Альтернативные аугментативные способы коммуникации
Альтернативные аугментативные способы коммуникации
Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности.
Рассматривая речь как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности, психологи выделяют две неразрывно связанные функции речи общения (коммуникативная функция) и мышления (речемыслительная функция).
В жизни каждого человека общение играет огромную роль: для обмена информацией, возможностью выражать свои мысли, просьбы, желания. В обычной жизни обмен информацией происходит при помощи слов. А если обычные средства коммуникации недоступны? Существуют дополнительные средства, которые облегчают понимание: жестикуляция, письменная речь, символические изображения. Данные средства являются инструментом выражения своих желаний, потребностей, чувств.
Нарушение общения приводит к тяжёлым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребёнка, развитии социально значимых качеств личности. Следует отметить, что коммуникативное общение для детей с задержкой психо-речевого развития не обязательно должно представлять собой словесную форму взаимодействия ребенка с окружающими. Форма коммуникации должна быть индивидуализирована, т.е. адаптирована к индивидуальным особенностям каждого ребенка.
В коммуникативной функции, в свою очередь, принято различать функции побуждения к действию и сообщения. Речь становится средством, формой выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления, действия, качества и отношения между ними. Усваивая язык как общественнознаковую систему, человек овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциями мышления, речь становится средством анализа и синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности. Принята дифференциация речи на несколько видов: устная, письменная, внутренняя, автономная, эгоцентрическая, дактильная, жестовая.
Педагоги в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не пользуются активной речью как средством общения. У не говорящих детей может быть нормальный слух, или тяжелая степень тугоухости, их органы речи могут быть органически сильно повреждены, или не иметь видимых патологий, интеллектуальный уровень их развития может быть высоким, а порой – значительно снижен. В каждом конкретном случае причину патологического развития речи определяет специалист, опираясь как на свой профессиональный опыт, так и на результаты объективного обследования ребенка. Определить нарушение произвольной деятельности артикуляционного аппарата у ребенка может логопед.
Инструментом в работе с детьми с нарушениями речи служат альтернативные аугментативные способы коммуникации, которые используются в работе с детьми специалистами отделения психолого-педагогической помощи Краевого реабилитационного центра «Орленок».
Программа включает в себя 3 блока: метод АВА «Модификация поведения». В его основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение детей факторов окружающей среды; карточки PECS «коммуникационная система обмена изображениями»; глобальное чтение. Методика глобального чтения представляет собой воспринимаемую форму общения и складывается из двух взаимосвязанных процессов: техники чтения и понимания читаемого текста
Данные методы коммуникации являются способом общения ребенка, способом передачи эмоций, выражения своих желаний, а в итоге способствует к побуждению устной речи.
Главное условие взаимодействия с ребёнком – создание атмосферы доверия по отношению к педагогу. На занятиях ребёнок должен себя чувствовать спокойно и комфортно, а это обеспечивается за счёт постоянства окружающей среды.
Технология работы с особенными детьми включена в план реабилитации сравнительно недавно, но уже на примере детей с задержкой психического развития, с нарушениями интеллекта, умственной отсталостью, с нарушением слуха, отмечается развитие мотивации к занятиям, улучшение коммуникабельности, внимания и памяти, развитие речи посредством движения, развитие познавательных процессов, развитие наглядно-образного мышления, умение выражать словом свои основные потребности и желания, умение высказывать свои потребности и желания в активной фразовой речи.
Специалистами отделения совершенствуется подача материала и развитие познавательного интереса через включение в процесс занятия коррекционных игровых упражнений и сюжетных игр дидактического характера.
И.А.Коновалова,
заведующий отделением
психолого-педагогической
помощи