемуся свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, обучающийся наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Групповые технологии: общественный смотр знаний, интегрированные занятия, творческие отчёты, экскурсии и др. Задания выполняются таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Во время групповой работы педагог контролирует, оказывает помощь.
Технология творческой деятельности, цели которой: выявить, развить творческие способности обучающихся и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт (изделие, модель, произведение и т.п.), воспитание общественно-активной творческой личности. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности обучающихся является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнёров.
Игровые технологии. Игра позволяет активно включить ребёнка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создаёт доверительные отношения, применяется педагогами в работе с обучающимися разного возраста от самых маленьких до старшеклассников и используется при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает ощутить себя в реальной ситуации.
4.8. Формы обучения
Обучение в Центре предполагает освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в очной форме, т.е. при непосредственном взаимодействии обучающегося с педагогом в помещениях Центра.
В объединения Центра формируются группы обучающихся одного возраста либо разновозрастные группы, являющиеся основным составом объединения.
Основой организации образовательного процесса в очной форме обучения является занятие.
Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Занятия могут проводиться в форме: аудиторные занятия, мастер-классы, экскурсии, концерты, выставки, экспозиции, конкурсы, спортивные состязания, игры и другое, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для обучающихся.
Сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.
Формы занятий:
а) занятия в учебном кабинете (групповые, индивидуальные):
тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);
игровые (изучение учебного материала в процессе развивающих, деловых, дидактических игр);
итоговые (проверка уровня подготовки детей);
б) консультации - это помощь педагога в усвоении обучающимися знаний по особо значимым темам, оказание помощи по психологическим вопросам, развитию речи у обучающихся.
Задачей проведения консультаций является углубление знаний образовательных компонентов для создания условий для наиболее полного удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся, совершенствования их умений и навыков.
Консультации проводятся на добровольной основе по запросу родителя (законного представителя) или обучающегося. В ходе первичной индивидуальной консультации выявляются индивидуальные особенности обучающегося, его знания. Заранее выделяются вопросы, которые будут разбираться на консультациях.
в) различные формы массовой работы.
Педагоги активно используют различные формы массовой работы с обучающимися детского объединения, что позволяет:
создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;
показать ему результаты его учебной работы;
создать условия для сплочения коллектива;
формировать у обучающихся стремление радовать окружающих доступными им способами;
расширить границы учебного процесса.
Наиболее распространенными формами массовой работы в Центре являются:
выставки,
концерты, спектакли,
состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали и др.
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным принято такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.
В работе объединений, при наличии условий и с согласия педагога могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители).
4.9. Средства обучения
Выбор средств обучения как источников получения знаний и формирования умений определяется педагогом в соответствии с особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями). В педагогической практике широко используются следующие средства обучения:
словесные - учебные пособия, раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.);
визуальные - реальные предметы, инструменты, материалы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.
аудиальные - музыкальный центр, магнитофон, аудиозаписи, MP3 диски и др.
аудивизуальные - проектор, видеомагнитофон, DVD центр, видеофильм и т.п.;
средства автоматизации процесса обучения - компьютеры, телекоммуникационные сети, компьютерные программы.
4.10. Способы проверки знаний: теоретические знания обучающихся выявляются в ходе устного опроса на занятиях, а практические навыки в процессе самостоятельной работы детей.
Формы подведения итогов: по итогам обучения в конце каждого заезда устраиваются открытые занятия, выставки, концерты, спортивные мероприятия на уровне Центра.
Ожидаемые результаты:
способность слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, подчиняться правилам;
усидчивость и внимательность при групповой работе;
умение проговаривать и адекватно выражать свои переживания в сложных эмоциональных ситуациях;
способность проявлять инициативу и уверенность;
повышение уровня развития высших психических функций.
развитие творческих способностей личности, художественно- эстетического вкуса;
формирование устойчивого интереса к различным видам художественно-эстетической, физкультурно-спортивной деятельности;
оригинальность предлагаемых художественных решений;
окрепшая моторика.
5. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Основными направлениями работы психолога в Центре являются: проведение индивидуальных консультаций, групповая работа с обучающимися, изучение индивидуальных способностей обучающихся, коррекционно-развивающая работа с ними, работа по профилактике нарушений психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Поэтому отделение психолого-педагогической помощи осуществляет свою работу в нескольких направлениях: социально-психологическое консультирование; психологическая помощь и поддержка; психологическая диагностика и обследование личности; психологическая коррекция.
Система диагностики результатов образовательной деятельности рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.
Цель диагностики – выявление уровня обученности, развития способностей и личностных качеств обучающегося, и их соответствие прогнозируемым результатам программ творческих объединений.
Задачи диагностики:
определение уровня теоретической и практической подготовки;
личностное развитие обучающегося;
выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации программы творческого объединения;
своевременное внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности творческого объединения.
- Управление реализацией образовательной программы
Управление реализацией образовательной программы осуществляется через мониторинг. Система мониторинга включает в себя следующие показатели:
Показатели |
Критерии |
Периодичность |
Уровень обученности детей |
Практическая подготовка |
на конец заезда |
Личностное развитие |
||
Уровень социальной активности |
Социальная активность обучающихся (участие в мероприятиях) |
на конец заезда |
Достижения обучающихся (конкурсы, соревнования, выставки, фестивали) |
||
Эффективность и результативность деятельности Центра |
Удовлетворенность клиентов качеством предоставляемых услуг |
1 раз в квартал |
Программно - методическое обеспечение |
Наличие программ обучения |
|
Наличие методических и научно-методических материалов |
||
Система работы с педагогическими кадрами |
Качество обучения |
1 раз в год |
Уровень квалификации педагогических работников |
||
Сохранение и развитие материально-технической базы |
Пополнение материально-технической базы |
1 раз в год |
% внебюджетных средств, направленных на развитие учебно-материальной базы |
Реализация Программы создает оптимальные условия, способствующие успешному обучению, воспитанию, развитию, коррекции и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Нормативное правовое обеспечение
Закон Российской Федерации от 29.12. 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р.
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Устав государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Орленок».
и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Орленок».