ГБУСО "КРЦ "Орленок" - Образовательная программа государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» «Семицветик»
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам


Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания

"Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Орлёнок"


 

Меню

Главная
О центре
Структура Центра
Персонал
Административно-управленческий персонал
Отделение социально-медицинской реабилитации
Отделение приема и выпуска
Отделение психолого-педагогической помощи
Отделение социальной реабилитации
Стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Стационарное отделение "Мать и дитя"
Персонал кухни и столовой
Хозяйственно-обслуживающий персонал
История
Паспорт ГБУСО КРЦ "ОРЛЁНОК"
Документы
Устав
Положение о ГБУСО "КРЦ "Орлёнок"
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении приема и выпуска
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
ПОЛОЖЕНИЕ о стационарном отделении «Мать и дитя»
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социально-медицинской реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении социальной реабилитации
ПОЛОЖЕНИЕ об отделении психолого-педагогической помощи
ПОЛОЖЕНИЕ о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме
Лицензии
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц
Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе
Коллективый договор
Правила внутреннего распорядка для сотрудников
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Материально - техническое оснащение Центра
Планы
2021
2022
Кодекс этики и служебного поведения работников учреждений социального обслуживания
Награды Центра
Контакты
Попечительский совет
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
Проверки
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
Учетная политика
Финансово-хозяйственная деятельность ГБУСО КРЦ Орленок
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Адаптированная версия сайта
Реабилитация
(ИЗМЕНЕНИЯ) Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Порядок приема несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Статистика по количеству получателей социальных услуг
Статистика по объему предоставляемых социальных услуг
Правила приема получателей социальных услуг
Правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг
Права и обязанности получателей социальных услуг
Учреждения и организации, оказывающие социальные услуги психолого-медико-педагогической реабилитации
Платные услуги
Положение о порядке и условиях предоставления платных социальных услуг
Прейскурант цен на платные услуги
Договор о предоставлении социальных услуг
Перечень организаций социального обслуживания населения Ставропольского края, осуществляющих учёт несовершеннолетних получателей социальных услуг и направление их в ГБУ СО "КРЦ"Орлёнок"
Отчеты о деятельности ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
2023
2022
2021
2020
2019
2018
Приказ об организации работы по направлению несовершеннолетних получателей социальных услуг в ГБУ СО "КРЦ "Орленок"
Права и обязанности поставщика социальных услуг
Порядок предоставления социальных услуг в Ставропольском крае
Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Ставропольском крае
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 20.01.2017 № 13-п
Изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 04.02.2020 № 55-п
Порядок предоставления социальных услуг в ГБУСО КРЦ "Орлёнок"
Отделение социально-медицинской реабилитации
Локальные акты Центра
График работы отделений
Графики заездов
2024 год
2023 год
2022 год
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Численность получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края на 2024 год
Независимая оценка качества условий оказания услуг
2023
2021
2019
2018
Профилактика короновируса Сovid-19
Дополнительное образование детей
2023 - 2024 учебный год
2022 - 2023 учебный год
2021-2022 учебный год
2020-2021 учебный год
2019-2020 учебный год
2018-2019 учебный год
2017-2018 учебный год
Локальные акты
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Методическая деятельность
Достижения наших детей
НАВИГАТОР
Статьи
Правовое просвещение детей и родителей
Государственное задание
2024 г.
2023 г.
2022 г.
2021 г.
2020 г.
2019 г.
2018 г
Законодательство Российской Федерации и Ставропольского края
Законодательство Российской Федерации
Законодательство Ставропольского края
Информационная безопасность и защита персональных данных
Информационная безопасность
Защита персональных данных
Реализация 442-ФЗ
Информационно - разъяснительные материалы
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Нормативно-правовые акты Ставропольского края
Локальные документы
Приказ о создании рабочей группы по организации и проведению слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
СОСТАВ рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Формы документов
Реализация программы "Право быть равным"
Противодействие коррупции
Заявить о факте коррупции
Методические материалы
Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
Законондательство Российской Федерации
Законондательство Ставропольского края
Документы организации по вопросам противодействия коррупции
Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
Это интересно
Методики
Спорт-развл. программы
Программы
Направление Интеллект
Направление Досуг
Направление Нравственность
Направление Экология
Программы психологов
Тактильная чувств-ть и мелкая моторика
Проективные игры на песке
Групповые игры
Индивидуальные игры
Медиа
Фото заездов
Фото заездов 2016 года
Фото заездов 2017 года
Фото заездов 2018 года
Фото заездов 2019 года
Фото заездов 2020 года
Фото заездов 2021
Видео
Закладка Часовни
Открытие часовни
Встреча с епископом Феофилактом
В гостях у психологов
Визит М.А. Топилина
Конференция
"Большие" победы маленьких детей
Гимн Орленка
Календарь памятных дат
Информация для родителей
Как к нам попасть
Мы помним... К 76-летию Победы в Великой Отечественной войне
Фотоальбом
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны в 2018 году
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в 2017 году
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2016 год
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Ковалевой Валентиной Ильиничной в 2015 год
Свеча памяти
Мастер-класс "Цветы Победы" в рамках акции "Добровольцы детям"
Бесплатная юридическая помощь
Детский Телефон доверия
17 мая – Международный день детского телефона доверия
Если тебе сложно - просто позвони! Детский телефон доверия
Детский телефон доверия
Доступная среда
Обратная связь и книга жалоб и предложений
Обращения граждан
Порядок подачи обращений
Порядок подачи обращений в электронном виде
"Горячая линия"
Благодарственные письма и отзывы
Часто задаваемые вопросы
Книга жалоб и предложений
Адреса и телефоны контролирующих организаций
Анкета оценки качества предоставления социальных услуг ГБУСО КРЦ "Орленок"
Волонтёрское движение
#Stopугроза#
Хартия "Цифровая этика детства"
Антитеррор

Образовательная программа государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» «Семицветик»

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

 

  1. Общие положения

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» (далее - Центр) был создан по постановлению главы администрации Ставропольского края от 15.06.1993 года №139 как центр реабилитации для дезадаптированных детей и подростков, приказом министерства труда и социальной защиты населения  Ставропольского края от 22.10.2004 года №126 перепрофилирован  в государственное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок».

Учреждение находится в ведении министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края.

Центр оказывает ежемесячно комплекс услуг  детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья с детским церебральным параличом, неврологической патологией, нарушением опорно-двигательного аппарата и хронической соматической патологией в возрасте от 3 до 17 лет включительно, проживающих на территории Ставропольского края

         Учреждение функционирует в соответствии с Уставом государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок», утвержденным приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 28 июня 2018 года №278.

         Коечная мощность Центра 90 койко-мест.

         Ежегодное количество получателей услуг стационарно за счет бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края, составляет:

         стационарное отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (без сопровождения) -  450 детей;

         стационарное отделение «Мать и дитя» (с сопровождением родителей, законных представителей) -  450 детей и 450 родителей.

         В стационарных отделениях организованы 3 группы для детей и подростков с ограниченными возможностями  и 2 группы для детей отделения с сопровождением.

Реабилитация детей в Центре проводится курсами с длительностью пребывания 22 дня. Для каждого ребенка, с учетом  тяжести заболевания, объема социально-бытовых навыков, составляется индивидуальная программа реабилитации.

Направления деятельности Центра:

социально-медицинская реабилитация, которая включает: лечебную физкультуру с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон», пневмокостюма «Атлант», лечебный массаж, физиотерапию: электростимуляцию, магнитотерапию, ультразвуковую терапию, лазеротерапию, бальнеолечение - искусственные ванны (йодо-бромные, хвойные, шалфейные), грязелечение,   кислородный коктейль,  щелочные ингаляции, ароматерапию, скипидарные ванночки, галотерапию, механотерапию с использованием аппаратов пассивной разработки суставов Артромот, имитатора ходьбы Имитрон, велотренажера Рифтон, БОС-терапии.

- социальная психолого-педагогическая реабилитация, осуществляемая через индивидуальные и/или групповые занятия с логопедом, психологом,  воспитателем и социальным педагогом, групповые занятия познавательного цикла, занятия кабинетах предметно-игровой деятельности и водно-песочной терапии, темной и светлой сенсорных комнат, ароматерапии,  посещение вокального кружка «Веселые нотки»,  студии «ВундерКиндер», кукольного театра, кружков «Развивайка», «Бусинка», «Чемпион», «Мукосолька», «Волшебные пальчики» и участие в коллективно-творческой деятельности.

Система комплексной реабилитации нацелена на  социализацию, саморазвитие и самореализацию обучающихся, на выявления и развитие их творческих способностей.

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок»  осуществляет реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ  в интересах личности, общества, государства. Образовательная программа (далее - Программа) Центра является организационной основой педагогической деятельности.

Центр при реализации данной программы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, правовыми актами министерства образования Ставропольского края, Уставом Центра, договорами между Центром и родителями (законными представителями), а также иными действующими нормативными актами.

Миссия Центра – оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии квалифицированной социально-медицинской, социально-психологической и социально-педагогической помощи, обеспечение максимально полной и своевременной их социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду, выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков, формирование целостной социально-педагогической среды, способствующей развитию и самореализации детей средствами дополнительного образования.

При разработке Программы были учтены особенности деятельности Центра, контингента обучающихся, уровня квалификации педагогических работников, материально-технической базы Центра и т.п.

Цель Программы – совершенствование нормативно-правовых, организационно-педагогических, научно-методических условий, обеспечивающих функционирование и развитие Центра в интересах личности обучающегося.

Исполнители Программы – администрация и педагогический коллектив Центра.

Срок реализации Программы – по продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одного заезда (22 дня). Учитывая кратковременность пребывания обучающихся в Центре, задания подобраны не сложные, быстровыполнимые.

Результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях социального медико-психолого-педагогического консилиума,  методического совета. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Ее корректировка осуществляется в соответствии с результатами промежуточного анализа ее выполнения, на основе решения методического совета Центра, который осуществляет контроль реализации  Программы.

Задачи Программы:

совершенствовать образовательный процесс, направленный на стимулирование творческой активности детей, развитие способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самоопределению;

повышать качество содержания дополнительного образования посредством внедрением оптимальных форм, методов и технологий работы с учетом  индивидуальных особенностей и жизненного опыта обучающихся;

создавать условия для повышения профессионального мастерства педагогических работников;

изучать, обобщать и распространять положительный педагогический опыт;

создавать условия для сотрудничества участников образовательного процесса – педагогов, детей и родителей;

обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

укреплять материально-техническую базу Центра.

В соответствии с поставленными целями и задачами учебно-воспитательная деятельность осуществляется по следующим направлениям: социально-педагогической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной направленности, которые обусловлены  необходимостью интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, расширения самостоятельности детей данной категории в различных сферах жизнедеятельности, предоставление им возможности самоутвердиться, сформировать адекватную самооценку, а также провести коррекцию имеющихся у детей с ограниченными возможностями здоровья отклонений в развитии.

2. Стратегия образовательной программы

Основную задачу по реализации Программы осуществляют педагоги дополнительного образования,  логопеды,  воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре через организацию учебной деятельности обучающихся по дополнительным общеобразовательным  общеразвивающим программам.

 Деятельность всех специалистов является частью созданных в Центре благоприятных условий для устойчивого развития образовательного процесса.  При этом, чем выше квалификация данных работников, тем выше качество созданных условий.

