Положение о разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
- Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», приказом министерства образования и науки Российской Федерации 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», с учетом Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р, Уставом государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок» и регламентирует порядок разработки и реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы (далее - Положение, Учреждение, Программа).
Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению, а также регламентирует порядок рассмотрения, согласования и утверждения Программы Учреждения.
Положение регламентирует реализацию Программы в течение календарного года, в период прохождения детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями (далее - обучающиеся) краткосрочной комплексной реабилитации.
Программа разрабатывается педагогическим работником Учреждения.
Контроль за полнотой и качеством реализации Программы осуществляется заведующими и старшими воспитателями отделений.
Образовательную деятельность Учреждение осуществляет на государственном языке Российской Федерации.
Программы направлены на создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры обучающегося, расширение его знаний о мире и о себе; удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности обучающихся в конкретной образовательной области; оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности обучающегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности; накопление обучающимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения Программы.
Программы должны учитывать диагноз, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
При наличии условий и согласия педагога в работе объединений обучающихся по интересам (кружках) могут участвовать совместно с обучающимися их родители (законные представители) (последние - без включения в основной состав обучающихся).
- Структура дополнительной образовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая программа должна включать следующие структурные элементы:
Титульный лист
Оглавление
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание занятий
Методическое обеспечение
Список литературы
Приложение
2.1. Титульный лист Программы - первая страница служит источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование Учреждения, гриф утверждения Программы (с указанием Ф.И.О. руководителя, даты и номера приказа, даты и номера протокола заседания методического совета), название Программы, категория и возраст обучающихся, срок реализации Программы, Ф.И.О. разработчика(ов) Программы, населенный пункт и год разработки Программы).
2.2. Пояснительную записку к Программе рекомендуется начать с введения, в котором дается краткая характеристика предмета или вида деятельности.
Далее необходимо:
раскрыть направленность (профиль) Программы, которая должна соответствовать классификации направленностей реализации дополнительных общеразвивающих программ - физкультурно-спортивная, художественная, социально-гуманитарная;
обосновать новизну Программы - провести сравнительный анализ профильных программ и указать отличие данной программы от подобных;
обосновать актуальность Программы - показать, что Программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам, что в ней представлены современные идеи и актуальные направления развития науки, культуры, спорта и социальной сферы;
обосновать педагогическую целесообразность Программы - пояснить использование педагогических приемов, форм, средств и методов образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами Программы;
раскрыть цель и задачи Программы: цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конкретный результат, она должна содержать в себе развивающий, обучающий и воспитательный аспекты; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима; задачи - это конкретные пути достижения реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель;
возраст детей, участвующих в ее реализации: должны быть охарактеризованы и учтены психолого-педагогические особенности обучающихся, дана информация о категории детей, для которых предназначена программа;
сроки реализации программы: продолжительность образовательного процесса;
формы обучения (кружки, секции, студии, объединения): определяются Учреждением самостоятельно;
формы организации деятельности: по группам или индивидуально;
режим занятий: указывается продолжительность и количество занятий, продолжительность учебного времени;
ожидаемые результаты - конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития и воспитания. Результаты должны быть сформулированы четко и конкретно: перечислены приобретаемые знания, умения и качества личности обучающегося;
критерии и способы определения результативности: указываются методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (концертах, викторинах, спектаклях, соревнованиях), активности обучающихся;
формы подведения итогов: продуктивные формы: выставки, соревнования, концерты и т.д.; документальные формы подведения итогов реализации Программы отражают достижения обучающихся, карты оценки результатов освоения Программы, представления по итогам реализации реабилитационного процесса и т.д.).
2.3. Учебно-тематический план Программы отражает содержание программы, раскрывает последовательность изучаемых тем, составлен в соответствии с заявленными сроками на весь период обучения, оформляется отдельно в форме таблицы, которой указывается количество занятий или количество часов.
2.4. Содержание изучаемого курса Программы: содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей структуре учебно-тематического плана. В теоретической части учебный материал раскрывается тезисно и представляет собой объем информации, которым сможет овладеть обучающийся; в практической части перечисляются формы практической деятельности детей. Название каждой темы Программы должно начинаться со слова «Тема» с указанием порядкового номера.
2.5. Методическое обеспечение может включать описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу Программы (игра, беседа, экскурсия, конкурс и т.д.), и технологий их организации; приемов и методов организации образовательного процесса с отражением условий его реализации, характеристикой учебно-методического комплекса и технического оснащения; форм подведения итогов по каждой теме Программы и инструментария оценки эффективности Программы. Методические материалы - обеспечение программы методическими видами продукции - указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации
2.6. Список использованной литературы оформляется строго в соответствии с ГОСТом 71-2003. Список литературы должен содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие 5 лет (периодические издания за последние 3 года) по общей педагогике, по методике данного вида деятельности, по методике воспитания, по общей и возрастной психологии; по теории и истории выбранного вида деятельности; опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.
Приложение «Календарно-тематический план» или Календарный учебный график - составная часть Программы, являющаяся комплексом основных характеристик образования. Определяет количество учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов.