2023 - 2024 учебный год
Программы дополнительного образования детей
Программы дополнительного образования детей
Социально-гуманитарная направленность
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Детский Арт-базар»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
от 3 до 17 лет)
Цель программы: создание предметно-развивающей среды и благоприятных условий для социализации, саморазвития и самореализации, для выявления и развития творческих способностей обучающихся посредством знакомства и вовлечения их в занятия в предметно-развивающей среде.
Задачи:
научить обучающихся взаимодействовать в процессе игровой деятельности с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки;
обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры, поддерживать эмоциональное и положительное состояние обучающихся;
познакомить обучающихся с различными профессиями, учить их реализовывать и развивать сюжет игры;
развивать творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно-эстетический вкус и др.);
развивать у обучающихся интерес к познанию окружающего мира, удовлетворять любознательность;
развивать интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками);
формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия в развивающей среде;
формировать у обучающихся новые, более сложные способы построения ролевой игры;
формировать у обучающихся более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Технология добра»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет)
Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных, творческих интересов детей с ОВЗ и детей-инвалидов в свободное время.
Задачи:
формировать культуру досуговой деятельности;
обучать нетрадиционным техникам изобразительной деятельности;
развивать интерес обучающихся к общественно-полезной досуговой деятельности;
формировать интерес к разносторонней творческой деятельности;
развивать инициативность, творческую индивидуальность, эмоциональное восприятие, воображение, фантазию;
развивать познавательные процессы, творческую самореализацию, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость;
расширение интеграционной среды взаимодействия;
формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Альтернативные аугментативные способы коммуникации»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет)
Цели программы: стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками; построение функционирующей системы коммуникации; развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить информацию; развитие способности выражать свои мысли с помощью символов.
Задачи:
установление эмоционального контакта с ребенком;
развитие мотивации;
активизация речи в процессе ознакомления с окружающим миром;
формирование спонтанной речи в быту и игре;
развитие когнитивной сферы;
развитие познавательных процессов.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Мир звуков»
«Мир звуков»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет).
Цели программы: развитие звуковой культуры речи у обучающихся через игровые технологии; активизация биологически активных зон; расширение и активизация словаря; автоматизация поставленного звука (или дифференциация смешиваемых звуков) в слогах, словах, фразах; развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие навыков связной речи.
Задачи:
развитие устойчивого интереса к играм по развитию звуковой культуры речи у обучающихся, с учетом их индивидуальных особенностей;
закрепление правильного произношения поставленных звуков;
развитие фонематического восприятия, целенаправленного внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия, зрительно-двигательной координации, воображения;
формирование пространственного представления, моторных навыков, познавательной активности;
формирование грамматического строя речи;
закрепление навыков согласования слов в предложении;
развитие темпо-ритмической стороны речи, речевого дыхания;
осуществление слухового контроля за собственным произношение;
воспитание усидчивости, аккуратности, чувства сопереживания и сострадания.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Мы из будущего»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 10 до 17 лет)
Цель программы: гармонизация эмоционально-личностной сферы, повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности обучающихся.
Задачи:
создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения обучающихся друг с другом;
развитие навыков сотрудничества и коммуникативных умений;
развитие навыков саморегуляции и релаксации;
способствование повышению самооценки у участников группы;
развитие умения преодоления барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Радуга»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет)
Цели программы: коррекция и развитие психических процессов обучающихся; интеграция обучающихся с ограниченными возможностями в общество обычных детей.
Задачи:
развитие мотивации;
развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие когнитивной сферы;
развитие познавательных процессов;
развитие игровых навыков;
развитие тактильного и сенсорного восприятия;
развитие мелкой моторики и координации движений;
развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром;
развитие творческой самореализации;
улучшение взаимодействия с родителем;
создание интеграционной среды взаимодействия обучающихся;
объединение детей в едином реабилитационном пространстве;
развитие у детей милосердного отношения к окружающим;
обучение методам и приемам релаксации и саморегуляции;
развитие коммуникативных навыков.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Цвет радости»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 11 лет)
Цель программы: создание и обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, создание условий для творческой самореализации обучающихся, развития навыков общения в группе.
Задачи:
снижение эмоционального напряжения;
повышение эмоционального фона;
развитие внутреннего потенциала личности;
развитие творческих способностей;
развитие коммуникативных навыков.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Позитив»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет)
Цель программы: создание условий для удовлетворения познавательного интереса обучающихся с ОВЗ, развитие их творческих способностей и нравственных качеств.