 

3. Характеристика внешней и внутренней образовательной среды

3.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Образовательная деятельность Центра соответствует контрольно-лицензионным нормативам. В Центре сформирована достаточная информационно-методическая база. В Центре оборудованы: 17 учебных кабинетов, в числе которых: кабинет предметно-игровой деятельности (4), кабинет психолога (1), сенсорные комнаты (2), кабинет водно-песочной терапии (1), кабинет ароматерапии (1),  кабинет логопеда (2), зал ЛФК (1), кабинет музыкально-ритмических занятий (1), концертный зал (1), кабинет для занятий ручным трудом (3), уголок Монтессори (1). Выделено отдельное помещение для хранения костюмной базы Центра, реквизита, декораций  Наличие учебного оборудования в основном соответствует требованиям обеспечения образовательных программ. Для осуществления образовательной деятельности используются информационные и технические средства обучения: компьютеры,  мультимедийные установки,  магнитофоны, видеокамеры, фотоаппараты,  микрофоны и др. В Центре работает линия сети Интернет.

3.2. Нормативно-правовая база, регламентирующая образовательную деятельность.

Образовательный процесс  строится на основании Положения о структурном  подразделении Центра.

3.3. Кадровый состав.

На начало учебного года в Центре работает 38 педагогических работника. В коллективе работают 6 педагогов,  награжденных Почетной грамотой министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, 15 педагогов награждены благодарственными письмами министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, 37 педагогов имеют поощрения от администрации Предгорного района  и учреждения.

Образовательный ценз педагогических кадров - 24 педагога имеют высшее образование, 14  средне-профессиональное.

Квалификация педагогических работников: без категории - 27 педагогов, первая квалификационная категория - 11 человек.

Педагогический стаж работников: до 5 лет - 12 человек, до 10 лет - 9, до 20 лет - 8, до 30 лет -  2, более 30 лет - 7 педагогов.

3.4. Характеристика социокультурного окружения.

Педагогический коллектив Центра сотрудничает с различными организациями, творческими объединениями и образовательными учреждениями Предгорного района и Ставропольского края. Выстраивать содержание деятельности помогают внешние связи и контакты, которые в целом составляют образовательное пространство Центра.  Взаимодействие организовано как систематическое, так и эпизодическое, как на основе договоров о совместной деятельности и на основе  устных договоренностей.

3.5. Организация творческой практики обучающихся.

С целью совершенствования навыков обучающихся, приобретаемых в ходе обучения по дополнительным общеразвивающим программам, для них предусмотрена возможность творческой практики. В ходе реализации образовательной программы творческая практика осуществляется по следующим направлениям:

выставки работ по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному творчеству;

концертная деятельность;

образовательно-досуговая деятельность;

творческие конкурсы, соревнования.

 

4. Организация образовательного процесса

 

4.1. Режим работы Центра.

         Учреждение работает по графику календарного года.

         Прием детей в Центр производиться на основании Порядка приема в государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок».

В связи со спецификой учреждения, состав детей - переменный (постоянного состава нет),  работа с детьми проводится индивидуально и частично в группах и подгруппах. Режим работы Центра регламентируется СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г..

п/п

Нормативные условия

Сроки, режим, формы работы

1.

Продолжительность учебной недели

5 дней

2.

 

Продолжительность учебного года, в т.ч.

каникулярное время

48 недель, в т.ч.

летнее оздоровление

(12 недель)

3.

Число занятий в неделю

1-3 занятия

4.

Образовательный процесс организован в две смены:

1 смена

2 смена

 

 

9-00 - 13-00

15-00 - 20-00

4.2. Сведения о контингенте обучающихся: данная программа предназначена для детей 3-17 лет включительно, группы комплектуется по половозрастному принципу. Педагог определяет подготовку вновь поступивших детей. И в зависимости от её уровня, подготовки и умений, детям предлагаются занятия в той или иной группе или индивидуально. Занятия проводятся в виде кружка 1-3  раза в неделю, продолжительность одного занятия от 15 до 40 минут (в зависимости от возраста и возможностей детей).

В группе занимается от 3 до 15 человек.

