«Наш оркестр»
Музыка, как вид искусства, дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Музыкальная деятельность способствует формированию у детей эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни и, чем раньше ребенок включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения.
В рамках реализации мероприятий программы «Право быть равным» на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края, в отделении социальной реабилитации Краевого реабилитационного центра«Орлёнок» проводятся занятия по музыкотерапии, цель которых: формирование внимания и интереса к музыке, приобщение детей к разным видам музыкальной деятельности, восстановление моторных и речевых функций, развитие элементарных музыкальных способностей, исполнительских навыков и навыков общения в процессе совместной деятельности.
Решению задач музыкального развития помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями.
Основной формой являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия детей, обучение их элементарному пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ограниченными возможностями. И, что самое главное - повышает интерес детей к музыкальным занятиям.
Работа по программе «Домисолька» проводится с использованием разнообразных методов и приёмов: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр. Применение на занятиях музыкальных инструментов расширяет музыкальные впечатления детей, способствует творческой активности.
Приёмы игры просты, и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.
На начальном этапе работы дети осваивают простейшие музыкальные композиции из русских народных попевок, где устанавливается очередность игры - по одному или группой. При этом, у каждого ребенка вырабатывается чувство ответственности за исполнение своей партии, что в свою очередь помогает преодолевать неуверенность и в то же время, сплачивает весь коллектив.
На последующих этапах музыкальной деятельности задачи усложняются - от простейших приёмов игры до вырабатывания чувства ритма и координации движений рук во время игры на музинструментах. Инструментарием служат различные музыкально-двигательные упражнения, пальчиковая гимнастика, ритмические игры.
Итог занятий - участие детского музыкального оркестра в праздничных концертах.
Этих моментов ребята всегда ждут с большим нетерпением, ведь именно на таких выступлениях они учатся быть уверенными, дисциплинированными, внимательными.
Благодаря финансовой поддержки Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (председатель Правления фонда М.Гордеева), стала возможной реализация данного направления в реабилитации детей с ограниченными возможностями.