Задачи:
организация разнообразного и интересного досуга, привлечение обучающихся с ОВЗ к участию в мероприятиях;
создание условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода через включение в активную социально-досуговую деятельность;
развитие психических функций и процессов (речи, мышления, восприятия, воображения, внимания, памяти);
развитие навыков публичного выступления;
формирование познавательных интересов, активной деятельности обучающихся с ОВЗ;
формирование положительных эмоций, благоприятного психологического климата в процессе досуговой деятельности и межличностного общения;
формирование навыков самостоятельного использования полученных знаний в жизни.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Читалочка»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет)
Цель программы: формирование и удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном и духовном росте, в расширении их читательских интересов.
Задачи:
расширение кругозора обучающихся через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта;
формирование потребности в постоянном чтении книг, интереса к литературному чтению, творчеству писателей;
воспитание уважения и любви к русской и мировой литературе;
воспитание доброжелательности в коллективе, корректного отношения к
окружающим;
воспитание любви и бережного отношения к книге;
развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль;
развитие способности к созидательной деятельности;
развитие речи, воображения обучающихся, ассоциативного мышления; развитие эстетических качеств.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Совенок»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 5 до 10 лет)
«Совенок»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 5 до 10 лет)
Цель программы: создание условий для развития познавательной активности, мышления, памяти, речи, фантазии, социальных навыков обучающих посредством дидактических игр.
Задачи:
формирование основ финансовой грамотности, расширение кругозора и представления обучающихся об окружающем мире, формирование умений и навыков познавательной деятельности;.
способствовать развитию познавательных и мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики рук и координации действий;
формирование навыков социального поведения; повышение уверенности в себе; способствование развитию самостоятельности и коммуникативных навыков.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Азбука нравственности»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 11 до 17 лет)
«Азбука нравственности»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 11 до 17 лет)
Цель программы: воспитание нравственно активной личности, обладающей стремлением к духовному развитию. содействия гармоничному духовному развитию личности ребенка и привития ему основополагающих принципов нравственности через систему воспитательных мероприятий.
Задачи:
воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость;
воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки;
сформировать уважительное отношение к Родине;
способствовать усвоению основных правил этикета (поведение дома, на улице, в транспорте, в общественных местах, на природе…), а также норм культуры речи;
воспитывать толерантность по отношению друг к другу;
сформировать у обучающихся позитивное отношение к действительности;
сформировать у обучающихся представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, коллективе, обществе;
сформировать умения и навыки поведения в соответствии с основными правилами этикета;
сформировать представление об этической культуре;
сформировать речевую этику;
научить обучающихся давать моральную оценку собственным поступкам и поведению сверстников с позиций доброжелательности и взаимоуважения;
развивать коммуникативные умения для взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
развивать способность к постоянному самообразованию, применению полученных знаний в различных ситуациях;
развивать жизненный оптимизм, целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
формировать культуру здорового образа жизни;
развивать творческий потенциал.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Я - гражданин России»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 11 до 17 лет)
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 11 до 17 лет)
Цель программы: формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну;
воспитывать чувства долга и готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны;
воспитывать гордость за свое Отечество, символы государства, свой народ;
формировать у обучающихся ключевые компетенции гражданско-патриотического воспитания: правовое самосознание, гражданственность и патриотические чувства;
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
создать условия для реализации каждым обучающимся собственной гражданской позиции;
формировать осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общие интересы;
развивать гражданственность и патриотизм;
развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными;
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Академия успеха»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 11 до 17 лет)
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 11 до 17 лет)
Цель программы: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активацию социальных, интеллектуальных, творческих интересов детей, развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи:
дать представления о человеке, о моральных ценностях, потребностях, поступках;
дать представления о месте человека в обществе, его взаимодействии с различными социальными группами;
развивать здоровые взаимоотношения с окружающим миром, обществом и самим собой;
развивать стремление к нравственному, культурному и социальному преображению;
развивать и совершенствовать межличностные отношения: человек – общество;
совершенствовать целенаправленную познавательную деятельность;
повышать интерес к речевому общению;
закреплять коммуникативную способность как основное средство общения;
сформировать основу для неконфликтных межличностных отношений;
воспитать негативное отношение к отрицательным проявлениям общественной жизни;
воспитать активную жизненную позицию, способность к самостоятельным поступкам на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
воспитать способность гуманистического взаимодействия с обществом.
Художественная направленность
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
художественной направленности
«Радуга творчества»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет)
Цель программы: разностороннее комплексное развитие и реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями и активизация их познавательной и творческой деятельности.
Задачи:
познакомить обучающихся с различными техниками и многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
формировать у обучающихся умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь обучающим в их желании сделать свою работу общественно значимой;
воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, мелкую моторику рук, концентрацию внимания, хватательные рефлексы, пространственное воображение и внимание.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
художественной направленности
«Домисолька»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет)
Цель программы: создание условий для повышения адаптационных возможностей, укрепление физического и психологического здоровья общающихся.
Задачи:
формирование положительного психоэмоционального состояния у обучающихся средствами музыкотерапии;
развитие музыкальных способностей у обучающихся (слух, чувство ритма, эмоциональное восприятие мелодии, исполнительские навыки в пении, в движении, в игре на музыкальных инструментах);
способствование активизации фантазии обучающегося, творческого воображения, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству;
развитие эмоциональности обучающихся.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
художественной направленности
«ВундерКиндер»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 11 до 17 лет)
Цель программы: способствовать повышению художественно-эстетической культуры обучающихся, овладению и совершенствованию специальных знаний, умений и навыков по изготовлению оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства, через саморазвитие и самоопределение к творческой деятельности, что является важным фактором социальной адаптации в современном обществе.
Задачи:
создать условия для овладения знаниями и умениями в различной технике декоративно-прикладного искусства;
учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
обеспечить усвоение специальных знаний и умений по изготовлению поделок и изделий;
способствовать художественной активности, помочь ребятам в овладении образном языком декоративно-прикладного искусства;
развивать индивидуальное творческое воображение и творческие способности;
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
воспитание бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами, расходовании природных ресурсов, как важных составляющих экологического воспитания.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
художественной направленности
«Пальчиковый театр»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 10 лет)
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 10 лет)
Цель программы: приобщение обучающихся к творчеству, развитие художественно творческих способностей средствами театрального искусства.
Задачи:
формировать активную позицию, ответственность за результат своей деятельности;
расширять и обогащать практический опыт обучающихся;
освоить навыки, полученные в театрализованных играх, и перенести их в повседневную жизнь;
формировать, активизировать у детей речевую активность;
содействовать развитию способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию в творческой области;
способствовать формированию творческого мировоззрения;
содействовать сплочению детского коллектива, воспитывать положительное отношение к совместным действиям;
создать условия для проявления творческой активности, воспитания ответственности и творческой дисциплины;
развивать интерес к театру, как к виду искусства;
развивать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
развивать художественное и ассоциативное мышление;
развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
художественной направленности
«Пластилиновые чудеса»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет)
Цель программы: создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей обучающихся посредством занятий в технике «пластилинография».
Задачи:
познакомить детей с основными способами работы с пластилином;
способствовать развитию умения детей передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
познакомить детей с основными приемами пластилинографии («надавливание», «размазывание», «отщипывание», «вдавливание»);
развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
способствовать воспитанию усидчивости, выдержки, терпения, умения доводить начатое дело до конца, формировать навыки аккуратной работы с пластилином;
учить ориентироваться на листе бумаге, развивать глазомер, принимать задачу, слушать и слышать речь взрослого действовать по образцу, по словесному указанию;
воспитывать эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
художественной направленности
«Веселый художник»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет)
Цель программы: создание условий для развития художественно-творческих способностей обучающихся.
Задачи:
учить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки;
развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета;
формировать элементарные навыки изобразительной деятельности;
учить пользоваться карандашом и кисточкой, аккуратно набирать краску на кисточку, вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой;
знакомить детей с конструктивным построением несложных предметов, дать им понятие о том, что форма может состоять из отдельных частей;
знакомить с различными нетрадиционными средствами выразительности и возможностями их использования;
обучать техникам нетрадиционного рисования;
воспитывать интерес к рисованию, художественно-эстетический вкус.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
художественной направленности
«Музыкальная капель»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет)
Цель программы: способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей с ограниченными возможностями средствами музыкального воспитания, посредством творческого контакта между сопровождающим и ребёнком.
Задачи:
формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус;
развитие эмоциональной сферы и коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения;
научить сопровождающих (родителей) эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком;
обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье.
Физкультурно-спортивная направленность
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Здоровячок»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет)
Цель программы: коррекция нарушений двигательной сферы и развитие физических качеств обучающихся - детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов - средствами адаптивной физической культуры.
Задачи:
использование системы знаний, необходимых для сознательного применения двигательных умений и навыков;
формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков;
обучение технике правильного выполнения физических упражнений;
развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции);
формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера;
развитие пространственно-временной дифференцировки;
укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма обучающихся;
активизация защитных сил организма обучающихся;
повышение физиологической активности органов и систем организма;
укрепление и развитие дыхательной системы;
коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия);
коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки);
коррекция и развитие общей и мелкой моторики;
обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья обучающихся;
воспитание в обучающихся чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях;
воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости;
воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
Дополнительная рабочая общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Территория Здоровья»
(Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 17 лет)
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся через использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
обучение рациональному дыханию;
освоение основных двигательных навыков и умений;
формирование жизненно необходимых умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями;
развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции);
формирование и совершенствование двигательных умений и навыков; развитие пространственно-временной дифференцировки;
развитие произвольного внимания и саморегуляции;
воспитание потребностей в здоровом образе жизни;
формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
повышение функционального уровня органов и систем организма, умственной и физической работоспособности, оптимизация тонуса, преодоление ригидных телесных установок.