 

4.3. Специфика структуры образовательного процесса в Центре и  приоритетные направления образовательной деятельности

         Образовательная  коррекционная деятельность, проводимая в Центре, является частью реабилитационного процесса.

         Основное направление деятельности Центра - осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, направленной на создание условий их развития, социализации и интеграции в общество.

         В связи с данной спецификой Центра приоритетными направлениями образовательной деятельности являются:

         разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья с учетом его потенциальных психических и физических возможностей;

         проведение индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков в физическом и психическом развитии обучающегося;

         укрепление психического и физического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, наряду с профессиональным медицинским сопровождением проведение общих оздоровительных мероприятий.

         Исходя из специфики учреждения,  коррекционные задачи в Центре решаются в комплексе, в процессе традиционных форм и видов деятельности детей  за счет применения специальных технологий и упражнений.

         В Центре созданы благоприятные условия для обеспечения всестороннего развития личности обучающегося, комфортности его пребывания.

         Главным условием развития обучающегося в образовательном процессе Центра является включение его в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого обучающийся способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.

         Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:

         коррекционно-развивающий процесс;

         предметная  развивающая среда;

         взаимодействие участников педагогического процесса.

         Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие обучающихся с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных возможностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:

         воспитательная - развитие ценностных отношений, развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;

         образовательная (познавательная) - воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию обучающегося, т.е. способствующих развитию его новых качеств;

         развивающая - развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;

         коррекционная - организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у обучающихся;

         социализирующая - овладение обучающимися системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

         оздоровительно-профилактическая (валеологическая) - приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

         В основе организации образовательного процесса определен тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, оценки психических и физических нарушений, оценки речевых нарушений. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности. Акцент делается на интеграцию образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество).

Коррекционные занятия со специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом) планируются и проводятся индивидуально  и/или в группе с учетом  физических и психических возможностей и особенностями инвалидизирующего заболевания обучающихся.

 

4.4. Характеристика программного обеспечения образовательного процесса.

Образовательная программа Центра рассчитана на реализацию 20 общеразвивающих программ:

п\п

Классификация

Количество программ

1

Общее количество

20

 

Тип разработки:

модифицированные

 

20

 

 

Срок реализации:

краткосрочный – 22 дня

20

 

Направленности образовательной

деятельности:

художественно-эстетическая

социально-педагогическая

физкультурно-спортивная

 

 

8

10

2

 

Уровень индивидуализации

обучения:

групповые занятия;

индивидуальные занятия

В зависимости от уровня развития детей и запроса родителей.

4.5. Учебный план

Учебный план Центра разработан в соответствии с нормативными документами:

  1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы творческих объединений, кружков.
  2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
  3. Устав, образовательная программа.

   Учебный план учреждения обеспечивает:

организацию образовательного процесса в соответствии с целями и задачами     Программы;

реализацию конституционного права детей на получение образования;

индивидуальный характер развития обучающихся в соответствии с их склонностями и   интересами, с учетом состояния здоровья;

развитие гражданских качеств у обучающихся как основы их личностного и жизненного самоопределения за счёт включения их в социально-значимую деятельность;

Особенности учебного плана.

Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети  от 3   до 17 лет включительно. Обучение осуществляется в одновозрастных и разновозрастных кружках.

Основными формами образовательных объединений являются: кружок.

Продолжительность учебного года составляет 36 недель, каникулярный период (оздоровительные заезды) 12 недель. Итого 48 недель.

Наполняемость групп составляет от 3 до 15 человек.

Содержание деятельности образовательных объединений определяется педагогом с учетом задач образовательных программ по направленностям:

социально-педагогическая;

художественно-эстетическая;

         физкультурно-спортивная.

Количество часов, отводимых в учебном плане на образовательное объединение, соответствует рабочей программе данного кружка и составленному к ней календарно-тематическому планированию.

Учебный план строится на основе краткосрочного обучения:

Учебный план имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение.

