Роль подвижных игр в жизни детей младшего возраста
Мы живем в веке информации и новых технологий. Современные дети все больше времени проводят дома за компьютером, не испытывая желания заниматься подвижными играми и совершать прогулки на свежем воздухе. А ведь регулярная и умеренная физическая активность крайне важны для любого организма.
Не зря говорят: движение - это жизнь. Считается, что подвижные игры - один из способов физического развития ребенка. Там, где подвижная игра, нет места скуке. Эти игры помогают сделать эмоциональную разведку, лучше познакомиться друг с другом. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Особенность подвижных игр - их соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях. Подвижные игры направлены на развитие физических способностей ребенка, укрепление его здоровья и развитие интеллекта. Они развивают ловкость, точность, быстроту реакции, силу, выносливость, координацию движений, а также способность управлять своим телом.
Особое внимание в стационарном отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями Краевого реабилитационного Центра «Орлёнок» уделяется обучению детей физическим умениям и навыкам. Цель проведения подвижных игр - повышение двигательной активности и обогащение игрового опыта детей. Педагоги учат детей играм, доступным им для самостоятельной организации - это мотивируют к активным развлечениям.
Играя в команде, ребёнок учиться взаимодействовать с другими участниками, что развивает его коммуникативные навыки и помогает наладить общение со сверстниками, находить компромиссы. Активные занятия предполагают не только участие в физическом воспитании детей, но и требуют усиленной умственной работы, быстрого принятия решения. Для того чтобы почувствовать веру в свои силы бывает достаточно одной лишь победы. Такие мероприятия стимулируют детей стать лучше, помогают проявить свои скрытые возможности. Ведь многие активные игры носят соревновательный характер, где каждый участник стремится быть лучше остальных.
Специалисты отделения считают, что подвижные игры служат отличным способом для корректировки индивидуальных особенностей детей. С помощью игр педагоги учат стеснительного и робкого ребёнка быть общительным и коммуникативным, гиперактивного - дисциплинированным и собранным. Важно, чтобы каждый ребенок в игре побывал как в главной роли, так и во второстепенной. Для активных детей хорошо подойдут занятия, требующие сосредоточенности и выполнения четких действий, от которых будет зависеть конечный результат. Пассивному ребёнку лучше сначала предложить освоиться в несложных развлечениях, постепенно помогая развить быстроту и ловкость, а после, при достижении положительной динамики, перейти уже на более сложные уровни занятий.
Подвижные игры бывают малой, средней и большой подвижности, а также многоплановыми. Одни игры дают большую нагрузку ногам, такие как «Классики», «Два мороза», «Салки со скакалкой», «Догони свою пару». Другие - развивают мышцы рук («У кого мяч?», «Кто больше соберёт?). Третьи - универсальные, которые «включают в работу» весь организм ребенка («Шарохлоп», «Одевание на время», «Вытолкни из круга» и др.)
Каждое движение в игре служит выражением внутреннего чувства, как бы завершением определенного настроя играющего. В подвижных играх у детей движения естественны, раскованы. Уже поэтому – они важный источник развития.
Как показывает опыт работы, совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, способных к соблюдению игровых правил. Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Игры бывают подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В них встречаются короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки.
В отделении на мероприятиях спортивного характера: «Спортландия», «Весёлые старты», «Самый быстрый, самый ловкий», «Умные, смелые, ловкие, умелые!» педагоги с детьми играют в различные подвижные игры, как индивидуальные: «Салки», «Ловишки», «Совушка», «Кто дальше бросит», «Ручеёк», «Не урони мячик», так и групповые: «Перестрелка», «Мяч капитану», «Гонка мячей», «Защита крепости», «Зайцы в огороде», «Охотники и утки», «Краски», в которых вырабатывается упорство, характер, здоровое желание быть лучше, развиваются лидерские качества.
Каждое занятие педагог заканчивает подведением итогов игры. Это проходит в интересной и занимательной форме, вызывая у детей желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры привлекаются все ребята. В ходе обсуждения педагог отмечает тех участников, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Анализирует с детьми, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловищка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Таким образом, подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Н.Н.Мирошникова,
старший воспитатель
стационарного отделения
реабилитации детей и подростков с
ограниченными возможностями