Социально-педагогическая направленность.

Работу данной направленности определяют 9 программ. Программы различаются по возрастным группам (от 3 лет до 17 лет) реализуются через кружки «Живые звуки», «Ключ к успеху», «Поиграй-ка», «Развивайка», «Вместе весело шагать»,  «Радужный мир», «Мы строим жизнь», «Волшебник», но их объединяет необходимость социальной адаптации к условиям жизнедеятельности, актуальной для каждого возраста. Данное направление включает  программы: «Сам себе волшебник», «Академия успеха», «Детский Арт Базар», «Технология добра», «Волшебный мир звуков», «Волшебный песочный остров», «Радуга», «Кто Я?», «Мы из будущего», «Читалочка».  В социально-педагогической направленности отводят часы для организации занятий коррекционной направленности, основными задачами которых являются коррекция речи и сопутствующих нарушений, двигательных функций, в том числе мелкой моторики, познавательной деятельности, памяти, внимания, логического мышления, межличностного общения и т.п. В целях более успешного продвижения в общем развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекции недостатков их психического развития, а так же ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия с психологом и  логопедом. Реализация дополнительных общеобразовательных программ позволяет, как можно полнее корригировать отставание в развитии обучающихся с особыми образовательными потребностями, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для этих обучающихся, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др. Все обучение носит коррекционно-развивающий характер. Индивидуально-групповые коррекционные занятия дополняют эту коррекционно-развивающую работу, будучи направленными на преодоление некоторых специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся. Ведущие принципы социально- педагогической деятельности:

Ценностные: гуманизм, демократизм, законность, соблюдение прав человека и обеспечение его государственных гарантий конфиденциальность и др.

Организационные: координация и взаимодействие, единство полномочий и ответственность, прав и обязанностей, комплексность и адресность и др.

Психолого-педагогические: индивидуальный подход, доверие, природосообразность, культуросообразность, учет возрастных и личностных особенностей и др.

Коррекционно-развивающие: опора на «зону ближайшего развития», опора на сохранные анализаторы, повторяемость, доступность, постепенность выполнения заданий др.

Основываясь на перечисленных принципах, социально-педагогическая деятельность в Центре имеет свою специфику, которая обуславливается особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья и созданной в учреждении комфортной образовательной среды.

В социально-педагогической деятельности выделены следующие основные направления: коррекция речевых нарушений, развитие высших психических функций; помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и поведение; распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, затрагивающих интересы ребенка с целью предотвращения серьезных последствий; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию, обучению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

         Художественно-эстетическая направленность.

         Данная направленность включает 5 творческих объединений: кружки «Бусинка», «Мукосолька», «Волшебные пальчики», «Веселые нотки»,  «ВундерКиндер», «Театр», реализующих   общеразвивающие   программы  - «Радуга творчества»,«Домисолька», «ВундерКиндер», «Театральные ступеньки».

         Программы художественно-эстетической направленности, реализуемые в Центре, охватывают обучающихся разных возрастных категорий (от 3 до 17 лет). Программы органично соединяют в себе познавательную деятельность с творческой, формируют у детей практические навыки по различным видам творчества и техникам, прививают любовь к искусству, развивают воображение, фантазию, художественный вкус.

Основными целями деятельности объединений данной направленности является:

приобщение обучающихся к искусству через занятия конкретным творчеством (вокал,  изобразительная деятельность, использование нетрадиционных технологий);

развитие художественного вкуса на лучших образцах отечественной и мировой культуры;

воспитание гармоничной личности, способной к творческой и интеллектуальной деятельности.

 Художественная деятельность нацелена, в первую очередь, на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, социальную реабилитацию, а также на развитие универсальных и реабилитационных (специальных) компетенций.

 

Физкультурно-спортивная направленность.

Данная направленность в деятельности Центра представлены программами «Здоровячок», Территория Здоровья»  кружка «Чемпион».

Главными целями являются:

         коррекция нарушений двигательной сферы и развитие физических качеств обучающихся;

         укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма обучающихся;

активизация защитных сил организма обучающихся;

В рамках физкультурно-спортивной направленности в Центре работает зал ЛФК,  зал механотерапии, спортивный зал, где проходят занятия по адаптивной физической культуре, занятия  спортивного кружка. Адаптивная  физическая культура (АФК) представляет собой совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных, методически разработанных. В основе лечебного действия физических упражнений лежит строго дозированные нагрузки применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья.

 

4.6.  Расписание занятий.

Расписание занятий творческих кружков и объединений Центра составлено согласно санитарно-эпидемиологических требований к  устройству, содержанию и организации режима работы образовательных  организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г., на основании учебного плана, штатного расписания, учебных программ творческих объединений, утвержденных локальными актами Центра.

Количество часов, отводимых в учебном плане на образовательное объединение, соответствует учебной программе данного объединения и составленному к ней календарно-тематическому планированию.

Занятия в творческих объединениях проводятся с 9-00 до 19-00.

Продолжительность занятия составляет от 15 до 45 минут. Ежедневно проводятся  досуговые мероприятия.

 

4.7.  Реализуемые технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов и др.).

Основные составляющие этой системы:

Организация рационального двигательного режима обучающихся.

Непрерывное мониторирование состояния здоровья обучающихся и своевременная коррекция возникающих отклонений.

Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и половых особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.

Использование многообразных программ по формированию мотиваций и навыков здорового образа жизни.

 Технологии развивающего обучения.   Основными  принципами развивающего обучения являются:

проблемность обучения;

оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);

индивидуализация и дифференциация обучения;

специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.

 Технология индивидуально-ориентированного образования   ставят в центр всей  образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью, ставят целью разностороннее, свободное и творческое развитие обучающегося.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии; технологии сотрудничества; технологии свободного воспитания.

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они исповедуют идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающийся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении обучающемуся свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, обучающийся наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Групповые технологии: общественный смотр знаний, интегрированные занятия, творческие отчёты, экскурсии и др. Задания выполняются таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Во время групповой работы педагог контролирует, оказывает помощь.

Технология творческой деятельности, цели которой: выявить, развить творческие способности обучающихся и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт (изделие, модель, произведение и т.п.), воспитание общественно-активной творческой личности. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности обучающихся является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнёров.

Игровые технологии. Игра позволяет активно включить ребёнка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создаёт доверительные отношения, применяется педагогами в работе с обучающимися разного возраста от самых маленьких до старшеклассников и используется при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает ощутить себя в реальной ситуации.

 

4.8. Формы обучения

Обучение в Центре предполагает освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих  программ в очной форме, т.е. при непосредственном взаимодействии обучающегося с педагогом в помещениях Центра.

В объединения Центра формируются группы обучающихся одного возраста либо разновозрастные группы, являющиеся основным составом объединения.

Основой организации образовательного процесса в очной форме обучения является занятие.

Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Занятия могут проводиться в форме: аудиторные занятия,  мастер-классы, экскурсии, концерты, выставки, экспозиции,  конкурсы, спортивные состязания, игры и другое, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для обучающихся.

Сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.

Формы занятий:

а) занятия в учебном кабинете (групповые, индивидуальные):

         тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

         комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);

         игровые (изучение учебного материала в процессе развивающих, деловых, дидактических игр);

         итоговые  (демонстрация умений,  опрос-тестирование);

         б) различные формы массовой учебной работы.

         Педагоги активно используют различные формы массовой работы с обучающимися детского объединения, что позволяет:

         создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

         показать ему результаты его учебной работы;

         создать условия для сплочения коллектива;

         формировать у обучающихся стремление радовать окружающих доступными им способами;

         расширить границы учебного процесса.

         Наиболее распространенными формами массовой работы в Центре являются:

         выставки,

         концерты, спектакли,

         состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали и др.

Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным принято такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

В работе объединений, при наличии условий и с согласия педагога могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители).

 

4.9.  Средства обучения

Выбор средств обучения как источников получения знаний и формирования умений определяется педагогом в соответствии с особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями). В педагогической практике широко используются следующие средства обучения:

словесные - учебные пособия, раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.);

визуальные - реальные предметы, инструменты, материалы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.

аудиальные - музыкальный центр, магнитофон, аудиозаписи, MP3 диски и др.

аудивизуальные - проектор, видеомагнитофон, DVD центр, видеофильм и т.п.

4.10. Способы проверки знаний: Теоретические знания обучающихся выявляются в ходе устного опроса на занятиях, а практические навыки в процессе самостоятельной работы детей.

Формы подведения итогов: По итогам обучения в конце каждого заезда устраиваются выставки, концерты, спортивные мероприятия на уровне Центра.

Ожидаемые результаты:

способность слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, подчиняться правилам;

усидчивость и внимательность при групповой работе;

умение проговаривать и адекватно выражать свои переживания в сложных эмоциональных ситуациях;

способность проявлять инициативу и уверенность;

повышение уровня развития высших психических функций.

формирование у обучающихся нравственно-эстетической отзывчивости;

развитие творческих способностей личности, художественно- эстетического вкуса;

формирование устойчивого интереса к различным видам художественно-эстетической, физкультурно-спортивной деятельности;

оригинальность предлагаемых художественных решений;

окрепшая моторика.

 

5. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного  процесса

Основными направлениями работы педагога-психолога в Центре являются: проведение индивидуальных консультаций, групповая работа с обучающимися, изучение индивидуальных  способностей обучающихся, коррекционно-развивающая работа с ними, работа по профилактике нарушений психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Поэтому отделение психолого-педагогической помощи осуществляет свою работу в нескольких направлениях: социально-психологическое консультирование; психологическая помощь и поддержка; психологическая диагностика и обследование личности; психологическая коррекция.

Психолого-педагогическая диагностика проводится в соответствии с запросами всех участников образовательного процесса. Для диагностики используются  адаптированные методы исследования личности:

         диагностическая методика «Шкала тревожности по Кондашу»

проективные методики «Розовый куст», «Палитра чувств», рисуночный тест «Слон»,  «Кактус»;

диагностическая методика «Бумажное волшебство»

Система диагностики результатов образовательной деятельности рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.

Цель диагностики – выявление уровня обученности, развития способностей и личностных качеств обучающегося, и их соответствие прогнозируемым результатам программ творческих объединений.

Задачи диагностики:

определение уровня теоретической и практической подготовки;

личностное развитие обучающегося;

выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации программы творческого объединения;

своевременное внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности творческого объединения.

 

  1. Программно-методическое обеспечение
  2. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. N 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  3. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. г. № 09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

 

  1. Управление реализацией образовательной программы

Управление реализацией образовательной программы осуществляется через мониторинг. Система мониторинга включает в себя следующие показатели:

 

Показатели

Критерии

Периодичность

Уровень обученности детей

Практическая подготовка

на конец заезда

Личностное развитие

Уровень социальной активности

Социальная активность обучающихся (участие в мероприятиях)

на конец заезда

Достижения обучающихся (конкурсы, соревнования, выставки, фестивали)

Эффективность и результативность деятельности Центра

Удовлетворенность  качеством условий предоставления услуг

1 раз в квартал

Программно -  методическое обеспечение

Наличие программ обучения

 

Наличие методических и научно-методических материалов

Система работы с педагогическими кадрами

Качество обучения

1 раз в год

Уровень квалификации педагогических работников

Сохранение и развитие материально-технической базы

Пополнение материально-технической базы

 

1 раз в год

Реализация Программы создает оптимальные условия, способствующие успешному обучению, воспитанию, развитию, коррекции и социальной адаптации детей-инвалидов и детей  с ограниченными возможностями здоровья.